Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, Судей Раужина Е.Н, Новожиловой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1758/2022 (УИД: 22RS0013-01-2022-001740-41) по исковому заявлению Бобровой Марины Александровны к обществу с ограниченной ответственностью "Сибирская теплосбытовая компания" о признании приказа незаконным, возложении обязанности допустить к работе и восстановить трудовой стаж, взыскании среднего заработка, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Бобровой Марины Александровны на решение Бийского городского суда Алтайского края от 13 мая 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 7 сентября 2022 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, выслушав объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Сибирская теплосбытовая компания" Тарасова Е.С, действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы письменных возражений на кассационную жалобу, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Боброва М.А. обратилась в суд с иском к ООО "Сибирская теплосбытовая компания", в котором просила признать приказ N-к от 9 декабря 2021 г. об отстранении Бобровой М.А. от работы незаконным и подлежащим отмене; обязать допустить её к выполнению работ на территории ответчика в занимаемой должности с даты принятия решения судом в соответствии с обусловленной трудовым договором функцией; взыскать с ООО "Сибирская теплосбытовая компания" в её пользу средний заработок за всё время вынужденного прогула по вине работодателя с 8 февраля 2022 г. по дату вынесения решения суда, исходя из расчёта среднего дневного заработка в размере 1581, 06 руб. за каждый день вынужденного прогула; обязать ООО "Сибирская теплосбытовая компания" восстановить продолжительность трудового стажа истца, прерванного в связи с незаконным отстранением от работы; взыскать в счёт компенсации морального вреда 50 000 рублей.
В обоснование заявленных требований Боброва М.А. указал, что состоит в трудовых отношениях с ООО "Сибирская теплосбытовая компания" в должности экономиста 1 категории отдела по работе с дебиторской задолженностью Управления теплосбытовой деятельности Обособленного структурного подразделения города Бийска (рабочее место находится по адресу: "адрес").
17 ноября 2021 г. руководителем Барнаульского филиала общества с ограниченной ответственностью "Сибирская теплосбытовая компания" вынесен приказ N СТК-3/49 от 17 ноября 2021 г. "О проведении профилактических прививок". В данном приказе указано начальнику управления теплосбытовой деятельности обособленного структурного подразделения г. Бийска, руководителям структурных подразделений в срок до 20 ноября 2021 г. уведомить работников общества о необходимости прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до 22 ноября 2021 г, вторым компонентом в срок до 22 декабря 2021 г. Уведомления о необходимости прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции Боброва М.А. не получала.
9 декабря 2021 г. начальник отдела Медведева Г.В. по рабочей электронной почте сбросила Бобровой М.А. для ознакомления приказ N-к от 9 декабря 2021 г. об отстранении Бобровой М.А. от работы с 23 декабря 2021 г. без сохранения заработной платы на весь период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, установленный органом власти на территории Алтайского края, либо до прохождения вакцинации. Боброва М.А. ознакомилась с приказом, однако указала о несогласии с ним, приложив возражения на приказ на 7 листах.
Боброва М.А. считает приказ N-к от 9 декабря 2021 г. об отстранении от работы незаконным по следующим основаниям.
С 13 декабря 2021 г. по 7 февраля 2022 г. у Бобровой М.А. были открыты листки нетрудоспособности, соответственно на момент отстранения 23 декабря 2022 г. она находилась на больничном. 8 февраля 2022 г. к работе её не допустили, заблокировав доступ (личная учётная запись истца) в компьютер, её непосредственный руководитель Медведева Г.В. предложила покинуть рабочее место, требовала к предъявлению сертификат о прохождении вакцинации.
На момент наступления периода отстранения 23 декабря 2021 г. Боброва М.А. уже была освобождена от работы в связи с временной нетрудоспособностью. Пособие по временной нетрудоспособности за период с 13 декабря 2021 г. по 7 февраля 2022 г. выплачено ей в полном объёме. Таким образом, действия ответчика подтверждают, что работник во время нахождения на больничном, отстранён от работы не был.
