Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Бетрозовой Н.В, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кеня В.Л. к Министерству обороны Российской Федерации, командиру войсковой части 63876, Федеральному казенному учреждению "Управлению Черноморского флота" о возложении обязанности произвести перерасчет должностного оклада, взыскании недополученной заработной платы
по кассационным жалобам командира войсковой части 63876 и Федерального казенного учреждения "Управлению Черноморского флота" на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 10 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллеги по гражданским делам Севастопольского городского суда от 06 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
в ноябре 2021 года Кеня В.Л. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, командиру войсковой части 63876, Федеральному казенному учреждению "Управлению Черноморского флота" (далее - ФКУ "Управление Черноморского флота"), в котором просил:
- возложить на ответчиков обязанность произвести перерасчет должностного оклада Кеня В.Л. с июня 2019 года по октябрь 2020 года, путем повышения оклада на 24% за работу в опасных условиях, взыскав в пользу Кеня В.Л. недополученную заработную плату за указанный период в размере 51 290, 28 рублей;
- возложить на ответчиков обязанность выплатить компенсацию Кеня В.Л. за несвоевременную задержку части заработной платы за работу в опасных условиях, рассчитав помесячно с июня 2019 года по октябрь 2020 года и по день фактического расчета включительно;
- возложить на ответчиков обязанность выплатить Кеня В.Л. денежную компенсацию за не предоставленный работодателем ежегодный дополнительный отпуск в связи с опасными условиями труда, рассчитанную с 13 июня 2019 года и по 31 октября 2020 года, в том числе, с уплатой процентов от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно;
- возложить на ответчиков обязанность выплатить Кеня В.Л. денежную компенсацию за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю, начиная с 13 июня 2019 года по ноябрь 2020 года;
- взыскать с ответчиков понесенные Кеня В.Л. судебные расходы на оплату услуг представителя.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 10 декабря 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен филиал Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - "5 финансово-экономическая служба".
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 10 февраля 2022 года исковые требования Кеня В.Л. удовлетворены частично.
С Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского Флота" в пользу Кеня В.Л. взыскана недополученная заработная плата за период с 13 июня 2019 года по 31 октября 2020 года в размере 51 290, 28 рублей, компенсация за несвоевременную задержку выплаты части заработной платы за работу в опасных условиях за период с 08 июля 2019 года по 10 февраля 2022 года в размере 13 306, 68 рублей, компенсация за несвоевременную задержку выплаты части заработной платы за работу в опасных условиях за период с 11 февраля 2022 года по день фактической выплаты из расчета основного долга в размере 51 290, 28 рублей, денежная компенсация за не предоставленный работодателем ежегодный дополнительный отпуск в размере 22 033, 44 рублей, денежная компенсация за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 13 июня 2019 года по 31 октября 2020 года в размере 23 624, 28 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Кеня В.Л. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 06 июня 2022 года решение Ленинского районного суда города Севастополя от 10 февраля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационных жалобах представитель ФКУ "Управление Черноморского флота" и командир войсковой части 63876 просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, существенным нарушением норм процессуального права, постановив новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме заявленных требований.
В обоснование доводов кассационных жалоб представитель ФКУ "Управлению Черноморского флота" и командир войсковой части 63876 критикуют выводы судов первой и апелляционной инстанций, что с момента заключения трудового договора (13 июня 2019 года), характер и вид выполняемой Кеня В.Л. работы условия работы не изменялись и в трудовом договоре, заключенном с истцом, указано об отсутствии опасных условий труда, поскольку с момента заключения трудового договора, условия труда на рабочем месте истца являлись опасными, что установлено заключением Государственной экспертизы условий труда от 21 июня 2021 года N 4, в связи с чем истец имеет право на гарантии и компенсации за работу в опасных условиях труда с момента заключения трудового договора. Обращает внимание, что рабочее место начальника пожарной команды базы (материальных и технических средств) г..Симферополь войсковой части 63876 на момент проведения специальной оценки условий труда в 2018 году являлось вакантным и условия на рабочем месте начальника пожарной команды не оценивались.
