Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Леонтьевой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2856/2021 (УИД: 55RS0004-01-2021-003601-11) по иску Сурковой Зои Дмитриевны к командиру войсковой части 77112, Министерству обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, возложении обязанности, по кассационной жалобе Сурковой Зои Дмитриевны на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 4 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 8 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, объяснения принимавшего участие в судебном заседании представителя командира Войсковой части 77112 Малахова Валентина Ивановича - Панфилова Всеволода Васильевича, действующего на основании доверенности N от 19 апреля 2022 г, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы заявителя
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Суркова Зоя Дмитриевна (далее - Суркова З.Д, истец) обратилась в суд с иском к командиру войсковой части 77112, о признании незаконным решения командира войсковой части 77112 об отказе в предоставлении специальных социальных выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, предусмотренных в качестве государственной специальной поддержки медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19) и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, обязать командира войсковой части 77112 произвести указанные специальные социальные выплаты за период с мая по декабрь 2020 года, с января по май 2021 года.
В обоснование заявленных требований Суркова З.Д. указала, что работает в медицинском пункте войсковой части 77112 "данные изъяты", работодателем является Министерство обороны Российской Федерации в лице командира войсковой части 77112.
Обращаясь с иском в суд, Суркова З.Д. ссылалась на то, что лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в том числе медицинским работникам воинских частей, контактировавшим в 2020-2021 годах с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), государством оказывались меры социальной поддержки в виде специальных социальных выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, осуществляемых в порядке и на условиях, предусмотренных постановлениями Правительства Российской Федерации N 415 от 2 апреля 2020 г, N 1312 от 29 августа 2020 г, N 1896 от 23 ноября 2020 г, N 1962 от 28 ноября 2020 г, приказами Министра обороны Российской Федерации N 537 от 15 октября 2020 г, N 110 от 24 февраля 2021 г. Между тем, вышеуказанные стимулирующие выплаты за период с мая 2020 года по настоящее время ей командиром войсковой части 77112 не назначались и не выплачивались. При этом в указанный период ею на постоянной основе осуществлялся контакт с военнослужащими и гражданским персоналом, проходившими первичный медицинский осмотр в медицинском пункте войсковой части 77112.
В последующем, по результатам проведенных в военном госпитале обследований некоторым из военнослужащих и гражданского персонала, с которыми она контактировала, был установлен диагноз COVID-19. Поскольку, несмотря на наличие рисков заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), какие-либо стимулирующие выплаты, предусмотренные вышеуказанными нормативно-правовыми актами, ей работодателем не производились, 19 апреля 2021 г. она в составе коллектива медицинского пункта войсковой части 77112 обратилась к командиру войсковой части с письменным заявлением о предоставлении специальных социальных выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, но по результатам рассмотрения данного заявления в реализации права на данные выплаты ей было отказано. Полагала, что указанное решение командира войсковой части 77112 является незаконным и нарушающим ее права.
Суркова З.Д. просила суд признать незаконным решение командира войсковой части 77112 об отказе в предоставлении специальных социальных выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, предусмотренных в качестве государственной социальной поддержки медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией; обязать командира войсковой части 77112 произвести указанные специальные социальные выплаты за период с мая по декабрь 2020 года, с января по май 2021 года.
Определением Октябрьского районного суда г. Омска от 10 августа 2021 года Министерство обороны Российской Федерации (в лице ФГКУ "Центральное региональное Управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации) привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Октябрьского районного суда г. Омска Омской области от 4 октября 2021 г. в удовлетворении исковых требований Сурковой З.Д. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 2 февраля 2022 г. решение Октябрьского районного суда г. Омска от 4 октября 2021 г. отменено, по делу принято новое решение.
Признаны незаконными действия командира войсковой части 77112 по отказу в осуществлении Сурковой З.Д. выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, работающим в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312 и приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2020 г. N 537.
Признаны незаконными действия командира войсковой части 77112 по отказу в осуществлении Сурковой З.Д. специальной социальной выплаты медицинским работникам воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 1896 и приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2021 г. N 110.
За Сурковой З.Д. признано право на получение выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, работающим в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312 и приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2020 г. N 537.
За Сурковой З.Д. признано право на получение специальной социальной выплаты медицинским работникам воинских частей Вооружённых Сил Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 1896 и приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2021 г. N 110.
В удовлетворении остальной части исковых требований Сурковой З.Д. отказано.
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июня 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 2 февраля 2022 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела судебной коллегией по гражданским делам Омского областного суда от 8 сентября 2022 г. решение Октябрьского районного суда г. Омска от 4 октября 2021 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Суркова З.Д. просит об отмене решения Октябрьского районного суда г. Омска от 4 октября 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 8 сентября 2022 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы Сурковой З.Д. указано на неправильное определение судами обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм процессуального права. Суркова З.Д. указывает, что в ее должностные обязанности входило участие в оказании медицинской помощи, а также взаимодействие с военнослужащими и работниками войсковой части 77112, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, а именно: первичный осмотр (участие в оказании первичной медико-санитарной помощи) пациентов, которые обращаются в медицинский пункт, как военнослужащим войсковых частей 77112, 43189, так и гражданскому персоналу, что в полном объеме соответствует требованиям, изложенным в постановлениях Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415, от 29 августа 2020 г. N 1312, от 30 октября 2020 г. N 1762, от 23 ноября 2020 г. N 1896, а также в приказах Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2020 г. N 537, от 24 февраля 2021 г. N 110.
