Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1-326/2022 по иску Яниева Александра Дмитриевича к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Свердловской области "Красноуфимский педагогический колледж" о взыскании задолженности по заработной плате, стимулирующих выплат, компенсации за их задержку, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Свердловской области "Красноуфимский педагогический колледж" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Яниев А.Д. обратился с иском к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Свердловской области "Красноуфимский педагогический колледж" (далее по тексту - Красноуфимский педагогический колледж; колледж) о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01 апреля 2014 года по 31 декабря 2016 года в сумме 29 831 руб, денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы за период с 31 декабря 2016 года по 05 апреля 2022 года в сумме 27 683 руб. 19 коп, невыплаченную стимулирующую часть заработной платы за стаж работ за период с 01 января 2014 года по 31 августа 2018 года в сумме 114 995 руб. 09 коп, невыплаченную часть заработной платы в виде выплат стимулирующего характера за период с 01 января 2017 года по 28 февраля 2022 года в сумме 281 652 руб. 89 коп, компенсацию морального вреда в сумме 102 500 руб.
В обоснование требований указал, что в соответствии с трудовым договором от 24 декабря 2012 года N 914 он работает юрисконсультом в Красноуфимском педагогическом колледже. По условиям трудового договора размер его должностного оклада составлял 5 680 руб, который без предусмотренных на то законом оснований с 01 апреля 2014 года был уменьшен на 200 руб. до 5 480 руб, что привело к уменьшению и размера персонального повышающего коэффициента. 01 января 2017 года в организации ответчика была введена новая система оплаты труда работников. В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от 09 января 2017 года ему был установлен должностной оклад в размере 17 000 руб, выплата стимулирующего характера за стаж непрерывной работы (выслугу лет) в государственных учреждениях. Данная выплата, размер которой должен составлять 10% от оклада, в период с 01 января 2014 года по 31 августа 2018 года ему не выплачивалась. Одновременно оплата его труда предусматривает выплату стимулирующих выплат, предусмотренных локальными нормативными актами работодателя. В нарушение положений приложения N 4 к Положению об оплате труда работников Красноуфимского педагогического колледжа, расчет стимулирующей выплаты производится неверно. Его обращения к работодателю с заявлениями о неправильном исчислении заработной платы, выплате задолженности, оставлены без удовлетворения. Незаконными действиями ответчика нарушено его право на труд, в связи с чем причинен моральный вред.
Решением Красноуфимского районного суда Свердловской области от 29 апреля 2022 года в удовлетворении исковых требований Яниеву А. Д. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31 августа 2022 года решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 29 апреля 2022 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Яниева А.Д. о взыскании выплаты за стаж непрерывной работы, компенсации морального вреда отменено. Принято в указанной части новое решение, которым с Красноуфимского педагогического колледжа в пользу Яниева А.Д. взыскана задолженность по выплате за стаж непрерывной работы в сумме 35 596 руб. 40 коп, денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы в сумме 23 507 руб. 61 коп, компенсация морального вреда в сумме 5 000 руб. С Красноуфимского педагогического колледжа в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 2 423 руб. В остальной части это же решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Красноуфимского педагогического колледжа ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31 августа 2022 года, ссылаясь на его незаконность.
От Яниева А.Д. поступили возражения на кассационную жалобу, в которой просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 24 декабря 2012 года между истцом Яниевым А.Д. и ответчиком заключен трудовой договор, по условиям которого истец принят на работу юрисконсультом.
В соответствии с пунктом 3.2.1 трудового договора Яниеву А.Д. установлен должностной оклад в сумме 5 680руб.
В пункте 3.2.2 трудового договора стороны определили, что работнику производятся доплаты и надбавки: повышающий коэффициент к должностному окладу 0, 6 до 31 декабря 2012 года; стимулирующие выплаты в баллах -1 балл до 31 декабря 2012 года; районный коэффициент-15%; за работу с вредными условиями труда; единовременные поощрительные выплаты. Доплаты и надбавки устанавливаются приказом директора колледжа, который издается на основании Положения о порядке установления выплат стимулирующего характера колледжа. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются: за интенсивность и высокие результаты работы; за качество работы; за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам года. Согласно Положению о порядке установления выплат стимулирующего характера колледжа работодатель имеет право самостоятельно устанавливать надбавки, доплаты и повышающий коэффициент.
