Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2857/2021 (УИД 55RS0004-01-2021-003631-18) по иску Панкрушиной Анны Сергеевны к командиру войсковой части 77112, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в предоставлении выплат медицинским работникам, возложении обязанности осуществить выплаты стимулирующего характера при выполнении трудовой деятельности с пациентами с установленным диагнозом новая коронавирусная инфекция, по кассационной жалобе Панкрушиной Анны Сергеевны на решение Октябрьского районного суда г. Омска Омской области от 4 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 8 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Панкрушина Анна Сергеевна (далее - Панкрушина А.С, истец) обратилась в суд с иском к командиру войсковой части 77112 о признании незаконным решения об отказе в предоставлении выплат медицинским работникам, возложении обязанности осуществить выплаты стимулирующего характера при выполнении трудовой деятельности с пациентами с установленным диагнозом новая коронавирусная инфекция.
В обоснование своих требований указывала на то, что Панкрушина А.С. работает в медицинском пункте войсковой части 77112 Министерства обороны Российской Федерации в должности медицинской сестры.
В должностные обязанности Панкрушиной А.С. входит первичный осмотр пациентов, как военнослужащих, так и гражданского персонала войсковой части.
В период с мая 2020 года по май 2021 года военнослужащим и гражданскому персоналу, с которыми она контактировала, была диагностирована новая коронавирусная инфекция (COVID-19), в связи с чем они проходили лечение в больницах г. Омска, что влекло для нее риск заражения новой коронавирусной инфекцией.
Правительством Российской Федерации были установлены специальные социальные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, предусмотренные в качестве государственной социальной поддержки медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Панкрушина А.С. в составе коллектива медицинского пункта войсковой части 77112 обратилась к командиру войсковой части 77112 с письменным заявлением о предоставлении специальных социальных выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку.
В удовлетворении заявления Панкрушиной А.С. было отказано.
Панкрушина А.С. полагает, что решение командира войсковой части 77112 об отказе в предоставлении специальных социальных выплат стимулирующего характера является незаконным.
Панкрушина А.С. просила суд признать незаконным решение командира войсковой части 77112 об отказе в предоставлении специальных социальных выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, предусмотренных в качестве государственной социальной поддержки медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией; обязать командира войсковой части 77112 произвести специальные социальные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, как медицинскому работнику, контактировавшему при исполнении возложенных трудовых обязанностей с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), за период с мая по декабрь 2020 года, с января по май 2021 года.
Определением Октябрьского районного суда г. Омска Омской области от 10 августа 2021 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Октябрьского районного суда г. Омска Омской области от 4 октября 2021 г. исковые требования Панкрушиной А.С. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 2 февраля 2022 г. решение Октябрьского районного суда г. Омска Омской области от 4 октября 2021 г. отменено, принято по делу новое решение.
Признаны незаконными действия командира войсковой части 77112 по отказу в осуществлении Панкрушиной А.С. выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, работающим в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312 и приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2020 г. N 537.
Признаны незаконными действия командира войсковой части 77112 по отказу в осуществлении Панкрушиной А.С. специальной социальной выплаты медицинским работникам воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N1896 и приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2021 г. N 110.
За Панкрушиной А.С. признано право на получение выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, работающим в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312 и приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2020 г. N 537.
За Панкрушиной А.С. признано право на получение специальной социальной выплаты медицинским работникам воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 1896 и приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2021 г. N 110.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 7 июня 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 2 февраля 2022 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 8 сентября 2022 г. решение Октябрьского районного суда г. Омска Омской области от 4 октября 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Панкрушина А.С. просит об отмене судебных актов как незаконных.
Войсковой частью 77112 Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской обрасти" поданы возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Панкрушина А.С. с 15 апреля 2019 г. работает в медицинском пункте войсковой части 77112 в должности медицинской сестры (трудовой договор N N от 15 апреля 2019 г.).