Указывает, что судом не учтено прямое предписание части 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценки условий труда", которым установлено, что в случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников занятых на рабочих местах в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона. В соответствии с проведенной специальной оценкой условий труда войсковой части 63876, утвержденной 26 октября 2020 года, работнику Кеня В.Л. установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 4 класс, повышение оклада на 24% произведено с 03 ноября 2020 года. Судом не учтено и не нашло своего подтверждения в постановленных актах, что как до проведения специальной оценки условий труда в 2018 году, так и по результатам ее проведения в 2018 году в отношении занимаемой истцом должности командир отделения пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств) г..Симферополь войсковой части 63876 выплата заработной платы истцу производилась без учета начисления надбавки за работу, связанной с вредными и (или) опасными условиями труда. Таким образом, на период до утверждения отчета о проведении внеплановой специальной оценки условий труда применительно к положениям Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценки условий труда" ухудшения положения истца работодателем не допущено, поскольку вредный характер условий работы истца соответствующими документами не подтвержден.
Должностные оклады (тарифные ставки) в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года N 455 повышаются гражданскому персоналу на рабочих местах, которого, условия труда по результату специальной оценки условий труда, отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда, при этом условия труда работника Кеня В.Л. к таковым отнесены лишь по результатам специальной оценки условий труда от 26 октября 2020 года. Полагают, что суды первой и апелляционной инстанций не правомерно пришли к выводу, что с момента заключения трудового договора (13 июня 2019 года) истец имеет право на гарантии и компенсации за работу с опасными условиях труда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационного представления заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 13 июня 2019 года между Министерством обороны Российской Федерации в лице командира войсковой части 63876 и Кеня В.Л. заключен трудовой договор на неопределенный срок N115/22, согласно которому Кеня В.Л. принят на работу по должности командира отделении пожарной команды с 13 июня 2019 года.
В соответствии с пунктом 1.8 трудового договора, условия труда на рабочем месте работника безопасные - вредные и опасные условия труда не выявлены (по результатам специальной оценки условий труда от 30 ноября 2018 года).
Работодатель обязался обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (пункт 3.3 трудового договора).
В пункте 4.1 трудового договора указано, что условия оплаты труда работника установлены приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года N 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года N 583".
Работнику устанавливается должностной оклад в размере 6 688 рублей в месяц (пункт 4.2 трудового договора).
Работнику устанавливаются выплаты стимулирующего характера:
ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 40 процентов должностного оклада;
ежемесячная премия по результатам работы 25 %;
единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за год в размере до двух должностных окладов (пункт 4.3 трудового договора).
Работнику могут производиться иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 4.5 трудового договора).
Согласно пункту 5.1 трудового договора, работнику устанавливается: суммированный учет рабочего времени - ежегодный основной (ежегодный основной удлиненный) оплачиваемый отпуск продолжительностью двадцать восемь календарных дней с сохранением места работы и среднего заработка.
Работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в случаях, предусмотренных статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации (пункт 5.3 трудового договора). Отпуск предоставляется работнику в течение календарного года в соответствии с графиком отпусков (пункт 5.4 трудового договора).
13 июня 2019 года между войсковой частью 63876 Министерства обороны Российской Федерации, в лице командира войсковой части 63876 и Кеня В.Л. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору N115/22 от 13 июня 2019 года, согласно которому, включен в раздел "1. Общие положения": "1.8 Условия труда на рабочем месте (по результатам спецоценки от 30 ноября 2018 года): рабочая зона повседневного нахождения и функционирования пожарной команды (пожарное депо) - допустимые условия труда; рабочая зона выполнения работ пожарной команды на объекте пожара, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (территориально меняющаяся рабочая зона) - опасные условия труда".
Согласно отчету о проведении специальной оценки условий труда в войсковой части 63876, утвержденному от 30 ноября 2018 года, на указанных рабочих местах работникам гарантии и компенсации за условия труда по результатам специальной оценки условий труда не установлены.
В 2019 году в отношении рабочего места "начальник пожарной команды" базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) ("адрес") войсковой частью 63876 проведена специальная оценка условий труда, отчет о которой утвержден ДД.ММ.ГГГГ, условия труда отнесены к вредным и опасным.
В соответствии с отчетом о проведении специальной оценки условий труда в войсковой части 63876, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, в отношении рабочих мест командира отделения пожарной команды и водителя автомобиля пожарной команды установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - опасные условия труда.
В соответствии с приказом командира войсковой части 63876 от ДД.ММ.ГГГГ N, работникам пожарной команды базы хранения материальных и технических средств ("адрес"), рабочие места которых отнесены к опасным условиям труда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ N указанной категории работников повышены должностные оклады на 24%, о чем должностные лица пожарной команды уведомлены установленным порядком.