К марту 2014 года в связи с проведенной в колледже индексацией заработной платы должностной оклад истца увеличился до 6 816 руб.
16 декабря 2013 года Правительством свердловской области принято постановление N 1512-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 25 июня 2010 года N 973-ПП "О введении новой системы оплаты труда работников государственных учреждений Свердловской области, подведомственных Министерству общего и профессионального образования Свердловской области".
В связи с введением с 01 апреля 2014 года нового Положения об оплате труда работников колледжа, оклад юрисконсульта стал составлять 5 480 руб, но увеличен повышающий коэффициент до 3, 0.
06 февраля 2014 года ответчиком истцу вручено уведомление о предстоящих изменениях трудового договора в части размера оплаты труда, с котороым Яниев А.Д. ознакомился, выразил согласие на внесение изменений в трудовой договор.
Приказом от 31 марта 2014 года N 100-ок, работникам колледжа с 01 апреля 2014 года установлены повышающие коэффициенты, истцу установлен повышающий коэффициент 2, 9. До 01 апреля 2014 года повышающий коэффициент истца составлял 2.1.
01 апреля 2014 года истцом подписан лист согласования об оплате труда работников Красноуфимского педагогического колледжа.
Дополнительным соглашением от 09 января 2017 года в трудовой договор внесены изменения: конкретизированы трудовые функции (пункты 1.4.1 -1.4.32 договора), пунктом 4.1.1. установлен оклад (ставка заработной платы) в размере 17 000руб. Пунктом 4.1.2 дополнительного соглашения установлены выплаты компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями-15 % районный коэффициент ежемесячно. В пункте 4.1.3 трудового договора установлены выплаты стимулирующего характера за интенсивность и высокие показатели в работе, определены условия получения выплаты, порядок расчета. Также указано, что выплата производится при наличии ассигнований на оплату труда, а также средств от деятельности приносящей доход, направленных на оплату труда. В этом же пункте дополнительного соглашения предусмотрены премиальные выплаты и иные выплаты, предусмотренные Положением об оплате труда.
Дополнительным соглашением от 22 марта 2018 года к трудовому договору на истца возложена дополнительная работа в качестве председателя профсоюзной организации колледжа с 01 марта 2018 года с выполнением функций по организации работы в рамках общественно -государственного управления образовательной организацией.
Дополнительным соглашением от 23 октября 2018 года к трудовому договору в связи с изменением штатного расписания истцу установлен новый должностной оклад по основной должности юрисконсульт колледжа в размере 18 390 руб. с 01 октября 2018 года.
Дополнительным соглашением от 07 октября 2019 года к трудовому договору в связи с изменением штатного расписания истцу установлен новый должностной оклад по основной должности юрисконсульт колледжа в размере 19 190 руб. с 01 октября 2019 года.
Дополнительным соглашением от 01 октября 2020 года к трудовому договору в связи с изменением штатного расписания истцу установлен новый должностной оклад по основной должности юрисконсульт колледжа в размере 19 770руб. 01 октября 2020 года.
Дополнительным соглашением от 01 октября 2021 года к трудовому договору в связи с изменением штатного расписания истцу установлен новый должностной оклад по основной должности юрисконсульт колледжа в размере 20 502руб. 01 октября 2021 года.
Из коллективного договора ответчика, принятого на 2014-2016годы, следует, что в пунктах 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5 установлено, что минимальные должностные оклады работников, устанавливаются исходя из требований статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом отнесения занимаемых ими должностей (профессий) к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп. Размер, порядок и условия оплаты труда, выплата компенсационных и стимулирующих выплат работникам колледжа закреплены в Положении об оплате труда работников колледжа.
Из Положения об оплате работников Красноуфимского педагогического колледжа, утвержденного приказом от 24 октября 2010 года определено, что оплата труда работников колледжа включает в себя: размеры минимальных окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам и квалификационным разрядам; размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам (должностным окладам), ставам заработной платы; выплаты компенсационного характера, установленные в главе 5 Положения; выплаты стимулирующего характера, установленные в главе 6 (пункт 18 Положения).
Аналогичные положения закреплены в пункте 18 Положения об оплате труда работников колледжа, утвержденного приказом от 01 апреля 2014 года N 188-од.
