Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, Судей Леонтьевой Т.В, Андугановой О.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-858/2022, УИД: 38RS0019-01-2022-001038-71 по иску Спиридоновой Елизаветы Андреевны к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад общеразвивающего вида N 108" муниципального образования города Братска о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы, денежной компенсации, компенсации морального вреда, судебных расходов, по кассационной жалобе Спиридоновой Елизаветы Андреевны на решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 20 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 августа 2022 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Спиридонова Е.А. обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад общеразвивающего вида N 108" муниципального образования города Братска (далее - МБ ДОУ "ДСОВ N 108") о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы, денежной компенсации, компенсации морального вреда, судебных расходов.
В обоснование заявленных требований Спиридонова Е.А. указала, что с 21 сентября 2021 г. состоит в трудовых отношениях с МБ ДОУ "ДСОВ N 108" в должности музыкального руководителя. 21 октября 2021 г. ответчиком издан приказ N о проведении вакцинации, которым работникам, указанным в списке, была вменена обязанность предоставить медицинские документы, подтверждающие прохождение вакцинации или противопоказание к её проведению.
8 ноября 2021 г. издан приказ по основной деятельности N, которым она включена в данный список работников. В связи с временной нетрудоспособностью, с данным приказом она ознакомлена 17 ноября 2021 г.
За сутки до отстранения от работы 25 ноября 2021 г. ответчик уведомил её о вакцинации от коронавируса, обязал пройти полную вакцинацию в срок до 25 декабря 2021 г, после чего предоставить сертификат о вакцинации или справку о медицинских противопоказаниях/наличия антител к новой коронавирусной инфекции COVID-19 в отдел кадров.
Приказом от 26 ноября 2021 г. N Спиридонову Е.А. отстранили от работы, как отказавшуюся от профилактических прививок и не имеющую противопоказания для вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что, по мнению Спиридоновой Е.А, является незаконным.
Спиридонова Е.А. просила признать приказ МБ ДОУ "ДСОВ N 108" от 26 ноября 2021 г. N об отстранении её от работы незаконным; обязать ответчика начислить и выплатить ей заработную плату за период незаконного отстранения от работы с 26 ноября 2021 г. до даты подачи иска в суд 31 марта 2022 г. в сумме 125828, 50 руб, начислить и выплатить заработную плату за период незаконного отстранения от работы с 31 марта 2022 г. до дня отмены приказа от 26 ноября 2021 г. N "Об отстранении от работы" из расчета среднего заработка с даты подачи иска в суд до даты отмены приказа об отстранении от работы и допуска к работе, денежную компенсацию в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчёта включительно, с 26 ноября 2021 г. по день подачи иска в суд 31 марта 2022 г. в сумме 4 748, 67 руб, а также по день фактического расчета включительно в связи с отстранением от работы, судебные издержки в размере 10 548 руб, компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Решением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 20 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 августа 2022 г, исковые требования Спиридоновой Е.А. оставлены без удовлетворения.
Определением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28 декабря 2022 г. Спиридоновой Е.А. восстановлен процессуальный срок для подачи кассационной жалобы на решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 20 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 августа 2022 г.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Спиридонова Е.А. просит отменить решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 20 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 августа 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказа МБДОУ "ДСОВ N 108" от 21 сентября 2021 г. N и трудового договора от 21 сентября 2021 г. Спиридонова Е.А. принята на должность музыкального руководителя в МБДОУ "ДСОВ N 108" с 21 сентября 2021 г.
21 октября 2021 г..заведующим МБДОУ "ДСОВ N 108" издан приказ N, согласно которому в соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 г..N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Федеральным законом от 30 марта 1999 г..N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г..N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок", на основании Приложения N 2 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г..N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", Указа Губернатора Иркутской области от 12 октября 2020 г..N 279-уг "О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Постановления Главного государственного санитарного врача Иркутской области от 15 октября 2021 г..N 69 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отдельным категориям граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям" приказано определить перечень работников, которые относятся к группе (категории) работников, подлежащих обязательной вакцинации: работники ДОУ N 108, лица в возрасте 60 лет и старше.