Постановление главного санитарного врача Алтайского края N 4 от 23 июля 2021 г. (в ред. от 12 октября 2021 г.) "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", также Санитарные правила СП 3.13597-20 профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" не содержат требований, обязывающих юридических лиц отстранять своих сотрудников от работы, которые не прошли вакцинацию против новой коронавирусной инфекции. Статья 76 Трудового кодекса Российской Федерации также не содержит положений, на основании которых можно отстранить работника, который не прошёл вакцинацию, либо отказался от неё. Обязанность работодателя осуществлять вакцинацию сотрудников профилактическими прививками действующим законодательством не предусмотрена.
Кроме того, работодатель не имеет полномочий обязать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку иммунопрофилактика граждан является добровольной.
Профессия Бобровой М.А. (экономист) не входит в перечень профессий и должностей, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации N 4 от 23 июля 2021 г. (в ред. от 12 октября 2021 г.), предусматривающий обязательное проведение профилактических прививок.
Кроме того, исходя из смысла Постановления главного санитарного врача Алтайского края N 4 от 23 июля 2021 г. (в ред. от 12 октября 2021 г.), ответчику было предписано провести с работниками разъяснительную беседу по вопросу вакцинации, однако данное указание работодателем не выполнено.
ООО "Сибирская теплосбытовая компания" нарушен порядок отстранения от работы, так как в соответствие с абзацами 6, 8 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными органами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (т.е. по требованию Роспотребнадзора). Самостоятельно работодатель не вправе отстранять работников от работы. Такими полномочиями наделены главные санитарные врачи субъектов. Основанием для отстранения является предписание в связи с заболеванием работника, находящегося на лечении. Перед принятием решения об отстранении работника, работодатель должен был убедиться в наличии или отсутствии у работника инфекции, а также является ли работник источником распространения такой инфекции.
В приказе указано об отсутствии у Бобровой М.А. противопоказаний для вакцинации, хотя федеральными законами не предусмотрено право работодателя обладать такими сведениями и требовать от работника эти сведения предоставить в силу положений статьи 88 Трудового кодекса Российской Федерации.
Боброва М.А. полагает, что отказ от вакцинации фактически является отказом от участия в клинических испытаниях (исследованиях) и клинической апробации. Между тем, трудовой договор не содержит обязанности работника участвовать в клинических исследованиях лекарственных препаратов.
Кроме того, на заявление Бобровой М.А. с просьбой перевести на удаленный (дистанционный) режим работы в связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией с 20 декабря 2021 г. ООО "Сибирская теплосбытовая компания" ответило необоснованным отказом, не смотря на то, что приказом N СТК-3/38 от 8 июля 2021 г. все сотрудники филиала, в том числе и истец, были переведены на дистанционную работу с 9 июля 2021 г. по 30 июля 2021 г.
Боброва М.А. ссылается на нарушение трудового законодательства, запрещающего принудительный труд, к которому относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания. Считает, что в отсутствие законных оснований и полномочий ООО "Сибирская теплосбытовая компания" поставило её в зависимость выбора сохранения своего здоровья или продолжения трудовой деятельности.
Вопросы, связанные с проведением вакцинации против новой коронавирусной инфекции, регулируются не трудовым законодательством, а законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В связи с чем, к полномочиям работодателя вопросы вакцинации не относятся.
Таким образом, в результате отстранения от работы, Боброва М.А. была лишена возможности трудиться и соответственно не получает с 8 февраля 2022 г. заработную плату, указанный период следует расценивать как вынужденный прогул, который должен быть включён в стаж работы.