Данными Положениями размер, периодичность стимулирующих выплат за стаж непрерывной работы, выслугу лет не определены.
Положением об оплате труда работников Красноуфимского педагогического колледжа, утвержденным приказом от 29 апреля 2016 года N 242-од, предусмотрены выплаты стимулирующего характера, в том числе за стаж непрерывной работы, за выслугу лет. При этом пунктом 104 Положения установлено, что выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом разработанных в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников, в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников.
Аналогичные положения закреплены в Положении об оплате труда работников, утвержденным приказом от 14 сентября 2017 года N 358/2-од.
Положение о порядке установления выплат стимулирующего характера работникам Красноуфимского педагогического колледжа утверждено 24 сентября 2010 года, на основании которого, а также Положений об оплате труда в колледже создана Комиссия по стимулированию.
Пунктами 2.1, 2.4, 2.5, 2.6 Положения о порядке установления выплат стимулирующего характера установлено, что основаниями для стимулирования работников колледжа являются критерии и показатели качества и результативности их профессиональной деятельности. Выплата стимулирующих надбавок осуществляется на основании приказа директора. Для подготовки приказа создается Комиссия по установлению надбавок стимулирующего характера. За две недели до заседания Комиссии педагогические работники передают отчет о результатах профессиональной деятельности в комиссию. Предложения по надбавкам стимулирующего характера для остальных категорий работников предоставляется в комиссию заместителем директора. Из пункта 3.4 Положения и приложения N 1 к нему следует, что выплаты за стаж работы в размере 10 баллов производятся только педагогическим работникам.
Стимулирующая выплата за стаж работы, за выслугу лет истцу стала выплачиваться с сентября 2018 года в размере 10% от оклада.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 22, 72, 74, 129, 132, 135, 144 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что об изменении системы оплаты труда в виде уменьшения оклада с 5 680 руб. до 5 480 руб. и увеличения повышающего коэффициента с 2, 1 до 2, 9 истец был уведомлен работодателем своевременно и возражений относительно изменения условий труда не высказал, согласившись с новым должностным окладом и повышающим коэффициентом; отсутствие подписанного между истцом и ответчиком дополнительного соглашения к трудовому договору об изменении размера оклада не исключает наличие письменного согласия Яниева А.Д. на изменение определенных условий трудового договора, а свидетельствует лишь о ненадлежащем выполнении ответчиком обязанности по изменению определенных сторонами условий трудового договора; заработная плата истца с введением нового Положения об оплате труда, нового должностного оклада увеличилась; новые условия трудового договора не ухудшили положение работника по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права системами и условиями оплаты труда и пришел к выводу о том, что со стороны ответчика в указанной части трудовые права истца не нарушены, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01 апреля 2014 года по 31 декабря 2016 года в сумме 29 831 руб, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы за период с 31 декабря 2016 года по 05 апреля 2022 года в сумме 27 683 руб. 19 коп.
Отказывая во взыскании невыплаченной стимулирующей части заработной платы за стаж работ за период с 01 января 2014 года по 31 августа 2018 года в сумме 114 995 руб. 09 коп. и компенсации за задержку ее выплаты, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период стимулирующая выплата истцу выплачивалась за интенсивность, результативность, качество работы, определяясь по карте оценки эффективности в баллах, которая была согласована сторонами в трудовом договоре; выплата стимулирующего характера за стаж непрерывной работы, выслугу лет в трудовом договоре не была согласована, не определен ее размер и периодичность; стимулирующие выплаты, в том числе за стаж работы, за выслугу лет являются переменной частью заработной платы работника, которые устанавливаются с учетом условий и результатов труда работников, а в спорный период в комиссию по стимулированию не подавались предложения о выплате юрисконсульту данных выплат, приказ об этом не издавался; согласно обращениям колледжа в Министерство образования Свердловской области от 25 марта 2014 года, от 08 августа 2014 года, от 28 октября 2014 года, от 14 марта 2016 года, от 13 сентября 2016 года, от 06 апреля 2017 года, от 22 марта 2018 года, от 16 мая 2018 года у ответчика отсутствовали бюджетные ассигнования о выплате стимулирующих надбавок истцу, в связи с чем пришел к выводу о том, что нарушения трудовых прав истца в виде невыплаты ему стимулирующей выплаты за выслугу лет, за стаж работы за спорный период не имеется.