Определить списочный состав сотрудников, которые подлежат обязательной вакцинации (в том числе сотрудников, находящихся в очередном оплачиваемом отпуске, в отпуске по уходу за ребёнком, в учебном отпуске, длительной служебной командировке, и т.д.), а также сотрудников, которые прошли вакцинацию, сотрудников, имеющих медицинские противопоказания и сотрудников, перенесших заболевание новой коронавирусной инфекцией COVID-19, с учётом того, что с момента выздоровления прошло не более 6 месяцев (пункт 1).
Пунктом 1 приказа МБДОУ "ДСОВ N 108" от 21 октября 2021 г. N определён список работников МБДОУ "ДСОВ N 108", подлежащих обязательной вакцинации, Спиридонова Е.А. в указанный список не включена.
Работникам, указанным в пункте 1, настоящего приказа, необходимо в срок до 1 ноября 2021 г. представить в отдел кадров имеющиеся сертификаты о прохождении вакцинации, документально подтвержденные противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции COV1D-19 или информацию об отказе от прохождении вакцинации. Работникам, указанным в пункте 1, настоящего приказа и согласным на прохождение вакцинации, в срок до 25 ноября 2021 г. поставить профилактическую прививку первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 25 декабря 2021 г. - вторым компонентом вакцины; информацию о прохождении вакцинации, сертификаты о прохождении вакцинации представить в отдел кадров в течение 1 рабочего дня с момента их получения (пункту 3, 4 приказа МБДОУ "ДСОВ N 108" от 21 октября 2021 г. N).
С приказом МБДОУ "ДСОВ N 108" от 21 октября 2021 г. N истец Спиридонова Е.А. не ознакомлена, что следует из листа ознакомления.
29 октября 2021 г. на имя Спиридоновой Е.А. составлено уведомление N, из которого следует, что в срок до 25 ноября 2021 г. Спиридонова Е.А. обязана поставить профилактическую прививку первым компонентом или однокомпонентной вакцинации, в срок до 25 декабря 2021 г. - вторым компонентом вакцины. После прохождения вакцинации необходимо предоставить инспектору по кадрам информацию о прохождении вакцинации, сертификат о прохождении вакцинации. Если есть медицинские противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), то необходимо предоставить документальное подтверждение: справку (заключение) из медицинского учреждения, заверенную надлежащим образом. В случае отказа от прохождения вакцинации (при отсутствии документально подтвержденных противопоказаний к профилактической прививке) Спиридонова Е.А. будет отстранена от работы (не допущена к работе) без начисления заработной платы на период до прохождения вакцинации или отмены постановления Главного государственного санитарного врача по Иркутской области в соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ.
29 октября 2021 г. заведующей МБДОУ "ДСОВ N 108" в присутствии помощника воспитателя, делопроизводителя, инспектора по кадрам составлен акт о том, что музыкальному руководителю Спиридоновой Е.А. предложено ознакомиться и подписать письменное уведомление о необходимости в указанные сроки пройти обязательную вакцинацию против новой коронавирусной инфекции COVID-19 и предоставить работодателю документы, выданные организацией, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, подтверждающие вакцинацию против новой коронавирусной инфекции COVI-19 первым компонентом или однокомпонентной вакциной, наличие медицинских противопоказаний для проведения вакцинации, либо о перенесённом заболевании новой коронавирусной инфекцией, с учётом того, что с момента выздоровления прошло не более 6 месяцев. От ознакомления и подписания данного письменного уведомления работник отказался. Причины своего отказа работник также не пояснил, но данное уведомление Спиридоновой Е.А. было прочитано вслух.
8 ноября 2021 г. приказом N в приказ МБДОУ "ДСОВ N 108" от 21 октября 2021 г. N внесены изменения, с включением в пункт 1 музыкального руководителя Спиридоновой Е.А, с которым Спиридонова Е.А. ознакомлена 17 ноября 2021 г.
