Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Кириченко А.Д, Ившиной Т.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Акатьева С.В. на решение Устиновского районного суда г. Ижевска от 6 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 7 сентября 2022 года по гражданскому делу N 2-829/2022 по иску Акатьева С.В. к акционерному обществу "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг" о признании незаконным приказа о временном отстранении от работы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, пояснения представителя АО "Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг" Самарина И.А, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Акатьев С.В. обратился в суд с исковым заявлением к Акционерному обществу "Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг", мотивируя тем, что с 20 июля 2010 года он работает в должности слесаря - инструментальщика 5 разряда цеха N15. Приказом работодателя от 28 октября 2021 года N истец отстранен от работы в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции на период с 1 ноября 2021 года и до предоставления сертификата, сведений, медицинского заключения либо до отмены Главным государственным санитарным врачом Удмуртской Республики обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям без сохранения заработной платы. 1 ноября 2021 года истец написал заявление об отказе от профилактической прививки. Истец полагает отстранение от работы незаконным, нарушающим его права, поскольку работающие в его должности не входят в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N825, а потому вакцинация для них не является обязательной. Понуждение к медицинскому вмешательству в виде вакцинации против новой коронавирусной инфекции нарушает права истца на охрану здоровья. Постановление Главного государственного санитарного врача Удмуртской Республики от 5 октября 2021 года N2 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19) отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике в 2021 году" с изменениями, внесенными постановлением от 8 октября 2021 года N3, не является федеральным законом и не подпадает под действие трудового законодательства. Поскольку оснований для отстранения истца от работы не имелось, на работодателя возлагается обязанность по выплате среднего заработка за время вынужденного прогула, а также компенсации морального вреда.
На этом основании истец просил признать незаконным приказ об отстранении от работы от 28 октября 2021 года N109-к, взыскать заработную плату за период с 1 ноября 2021 года по 2 декабря 2021 года в размере 37 700, 25 руб, а также компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Кроме того, Акатьев С.В. обратился в суд с иском к АО "Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг", в котором ссылаясь на аналогичные правовое обоснование, указал, что приказом работодателя от 10 января 2022 года N, дублирующим ранее изданный в отношении истца приказ от 28 октября 2021 года N, Акатьев С.В. отстранен от работы в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции на период с 10 января 2022 года и до предоставления сертификата, сведений, медицинского заключения либо до отмены Главным государственным санитарным врачом Удмуртской Республики обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям без сохранения заработной платы. Поскольку оснований для отстранения истца от работы не имелось, на работодателя возлагается обязанность по выплате среднего заработка за время вынужденного прогула, а также компенсации морального вреда. Истец просил признать незаконным приказ об отстранении от работы от 10 января 2022 года N, взыскать заработную плату за период с 1 января 2022 года по 5 марта 2022 года в размере 72 272, 46 руб, а также компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Определением суда первой инстанции от 25 марта 2022 года гражданские дела по вышеуказанным искам объединены в одно производство.
Решением Устиновского районного суда г. Ижевска от 6 мая 2022 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 7 сентября 2022 года, в удовлетворении исковых требованиях Акатьева С.В. отказано.
В кассационной жалобе истцом ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных. Основаниями для отмены судебных актов истец указывает на неверное применение норм материального права, поскольку считает, что положения действующего законодательства Российской Федерации, а также постановление Главного государственного врача Удмуртской Республики не обязывают истца пройти вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, по этой причине судами неверно определены юридически значимые обстоятельства и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам.
Истец Акатьев С.В, в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика АО "Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг" Самарина И.А. возражала против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенном в письменном отзыве.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по доводам жалобы законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Акатьев С.В. состоит в трудовых отношениях с АО "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг", работая в должности слесаря-инструментальщика механосборочного цеха.
Основным и дополнительными видами деятельности данной организации является производство продукции.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 5 октября 2021 года N2 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике в 2021 году по эпидемическим показаниям" предписано обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в том числе работающим на промышленных предприятиях, предприятиях, занимающихся производством (изготовлением) продукции (пункт 1.2), за исключением лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) (пункт 2).
Руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям предписано организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) с охватом не менее 80% от общей численности работников, сотрудников в сферах, указанных в пункте 1 постановления, в срок до 1 ноября 2021 года - первым компонентом; в срок до 1 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной от новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) с охватом в соответствии с планом (пункт 7.1).
Во исполнение названного постановления издан приказ АО "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг" от 8 октября 2021 года N "Об обязательной вакцинации", которым предусмотрена необходимость обеспечить прохождение всеми работниками подчиненных структурных подразделений обязательной вакцинации профилактической прививкой по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (CОVID-19): первым компонентом в срок до 1 ноября 2021 года (п. 5.1), вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной в срок до 1 декабря 2021 года (п. 5.2), а также при отказе работника от обязательной вакцинации против CОVID-19 отстранить от работы без сохранения заработной платы с 1 ноября 2021 года лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции (подп. 6.2.1), с 1 декабря 2021 года - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации (подп. 6.2.2), с первого рабочего дня, следующего за днем окончания медотвода, если медотвод закончится после 1 ноября 2021 года (подп. 6.2.3), с первого рабочего дня по истечении одного месяца с даты первой вакцинации работников, указанных в подп. 6.2.3 приказа, не имеющих законченного курса вакцинации - в случае вакцинации двухфазной вакциной (подп. 6.2.4), после 1 ноября 2021 года: с первого рабочего дня, следующего за днем окончания временной нетрудоспособности, отпуска, командировки либо за днем временного отсутствия на работе по иным причинам - не имеющих ни одной прививки против CОVID-19 (подп. 6.2.5), с первого рабочего дня по истечении одного месяца с даты первой вакцинации работников, указанных в подп. 6.2.5 приказа, не имеющих законченного курса вакцинации - в случае вакцинации двухфазной вакциной (подп. 6.2.6)
С данным приказом Акатьев С.В. ознакомлен 11 октября 2021 года.
21 октября 2021 года истцу вручено уведомление о необходимости пройти вакцинацию в медицинском пункте корпуса N26 в соответствии с графиком вакцинации в октябре 2021 года
1 ноября 2021 года истец направил работодателю заявление об отказе от профилактической прививки CОVID-19, мотивированное тем, что работник не подлежит обязательной вакцинации в связи с отсутствием его должности в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N, и имеет право отказаться от медицинского вмешательства
Приказом АО "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг" от 28 октября 2021 года N Акатьев С.В, в связи с отсутствием у работодателя информации о вакцинации работника и непредставлением документов о наличии противопоказаний к вакцинации либо перенесенном заболевании CОVID-19, отстранен от работы с 1 ноября 2021 года до отмены Главным государственным санитарным врачом Удмуртской Республики обязательности вакцинации против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям (в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше) без сохранения заработной платы.
С данным приказом истец также был ознакомлен, выразил несогласие.
Согласно выписке из табеля учета рабочего времени за 2021 год Акатьев С.В. был отстранен от работы в период с 1 ноября 2021 года по 2 декабря 2021 года, а в период с 3 декабря 2021 года по 30 декабря 2021 года находился в оплачиваемом отпуске.
С 31 декабря 2021 года по 9 января 2022 года были выходные дни.
Приказом АО "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг" от 10 января 2022 года N, Акатьев С.В. был повторно отстранен от работы в связи с отсутствием у работодателя информации о вакцинации работника и непредставлением документов о наличии противопоказаний к вакцинации либо перенесенном заболевании CОVID-19 на период с 10 января 2022 года до предоставления сертификата, сведений, медицинского заключения либо до отмены Главным государственным санитарным врачом Удмуртской Республики обязательности вакцинации против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям (в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше) без сохранения заработной платы.