Принимая решение об отказе Яниеву А.Д. в удовлетворении требований о взыскании с ответчика в пользу истца невыплаченной части заработной платы в виде выплат стимулирующего характера за период с 01 января 2017 года по 28 февраля 2022 года в сумме 281 652 руб. 89 коп, а также компенсации за задержку ее выплаты, суд первой инстанции, проверив расчеты стимулирующих выплат по результатам оценки эффективности деятельности юрисконсульта, исходил из того, что установленная в Положении об оплате труда формула расчета стимулирующей выплаты по результатам оценки эффективности деятельности работников применена в отношении истца в спорном периоде правильно, в связи с чем пришел к выводу о том, что стимулирующие выплаты выплачены работодателем истцу полностью и своевременно.
Отказывая во взыскании стимулирующих выплат в размере 30% от оклада, суд первой инстанции исходил из того, что условиями заключенного с истцом трудового договора, дополнительных соглашений выплаты стимулирующих надбавок в таком размере не предусмотрены, как и Положениями об оплате труда; правильность расчетов стимулирующих выплат Яниеву А.Д. проверялась Государственной инспекцией труда в Свердловской области, из акта документарной проверки которой от 14 марта 2022 года следует, что очевидных нарушений не установлено; оплата стимулирующих выплат в колледже не являлась гарантированной, а производилась работодателем при соблюдении ряда условий, указанных в Положениях об оплате труда и Положении о стимулировании, которые не ухудшают положение истца по сравнению с трудовым законодательством и другими работниками, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии со стороны Красноуфимского педагогического колледжа нарушения трудовых прав истца.
Не выявив нарушения трудовых прав истца по заявленным им требованиям, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности по заработной плате с 01 апреля 2014 года по 31 декабря 2016 года, стимулирующих выплат за стаж работы с 01 января 2014 года по 31 декабря 2016 года и стимулирующих выплат 01 января 2017 года по 28 февраля 2022 года, не согласившись с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Яниева А.Д. о взыскании с Красноуфимского педагогического колледжа стимулирующих выплат за стаж работы с 01 января 2017 года по 31 августа 2018 года.
Отменяя в указанной части решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что с 01 января 2017 года действовало постановление Правительства Свердловской области от 12 октября 2016 года N 708-ПП "Об оплате труда работников государственных организаций Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Министерством образования и молодежной политики Свердловской области" (вместе с "Примерным положением об оплате труда работников государственных организаций Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Министерством образования и молодежной политики Свердловской области"), на основании которого 23 декабря 2016 года приказом N614-од утверждено Положение об оплате труда работников Красноуфимского педагогического колледжа.
Приказом Министерства образования Свердловской области от 10 ноября 2016 года N 514-Д утвержден Порядок отдельных выплат стимулирующего характера работникам (кроме руководителя) государственных учреждений Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, из пункта 5 которого следует, что работникам государственных учреждений, имеющим стаж работы (выслугу лет) в государственных учреждениях, по решению руководителя государственного учреждения могут быть установлены ежемесячные доплаты к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы за стаж непрерывной работы (выслугу лет): от 1 года до 4 лет - до 10 процентов; от 4 до 10 лет - до 15 процентов; свыше 10 лет - до 20 процентов. Конкретный размер ежемесячных доплат к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы за стаж непрерывной работы (выслугу лет) устанавливается коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом наличия соответствующих бюджетных ассигнований на оплату труда работников государственных учреждений, а также средств от приносящей доход деятельности, направленных государственными учреждениями на оплату труда работников.
На основании Порядка исчисления стажа непрерывной работы (выслуги лет) работников государственных учреждений Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, при установлении работникам государственных учреждений ежемесячных доплат к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы за стаж непрерывной работы (выслугу лет) учитывается продолжительность непрерывной работы работников в данном государственном учреждении (пункт 3); под работой по специальности в сфере образования понимается работа, в том числе, на руководящих, педагогических, методических и других должностях специалистов, служащих и иных работников, утвержденных штатными расписаниями и тарификациями организаций (пункта 12).