В период с 8 ноября 2021 г. по 16 ноября 2021 г. Спиридонова Е.А. находилась на листке нетрудоспособности, выданном ОГБУЗ "Братская городская больница N 2", 17 ноября 2021 г. составлен акт об отказе Спиридоновой Е.А. от ознакомления с приказом МБДОУ "ДСОВ N 108" от 21 октября 2021 г. N.
Приказом начальника департамента образования администрации МО г. Братска от 23 ноября 2021 г. N 777 определено, что к группе работников, подлежащих обязательной вакцинации, относятся, в том числе и работники образовательных организаций. Постановлено в течение одного рабочего дня руководителям муниципальных образовательных учреждений ознакомить с настоящим приказом под роспись сотрудников.
24 ноября 2021 г. составлен акт об отказе Спиридоновой Е.А. проставить подпись в листе ознакомления с указанным приказом.
25 ноября 2021 г. Спиридоновой Е.А. вручено повторное уведомление N об обязании предоставить информацию о прохождении вакцинации, сертификат о прохождении вакцинации, либо документальное подтверждение противопоказаний к профилактической прививке. Спиридоновой Е.А. разъяснено, что в случае отказа от прохождения вакцинации (при отсутствии документально подтверждённых противопоказаний к профилактической прививке) она будет отстранена от работы (не допущена к работе) без начисления заработной платы на период до прохождения вакцинации или отмены постановления Главного государственного санитарного врача по Иркутской области в соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ.
25 ноября 2021 г. Спиридоновой Е.А. подписано письменное подтверждение об отказе от прохождения вакцинации, в связи с её нежеланием.
В этот же день (25 ноября 2021 г.) инспектором по кадрам МБДОУ "ДСОВ N 108" на имя заведующей написана докладная о том, что Спиридоновой Е.А. к 25 ноября 2021 г. не представлено информации о прохождении вакцинации, сертификата о прохождении вакцинации или справки, подтверждающей противопоказания к профилактической прививке.
Приказом заведующей МБДОУ "ДСОВ N 108" от 26 ноября 2021 г. N, в связи с отказом от прохождения обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) (либо не предоставлением работодателю в установленные сроки подтверждающих документов) музыкальный руководитель Спиридонова Е.А. отстранена от работы с 26 ноября 2021 г. на весь период времени до отмены Постановления Главного государственного санитарного врача Иркутской области от 15 октября 2021 г. N 69 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отдельным категориям граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям", либо до момента прохождения работником обязательной вакцинации и предоставления работодателю соответствующего документа, выданного медицинской организацией.
С приказом МБ ДОУ "ДСОВ N 108" от 26 ноября 2021 г. N Спиридонова Е.А. ознакомлена в этот же день, о чём имеется её подпись.
Также, 26 ноября 2021 г. Спиридоновой Е.А. под подпись вручено уведомление N о необходимости в срок до 3 декабря 2021 г. предоставить медицинский документ, подтверждающий проведение профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции COVID-19 первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 25 декабря 2021 г. провести вакцинацию вторым компонентом, либо предоставить справку о наличии противопоказаний к профилактической прививке.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, исходил из того, что отстранение Спиридоновой Е.А. от работы правомерно, ответчиком не допущено нарушения трудовых прав истца. Истец добровольно отказался от предоставления работодателю сертификата о прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и не предоставила документального подтверждения противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции COVID-19. Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета. На момент рассмотрения дела на территории Иркутской области режим повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и Постановление Главного государственного санитарного врача Иркутской области от 15 октября 2021 г. "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отдельным категориям (группам) граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям" не отменены, поэтому отсутствуют основания для допуска истца к работе, с учетом непредставления последней документов по проведению профилактической прививки или сведений о медицинских противопоказаниях к ней.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статьёй 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьёй 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создаёт угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно- эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Статьёй 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15 октября 2021 г. N 69 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан в Иркутской области по эпидемиологическим показаниям" установлено, что на территории Иркутской области профилактически прививки по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции проводятся гражданам, подлежащим обязательной вакцинации, к которым отнесены, в том числе работники образовательных организаций.
