Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-512/2022 (УИД 24RS0014-01-2022-000156-34) по иску Тюменцева Эдуарда Викторовича к Муниципальному бюджетному учреждению "Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа" Енисейского района о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за время незаконного отстранения от работы, взыскании денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Тюменцева Эдуарда Викторовича на решение Енисейского районного суда Красноярского края от 6 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тюменцев Эдуард Викторович (далее по тексту - Тюменцев Э.В, истец) обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению "Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа" Енисейского района (далее по тексту - МБУ "Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа", ответчик) о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за время незаконного отстранения от работы, взыскании денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что с 31 января 2020 г. истец состоит с ответчиком в трудовых отношениях, замещает должность сторожа. 13 сентября 2021 г. истцу вручено уведомление о вакцинации от новой коронавирусной инфекции в срок до 20 сентября 2021 г. или предоставлении письменного отказа от вакцинации в срок до 15 сентября 2021 г. Приказом от 20 декабря 2021 г. N работодатель отстранил истца от работы без сохранения заработной платы в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции, с данным приказом истец был ознакомлен 21 декабря 2021 г.
Отстранение от работы считает незаконным, поскольку информация о факте медицинского вмешательства, об отказе от медицинского вмешательства является сведениями, составляющими врачебную тайну, и информацией о частной жизни, а также специальной категорией персональных данных, которые работодатель не имеет права запрашивать, а истец (работник) имеет право не предоставлять.
С учетом уточненных исковых требований истец просит признать незаконным приказ от 20 декабря 2021 г. N об отстранении от работы, обязать ответчика выплатить ему заработную плату за период незаконного отстранения от работы с 20 декабря 2021 г. и до дня отмены приказа N, выплатить денежную компенсацию в размере не ниже 1/150, действующей на день отмены приказа ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, выплатить компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
Решением Енисейского районного суда Красноярского края от 6 апреля 2022 г. заявленные Тюменцевым Э.В. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 сентября 2022 г. решение Енисейского районного суда Красноярского края от 6 апреля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Тюменцев Э.В. просит отменить решение Енисейского районного суда Красноярского края от 6 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 сентября 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, с 1 февраля 2020 г. Тюменцев Э.В. состоит с МБУ "Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа" в трудовых отношениях на основании трудового договора от 31 января 2020 г, замещает должность сторожа по основному месту работы, на полную ставку, прием на работу оформлен приказом от 31 января 2020 г. N, из которого следует, что истец принят в подразделение обслуживающего персонала пгт. Подтесово.
Главой Енисейского района в соответствии с подпунктом 6 пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Приказа Минздрава России от 21 марта 2014 г. N "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", Постановления Главного государственного санитарного врача Красноярского края от 23 июля 2021 г. N, принято постановление от 23 августа 2021 г. N "Об организации проведения профилактических прививок против CОV1D-19".
В соответствии с пунктом 3 данного постановления руководителям учреждений, учредителем которых является администрация Енисейского района, организовать работу по проведению профилактических прививок против COV1D-19. В срок до 15 сентября 2021 г. охват профилактическими прививками против COVID-19 вторым компонентом должен составить не менее 60 процентов от общей численности.
Пунктом 6 постановлено довести до сведения работников, указанных в Постановлении Главного государственного санитарного врача Красноярского края от 23 июля 2021 г. N о возможности отстранения от работы без сохранения заработной платы в случае отказа от проведения вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний в соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации с 16 сентября 2021 г.
13 сентября 2021 г. директором МБУ "Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа" издан приказ N о проведении вакцинации, согласно которому в целях сохранения здоровья учащихся МБУ "СШ им. Ф.В. Вольфа", сохранения здоровья персонала, в соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю N от 23 июля 2021 г, постановлением администрации Енисейского района от 23 августа 2021 г. N всем сотрудникам спортивной школы: пройти обязательную вакцинацию первым компонентом вакцины от коронавирусной инфекции Ковид-19 до 20 сентября 2021 г, вторым компонентом вакцины до 4 октября 2021 г.: проинформировать делопроизводителя В о планируемой или проведенной вакцинации, по завершении вакцинации представить сертификат о прохождении вакцинации, в случае имеющихся противопоказаний представить документ, подтверждающий основания отказа от вакцинации. Делопроизводителю В: организовать учет хода вакцинации сотрудников СШ; сотрудникам, отказывающимся от вакцинации без наличия противопоказаний, вручить уведомления об отстранении от работы. Сотрудникам, проходящим вакцинацию предоставить день отдыха в день вакцинации от ковида-19 и предоставить один день отдыха после нее. Фельдшеру спортивной сколы К оказать помощь в прохождении вакцинации в КГБУЗ "ЕРБ" сотрудникам спортивной школы.
14 сентября 2021 г. Тюменцев Э.В. ознакомлен с уведомлением "о вакцинации от коронавируса с. Верхнепашино" от 13 сентября 2021 г. о вакцинации от коронавируса, согласно которому для истца, как для сотрудника, который работает в спортивной школе, обязательна вакцинация от новой коронавирусной инфекции COVID-19. Кроме того, указано, что истец обязан пройти вакцинацию от новой коронавирусной инфекции COVID-19 первым компонентом вакцины в срок до 20 сентября 2021 г, вторым компонентом вакцины в срок до 4 октября 2021 г, впоследствии предложено предоставить делопроизводителю сертификат о вакцинации против коронавируса. При наличии уже сделанной истцом прививки, для ее подтверждения необходимо в отдел делопроизводителю представить сертификат о вакцинации, а если имеются медицинские противопоказания к прививке от коронавируса, то истец может отказаться от прививки с обязательным предоставлением делопроизводителю документа о получении медицинского отвода от вакцинации. В случае отказа от вакцинации при отсутствии противопоказаний указано на то, что истец будет отстранен от работы на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации на весь период до нормализации эпидемиологической обстановки или отмены указанного постановления главного санитарного врача. Письменный отказ от вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19 необходимо предоставить до 15 сентября 2021 г.