В связи ограничением ООО "Сибирская теплосбытовая компания" права Бобровой М.А. на труд, созданием условий для беспокойства, незаконного отстранения от работы, Боброва М.А. перенесла и переносит глубокие моральные и нравственные страдания, выраженные в невозможности осуществлять любимую работу, общаться с коллегами, в связи с ухудшением самочувствия вынуждена была обратиться к неврологу. Кроме того, Боброва М.А. не имела возможности устроиться на другую работу, так как трудоустроена по-прежнему в ООО "Сибирская теплосбытовая компания", при этом незаконное отстранение без сохранения заработной платы поставило её в сложное материальное положение.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 13 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 7 сентября 2022 г, в удовлетворении исковых требований Бобровой М.А. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Боброва М.А. просит отменить решение Бийского городского суда Алтайского края от 13 мая 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 7 сентября 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы ООО "Сибирская теплосбытовая компания" принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Боброва М.А. в период рассмотрения дела состояла в трудовых отношениях с ООО "Сибирская теплосбытовая компания" с 2 декабря 2020 г, с 28 января 2021 г. в должности экономиста 1 категории в отделе по работе с дебиторской задолженностью, Управление теплосбытовой деятельности, Обособленное структурное подразделение в г. Бийске, что подтверждается трудовым договором от 2 декабря 2020 г, дополнительным соглашением к нему от 28 января 2021 г.
Согласно пункту 1.1 трудового договора работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной в настоящем договоре трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные действующим трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, действующими у работодателя, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а Работник обязуется лично выполнять определенную трудовым договором трудовую функцию, соблюдать установленные правила внутреннего трудового распорядка, другие локальные нормативные акты, а также выполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему, должностной инструкцией.
Пунктами 3.13, 3.16, 3.20 трудового договора определены обязанности работника по своевременному и точному выполнению письменных и устных распоряжений непосредственных и вышестоящих руководителей, не противоречащие законодательству и настоящему договору; соблюдать производственную и трудовую дисциплину; знакомиться с локальными нормативными актами, приказами и распоряжениями работодателя и своевременно проставлять отметки об ознакомлении с ними в Журнале ознакомления с документами либо в системе электронного документооборота.
23 июля 2021 г. главным государственным санитарным врачом по Алтайскому краю Пащенко И.Г. принято постановление N 04 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", которым на территории Алтайского края установлены категории граждан, подлежащих иммунизации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), к которым отнесены, в том числе, работники в сфере торговли, общественного питания, образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, оказания услуг (банковских, услуг связи, оказания санаторнооздоровительных услуг, туристических услуг и услуг средств размещения для временного проживания; по перевозке населения общественным транспортом и такси, бытовых услуг, спортивно-оздоровительных услуг) (1.1).
Руководителям организаций, предприятий всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Алтайского края в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления, предписано организовать в срок до 22 ноября 2021 г. проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 22 декабря 2021 г. проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции вторым компонентом вакцины с охватом категорий (групп) граждан, указанных в подпунктах 1.1 -1.2 пункта 1 настоящего постановления не менее 80%.
Проведение иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, поручено Министерству здравоохранения Алтайского края.
17 ноября 2021 г. руководителем ООО "Сибирская теплосбытовая компания" издан приказ N СТК-3/49 "О проведении профилактических прививок", согласно которому начальникам управлений, начальникам управлений теплосбытовой деятельности обособленных структурных подразделений г. Бийска, г. Рубцовска, руководителям структурных подразделений: усилить информационно-разъяснительную работу среди сотрудников Барнаульского филиала ООО "СТК" по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции, обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок; в срок до 20 ноября 2021 г. уведомить сотрудником общества о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до 20 ноября 2021 г, вторым компонентом в срок до 22 декабря 2021 г.; ознакомить подчинённых работников с настоящим приказом под роспись; работникам в срок до 22 декабря 2021 г. предоставить в отдел по обеспечению сбытовой деятельности документ о прохождении вакцинации, либо медицинское заключение о наличии противопоказаний к проведению вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19); предложить работникам в срок до 22 декабря 2021 г. предоставить в отдел по обеспечению сбытовой деятельности отказ от проведения вакцинации по форме в соответствии с Приложением 1 к настоящему Приказу; до 13 декабря 2021 г. подготовить проект приказа об отстранении от работы без сохранения заработной платы с 23 декабря 2021 г. на период эпиднеблагополучия, либо до выполнении профилактической прививки не прошедших вакцинацию работников, за исключением работников, имеющих медицинское заключение, учитывая, что в соответствии со статьями 76, 121 Трудового кодекса Российской Федерации в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, а время отсутствия на работе вследствие отстранения не включается в стаж, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск.