Согласно пункта 7 указанного постановления, в редакции, действовавшей на момент отстранения истца от работы, руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим указанную деятельность, рекомендовано в срок до 25 ноября 2021 г. организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 25 декабря 2021 г. - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников; усилить информационно-разъяснительную работу по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок; определить категории работников, подлежащих вакцинации в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесён ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечёт отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утверждён Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утверждён приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в том числе к приоритету 1-го уровня относятся работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесённой в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Установив, что Спиридонова Е.А. работает в должности музыкального руководителя в организации, осуществляющей образовательную деятельность, следовательно, в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15 октября 2021 г. N 69 она подлежит обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции, от прохождения которой истец отказалась, а также отказалась от предоставления информации о проведении вакцинации либо о наличии у неё медицинских противопоказаний, суды пришли к правильному выводу о наличии у работодателя правовых оснований для отстранения истца от работы без сохранения заработной платы.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для отстранения Спиридоновой Е.А. от работы, аналогичны доводам ранее заявлявшимся истцом при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, они являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций и обоснованно отклонены.
Вакцинация направлена исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Согласно абзацу 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 г. N 1867-О).
Поскольку отстранение от работы является не правом, а обязанностью работодателя, что вытекает из статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, работодатель вправе запрашивать у работников, для которых вакцинация является обязательной в силу Перечня и нормативного правового акта главного санитарного врача, сведения о прохождении/непрохождении ими вакцинации.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с изложенными в решении выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, о незаконных действиях ответчика по отстранению истца от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, не влекут отмену судебных актов, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определённым категориям работников.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отстранение истца от работы, ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для её проведения, носило законный характер, поскольку трудовая деятельность истца подразумевает контакты с неограниченным кругом сотрудников и граждан, а потому отказ от вакцинации со стороны истца носил риск распространения новой коронавирусной инфекцией.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец, выражая несогласие с вакцинацией, выразила сомнение о безопасности лекарственных препаратов, клинические исследования которых по настоящее время не завершены, вакцинация в настоящий момент представляет не что иное, как медицинский опыт, отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку мотивы отказа от получения вакцины (отказ участвовать в клинических исследованиях и медицинских опытах, возражения против медицинского вмешательства) не являлись, принимая во внимание сложившуюся неблагополучную эпидемиологическую обстановку в стране и в Иркутской области, угрозу распространения коронавирусной инфекции и принимаемые государством обязательные меры по предотвращению её распространения, препятствием к отстранению Спиридоновой Е.А. от работы не являлись.
На момент принятия оспариваемого решения об отстранении истца от работы на территории Российской Федерации для вакцинации против COVID-19 у взрослых лиц были зарегистрированы следующие вакцины: комбинированная векторная вакцина ("Гам-КОВИД-Вак"), дата регистрации 11 августа 2020 г.; комбинированная векторная вакцина ("Гам-КОВИД-Вак-Лио"), дата регистрации 25 августа 2020 г.; вакцина на основе пептидных антигенов ("ЭпиВакКорона"), дата регистрации 13 октября 2020 г.; вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная ("КовиВак"), дата регистрации 19 февраля 2021 г.; вакцина для профилактики COVID-19 ("Спутник Лайт"), дата регистрации 6 мая 2021 г.; вакцина на основе пептидных антигенов ("ЭпиВакКорона-Н"), дата регистрации 26 августа 2021 г.
Вопреки доводам кассационной жалобы, применяемые вакцины против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) имеют соответствующие разрешения на ввод в гражданский оборот, регистрационные удостоверения, выданные Минздравом России, прививка включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Иные доводы кассационной жалобы заявителя также не свидетельствуют о наличии оснований, установленных в статье 379.7 ГПК РФ, для отмены принятых по делу судебных постановлений судом кассационной инстанции.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 20 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Спиридоновой Елизаветы Андреевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.