Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К. и Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации сельского поселения "сельсовет "Черняевский" Кизлярского района Республики Дагестан на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 30 августа 2022 г. по административному делу N 2а-357/2022 по административному исковому заявлению Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа ногайцев "Дослык" к администрации сельского поселения "сельсовет "Черняевский" Кизлярского района Республики Дагестан о признании незаконным отказа и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений, выслушав представителя административного истца Бигишиева И.Т, возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Территориально-соседская община коренного малочисленного народа ногайцев "Дослык" (далее также - община "Дослык", община) обратилась в суд с административным иском к администрации сельского поселения "сельсовет "Черняевский" Кизлярского района Республики Дагестан (далее также - администрация) о признании незаконным отказа и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указала, что с целью заключения договора безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" га, община обратилась в администрацию сельского поселения "сельсовет "Черняевский" Кизлярского района Республики Дагестан, однако ответом от 14 марта 2022 г. администрация отказала в заключении договора безвозмездного пользования земельным участком. Полагает отказ администрации незаконным и необоснованным, поскольку данный земельный участок относится к исконным землям общины "Дослык", где коренной малочисленный народ ногайцев ведет традиционный образ жизни и занимается традиционными видами деятельности и промыслами.
Решением Кизлярского районного суда Республики Дагестан от 20 мая 2022 г. г. административный иск оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 30 августа 2022 г. решение Кизлярского районного суда Республики Дагестан от 20 мая 2022 г. отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа ногайцев "Дослык" удовлетворен частично, признано решение исполняющего обязанности главы администрации сельского поселения "сельсовет "Черняевский" Кизлярского района Республики Дагестан от 14 марта 2022 г. об отказе в заключении договора безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" га незаконным, нарушающим действующее законодательство Российской Федерации и права коренного малочисленного народа, возложена обязанность на администрацию повторно рассмотреть обращение общины "Дослык" о заключении договора безвозмездного пользования указанным земельным участком, в остальной части в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 30 ноября 2022 г. и поступившем вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 6 декабря 2022 г, администрация просит отменить судебный акт суда апелляционной инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судом норм материального права и норм процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы Территориально-соседской общиной коренного малочисленного народа ногайцев "Дослык" поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений, выслушав представителя административного истца Бигишиева И.Т, возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судом апелляционной инстанции допущены.
Как следует из материалов дела, администрацией сельского поселения "сельсовет "Черняевский" Кизлярского района Республики Дагестан рассмотрено обращение Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа ногайцев "Дослык" о заключении с общиной договора безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" га, по результатам которого 14 марта 20222 г. дан ответ N б/н, в котором в заключении договора безвозмездного пользования указанным земельным участком отказано.
Отказ администрации мотивирован тем, что национальность ногайцы в Единый перечень коренных малочисленных народов, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255, не включена, документов, подтверждающих основания возникновения права общины на этот участок не представлено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения, закрепленные в пункте 13 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральном законе от 30 апреля1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого ответа администрации сельского поселения "сельсовет "Черняевский" Кизлярского района Республики Дагестан об отказе в заключении договора безвозмездного пользования указанным земельным участком и отсутствие нарушений прав и законных интересов административного истца.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований, исходил из того, что ногайцы входят в перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан, установленный постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от 18 октября 2000 г. N 191 "Об особенностях применения Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в Республике Дагестан", который в соответствии с постановлением Правительства от 28 марта 2001 г. N 236 считается частью Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации; согласно выписке из ЕГРЮЛ Территориально-соседская община коренного малочисленного народа ногайцев "Дослык" зарегистрирована в качестве юридического лица 1 ноября 2019 г. с присвоением ОГРН N и в силу закона малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов имеют право в том числе безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации; испрашиваемый общиной земельный участок ранее относился к колхозным землям, соответственно, относятся к земельным паям бывших членов колхоза, к которым относятся и члены общины "Дослык".
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами суда апелляционной инстанции и полагает, что они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, сделаны без учета фактических обстоятельств по делу.
Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от 18 октября 2000 г. N 191 "Об особенностях применения Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в Республике Дагестан" ногайский народ включен в Перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан, являющийся частью Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. N 236).
Согласно представленным в материалы дела выписке из ЕГРЮЛ община "Дослык" зарегистрирована в качестве юридического лица 1 ноября 2019 г, юридический адрес: "адрес".
Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются, как установлено в статье 123.16 Гражданского кодекса Российской Федерации, добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
В силу Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" община коренных малочисленных народов Российской Федерации является некоммерческой организацией и не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют ее между своими участниками - они создаются для целей, направленных на достижение общественных благ (пункты 1, 2 статьи 2); община малочисленных народов вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана (статья 6.1).
Из представленного в материалы дела выписки устава общины "Дослык" следует, что основными целями деятельности общины в соответствии с его уставом являются: защита исконной среды обитания сохранения и развития традиционного образа жизни; сохранение, возрождение и развитие традиционных отраслей хозяйственной деятельности, рационального природопользования, обеспечения традиционного уклада жизни, культуры и языка, а также сохранения территории расселения и среды обитания местного населения, как главного условия выживания и развития коренных малочисленных народов Дагестана; осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей природной среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленного ногайского народа Дагестана; содействие созданию благоприятных условий для решения проблем социально-экономического и культурного возрождения и дальнейшего развития ногайского народа Дагестана, реализация и защита их гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регулирует глава V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на срок не более чем десять лет.
К коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока относятся народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (статья 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р.
В соответствии пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов имеют право: безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации (подпункт 1).
В материалы дела представлена копия постановления администрации муниципального района сельское поселение "сельсовет "Черняевский" Кизлярского района Республики Дагестан от 25 декабря 2016 г. N (л.д.44), из которого усматривается, что испрашиваемый общиной земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" из земель сельскохозяйственного назначения, имеет общую площадь "данные изъяты" кв.м и вид разрешенного использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположен на территории муниципального образования сельское поселение "адрес" и закреплен за указанным муниципальным образованием на праве собственности.
Таким образом, испрашиваемый общиной "Дослык" земельный участок предназначен для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, что не соответствует видам деятельности, которые осуществляет община, данных о том, что указанная территория включена в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации не имеется, согласно Закону Республики Дагестан от 12 февраля 2003 г. N 3 "О территории компактного проживания коренных малочисленных народов Республики Дагестан, территорией компактного проживания коренных малочисленных народов Республики Дагестан признана вся территория Республики Дагестан. Из вышеуказанного постановления администрации земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" имеет площадь "данные изъяты" кв.м, в то время община в своем заявлении просил предоставить в пользование указанный земельный участок площадью "данные изъяты" га ("данные изъяты" кв.м).
Между тем указанные обстоятельства судом апелляционной инстанции во внимание не приняты, имеющиеся противоречия не устранены, соответствующие доказательства, в том числе выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая характеристики испрашиваемого земельного участка судом не истребованы, соответствующая оценка доказательствам и вышеуказанным обстоятельства по делу не дана.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены требования к принимаемому судебному решению, которое должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемый судебный акт суда апелляционной инстанции приведенным требованиям не соответствует, в связи с чем подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 30 августа 2022 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 февраля 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.