Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В, судей: Гусева Д.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-171/2022 (УИД 54RS0032-01-2021-002197-48) по иску прокурора Ордынского района Новосибирской области в интересах Шпигуновой Татьяны Александровны к МИФНС России N 19 по Новосибирской области о взыскании недоплаченных сумм компенсации при увольнении
по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N19 по Новосибирской области на решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 20 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 11 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно- кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Ордынского района Новосибирской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Шпигуновой Т.А. (далее по тексту - Шпигунова Т.А, материальный истец), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N19 по Новосибирской области о взыскании недоплаченных сумм компенсации при увольнении.
Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение статей 11, 22, 56, 136, 140 Трудового кодекса Российской Федерации Шпигуновой Т.А. при увольнении не произведена выплата полного окончательного расчета. В связи с оптимизацией штатной структуры МИФНС России N 6 сокращены государственные гражданские служащие, в том числе Шпигунова Т.А, работавшая в должности государственного налогового инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками.
В соответствии с приказами ФНС России от 27 апреля 2021 г, N ЕД-7- 4/226 "О структуре Управление Федеральной налоговой службы по 1 Новосибирской области" УФНС России по Новосибирской области от 28 апреля 2021 г. N 01 -07/88@ "Об утверждении структур инспекций ФНС России по Новосибирской области" произведена реорганизация УФНС России по Новосибирской области. МИФНС N 6 по Новосибирской области включена в состав МИФНС России N 19 по Новосибирской области.
Обстоятельства не произведенных выплат, факта трудоустройства и увольнения подтверждаются справкой о размере задолженности по заработной плате, копией расчета денежного содержания, копией приказа о назначении на должность, копией служебного контракта, копией приказа об увольнении
В период с 1 июля 2020 г. по 30 июня 2021 г. работниками МИФНС N 6 государственным гражданским служащим выплачивались средства материального стимулирования (за 2 квартал 2020, июль-сентябрь 2020, 3 квартал 2020, октябрь-декабрь 2020, 4 квартал 2020, январь-апрель 2021, май- июнь 2021, 1 квартал 2021), которые не были учтены при расчете денежного содержания, выплачиваемого при сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы. Сумма не выплаченной компенсации Шпигуновой Т.А. составляет 80 457 рублей 40 копеек.
Ключевая ставка, применяемая для расчета компенсации за задержку выплат с июня 2021 года - 5, 5%. Учитывая, что права работника при увольнении МИФНС были нарушены, ему причинен моральный вред.
Прокурор просил взыскать с Межрайонной ИФНС России N 19 по Новосибирской области в пользу Шпигуновой Т.А. задолженность компенсации в размере 80 457 рублей 40 копеек, компенсацию за задержку выплаты 3 422 рубля 10 копеек, моральный вред 20 000 рублей, на общую сумму 103 879 рублей 50 копеек.
Решением Ордынского районного суда Новосибирской области от 20 апреля 2022 г. постановлено взыскать с Межрайонной ИФНС России N 19 по Новосибирской области в пользу Шпигуновой Т.А. задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей (четырехмесячное денежное содержание) в сумме 64 498 рублей, задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 15 959 рублей 40 копеек, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, всего: 83 457 рублей 40 копеек. Отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы в размере 3 422 рублей 10 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 11 августа 2022 г. решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 20 апреля 2022 г. изменено в части отказа в иске во взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы, взыскав с Межрайонной ИФНС России N 19 по Новосибирской области в пользу Шпигуновой Т.А. компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 3 422 рубля 10 копеек.
В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Межрайонной ИФНС России N 19 по Новосибирской области - без удовлетворения.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N19 по Новосибирской области на решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 20 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 11 августа 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно- кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом N от 12 апреля 2012 г. Шпигунова Т.А. принята специалистом 1 разряда отдела регистрации и учета налогоплательщиков в МИФНС N 6 по Новосибирской области
Согласно заключенному с Шпигуновой Т.А. служебному контракту N 356-гс от 16 апреля 2019 г. о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в МИФНС N 6 по Новосибирской области, истец занимала должность государственного налогового инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками.
По условиям заключенного между сторонами контракта денежное содержание состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью в размере 4 198 рублей в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином в размере 1 052 рубля; ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 15 % от оклада; ежемесячной надбавки за особые условия в размере 60% от оклада; ежемесячное денежное поощрение в размере 100% должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Также согласно контракту производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с приказами ФНС России от 27 апреля 2021 г, N ЕД-7- 4/226 "О структуре Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области" УФНС России по Новосибирской области от 28 апреля 2021 г. N 01-07/88? "Об утверждении структур инспекций ФНС России по Новосибирской области" произведена реорганизация УФНС России по Новосибирской области. МИФНС N 6 по Новосибирской области включена в состав МИФНС России N 19 по Новосибирской области
Приказом от 18 августа 2021 г. N со Шпигуновой Т.А. расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и 24 августа 2021 г. уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с выплатой окончательного расчета с учетом выплаты компенсации за неиспользованный отпуск 29 календарных дней.
Из материалов дела следует, что в силу изданных приказов в период работы в инспекции Шпигуновой Т.А, ей регулярно, систематически выплачивались средства материального стимулирования.