В соответствии с дополнительным соглашением от 09 января 2017 года к трудовому договору стороны пришли к соглашению о размере оклада в сумме 17 000 руб, компенсационной выплате (выплата за работу в местностях с особыми климатическими условиями) в размере 15%, установлении выплаты стимулирующего характера: выплата за интенсивность и высокие показатели в работе, премиальных выплатах, в числе которых указана выплата за стаж непрерывной работы (выслугу лет) в государственных учреждениях, которая выплачивается единовременно (при наличии ассигнований на оплату труда, а также средств от деятельности, приносящей доход, направленных на оплату труда).
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истец и ответчик пришли к соглашению об установлении работнику такой составляющей части заработной платы как ежемесячная выплата за стаж непрерывной работы (выслуга лет) в государственных учреждениях, что нашло свое отражение в пункте 4.1.3 трудового договора, устанавливающего выплату за непрерывный стаж; отнесение работодателем спорной выплаты в разряд премиальных выплат с единовременной периодичностью их получения не может служить основанием для ограничения прав истца, поскольку данное условие трудового договора противоречит правовому регулированию, которое относит выплату за стаж непрерывной работы к выплатам стимулирующего характера, выплачиваемой ежемесячно, тогда как к премиальным выплатам, выплачиваемым единовременно, отнесены обстоятельства, связанные с объявлением благодарности, награждением почетной грамотой, государственными наградами и наградами Свердловской области, в связи с празднованием Дня учителя, в связи с праздничными днями и юбилейными датами (50, 55, 60 лет со дня рождения и последующие каждые 5 лет), при увольнении в связи с уходом на страховую пенсию по старости, при прекращении трудового договора в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением.
Также суд апелляционной инстанции учел, что ответчик, не изменяя какого-либо правового регулирования, стал выплачивать истцу с 01 сентября 2018 года спорную выплату ежемесячно, при исчислении которой учитывает только стаж Яниева А.Д.
Установив, что истец имеет право на получение ежемесячной стимулирующей выплаты за стаж работы с 01 января 2017 года, суд апелляционной инстанции произвел расчет указанной выплаты за период с 01 января 2017 года по 31 августа 2018 года в сумме 35 596 руб. 45 коп, взыскав ее с ответчика в пользу Яниева А.Д.
Отклоняя доводы ответчика об отсутствии ассигнований на оплату труда (выплата за стаж), суд апелляционной инстанции указал, что данный вопрос стороной Красноуфимским педагогическим колледжем в спорный период времени на разрешение не ставился, тогда как актом проверки финансово-хозяйственной деятельности колледжа контрольно-ревизионного управления Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 14 июня 2018 года установлено, что в образовательной организации было допущены нарушения в оплате труда работников, связанные с установлением необоснованных, неправомерных расходов на оплату труда работников на общую сумму 1 583 592 руб. 68 коп. (проверяемый период: 2016 год-1 квартал 2018 года).
Руководствуясь положениями статьи 236 Трудового кодекса российской Федерации, суд апелляционной инстанции произвел расчет компенсации за период с 01 февраля 2017 года по 31 августа 2022 года за нарушение срока оплаты ответчиком истцу стимулирующей выплаты за стаж работы, которая составила 23 507 руб. 61 коп, взыскав ее с Красноуфимского педагогического колледжа в пользу Яниева А.Д.
Установив со стороны ответчика нарушение трудовых прав истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации.
Определяя размер компенсации морального вреда в сумме 5 000 руб, суд первой инстанции исходил из допущенных ответчиком нарушений норм трудового права в отношении истца, степени нравственных страданий истца, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку решение суда первой инстанции в неотмененной части и апелляционное определение в той части, которой оставлено без изменения решение суда первой инстанции, не обжалуется, то проверке судом кассационной инстанции является только апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31 августа 2022 года в части взыскания стимулирующей выплаты за стаж работы с 01 января 2017 года по 31 августа 2018 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Этому праву работника в силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Часть 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Требования к содержанию трудового договора определены статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой в трудовом договоре предусматриваются как обязательные его условия, так и другие (дополнительные) условия по соглашению сторон.
Обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе условие о дате начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абзацы 4, 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Таким образом, система оплаты труда применительно к статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы; доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера.
