Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Губаревой С.А, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи гражданское дело по иску Чернобаевой Л.Б. к ГКУ "Центр социальной защиты населения по Котовскому району" об оспаривании приказов, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Чернобаевой Л.Б. на решение Котовского районного суда Волгоградской области от 02 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 15 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав объяснения Чернобаевой Л.Б, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чернобаева Л.Б. обратилась в суд с иском к ГКУ "Центр социальной защиты населения по Котовскому району" об оспаривании приказов, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указано, что 12 октября 2021 года издан приказ N об отстранении истца от работы. Отстранение от работы произошло в результате того, что Чернобаева Л.Б. не представила работодателю документы в подтверждение прохождения вакцинации от COVID-19. В соответствии с приказом ответчика от 28 июля 2021 года N ответчик обязывал истца предоставить в распоряжение работодателя документы, подтверждающие прохождение вакцинации или документы медицинского содержания, подтверждающие наличие у истца медицинского отвода. Однако истец считает, что работодатель не имеет право запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции. Ограничение в трудовых правах по основаниям не предоставления подтверждения прохождения вакцинации нормами Трудового кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом измененных исковых требований Чернобаева Л.Б. просила суд признать незаконным приказ ответчика от 28 июля 2021 года N о проведении профилактических прививок, признать незаконным приказ от 12 октября 2021 года N, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 70 000 рублей, взыскать денежные средства за время вынужденного прогула в размере 194 911, 82 руб.
Решением Котовского районного суда Волгоградской области от 02 марта 2022 года, в удовлетворении исковых требований Чернобаевой Л.Б. отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 15 июля 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Чернобаева Л.Б, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и вынести новое постановление, которым удовлетворить заявленные исковые требования. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что нормы действующего законодательства не содержат положений, обязывающих работодателя производить отстранение работников, которые не прошли вакцинацию, равно как и отсутствует обязанность работников по её прохождению, считает, что профилактическая прививка влияет лишь на риск инфицирования, однако не означает блокировку заболевания, в связи с чем, работник мог исполнять свои обязанности с минимальным риском инфицирования. Также заявитель указывает, что на момент отстранения от работы у Чернобаевой Л.Б. имелся медицинский отвод от вакцинации, о чем ответчику было известно.
В письменных возражениях директор ГКУ "Центр социальной защиты населения по Котовскому району" - Котенко М.Н. указывает на отсутствие правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов, просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании, посредством системы видеоконференц-связи, Чернобаева Л.Б. доводы кассационной жалобы поддержала, просила обжалуемые судебные акты отменить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, доводы письменных возражений на кассационную жалобу, выслушав объяснения истца, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 24 декабря 2010 года между истцом и ответчиком заключен трудовой договор N, в соответствии с которым Чернобаева Л.Б. принята на работу в Государственное учреждение "Центр социальной защиты населения по Котовскому району" в должности ведущего специалиста.
20 июля 2021 года в ГКУ ЦСЗН по Котовскому району из Комитета социальной защиты населения Волгоградской области поступило письмо Комитета здравоохранения Волгоградской области от 07 июля 2021 года N, согласно которому, с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации, принято решение о проведении вакцинации сотрудников против новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Согласно пункту 1 приказа ГКУ ЦСЗН по Котовскому району N от 28 июля 2021 года "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19 сотрудниками ГКУ ЦСЗН по Котовскому району" в срок до 30 августа 2021 года работникам ГКУ ЦСЗН по Котовскому району указано на необходимость пройти вакцинацию первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 30 сентября 2021 вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции COVID-19.
При наличии противопоказаний к проведению вакцинации против COVID-19 работникам ГКУ ЦСЗН по Котовскому району необходимо представить заключение врачебной комиссии об имеющихся противопоказаниях в срок до 30 сентября 2021 года (пункт 3 приказа).
Уведомить работников ГКУ ЦСЗН по Котовскому району о возможном отстранении от работы в случае отказа от профилактической вакцинации от COVID-19 и не предоставлении заключения врачебной комиссии с 01 октября 2021 года (пункт 5.4 приказа).