С приказом ООО "Сибирская генерирующая компания" от 17 ноября 2021 г. N СТК-3/49 истец Боброва М.А. ознакомлена 18 ноября 2021 г, что подтверждается листком ознакомления с её подписью.
По делу установлено, что Боброва М.А. в указанный в приказе срок вакцинацию не прошла, отказ от прохождения вакцинации не оформила, медицинское заключение о наличии противопоказаний для вакцинации работодателю не представила.
Согласно приказу Барнаульского филиала ООО "Сибирская теплосбытовая компания" от 9 декабря 2021 г..N-к на основании статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г..N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", приказа Минздрава России от 21 марта 2014 г..N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям", постановления главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю N 04 от 23 июля 2021 г.."О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", приказа Барнаульского филиала ООО "Сибирская Теплосбытовая Компания" N СТК-3/49 от 17 ноября 2021 г.."О проведении профилактических прививок" Боброва М.А, экономист 1 категории отдела по работе с дебиторской задолженностью Управления теплосбытовой деятельности Обособленного структурного подразделения г..Бийска, отказавшаяся от профилактической прививки против новой коронавирнснуй инфекции (COVID-19) и не имеющая противопоказаний для вакцинации (сведения о противопоказаниях отсутствуют), с 23 декабря 2021 г..отстранена от работы (не допущена к работе) с сохранением места работы (должности) и без сохранения заработной платы на весь период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, установленный органом власти на территории Алтайского края, либо до момента предоставления сведений о прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции (двухкомпонентная или однокомпонентная вакцина из числа разрешенных к обороту на территории Российской Федерации).
Основаниями для окончания периода отстранения от работы (не допуска к работе) Бобровой М.А. приказано считать: предоставление в Отдел по обеспечению сбытовой деятельности Барнаульского филиала ООО "Сибирская теплосбытовая компания" медицинского заключения о наличии противопоказаний к проведению вакцинации от новой короновирусной инфекции (COVID-19); предоставление в Отдел по обеспечению сбытовой деятельности Барнаульского филиала ООО "Сибирская теплосбытовая компания" документов, подтверждающих перенесение новой коронавирусной инфекции после 23 декабря 2021 г, датированных не позднее 12 месяцев с даты отстранения от работы.
С указанным приказом Боброва М.А. ознакомлена 9 декабря 2021 г, что подтверждается её подписью, а также записью о несогласии с приказом и письменными возражениями на приказ.
В период с 13 декабря 2021 г. по 7 февраля 2022 г. Боброва М.А. была нетрудоспособна, что подтверждается листками нетрудоспособности.
После окончания периода лечения (после 7 февраля 2022 г.) истец также не представила работодателю справку о прохождении вакцинации или заключение о наличии медицинских противопоказаний к прохождению вакцинации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Бобровой М.А. о признании незаконным приказа об отстранении от работы, о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, включении периода отстранения от работы в страховой стаж, суд первой инстанции исходил из того, что утверждённым Минздравом России календарем профилактических прививок предусмотрено обязательное проведение профилактических прививок при наличии эпидемических показаний работниками сферы энергетики, что также прямо предусмотрено постановлением Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю от 23 июля 2021 г. N 04, в связи с чем отсутствие профилактических прививок у сотрудника филиала ООО "Сибирская теплосбытовая компания" влечёт обязанность работодателя по его отстранению от работы на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 5, статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
Установив, что отстранение истца от работы связано с её личным волеизъявлением не проходить вакцинацию в установленные сроки, суд первой инстанции, исходя из положений статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пришёл к выводу об обоснованности не начисления и не выплаты заработной платы в период отстранения от работы, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований в данной части.