Судами установлено, что в период с 01 января 2014 года до 31 декабря 2016 года оплата труда работников Красноуфимского педагогического колледжа регулировалась постановлением Правительства Свердловской области от 25 июня 2010 года N 973-ПП "О введении новой системы оплаты труда работников государственных организаций Свердловской области, подведомственных Министерству общего и профессионального образования Свердловской области" (вместе с "Примерным положением об оплате труда работников государственных организаций Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Министерством образования и молодежной политики Свердловской области").
Из содержания пункта 110 указанного Положения следует, что выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом разрабатываемых в государственных организациях показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих организаций в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников государственной организации, а также средств от деятельности, приносящей доход, направленных государственными организациями на оплату труда работников.
Пунктом 111 Положения выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет, отнесена к числу выплат стимулирующего характера. Указано, что конкретные показатели (критерии) оценки эффективности труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами.
В соответствии с Коллективным договором на 2014-2016 годы предусматривалось стимулирование работников Красноуфимского педагогического колледжа стимулирование работников за счет стимулирующей части фонда оплаты труда, а размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат закреплены в Положении об оплате труда работников.
Из Положения об оплате работников Красноуфимского педагогического колледжа от 24 октября 2010 года следует, что оплата труда работников включает в себя: размеры минимальных окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам и квалификационным разрядам; размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы; выплаты компенсационного характера, установленные в главе 5 Положения; выплаты стимулирующего характера, установленные в главе 6 (пункт 18 Положения).
В соответствии с Положением о порядке установления выплат стимулирующего характера работникам Красноуфимского педагогического колледжа от 24 сентября 2010 года выплаты стимулирующего характера устанавливаются: 1) за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ; 2) за стаж непрерывной работы, выслугу лет (пункт 1.6). Конкретные показатели (критерии) оценки эффективности труда устанавливаются коллективным договором, настоящим Положением и отражают количественную и качественную оценку трудовой деятельности работников (пункт 1.8). Основаниями для стимулирования работников Колледжа являются критерии и показатели качества и результативности их профессиональной деятельности (пункт 2.1); выплата стимулирующих надбавок осуществляется на основании приказа директора (пункт 2.4); для подготовки приказа создается комиссия по установлению надбавок стимулирующего характера (пункт 2.5). Пункт 3.4. Положения содержит критерии и показатели результативности деятельности педагогических работников, где предусмотрен и такой вид доплаты как за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Критериями для общеотраслевых должностей служащих (в том числе, юрисконсульт), указаны: своевременное и качественное оформление документации, отчетности по направлениям деятельности, своевременная работа с пенсионным фондом, страховой компаний "Мединком", другими организациями и учреждениями; формирование баз данных на работников и обучающихся ОУ, отсутствие замечаний по результатам проверок.
Из содержания пункта 18 Положения об оплате труда работников Красноуфимского педагогического колледжа от 01 апреля 2014 года следует, что оплата труда работников включает в себя: размеры минимальных окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам и квалификационным разрядам; размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы; выплаты компенсационного характера (приложение N 2 к Положению), выплаты стимулирующего характера (приложение N 3 к Положению). Предусмотрено, что с учетом условий и результатов труда служащим устанавливаются выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренные главами У и У1 Положения. В пункте 89 Положения указано, что выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников Колледжа, а также от средств деятельности, приносящей доход, направленных Колледжем на оплату труда работников. Размер выплат стимулирующего характера определяется в процентном отношении к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы и (или) в абсолютном размере с учетом показателей и критериев оценки эффективности труда работников. К числу выплат стимулирующего характера отнесена выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет (пункт 90). Конкретные показатели критерии) оценки эффективности труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами (пункт 91). Приложением 3 Положения определены виды выплат стимулирующего характера, в том числе за стаж работы, выслугу лет.
Показатели (критерии) оценки эффективности труда работников колледжа определены приложением N 4 к Положению, в отношении должности юрисконсульта установлены такие критерии, как соблюдение качества выполняемых работ в части оформления различных документов; своевременность выполнения поручений директора, высокий уровень исполнительской дисциплины (своевременная и качественная подготовка отчетов, нормативных документов и т.д.).
