Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Федотовой Е.В, Ившиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 06 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 08 сентября 2022 г. по гражданскому делу N 2-2064/2021 по иску ФИО1 к ООО "Соллерс Форд" о защите трудовых прав.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что является работником общества с ограниченной ответственностью "Соллерс Форд". Приказами от 12 октября 2021 года N 192, от 26 октября 2021 года, N 192 ДП от 26 октября 2021 года, от 8 ноября 2021 года N 234 ДП, она была отстранена от работы без сохранения заработной платы на период с 9 ноября 2021 года по 30 ноября 2021 года, в связи с отсутствием подтверждения вакцинации либо действующего документально подтвержденного отвода по медицинским противопоказаниям.
На основании изложенного, уточнив исковые требования, просила суд признать незаконными приказы от 12 октября 2021 года N 192, от 26 октября 2021 года N 192 ДП от 26 октября 2021 года, от 8 ноября 2021 года N 234 ДП, от 1 декабря 2021 года N 264 ДП, о допуске к работе, о выплате заработной платы за все дни отсутствия на рабочем месте по причине отстранения от работы, взыскании компенсации морального вреда незаконными, а так же привлечь ООО "Соллерс Форд" к уголовной ответственности за отстранение её от работы.
Решением Елабужского городского суда Республики Татарстан от 06 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 08 сентября 2022 г, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО "Соллерс Форд" о признании незаконными приказов N 192 от 12 октября 2021 года, N 192 ДП от 26 октября 2021 года, N 234 ДП от 8 ноября 2021 года, N 264 ДП от 1 декабря 2021 года, о допуске к работе, о выплате заработной платы за все дни отсутствия на рабочем месте по причине отстранения от работы, взыскании компенсации морального вреда отказано. Исковые требования в части привлечения ООО "Соллерс Форд" к уголовной ответственности за отстранение от работы оставлены без рассмотрения.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих юридическое значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые постановления, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения, апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведённый перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно - противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия, в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н (действовал до 30 декабря 2021 г.), после чего вступил в силу приказ Минздрава России от 6 декабря 2021 г. N 1122н.
Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 г. N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Согласно подпункту 1.6 пункта 1 постановления Главного государственного санитарного врача РТ от 11 октября 2021 года N 7 "О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Республике Татарстан" обеспечению проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям против COVID-19 подлежат, в том числе, работники организаций транспорта и транспортной инфраструктуры, энергетики, промышленных предприятий, строительства и проектирования, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
В пункте 2 постановления Главного государственного санитарного врача РТ от 11 октября 2021 года N 7 указано на необходимость руководителям организаций независимо от форм собственности, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Татарстан в сферах, установленных пунктом 1 настоящего постановления:
Определить работников, сотрудников, подлежащих обязательной вакцинации против COVID-19 согласно пункту 1 настоящего постановления.(2.1).
В срок до 08 ноября 2021 г. организовать проведение профилактических прививок против COVID-19 первым компонентом вакцины.(2.2).
В срок до 06 декабря 2021 г. организовать проведение профилактических прививок против COVID-19 вторым компонентом вакцины.(2.3).
Оказывать содействие медицинским работникам в проведении вакцинации работников, сотрудников. (2.4).
Отстранить от работы и/или перевести на дистанционный режим работы работников, сотрудников, не имеющих ни одной прививки против COVID-19, с 09 ноября 2021 г, без законченного курса вакцинации - с 07 декабря 2021 г. на период эпидемиологического неблагополучия. (2.5).
Ограничением к проведению профилактической вакцинации является наличие медицинских противопоказаний (пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ).
Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной. Отводы от прививок производятся по медицинским противопоказаниям.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1, работала в ООО "Соллерс Форд" в должности инженера-технолога технического отдела цеха окраски дирекции по производству.
На основании постановления Главного государственного санитарного врача РТ от 11 октября 2021 года N 7 в ООО "Соллерс Форд" издан приказ от 12 октября 2021 г. N 192, по которому необходимо обеспечить проведение вакцинации по эпидемическим показаниям против COVID-19 работникам ООО "Соллерс Форд" за исключением имеющих документально подтверждённые медицинские противопоказания, в том числе переболевших COVID-19 за последние 6 месяцев.
Отстранить от работы без сохранения заработной платы работников, не имеющих ни одной прививки против COVID-19 с 09 ноября 2021 г, без оконченного курса вакцинации с 07 декабря 2021 г. на период эпидемиологического неблагополучия.
Приказами от 12 октября 2021 года N 192, от 26 октября 2021 года N 192 ДП, от 8 ноября 2021 года N 234 ДП, от 1 декабря 2021 года N 264 ДП ФИО1, работающая в ООО "Соллерс Форд" в должности инженера-технолога технического отдела цеха окраски дирекции по производству, отстранена от работы без сохранения заработной платы до момента предоставления работодателю документа о проведении профилактической прививки против COVID-19 либо отвода по медицинским противопоказаниям.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что работники ООО "Соллерс Форд", основной вид деятельности которой производство автотранспортных средств, подлежат обязательной вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19, согласно постановлению Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 11 октября 2021 года N 7 "О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Республике Татарстан" (далее Постановление N 7), в связи с чем правомерно отстранение ФИО1 от работы без сохранения заработной платы до момента предоставления работодателю документа о проведении профилактической прививки против COVID-19 либо отвода по медицинским противопоказаниям.
Оставляя без рассмотрения исковые требования в части привлечения ООО "Соллерс Форд" к уголовной ответственности, суд первой инстанции указал, что они подлежат разрешению не в порядке гражданского судопроизводства, а в ином порядке
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы заявителя выводы суда первой и апелляционной инстанции мотивированы, основан на собранных по делу доказательствах и установленных обстоятельствах.
Доводы кассационной жалобы, что истец не отказывалась от профилактической прививки против COVID-19, опровергаются материалами дела.
Доводы кассационной жалобы, что она не совершила виновного проступка, если человек воспользовался своим правом, его нельзя лишать права на труд, заработной платы, выводов суда не опровергают.
При этом наличие у заявителя жалобы права отказаться от прививки не оспаривается, между тем данное право не свидетельствует об отсутствии у работодателя обязанности отстранить её от работы в силу требований, изложенных в постановлении Главного государственного санитарного врача РТ от 11 октября 2021 года N 7.
Доводы жалобы об отсутствии у Главных государственных санитарных врачей полномочий устанавливать категории лиц, подлежащих обязательной вакцинации, основаны на ошибочном толковании норм права.
Ссылки заявителя жалобы на решения по иным делам, где участвовали иные лица, устанавливались иные обстоятельства, не состоятельны, так как данные судебные акты не имеют преюдициального значения для разрешения настоящего спора.
Таким образом кассационная жалоба ФИО1 подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 06 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 08 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Е.В. Федотова
Т.В. Ившина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.