Так, на основании приказа МИФНС N 6 по Новосибирской области от 28 сентября 2020 г. за 2 квартал 2020 ей было выплачено 19 660 рублей, приказа МИФНС N 6 по Новосибирской области от 28 сентября 2020 г. ей было выплачено 20 121 рублей, приказа МИФНС N 6 по Новосибирской области от 10 декабря 2020 г. ей было выплачено 18 794 рублей, приказа МИФНС N 6 по Новосибирской области от 22 декабря 2020 г. за 3 квартал 2020 ей было выплачено 19 938 рублей, приказа МИФНС N 6 по Новосибирской области от 22 апреля 2021 г. за 4 квартал 2020 ей было выплачено 26 551 рубль, приказа МИФНС N 6 по Новосибирской области от 11 мая 2021 г. ей было выплачено 28 605 рублей, приказа МИФНС N 6 по Новосибирской области от 21 июня 2021 г. ей было выплачено 28 329 рублей, приказа МИФНС N 6 по Новосибирской области от 21 июля 2021 г. -3 1 496 рублей.
Указанные суммы не были учтены работодателем при исчислении и выплате четырехмесячного денежного содержания при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями статей 11, 129, 135, 139, 191, 236, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 14, 37, 50, 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N562, Постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти", исходя из того, что выплаты, произведенные в качестве материального стимулирования служащих, относятся к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих, а соответственно, суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании с ответчика в пользу истца не полностью выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания; компенсации за 29 дней неиспользованного трудового отпуска.
Поскольку вышеуказанные денежные суммы истцу до принятия решения суда не начислялись, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что положения статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям не подлежат.
Руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, правовыми разъяснениями, содержащимися в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", установив факт нарушения трудовых прав истца, выразившихся в неполной выплате денежных компенсаций при увольнении, характер указанного нарушения, с учетом длительности лишения работника предусмотренной законом компенсации, поведения ответчика, не принявшего мер к восстановлению нарушенного трудового права работника, требований разумности и справедливости, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 3 000 рублей.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением в части удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании с ответчика в пользу истца не полностью выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания; компенсации за 29 дней неиспользованного трудового отпуска; взыскании компенсации морального вреда.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных исковых требований о взыскании компенсации в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации не согласилась, указав на то, что материалами дела нашел свое подтверждение факт нарушения нанимателем установленного срока выплаты причитающихся работнику компенсаций при увольнении, в связи с чем имеются основания для взыскания с ответчика в пользу материального истца денежной компенсации за задержку причитающихся ей выплат в размере 3 422 рубля 10 копеек.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой инстанции в неизмененной части и суда апелляционной инстанций.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (часть 3 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ).
Частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N562 (далее - Правила N562).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил N562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 пункта 8 Правил N562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу 2 пункта 8 Правил N562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
На основании пунктов 9 данного Указа фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8, 10 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы; совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N238-7.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что ФНС России и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих систематически производили начисление своим гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), связанных с исполнением служащим его должностных обязанностей, выплаты осуществлялись по результатам оценки достижения государственным служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, исходя из правовой природы указанных выплат, исходя из возможности применения к указанным выплатам порядка, предусмотренного для исчисления премии за выполнение особо важных и сложных заданий, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку при расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск ответчиком не учтены суммы дополнительного материального стимулирования, выплаченные истцу за период 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Доводы кассационной жалобы о том, что выплаты, направленные на стимулирование профессиональной служебной деятельности, не подлежат включению в состав основного денежного содержания гражданского служащего, неправильном определении правовой природы средств материального стимулирования, невключении дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование в фонд оплаты труда, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, примененных судами при разрешении дела, и выводов судебных инстанций не опровергают.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что федеральным государственным органам ежегодно доводятся объемы средств, имеющих целевой характер, - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы. При этом данными актами правовая форма и (или) механизм выплаты этих средств не установлены. Целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность.
В структуре денежного содержания выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя (пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Судом установлено, что выплата государственным гражданским служащим органов ФНС России материального стимулирования и премии связана с исполнением ими должностных обязанностей и имеет характер аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения государственным служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
Следовательно, выводы судебных инстанций, что суммы материального стимулирования подлежат включению в расчет денежного содержания при исчислении компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, соответствуют вышеприведенным правовым нормам.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении данного спора подлежат применению разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N14-04-05/34482, согласно которым при исчислении денежного содержания гражданского служащего при увольнении учитываются суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Вопреки доводам кассационной жалобы нормы статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации по периоду взыскания судами первой и апелляционной инстанций применены верно, период расчета судом определен датами фактической выплаты денежных сумм.
Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для взыскания компенсации на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации со ссылкой иную судебную практику, поскольку законодательство в Российской Федерации является кодификационным, а не преюдициальным, и обстоятельства, установленные иными судебными актами по другим спорам между иными сторонами, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего гражданского дела.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном взыскании компенсации морального вреда подлежат отклонению, поскольку судом установлен факт нарушения трудовых прав истцов, что является основанием для компенсации морального вреда в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, при этом, законодатель, закрепляя право на компенсацию морального вреда, не устанавливает единого метода оценки физических и нравственных страданий, не определяет конкретный размер компенсации, а предоставляет определение размера компенсации суду. Компенсация морального вреда должна возместить потерпевшему понесенные им физические и нравственные страдания. Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, судом апелляционной инстанции указанные условия соблюдены.
Само по себе несогласие кассатора с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указание на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемого судебного постановления, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы кассационной жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 20 апреля 2022 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 11 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 11 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N19 по Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.