Положением об оплате труда работников Красноуфимского педагогического колледжа от 29 апреля 2016 года предусмотрены выплаты стимулирующего характера, в том числе за стаж непрерывной работы, за выслугу лет. Пунктом 104 Положения определено, что выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом разработанных в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников, в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников.
Примерным Положением об оплате труда работников государственных организаций Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Министерством образования и молодежной политики Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 12 октября 2016 года N 708-ПП и действующим с 01 января 2017 года, установлено, что заработная плата работников государственных организаций устанавливается трудовыми договорами в соответствии с действующими в государственных организациях системами оплаты труда. Системы оплаты труда в государственных организациях устанавливаются на основе настоящего Примерного положения коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или при его отсутствии иного представительного органа работников государственной организации. На основании пункта 15 Положения оплата труда работников государственных организаций включает в себя: 1) размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам; 2) выплаты компенсационного характера в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, установленных в главе 5 настоящего Примерного положения; 3) выплаты стимулирующего характера в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, установленных в главе 6 настоящего Примерного положения. В силу пункта 63 выплаты стимулирующего характера устанавливаются: 1) за интенсивность и высокие результаты работы; 2) за качество выполняемых работ; 3) за стаж непрерывной работы, выслугу лет; 4) по итогам работы в виде премиальных выплат.
Обязательными условиями для осуществления выплат стимулирующего характера являются: 1) успешное и добросовестное исполнение профессиональных и должностных обязанностей работником в соответствующем периоде; 2) инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда; 3) участие в течение соответствующего периода в выполнении важных работ, мероприятий (пункт 64). Пунктом 69 определено, что к выплатам за стаж непрерывной работы, выслугу лет относятся выплаты, учитывающие стаж работы по специальности в сфере образования или в государственной организации. Порядок исчисления стажа непрерывной работы, выслуги лет устанавливается Министерством общего и профессионального образования Свердловской области.
В соответствии с Положением об оплате труда работников Красноуфимского педагогического колледжа от 23 декабря 2016 года действующим с 01 января 2017 года, оплата труда работников государственных организаций включает в себя: 1) размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам; 2) выплаты компенсационного характера в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, установленных в главе 5 настоящего Примерного положения; 3) выплаты стимулирующего характера в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, установленных в главе 6 настоящего Примерного положения. Образовательная организация в пределах имеющихся у нее средств на оплату труда самостоятельно определяет размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также размеры стимулирующих и иных выплат в соответствии с настоящим Положением, за исключением случаев предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (пункт 17). В силу пункта 66 Положения работникам образовательной организации, имеющим стаж работы (выслугу лет) в государственных учреждениях по решению директора организации могут быть установлены ежемесячные доплаты к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы за непрерывный стаж работы (выслугу лет): 1) от 1 года до 4 лет-до 10%; 2) от 4 до 10 лет-до 15%; 3) свыше 10 лет-до 20%. Пунктом 72 Положения определено, что к выплатам за стаж непрерывной работы, выслугу лет относятся выплаты, учитывающие стаж работы по специальности в сфере образования или в образовательной организации.
Положение об оплате труда работников Красноуфимского педагогического колледжа от 14 сентября 2017 года предусматривает аналогичные условия.
Приказом Министерства образования Свердловской области от 10 ноября 2016 года N 514-Д утвержден Порядок отдельных выплат стимулирующего характера работникам (кроме руководителя) государственных учреждений Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Министерством общего и профессионального образования Свердловской области.
Из содержания пункта 5 Порядка следует, что работникам государственных учреждений, имеющим стаж работы (выслугу лет) в государственных учреждениях, по решению руководителя государственного учреждения могут быть установлены ежемесячные доплаты к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы за стаж непрерывной работы (выслугу лет): от 1 года до 4 лет - до 10%; от 4 до 10 лет - до 15%; свыше 10 лет - до 20%. Конкретный размер ежемесячных доплат к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы за стаж непрерывной работы (выслугу лет) устанавливается коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом наличия соответствующих бюджетных ассигнований на оплату труда работников государственных учреждений, а также средств от приносящей доход деятельности, направленных государственными учреждениями на оплату труда работников.
