Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К, судей Кисловой Е.А, Шамрай М.С, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гарбузова Виктора Ивановича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Коврове Владимирской области (межрайонное) о перерасчете страховой пенсии, взыскании недоплаченной пенсии, возмещении ущерба, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Гарбузова Виктора Ивановича на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 24 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 10 декабря 2020 года,
УСТАНОВИЛА:
Гарбузов В.И. обратился в суд с вышеуказанным иском, просил обязать ответчика произвести перерасчет страховой части получаемой им трудовой пенсии по старости с учетом страхового стажа 46 лет 1 месяц 11 дней, а также гарантий и компенсаций, установленных действующим законодательством в отношении лиц, работавших в районах Крайнего Севера, по предложенному им варианту, до размера 24 863 руб, а также взыскать недоплаченную за период с 2013 по 2019 гг. пенсию в размере 1 633 144 руб, возместить материальный вред в размере 200 000 руб. и компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что с 01.04.2006 до 01.07.2013 назначенная ему трудовая пенсия по старости (страховая часть) периодически индексировалась в связи с продолжением им работы.
С 01.07.2013 он является получателем двух пенсий - за выслугу лет от Министерства обороны РФ и страховой части трудовой пенсии по старости от Пенсионного фонда РФ, которая по мнению истца, рассчитана была неправильно, поскольку неправомерно не включен период военной службы в страховой стаж.
При назначении пенсии с 01.04.2006 территориальный пенсионный орган применил стажевый коэффициент 0, 70, тогда как с учетом 46-летнего стажа должен был применить коэффициент 0, 75, чем нарушено его право на пенсионное обеспечение.
Решением Ковровского городского суда Владимирской области от 24 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 10 декабря 2020 года, в удовлетворении иска Гарбузову В.И. отказано.
В кассационной жалобе Гарбузов В.И. просит отменить апелляционное определение, в доводах не соглашается с законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанции. Ссылается на то, что судами неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права при исследовании обстоятельств по делу, поскольку убедительных выводов относительно того, почему представленный им расчет невыплаченных сумм пенсии не может быть принят во внимание, в судебных актах не имеется.
В суд кассационной инстанции стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, от ГУ-Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Коврове Владимирской области (межрайонное) поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К, изучив материалы дела, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при разрешении данного спора не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
Статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрен правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируется порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
Частью 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ предусмотрено, что при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, учитываемая в календарном порядке.
Среднемесячный заработок застрахованного лица в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ учитывается за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002 на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1, 2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате от 1, 5 до 1, 8, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается не свыше 1, 7.
Стажевый коэффициент из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Частью 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ предусмотрен порядок индексации базовой и страховой части трудовой пенсии.
Федеральным законом Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 312-ФЗ были внесены изменения в статью 14 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, добавлен пункт 4.2, в соответствии с которым лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2 340 рублей в месяц. Увеличенный размер базовой части трудовой пенсии по старости установлен с 1 января 2008 года.
Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2009 г. за N 213-ФЗ внесены изменения в пункт 7 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, согласно которому лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.
Федеральным законом Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", вступившим в силу с 25 июля 2008 г, установлено право бывшим военнослужащим и приравненным к ним категориям на одновременное получение двух пенсий: пенсии за выслугу лет или по инвалидности от военного ведомства и страховой части трудовой пенсии по старости от органов Пенсионного фонда РФ. До этой даты военнослужащим по их выбору назначалась одна пенсия, либо военная, либо трудовая.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 231-ФЗ, действовавшей на момент назначения Гарбузову В.И. пенсии) установлено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Частью 2 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ установлено, что перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Судами установлено и следует из материалов дела, что с 01.04.2006 Гарбузов В.И. являлся получателем досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера; с 01.07.2013 получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ и страховой части трудовой пенсии от Пенсионного фонда РФ.
Вступившим в законную силу решением Ковровского городского суда Владимирской области от 05.02.2015, имеющим преюдициальное значение для разрешения спора, установлено, что при назначении пенсии по линии Министерства обороны РФ период военной службы Гарбузова В.И. с 14.10.1957 по 19.11.1977 включен в стаж при расчете пенсии за выслугу лет и в силу ст. 12 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" не подлежит включению в страховой стаж при расчете страховой части трудовой пенсии по старости.
Расчет размера страховой пенсии в 2013 году произведен пенсионным органом на основании п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" по наиболее выгодному для истца варианту с учетом стажа 21 год 9 месяцев 4 дня, в который включены периоды работы до прохождения службы в вооруженных силах (14.10.1957) и после ее окончания до 01.01.2002 (л.д. 61-66).