Согласно листу ознакомления Чернобаева Л.Б. была ознакомлена с указанным приказом под роспись 28 июля 2021 года.
Кроме того, ответчик информировал истца о необходимости проведения вакцинации от COVID-19 уведомлением от 28 июля 2021 года, с которым Чернобаева Л.Б. была ознакомлена 28 июля 2021 года.
24 сентября 2021 года от Чернобаевой Л.Б. на имя директора поступило заявление об отказе от прохождения вакцинации от COVID-19.
Таким образом, истец в сроки, установленные вышеназванным приказом, не вакцинировалась, сертификат о ранее проведенной вакцинации или медицинское заключение о наличии противопоказаний к вакцинации не представила.
Приказом директора ГКУ ЦСЗН по Котовскому району N от 12 октября 2021 года главный специалист отдела предоставления мер социальной поддержки и государственной социальной помощи населению ГКУ ЦСЗН по Котовскому району Чернобаева Л.Б. отстранена от работы с 12 октября 2021 года до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от выполнения должностных обязанностей.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 16, 56, 76, 129, 136, 237 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715 (ред. от 31 января 2020 года) "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 125-н, Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", постановления Главного государственного санитарного врача Волгоградской области от 27 июля 2021 года N 01/3 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", исходил из того, что Чернобаева Л.Б. была уведомлена о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, о вариантах прохождения вакцинации, о последствиях, наступающих в случае отказа от вакцинации, однако отказалась от прохождения вакцинации, при этом документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний не представила, в связи с чем, действия работодателя по отстранению работника от работы являются обоснованными и соответствующими требованиям действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, правовых оснований для его отмены не установил, доводы апелляционной жалобы отклонил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции.
Как уже было ранее отмечено судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором; в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет, в частности, отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Согласно статьям 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ним (пункты 2 и 3 статьи 12).
Коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих").
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее - постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Закона N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").
Профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом "SARS-CoV-2", включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям в соответствии с приказом Минздрава России от 21.03.2014 года N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" с учетом изменений от 09.12.2020 N 1307н.
В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых "групп риска", которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 15.03.2020 N179 "О введении режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" на территории Волгоградской области с 16 марта 2020 года введен режим повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.
Во исполнение пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ, статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ, а также Приказа N 125н, 27 июля 2021 года вынесено Постановление Главного государственного санитарного врача по Волгоградской области N 01/3 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в регионе и продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, в соответствии с которым постановлено осуществить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Волгоградской области отдельным категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации.
Письмом Министерства труда и социальной защиты РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 июля 2021 года N 14-4/10/П-5532 доведены "Совместные разъяснения Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных", согласно которым в постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых "групп риска", которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия. Вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.
В соответствии с пунктом 6 Приложения к Разъяснениям, в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации работодатель обязан издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
Таким образом, у работодателя имелись предусмотренные нормами действующего законодательства основания для отстранения Чернобаевой Л.Б. от работы на весь период эпиднеблагополучия или до момента предоставления документов, предусмотренных приказом от 28 июля 2021 года N.
Каких-либо доказательств, подтверждающих, что истец сообщил работодателю о наличии у него медицинских противопоказаний для прохождения вакцинации, равно как и доказательств того, что Чернобаева Л.Б. обязанность по выполнению требований санитарного законодательства исполнила, как в суды первой и апелляционной инстанций, так и работодателю истцом не представлены.
Учитывая изложенное, действительных оснований для признания действий работодателя по отстранению Чернобаевой Л.Б. от работы незаконными, у судов отсутствовали.
Приведенные кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, а также иное мнение о характере разрешения спора, изложенное в оспариваемых судебных постановлениях, выводов судов не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права не свидетельствуют, в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 ГПК РФ не могут служить в качестве основания для отмены оспариваемых судебных актов по делу в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Котовского районного суда Волгоградской области от 02 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 15 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чернобаевой Л.Б. -без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.