На основании Порядка исчисления стажа непрерывной работы (выслуги лет) работников государственных учреждений Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Министерством общего и профессионального образования Свердловской области при установлении работникам государственных учреждений ежемесячных доплат к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы за стаж непрерывной работы (выслугу лет) учитывается продолжительность непрерывной работы работников в данном государственном учреждении (пункт 3); в силу пункта 12 под работой по специальности в сфере образования понимается работа, в том числе, на руководящих, педагогических, методических и других должностях специалистов, служащих и иных работников, утвержденных штатными расписаниями и тарификациями организаций.
Таким образом, из анализа указанных актов установлено, что выплата за стаж работы относится к выплатам стимулирующего характера и в отношении должности истца (юрисконсульт) она введена лишь с 01 января 2017 года, поскольку согласно указанным выше нормам права ранее она была установлена лишь для педагогических работников, а индивидуальные условия трудового договора не предусматривали ее выплату работодателем.
Анализируя условия дополнительного соглашения от 09 января 2017 года к трудового договору истца, сопоставляя их с примерным Положением об оплате труда работников государственных организаций Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Министерством образования и молодежной политики Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 12 октября 2016 года N 708-ПП и Положением об оплате труда работников Красноуфимского педагогического колледжа от 23 декабря 2016 года, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что стороны пришли к соглашению об установлении работнику такой составляющей части заработной платы как выплата за стаж непрерывной работы (выслуга лет) в государственных учреждениях.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что правовое регулирование устанавливает только право работодателя на стимулирующую выплату за стаж работы, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что данная выплата является ежемесячной, а не единовременной и не поставлена в зависимость от усмотрения работодателя, поскольку с 01 сентября 2018 года, без изменения правового регулирования в данной сфере и каких-либо иных условий труда или их показателей, ответчик стал ежемесячно производить начисление и выплату истцу стимулирующей выплаты за стаж работы в размере 10%. При этом судебная коллегия не усматривает противоречий, на которые ответчик ссылается в кассационной жалобе, в выводах суда по применению пункта 5 Порядка отдельных выплат стимулирующего характера работникам (кроме руководителя) государственных учреждений Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, утвержденного приказом Министерства образования Свердловской области от 10 ноября 2016 года N 514-Д, которым установлено, что надбавка за выслугу лет может быть установлена по решению руководителя организации, поскольку исходя из содержания указанного пункта установление данной надбавки зависит от определения стажа работы и положений локальных нормативных актов с учетом бюджетных ассигнований на оплату труда работников государственных учреждений, а также средств от приносящей доход деятельности, направленных государственными учреждениями на оплату труда работников.
Доводы кассационной жалобы о том, что стимулирующие выплаты могут начисляться и выплачиваться лишь при наличии на то бюджетных ассигнований, не могут явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку указанное обстоятельство не может лишать истца права на справедливую и полную оплату заработной платы, куда входит стимулирующая выплата за стаж работы.
Кроме того, судом апелляционной инстанции верно отмечено, что вопреки доводам кассационной жалобы об отсутствии бюджетных ассигнований за спорный период, из акта проверки финансово-хозяйственной деятельности колледжа контрольно-ревизионного управления Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 14 июня 2018 года следует, что в образовательной организации было допущены нарушения в оплате труда работников, связанные с установлением необоснованных, неправомерных расходов на оплату труда работников на общую сумму 1 583 592 руб. 68 коп, в том числе частично за тот период, что заявлен Яниевым А.Д. по взысканию стимулирующей выплаты за стаж работы с 01 января 2017 года по 31 марта 2018 года.
Доводы кассационной жалобы о том, что размер стимулирующей выплаты за стаж работы определяется в диапазоне до 10%, не может явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку при определении данной надбавки с 01 сентября 2018 года ответчик установилименно 10%, в связи с чем оснований полагать, что за предыдущие периоды она должна составлять иной размер у суда апелляционной инстанции не имелось.
Доводы жалобы направлены на несогласие с установленными судом обстоятельствами, фактически являются субъективным мнением ответчика о том, как должно быть рассмотрено дело, оценены имеющиеся доказательства и каков должен быть его результат. Между тем, стороны не вправе требовать отмены решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены решения.
В силу статей 67, 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции не наделен правом переоценивать представленные сторонами доказательства, а также принимать новые доказательства и устанавливать новые обстоятельства, на что по существу и направлены доводы кассационной жалобы.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку нарушений судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Свердловской области "Красноуфимский педагогический колледж" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.