Указанное уведомление получено Тюменцевым Э.В. 14 сентября 2021 г.
Постановлением главы Енисейского района от 19 октября 2021 г. N внесены изменения в постановление от 23 августа 2021 г. N, пункты 3, 6 постановления изложены в новой редакции, а именно: пункт 3 "Руководителям учреждений, учредителем которых является администрация Енисейского района, организовать работу по проведению профилактических прививок против COVID-19, в срок до 15 декабря 2021 г. охват профилактическими прививками против COVID-19 вторым компонентом должен составить не менее 80 процентов от общей численности; пункт 6 "Довести до сведения работников, указанных в Постановлении Главного государственного санитарного врача Красноярского края от 23 июля 2021 г. N, о возможности отстранения от работы без сохранения заработной платы, в случае отказа от проведения вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний, в соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации с 16 декабря 2021 г.".
Приказом работодателя от 20 декабря 2021 г. N на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1999 г. N 825 "Об утверждении Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок", приказа Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", постановления Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 14 октября 2021 г. N Тюменцев Э.В. отстранен от работы сторожа в связи с не прохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 на период с 20 декабря 2021 г. и до момента ее прохождения, без сохранения заработной платы. С данным приказом Тюменцев Э.В. ознакомлен 20 декабря 2021 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 5, 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 г. N, внутренними локальными актами ответчика, суд первой инстанции исходил из того, что МБУ "Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа" относится к числу учреждений, осуществляющих деятельность в сфере образования, к которым законодательством установлены повышенные требования в части обеспечения охраны здоровья и труда работников, не установив нарушения трудовых прав истца, пришел к выводу о правомерности отстранения Тюменцева Э.В. от работы с 20 декабря 2021 г, как не прошедшего вакцинацию от новой коронавирусной инфекции и не предоставившего документ, подтверждающий медицинские противопоказания к вакцинации.
Кроме того, судом первой инстанции признаны несостоятельными доводы о том, что отстранение от работы должно было последовать сразу после наступления даты 4 октября 2021 г, чего работодателем не было сделано, в связи с чем отстранения истца от работы 20 декабря 2021 г. без внесения соответствующих изменений в уведомление и приказ о вакцинации является незаконным, суд первой инстанции верно указал, что сам по себе факт отстранения истца от работы в более позднюю дату - 20 декабря 2021 г, в то время как в уведомлении срок вакцинации вторым компонентом установлен до 4 октября 2021 г. в данном случае не свидетельствует о нарушении каких-либо прав работника, поскольку не огранивает время истца для принятия решения о вакцинации или предоставления медицинских документов о наличии противопоказаний к вакцинации, а напротив увеличивает его, учитывая, что постановлением главы Енисейского района от 19 октября 2021 г. N продлен срок по проведению профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19.
С учетом доводов истца судом первой инстанции отмечено, что в соответствии с должностной инструкцией сторожа, утвержденной директором МБУ "СШ им. Ф.В. Вольфа" А, основное назначение должности сторож это охрана зданий, сооружений и имущества школы во внеурочное время, в связи с чем вопрос о переводе истца на дистанционное выполнение своих трудовых обязанностей в силу специфики выполняемой им трудовой функции, рассматриваться работодателем не мог.
Не приняты во внимание судом первой инстанции и доводы истца о нарушении его конституционных прав ввиду получение сведений о прохождении вакцинации, составляющих врачебную тайну, поскольку законом предусмотрена возможность получения отвода по медицинским показаниям, а также полного отказа от вакцинации в связи с принципом добровольности медицинского вмешательства, что и было предложено работодателем истцу дальнейшего рассмотрения вопроса о продолжении работы. Однако, истец воспользовался своим правом и каких-либо медицинские документы в адрес работодателя не представил, в связи с чем ответчик обоснованно расценил это как отказ от прохождения вакцинации и отстранил истца от работы.
Принимая во внимание, что действиями ответчика не были нарушены трудовые права работника, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца невыплаченной зарплаты за период отстранения от работы, также компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит, в том числе, свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
В силу части 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно- эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Согласно пункту N. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно, пункту N "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н (действовал до 30 декабря 2021 г.), после чего вступил в силу приказа Минздрава России от 6 декабря 2021 г. N 1122н.
Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 г. N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 г. N "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям, с целью предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения Красноярского края" постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, с охватом не менее 60 % от общей численности к 15 сентября 2021 г, в том числе работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.
Как указывалось выше, в соответствии с положениями статей 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Из смысла приведенных норм материального права в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
Доводы, изложенные Тюменцевым Э.В. в кассационной жалобе, относительно отсутствия у него заболеваний, представляющих опасность для окружающих, о необходимости добровольного согласия на медицинское вмешательство, являются аналогичными правовой позиции истца при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, тогда как этим доводам судами дана надлежащая правовая оценка.
Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы истца о том, что работа истца не входит в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 "Об утверждении Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок", обязанность по прохождению вакцинации на него не возлагалась, поэтому прививка для него не является обязательной, а ее отсутствие не может служить основанием для отстранения от работы, поскольку исходя из Перечня социально значимых заболеваний и Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66), коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (код по МКБ-10: В 34.2) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих, в связи с этим прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, включена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 г. N 1867-О).
Таким образом действия ответчика как работодателя в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную судам первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителями в кассационных жалобах не приведены.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Енисейского районного суда Красноярского края от 6 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Тюменцева Эдуарда Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.