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 3910 от 29 декабря 2012 г. "О представительствах Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателей в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что полномочия работодателя в соответствии со статьёй 20 Трудового кодекса Российской Федерации обладают командиры воинских частей в отношении работников подчинённых воинских частей.
Соответственно, полномочиями работодателя в отношении Панкрушиной А.С. обладает командир войсковой части 77112.
26 января 2021 г. истец вместе с другими работниками медицинского пункта обратилась к командиру войсковой части 77112 с заявлением об организации стимулирующей выплаты за работу и контактирование с больными коронавирусной инфекцией на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415, от 29 августа 2020 г. N 1312, от 30 октября 2020 г. N 1762, от 23 ноября 2020 г. N 1896 за май-декабрь 2020 г, январь 2021 г, поскольку за указанный период в медицинский пункт обращалось свыше 32 больных с подтверждённым диагнозом новой коронавирусной инфекцией.
В ответ на указанное заявление командир войсковой части 12 мая 2021 г. указал, что медицинским работникам войсковой части 77112 специальные социальные выплаты не положены, в связи с тем, что данная надбавка выплачивается личному составу, оказывающему медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Обращаясь с настоящим иском в суд, Панкрушина А.С. ссылалась на что, что в период с мая 2020 г. по май 2021 г. она осуществляла первичный осмотр пациентов из числа военнослужащих и гражданского персонала войсковой части 77112, у которых впоследствии была выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), между тем соответствующие социальные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, как медицинскому работнику, контактирующему с пациентами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), в её пользу командиром войсковой части 77112 произведены не были.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Правила предоставления в 2020 г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объёме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415, не распространяются на правоотношения между истцом и войсковой частью 77112 в лице командира части, при этом в соответствии с пунктом 11 указанных Правил следует, что оплата производится медицинским работникам, имеющим непосредственный контакт с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312 определены категории медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 1896 определены категории медицинских и иных работников, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Панкрушина А.С. по своим должностным обязанностям к поименованным в постановлениях Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312 и от 23 ноября 2020 г. N 1896 должностям не относится.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Панкрушина А.С. не относится к категории медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь, либо участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в связи с чем она не имеет право на установление ей повышающих коэффициентов к социальным выплатам, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. N 1962.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Панкрушиной А.С. не представлено доказательств того, что по своим трудовым обязанностям она имела непосредственный контакт с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекцией COVID-19, установление диагноза новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и оказание помощи в лечении новой коронавирусной инфекции не входило в должностные обязанности истца, диагноз COVID-19 выставлялся военнослужащим и лицам гражданского персонала в Филиале N 3 425 Военного госпиталя.
Суд первой инстанции исходил из того, что взаимодействие с военнослужащими и лицами гражданского персонала, проходившими первичный медицинский осмотр в медицинском пункте войсковой части 77112, не является доказательством выполнения Панкрушиной А.С. трудовых функций по оказанию медицинской помощи (участием в оказании, обеспечением оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (СОVID-19), контактированию с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (СОVID-19), так как выявление и установление диагноза (СОVID-19) происходило не в медицинском пункте войсковой части 77112, а в Филиале N 3 425 Военного госпиталя, в связи с чем записи в амбулаторном журнале медицинского пункта войсковой части 77112, где есть сведения о заболевании СОVID-19 у пациентов, обратившихся в медицинский пункт не могут служить доказательством обоснованности заявленных истцом требований.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Также суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что истцом пропущен трёхмесячный срок для обращения в суд для разрешения индивидуального трудового спора за период с мая 2020 г. по март 2021 г. включительно, поскольку с настоящим иском в суд истец обратилась 5 июля 2021 г, при этом заработная плата выплачивалась истцу 3 числа месяца, следующего за платёжным.
С данными выводами суда первой инстанции о пропуске истцом срока на обращение в суд не согласился суд апелляционной инстанции, между тем, данное обстоятельство не повлекло отмену правильного решения суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (часть 3 статьи 37).