С приказом истец также был ознакомлен, выразил несогласие.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Акатьева С.В, суд первой инстанции, исходил из того, что нарушений трудового законодательства работодателем АО "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг" не выявлено, отстранение истца от работы соответствует нормам действующего законодательства, истец ознакомлен с приказом о необходимости проведения вакцинации в установленные сроки под роспись, уведомлен о возможном отстранении от работы заблаговременно, однако представил работодателю письменный отказ от такой вакцинации из которого следует, что истец не намерен вакцинироваться ни при каких обстоятельствах, в связи с чем, у работодателя имелись основания для его отстранения, в связи с чем, не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд исходил из того, что новая коронавирусная инфекция (COVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, внесена в календарь профилактических прививок, обязательное проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции работниками предприятий, занимающимся производством (изготовлением) продукции прямо предусмотрено постановлением Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 5 октября 2021 года N2 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с учетом внесенных в него изменений от 08 октября 2021 года, обязательного для работодателя предписания Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в адрес АО "Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг" от 03.11.2021 года об отстранении непривитых работников, в связи с чем отказ от такой вакцинации влечет обязанность работодателя по отстранению работника от работы на основании абзаца 8 части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157 "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам второму и четвертому пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50; выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65 (действовали до 1 сентября 2021 года), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 (действуют с 1 сентября 2021 года).
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее Федеральный закон от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации.
В соответствии с Распоряжением Главы Удмуртской Республики от 18.03.2020 N42-РГ "О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции(COVID-19) на территории Удмуртской Республики" с 18 марта 2020 года на территории республики введен режим повышенной готовности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 5 октября 2021 года N2 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с учетом внесенных в него изменений от 08 октября 2021 года на работодателей возложена обязанность обеспечить профилактическую вакцинацию от новой коронавирусной инфекции граждан, работающим на предприятиях, занимающихся производством (изготовлением) продукции на территории Удмуртской Республики в срок до 01 ноября 2021 года первым компонентом вакцины, в срок до 01 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной от новой коронавирусной инфекции, которые прошли государственную регистрацию в Российской Федерации.
03.11.2021 Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в адрес АО "Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг" внесено предписание которым предписано отстранить от работы, перевести на дистанционный режим работы с 01.11.2021г. лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, с 01.12.2021г. - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 года N1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 года N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Установив, что Акатьев С.В. работает на предприятии по изготовлению продукции, которое включено в перечень системообразующих предприятий региона, в соответствии с указанным постановлением Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике подлежит обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции, от прохождения обязательной вакцинации отказался, а также отказался от предоставления информации о проведении вакцинации либо о наличии у него медицинских противопоказаний, возможности перевести на дистанционный режим работы не имелось, суды пришли к правильному выводу о наличии у работодателя правовых оснований для отстранения истца от работы без сохранения заработной платы.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для отстранения Акатьева С.В. от работы, аналогичны доводам ранее заявлявшимся истцом при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, они являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций и обоснованно отклонены.
Вакцинация направлена исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Согласно абзацу 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, т.е. обеспечению баланса частных и публичных интересов, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 года N 1867-О).
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы, в которой истец ссылается на то, что выполняемая работа в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825, не включена, главный государственный санитарный врач субъекта Российской Федерации не вправе определять категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, основаны на неверном толковании и применении положений действующего законодательства.
Поскольку в рассматриваемых условиях отстранение от работы является не правом, а обязанностью работодателя, что следует из статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, работодатель вправе запрашивать у работников, для которых вакцинация является обязательной в силу Перечня и нормативного правового акта главного санитарного врача, сведения о прохождении либо не прохождении ими вакцинации.
Между тем, как установлено судами, 1 ноября 2021 года от Акатьева С.В. поступил письменный отказ от вакцинации любыми вакцинами от новой коронавирусной инфекции. Сведений о вакцинации истца или наличии противопоказаний к ней или перенесенном заболевании не имелось, в том числе при втором отстранении от работы, не представлено их и в ходе рассмотрения дела.
Таким образом, доводы заявителя жалобы о несогласии с изложенными в решении выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, о незаконных действиях ответчика по отстранению истца от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, не влекут отмену судебных актов, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отстранение истца от работы, ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения, носило законный характер, поскольку трудовая деятельность истца подразумевает контакты с неограниченным кругом сотрудников и граждан, а потому отказ от вакцинации со стороны истца носил риск распространения новой коронавирусной инфекцией, о чем также правомерно указано судами.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Устиновского районного суда г. Ижевска от 6 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 7 сентября 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Акатьева С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Т.В. Ившина
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.