По результатам проведения этих работ, протоколами комиссии по специальной оценки условий труда войсковой части 63876 констатировано наличие для рабочих мест работников каждой пожарной команды двух рабочих зон:
- рабочая зона повседневного нахождения и функционирования работников дежурной смены пожарной команды в пожарном депо подразделения;
- рабочая зона выполнения работ личным составом боевого расчета пожарной команды на объектах пожара, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (территориально меняющаяся рабочая зона).
Согласно специальной оценке условий труда 2018 года в войсковой части 63876 для работников пожарных команд установлен 2 класс (допустимые условия труда): для рабочей зоны повседневного нахождения и функционирования работников дежурной смены пожарной команды в пожарном депо подразделения, и 4 класс (опасные условия труда) на объектах пожара, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (территориально меняющаяся рабочая зона).
Согласно сведениям военной прокуратуры - войсковая часть 90935 от ДД.ММ.ГГГГ, в 107 военную прокуратуру гарнизона поступило коллективное обращение о нарушении должностными лицами войсковой части 63876 требований трудового законодательства.
Проведенной во взаимодействии со специалистами Государственной Инспекции труда г. Севастополя проверкой установлено, что в ноябре 2018 года на базе хранения материальных и технических средств (объединения, 1 разряда) войсковой части 63876 проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой в отношении рабочих мест командира отделения, пожарного и водителя пожарной команды установлен 2 (допустимые условия труда) итоговый класс условий труда.
Проведенной в ноябре 2019 года специальной оценки условий труда в отношении рабочего места начальника пожарной команды указанной базы установлен 4 (опасные условия труда) итоговый класс условий труда.
В ходе проведения внеплановой в октябре 2020 года специальной оценки условий труда, в отношении рабочих мест командира отделения, пожарного и водителя пожарной команды установлен 4 (опасные условия труда) итоговый класс условий труда.
В соответствии с приказом командира войсковой части 63876 от ДД.ММ.ГГГГ N, работникам пожарной команды базы хранения материальных и технических средств ("адрес"), рабочие места которых отнесены к опасным условиям труда, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, приказом командира воинской части от ДД.ММ.ГГГГ N указанной категории работников повышены должностные оклады на 24%, о чем должностные лица пожарной команды уведомлены установленным порядком.
Коллективное обращение работников пожарной команды от ДД.ММ.ГГГГ поступило в воинскую часть ДД.ММ.ГГГГ, письмом от ДД.ММ.ГГГГ на указанное обращение даны разъяснения о невозможности перерасчета должностных окладов работникам пожарной команды.
В связи с выявленными специалистами Государственной инспекции труда города Севастополя нарушениями трудового законодательства, обусловленными несвоевременным ознакомлением работников пожарной команды с результатам специальной оценки условий труда, а также не принятием к учету предложений работников, в адрес командира войсковой части 63876 внесено представление об устранении нарушении закона.
ДД.ММ.ГГГГ в 107 военную прокуратуру гарнизона поступило коллективное обращение, которое рассмотрено в части доводов о нарушении должностными лицами войсковой части 63876 требований трудового законодательства согласно компетенции.
Копия обращения для разрешения в части возможного нарушения отдельными должностными лицами базы хранения материальных и технических средств объединения 1 разряда войсковой части 63876 ("адрес") законодательства, регламентирующего порядок прохождения медицинских осмотров, направлена военному прокурору 309 военной прокуратуры гарнизона. В части доводов о предоставлении начальнику пожарной команды базы хранения материальных и технических средств объединения 1 разряда положенной ему надбавки за опасные условия труда в размере 24 %, перерасчета за сокращенную продолжительность рабочего времени, а также дополнительного отпуска за 2019-2020 годы направлен ответ.
Внесенное в августе 2021 года в адрес командира войсковой части 63876 представление рассмотрено уполномоченными должностными лицами воинской части, организовано проведение перерасчета нормы трудовых часов с учетом положенной сокращенной продолжительности рабочего времени за период с ноября 2019 по ноябрь 2020 года, с должностными лицами воинской части проведены дополнительные занятия по изучению действующего законодательства, усилен контроль выполнения мероприятий в сфере охраны трудовых прав граждан.