При подаче заявления о назначении пенсии с 01.04.2006 учтен стаж общей продолжительностью 44 года 8 месяцев 4 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера - 17 лет 9 месяцев 17 дней. Заработная плата учтена за период с 01.11.1985 по 31.10.1990. Районный коэффициент как лицу, проработавшему 15 календарных лет в районах Крайнего Севера - 1, 7. Стажевый коэффициент - 0, 7. Размер пенсии, рассчитанный по формуле в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ составил 4 195, 93 руб.
Исходя из представленных пенсионным органом сведений, размер пенсии истца неоднократно индексировался.
12.07.2010 по заявлению Гарбузова В.И. произведен перерасчет пенсии с 01.01.2010 с учетом предоставленной им справки архивного отдела администрации муниципального образования Кущевского района, общий стаж определен как 46 лет 1 месяц 11 дней.
С 01.07.2013 Гарбузову В.И. была назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ. При этом правовые основания для назначения и выплаты фиксированного базового размера страховой части пенсии отсутствовали в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции на момент обращения истцом за назначением пенсии).
В период обращения Гарбузова В.И. в пенсионный орган с заявлением о перерасчете на основании предоставленной уточняющей справки (2010 год) действовал утвержденный Постановлением Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 "Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с пунктом 6 (в редакции от 12.03.2010) которого к заявлению гражданина о перерасчете размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой части трудовой пенсии по старости прилагаются все необходимые документы, подтверждающие его право на такой перерасчет в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с утвержденными "Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" утвержденные Постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002 (далее - Правила от 27.02.2002) (в редакции от 28.04.2010, действующей в период обращения Гарбузова В.И. с заявлением и предоставлением уточняющей справки) перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом от 17.12.2001 и Законом от 15.12.2001, производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (кроме случаев, предусмотренных в пункте 29 настоящих Правил).
Согласно статье 30.3 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих общий трудовой стаж и среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Как разъяснено в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, в связи с чем требования о компенсации морального вреда, исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Исходя из вышеназванных положений закона размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяться пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии.
Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину. Перерасчет размеров трудовых пенсий осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который принимает заявление со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер при предоставлении дополнительных документов, которые не были учтены при осуществлении оценки пенсионных прав при установлении и назначении пенсии.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что размер страховой пенсии истцу в 2013 году определен пенсионным органом по наиболее выгодному для Гарбузову В.И. варианту, расчет которого являлся предметом судебной проверки в 2015 году. Пенсия с 01.04.2006 была назначена исходя из стажа общей продолжительностью 44 года 8 месяцев 4 дня. Перерасчет размера пенсии носит заявительный характер и был произведен с 01.01.2010 после предоставления уточняющей справки, вследствие чего общий стаж определен как 46 лет 1 месяц 11 дней.
При этом суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для перерасчета размера пенсии и взыскания разницы за период, предшествовавший обращению истца за таким перерасчетом. Стажевый коэффициент рассчитан пенсионным органом на основании пункта 3 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ и верно учтен при назначении пенсии 01.04.2006 как равный 0, 70 снований для расчета стажевого коэффициента исходя из стажа 46 лет 1 месяц 11 дней при оценке пенсионных прав истца в 2006 году у пенсионного органа не имелось. Основания для назначения и выплаты фиксированного базового размера страховой части пенсии с 01.07.2013 также отсутствовали.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для несогласия с судебными постановлениями судов первой и апелляционной инстанций, разрешившим спор с правильным применением норм пенсионного законодательства без нарушения норм процессуального права, способных повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы Гарбузова В.И. свидетельствуют о несогласии с решением суда и апелляционным определением, однако правильность выводов судов не опровергают, поэтому служить поводом к отмене вступивших в законную силу судебных актов не могут.
Судом апелляционной инстанции подробно и убедительно изложено суждение по доводам заявителя кассационной жалобы о том, почему не может быть принят во внимание представленный истцом расчет недоплаченных сумм, основанный на неверном толковании приведенных в судебном акте норм материального права, не допускающих перерасчет назначенной пенсии без заявления пенсионера и предоставления документов, позволяющих осуществить перерасчет за период до 01.01.2010 года, а также на ошибочном приравнивании расчетного пенсионного капитала к расчетному размеру пенсии, в результате которого в расчете истца указан неверный стажевый коээфициент 0, 75.
Как верно указано судами, пенсионным органом при расчете пенсии истца была учтена сумма поступивших страховых взносов до 2006 года на дату расчета пенсии в размере 31 831, 55 руб, тогда как сумма 4 414, 08 руб. является частью страховых взносов, перечисленных по состоянию на 2002 год ЗАО "Птицевод Агроферма", истцом в расчете не учтена общая сумма страховых взносов, что свидетельствует о неправильном подходе вопреки закону к оценке пенсионных прав.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
Доводы кассационной жалобы, связанные с оценкой доказательств и установлением новых обстоятельств дела, не могут служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ковровского городского суда Владимирской области от 24 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 10 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гарбузова Виктора Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.