Частью первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части первая и вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть вторая статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьёй 147 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счёт соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счёт соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312 с 1 апреля 2020 г. медицинским работникам (далее - работники), военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее - военнослужащие), сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией установлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач.
Так, подпунктом "г" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312 установлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-пульмонологам), а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию офицерами, и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, в размере 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312 установлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе среднему медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, фельдшерских здравпунктов, а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами), и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, в размере 40 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
При этом размер выплат стимулирующего характера, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, работникам организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти (за исключением указанных в пункте 7 настоящего постановления), а также работникам федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" устанавливается в соответствии с занимаемой должностью в размерах, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, в соответствии с локальным нормативным актом организации, определяющим: перечень наименований подразделений организации, работа в которых даёт право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время; перечень должностей работников подразделений организации, по которым устанавливаются особые условия труда и замещение которых даёт право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время; срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера (пункт 6 постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312).
Федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная или приравненная к ней служба, утвердить порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего постановления (пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312).
Порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам и за сложность выполняемых задач военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту (в воинских частях, организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также работникам и военнослужащим организаций санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации был утверждён Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2020 г. N 537 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка выплата стимулирующего характера осуществляется в размерах и за период, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г..N 1312 "Об установлении в 2020 году выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач медицинским работникам, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, организаций, учреждений, воинских частей, органов управлений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет имени М.В.
Ломоносова", оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации", работникам, оказывающим медицинскую помощь (скорую медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь, специализированную медицинскую помощь) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также работникам организаций санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, за фактически отработанное время и военнослужащим за время исполнения обязанностей военной службы, аналогичных трудовым функциям работников, указанных в настоящем пункте.
Выплата стимулирующего характера также осуществляется работникам и военнослужащим, направленным в воинские части, организации, указанные в пункте 2 настоящих Порядка и условий (пункт 3 Порядка).
Выплата стимулирующего характера осуществляется на основании приказов командиров воинских частей, начальников (руководителей) организаций с указанием должностей (воинских должностей), периодов фактического исполнения обязанностей работниками (военнослужащими) по оказанию медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также приказов руководителей организаций санитарно-эпидемиологического надзора с указанием должностей (воинских должностей), периодов фактического исполнения обязанностей работниками (военнослужащими) по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора (санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий) и мероприятий по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации (пункт 4 Порядка).
Из приведённых нормативных положений постановления Правительства Российской Федерации и Приказа Министра обороны Российской Федерации следует, что перечень наименований структурных подразделений организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, работа в которых даёт право на установление выплат стимулирующего характера, а также перечень должностей медицинских работников структурных подразделений таких организаций утверждается локальным нормативным актом данной организации. При этом право на получение вышеуказанных выплат предоставлено лишь медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 1896 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 г.г. медицинских и иных работников, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также работников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Указанным Постановлением предусмотрено, что в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также работников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), производить ежемесячно, с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года, специальную социальную выплату за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленную для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена), в том числе следующим категориям указанных работников (военнослужащих, сотрудников):
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, а также военнослужащие, сотрудники и работники, выполняющие обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, - 2430 рублей, 1215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, а также военнослужащие, сотрудники и работники, выполняющие обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, - 2430 рублей, 1215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
Из данного Постановления следует, что правом на получение специальной социальной выплаты обладают медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции, и медицинские работники (врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в случае, если они контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
Следовательно, право на получение специальной социальной выплаты, имеют врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции. Временный порядок организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 утверждён приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н.
Кроме того, правом на получение специальной социальной выплаты обладают также медицинские работники (врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
На это указано и в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 г. При этом действие данного постановления распространено на отношения, возникшие с 1 ноября 2020 г.
В порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 1896 приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N 110 утверждён Порядок и условия осуществления специальной социальной выплаты и дополнительной специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военнослужащим, проходящим военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии с пунктом 1 указанного Порядка специальная социальная выплата (дополнительная специальная социальная выплата) осуществляется при условии отнесения работников и военнослужащих к категориям лиц, предусмотренным пунктом 1 Постановления N 1896.