В связи с выявленными по результатам проведённой в ноябре 2018 года и октябре 2020 года специальной оценки условий труда противоречиями в части установления итогового класса условий труда, гарантий и компенсаций за условия труда, установленных должностным лицам пожарной команды, специалистами Государственной инспекции труда г. Севастополя командованию воинской части выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ N о необходимости предоставления работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) ("адрес") в полном объеме гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовых законодательством из расчета итогового класса (подкласса) условий труда, установленного протоколом N заседания комиссии по результатам специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ (4 класс).
Решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска командира войсковой части 63876 ФИО6 к главному государственному инспектору Государственной инспекции труда "адрес" ФИО7, Государственной инспекции труда "адрес", Департаменту труда и социальной защиты населения "адрес", заинтересованные лица Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ "Управление Черноморского флота", филиал ФКУ "Управление Черноморского флота" - "5 финансово-экономическая служба Черноморского флота" об оспаривании предписания N от ДД.ММ.ГГГГ отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части.
Административный иск удовлетворен частично, признано незаконным и отменено предписание главного государственного инспектора труда отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда "адрес" ФИО7 N от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения обязанности устранить нарушения трудового законодательства путем предоставления работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) ("адрес") войсковой части 63876 за период с ДД.ММ.ГГГГ по май 2020 года в полном объеме гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством из расчета итогового класса (подкласса) условий труда, установленного протоколом N заседания комиссии по специальной оценки условий труда войсковой части 63876 от ДД.ММ.ГГГГ (4 класс).
В остальной части решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Из справки войсковой части 63876 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что, за период с 2014 года по 2020 год работники пожарной команды к мероприятиям, направленные на спасение людей и имущества от пожаров, осуществление тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, не привлекалась.
Согласно акту документарной проверки Государственной инспекции труда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ Кеня В.Л. повышен должностной оклад на 24% в связи с отнесением его условий труда к 4 классу вредных и (или) опасных.
В ходе выборочной проверки установлено, что Кеня В.Л. привлекался к работе сверх нормы рабочего времени за 2 квартал 2021 года, часы сверхурочной работы ему не оплачены в повышенном размере, в нарушение статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации оплата работы сверх нормы рабочего времени Кеня В.Л. не произведена в повышенном размере.
Согласно заключению Государственной экспертизы условий труда от ДД.ММ.ГГГГ N, качество проведения специальной оценки условий труда в 2018 году на рабочих местах работников базы (хранения материальных и технических средств) "адрес" пожарной команды (пожарное депо) Федерального казённого учреждения "Управление Черноморского флота" - войсковая часть 63876 не соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда. Качество проведения специальной оценки условий труда в 2019 и 2020 годах на рабочих местах работников базы хранения материальных и технических средств (объединения, 1 разряда) "адрес" команды (пожарное депо) Федерального казённого учреждения "Управление Черноморского флота" - войсковая часть 63876 соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда.
ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда войсковой части 63876, командиру войсковой части 63876 полковнику ФИО6 выдано предписание N об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно, обеспечить предоставление работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) ("адрес") войсковой части 63876 за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством из расчета итогового класса (подкласса) условий труда, установленного протоколом N заседания комиссии по специальной оценке условий труда войсковой части 63876 от ДД.ММ.ГГГГ (4 класс).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 21, 91, 92, 117, 129, 135, 136, 147, 212, 219, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", исходил из того, что условия труда Кеня В.Л. с момента заключения трудового договора, не изменялись, являются вредными и опасным в соответствии с результатом специальной оценки условий труда 2019 года и 2020 года, поэтому истец имеет право на гарантии и компенсации в связи с работой с опасными условиями труда с момента заключения трудового договора, при этом результат специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого условия труда на рабочем месте истца признаны безопасными, не соответствует, противоречит действующему законодательству в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в соответствии с частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок обращения за разрешением индивидуального трудового спора составляет один год, и истцом не пропущен.
Судом первой инстанции произведен перерасчет заработной платы истца с учетом повышения должностного оклада за опасные условия труда (4 класс) на 24% за период с ДД.ММ.ГГГГ по октябрь 2020 года, в соответствии с которым с ответчика ФКУ "Управление Черноморского флота" в пользу Кеня В.Л. взыскан размер недоплаченной заработной платы 51 290, 28 рублей.