Поскольку по делу не были установлены факты нарушения трудовых прав истца оспариваемым приказом, в том числе, связанных с невыплатой заработной платы, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для восстановления страхового стажа и компенсации морального вреда.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статьёй 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьёй 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создаёт угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно- эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Статьёй 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Постановлением главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю Пащенко И.Г. от 23 июля 2021 года N 04 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (в ред. от 12 октября 2021 г.) на территории Алтайского края установлены категории граждан, подлежащих иммунизации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе, работающие в сфере торговли, общественного питания, образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, оказания услуг (банковских, услуг связи, оказания санаторно-оздоровительных услуг, туристических услуг и услуг средств размещения для временного проживания; по перевозке населения общественным транспортом и такси, бытовых услуг, спортивно-оздоровительных услуг. Указанным постановлением руководителям организаций, предприятий всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Алтайского края в указанной сфере, постановлено организовать в срок до 22 ноября 2021 г. проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 22 декабря 2021 г. проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции вторым компонентом вакцины с охватом категорий (групп) граждан, указанных в подпунктах 1.1 - 1.2 пункта 1 настоящего постановления не менее 80%.
Согласно пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесён ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечёт отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утверждён Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утверждён приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в том числе к приоритету 2-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесённой в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Установив, что Боброва М.А. работает в ООО "Сибирская теплобытовая компания" в должности экономиста первой категории отдела по работе с дебиторской задолженностью Управления теплосбытовой деятельности, обособленного структурного подразделения г. Бийска, что Боброва М.А. работает в офисном помещении по адресу: "адрес", в указанном здании расположено несколько организаций, в связи с чем в любом случае истец, находясь в течение всего рабочего дня в здании, контактирует с неограниченным кругом сотрудников в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю от 23 июля 2021 г. N 04 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", приказом ООО "Сибирская теплосбытовая компания" 17 ноября 2021 года N СТК-3/49 "О проведении профилактических прививок" подлежит обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции, от прохождения обязательной вакцинации отказалась, а также отказалась от предоставления информации о проведении вакцинации либо о наличии у неё медицинских противопоказаний, суды пришли к правильному выводу о наличии у работодателя правовых оснований для отстранения истца от работы без сохранения заработной платы.
Доводы кассационной жалобы Бобровой М.А. об отсутствии оснований для отстранения её от работы, аналогичны доводам ранее заявлявшимся истцом при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, они являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций и обоснованно отклонены.
Вакцинация направлена исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Согласно абзацу 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 г. N 1867-О).
С учётом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы истца Бобровой М.А, в которой она ссылается на то, что выполняемая ею работа в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, не включена, основаны на неверном толковании и применении положений действующего законодательства.
Поскольку отстранение от работы является не правом, а обязанностью работодателя, что вытекает из статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, работодатель вправе запрашивать у работников, для которых вакцинация является обязательной в силу Перечня и нормативного правового акта главного санитарного врача, сведения о прохождении/непрохождении ими вакцинации.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с изложенными в решении выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, о незаконных действиях ответчика по отстранению истца от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, не влекут отмену судебных актов, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определённым категориям работников.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отстранение истца от работы, ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для её проведения, носило законный характер, поскольку трудовая деятельность истца подразумевает контакты с неограниченным кругом сотрудников и граждан, а потому отказ от вакцинации со стороны истца носил риск распространения новой коронавирусной инфекцией.
Доводы Бобровой М.А. о том, что ответчиком был нарушен порядок отстранения ее от работы, поскольку Боброва М.А. была отстранения от выполнения трудовой функции в период временной нетрудоспособности, не могут быть приняты как основания для отмены судебных постановлений, поскольку фактически Боброва М.А. была отстранена от работы с 8 февраля 2022 г, то есть после выхода с больничного.
Доводы кассационной жалобы о том, что новый приказ об отстранении от работы с 8 февраля 2022 г. не был издан, о незаконности отстранения от работы Бобровой М.А. не свидетельствует, поскольку приказ от 9 декабря 2013 г. N-к отменён не был, продолжал действовать.
Довод кассационной жалобы о том, что суд неполно, не всесторонне и необъективно исследовал представленные истцом доказательства, должным образом не рассмотрел доводы истца, является необоснованным. Выводы судов основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статей 59, 60, 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Иные доводы кассационной жалобы заявителя также не свидетельствуют о наличии оснований, установленных в статье 379.7 ГПК РФ, для отмены принятых по делу судебных постановлений судом кассационной инстанции.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 13 мая 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 7 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Бобровой Марины Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.