Согласно пунктам 3 и 4 названного Порядка списки работников организаций, военнослужащих воинских частей, обеспечивающих учёт нормативных смен, объявляются приказом командира воинской части или начальника (руководителя) организации. Специальная социальная выплата осуществляется на основании приказов командиров воинских частей, начальников (руководителей) организаций с указанием: категорий работников и военнослужащих, установленных пунктом 1 Постановления N 1896: должностей (воинских должностей) работников (военнослужащих); воинского звания (при наличии); фамилии, имени, отчества (при наличии); периода оказания медицинской помощи (участия в оказании, обеспечения оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также даты контакта с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19); числа нормативных смен в периоде, за который издаётся приказ (за месяц) в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1896; размера специальной социальной выплаты (дополнительной специальной социальной выплаты) за период с 1 по 8 января 2021 г, определяемого с учётом районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах, применяемых по месту фактического исполнения должностных обязанностей (несения военной службы); размера повышающего коэффициента к специальной социальной выплате, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. N 1962 "Об утверждении повышающих коэффициентов к специальным социальным выплатам и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"; суммы специальной социальной выплаты в периоде, за который издаётся приказ (за месяц) с учётом фактического числа нормативных смен в указанном месяце.
Отказывая в иске, исследовав и оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правомерному выводу о том, что доказательств, подтверждающих оказание медицинской помощи пациентам, у которых уже диагностирована новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, истцом не представлено.
Из журналов учета амбулаторного приема пациентов в медицинском пункте войсковой части 77112 Министерства обороны Российской Федерации за период с мая 2020 г. по май 2021 г, книги учета больных, направляемых на стационарное лечение, ВВК и лиц, требующих диагностического врачебного наблюдения войсковой части 77112 Министерства обороны Российской Федерации, следует, что Панкрушина А.С. медицинскую помощь лицам, у которых уже диагностирована новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в указанный период не оказывала.
Так, К. обращался в медицинский пункт ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом "данные изъяты" диагноз "данные изъяты" установлен ДД.ММ.ГГГГ в военном госпитале; Е. обращался в медицинский пункт ДД.ММ.ГГГГ, установлен диагноз "данные изъяты", диагноз "данные изъяты" установлен ДД.ММ.ГГГГ в военном госпитале.
Суды обоснованно исходили из того, что доказательств, подтверждающих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 1896 и приказа Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2021 г. N 110, а именно оказания медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции либо контактирования с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции при выполнении должностных обязанностей, Панкрушина А.С. не представила.
В журналах учета амбулаторного приема пациентов в медицинском пункте войсковой части 77112 Министерства обороны Российской Федерации указаны пациенты, на которых ссылается истец, которым диагноз новая коронавирусная инфекция был выставлен другими медицинскими организациями: Р. обращался в медицинский пункт войсковой части ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты"), ДД.ММ.ГГГГ в военном госпитале диагностирована "данные изъяты"; И. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращался в медицинский пункт ("данные изъяты"), ДД.ММ.ГГГГ была диагностирована "данные изъяты".
Ссылка истца на подтверждение факта участи в лечении пациентов, которым впоследствии установлен диагноз COVID-19 не влияет на возникновение права на получение спорных социальных выплат.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что диагностирование в последующем у пациентов новой коронавирусной инфекцией, правового значения в данном случае не имеет, поскольку оказываемая истцом таким пациентам медицинская помощь не была связана именно с лечением указанной инфекции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Судом апелляционной инстанции сделан верный вывод о неправильном применении судом первой инстанции положений статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации о годичном сроке по требованиям о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат. Между тем, данное обстоятельство не влияет на законность решения суда первой инстанции, который верно отказал в иске по существу заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как выводов судебных инстанций не опровергли.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судами доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Омска Омской области от 4 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 8 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Панкрушиной Анны Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Л.П. Кожевникова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.