За нарушение срока выплаты надбавки за вредные и опасные условия труда в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции взыскал с ответчика ФКУ "Управление Черноморского флота" в пользу истца компенсацию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 306, 68 рублей, а также денежную компенсацию за период с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической оплаты задолженности, исходя из расчета основного долга в размере 51 290, 28 рублей.
В соответствии со статьей 126 Трудового кодекса Российской Федерации суд первой инстанции взыскал с ответчика ФКУ "Управление Черноморского флота" в пользу истца компенсацию за неиспользованный ежегодный дополнительный отпуск в связи с опасными условиями труда за 2019 год и 2020 год в размере 22 033, 44 рублей, исходя из 33 дней неиспользованного отпуска.
Установив факт сверхурочной работы истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 4 часов в неделю, суд первой инстанции взыскал с ответчика ФКУ "Управление Черноморского флота" в пользу истца денежную компенсацию за сверхурочную работу за указанный период в сумме 23 624, 28 рублей.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении к спорным отношениям норм материального права с соблюдением процессуального закона.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Кроме того, частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 219 Трудового кодекса Российской Федерации размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
В силу статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени либо опасным условиям труда (статья 117 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе, для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Согласно требованиям части 4 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушением требований настоящего Федерального закона (пункт 7).
Судами установлено, что Кеня В.Л. работает в войсковой части 63876 в качестве гражданского персонала в должности командира отделения пожарной команды с ДД.ММ.ГГГГ.
При заключении трудового договора условия труда на рабочем месте как не опасные установлены истцу согласно результатам специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ, специальной оценкой условий труда от ДД.ММ.ГГГГ условия труда на рабочем месте истца отнесены к опасным.
В связи с противоречиями специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в порядке статьи 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Nн "Об утверждении порядка проведения государственной экспертизы условий труда", отчеты о проведении специальной оценки условий труда войсковой части 63876 указанной пожарной команды направлены в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя в целях проведения в установленном порядке государственной экспертизы условий труда.
Заключением Государственной экспертизы условий труда от ДД.ММ.ГГГГ N установлено, что качество проведения специальной оценки условий труда в 2018 году на рабочих местах работников базы (хранения материальных и технических средств) "адрес" пожарной команды (пожарное депо) ФКУ "Управление Черноморского флота" - войсковая часть 63876 не соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда.
Качество проведения специальной оценки условий труда в 2019 и 2020 годах на рабочих местах работников базы хранения материальных и технических средств (объединения, 1 разряда) "адрес" команды (пожарное депо) ФКУ "Управление Черноморского флота" - войсковая часть 63876 соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами нижестоящих судов, что поскольку с момента заключения трудового договора (ДД.ММ.ГГГГ), характер и вид выполняемой истцом работы, условия работы не изменялись, при этом несмотря на отсутствие в трудовом договоре указаний на опасные условия труда, фактически, с момента заключения трудового договора, условия труда на рабочем месте Кеня В.Л. являлись опасными, что установлено заключением Государственной экспертизы условий труда от ДД.ММ.ГГГГ N, истец имеет право на гарантии и компенсации за работу в опасных условиях труда с момента заключения трудового договора.
Учитывая, что выводы Государственной экспертизы условий труда от ДД.ММ.ГГГГ N не оспорены, не признаны недействительными, истец в спорный период времени имел полную занятость на рабочем месте, условиям труда которых присвоен 4 итоговый класс, в связи с чем он вправе требовать оплаты труда исходя из 36-часовой рабочей недели с учетом 24% надбавки за опасные условия труда.
Доводы кассационных жалоб относительно не привлечения Кеня В.Л. к мероприятиям, направленным на спасение людей и имущества от пожаров, осуществление тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, нельзя признать правильными, так как право на льготы и компенсации определяются на основании присвоенного итогового класса, а не отдельных факторов.
Условия труда на рабочих местах истца также оценены при специальной оценке условий труда, поэтому доводы кассационных жалоб о несоответствии рабочих мест степени опасности не влекут отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций мотивированы, судом учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в решении отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, приведенные в кассационных жалобах, не могут служить основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При этом, доводы кассационных жалоб повторяют позицию ответчиков, изложенную в ходе рассмотрения настоящего дела, которые исследованы судами первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение являются законными, постановленными в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 10 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллеги по гражданским делам Севастопольского городского суда от 06 июня 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы командира войсковой части 63876 и Федерального казенного учреждения "Управлению Черноморского флота" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.