Кроме того, в решении суда первой инстанции сделан ошибочный вывод о пропуске истцом трехмесячного срока для обращения с заявлением по выплатам за период с мая 2020 года по март 2021 года включительно.
Также судами оставлены без внимания предписания, выданные командиру войсковой части 77112, которые выполняли непосредственно работники медицинского пункта, а также выписки из эпикризов.
Заявитель полагает, что факт участия истца в спорный период в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам, которым в последующем был установлен диагноз новой коронавирусной инфекции, подтвержден.
Относительно доводов кассационной жалобы Командиром войсковой части 77112, Федеральным казенным учреждением "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области" принесены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Суркова З.Д, представитель ответчика - Министерства обороны Российской Федерации, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области", сведений о причине неявки не изложили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобах, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Суркова З.Д. с 12 апреля 1995 г. работает в медицинском пункте войсковой части 77112 в должности "данные изъяты" (трудовой договор N от 1 декабря 2008 г.).
26 января 2021 г. Суркова З.Д. вместе с другими работниками медицинского пункта обратилась к командиру войсковой части 77112 с заявлением об организации стимулирующей выплаты за работу и контактирование с больными коронавирусной инфекцией на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415, от 29 августа 2020 г. N 1312, от 30 октября 2020 г. N 1762, от 23 ноября 2020 г. N за май-декабрь 2020 г, январь 2021 г, поскольку за указанный период в медицинский пункт обращалось свыше 32 больных с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекцией.
В ответ на указанное заявление командир войсковой части 12 мая 2021 г. указал, что медицинским работникам войсковой части 77112 специальные социальные выплаты не положены, в связи с тем, что данная надбавка выплачивается личному составу, оказывающему медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Обращаясь с настоящим иском в суд, Суркова З.Д. ссылалась на что, что в период с мая 2020 г. по май 2021 г. она осуществляла первичный осмотр пациентов из числа военнослужащих и гражданского персонала войсковой части 77112, у которых впоследствии была выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), между тем, соответствующие социальные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, как медицинскому работнику, контактирующему с пациентами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), в ее пользу командиром войсковой части 77112 произведены не были.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе, в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415, не распространяются на правоотношения между истцом и войсковой частью 77112 в лице командира части, при этом в соответствии с пунктом 11 указанных Правил следует, что оплата производится медицинским работникам, имеющим непосредственный контакт с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312 определены категории медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 1896 определены категории медицинских и иных работников, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Суркова З.Д. по своим должностным обязанностям к поименованным в постановлениях Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312 и от 23 ноября 2020 г. N 1896 должностям не относится.
Также суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Суркова З.Д. не относится к категории медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь, либо участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в связи с чем, она не имеет право на установление ей повышающих коэффициентов к социальным выплатам, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. N 1962.
Суд первой инстанции установил, что Сурковой З.Д. не представлено доказательств того, что по своим трудовым обязанностям она имела непосредственный контакт с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекцией COVID-19, установление диагноза новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и оказание помощи в лечении новой коронавирусной инфекции не входило в должностные обязанности истца, диагноз COVID-19 выставлялся военнослужащим и лицам гражданского персонала в Филиале N Военного госпиталя.
Суд первой инстанции указал, что взаимодействие с военнослужащими и лицами гражданского персонала, проходившими первичный медицинский осмотр в медицинском пункте войсковой части 77112, не является доказательством выполнения Сурковой З.Д. трудовых функций по оказанию медицинской помощи (участием в оказании, обеспечением оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (СОVID-19), контактированию с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (СОVID-19), так как выявление и установление диагноза (СОVID-19) происходило не в медицинском пункте войсковой части 77112, а в Филиале N Военного госпиталя, в связи с чем, записи в амбулаторном журнале медицинского пункта войсковой части 77112, где есть сведения о заболевании СОVID-19 у пациентов, обратившихся в медицинский пункт не могут служить доказательством обоснованности заявленных истцом требований.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд для разрешения индивидуального трудового спора за период с мая 2020 г. по март 2021 г. включительно, поскольку с настоящим иском в суд истец обратилась 7 июля 2021 г, при этом заработная плата выплачивалась истцу 3 числа месяца, следующего за платежным.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 8 сентября 2022 г. решение Октябрьского районного суда г. Омска от 4 октября 2021 г. оставлено без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Частью первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно частям 1 и 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ч. 1 ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 72 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312 с 1 апреля 2020 г. медицинским работникам (далее - работники), военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее - военнослужащие), сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией установлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач.
Так, подпунктом "г" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312 установлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-пульмонологам), а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию офицерами, и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, в размере 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312 установлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе среднему медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, фельдшерских здравпунктов, а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами), и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, в размере 40 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
При этом размер выплат стимулирующего характера, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, работникам организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти (за исключением указанных в пункте 7 настоящего постановления), а также работникам федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" устанавливается в соответствии с занимаемой должностью в размерах, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, в соответствии с локальным нормативным актом организации, определяющим: перечень наименований подразделений организации, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время; перечень должностей работников подразделений организации, по которым устанавливаются особые условия труда и замещение которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время; срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера (пункт 6 постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312).
Федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная или приравненная к ней служба, предписано утвердить порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего постановления (пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312).
Порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам и за сложность выполняемых задач военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту (работающим) в воинских частях, организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также работникам и военнослужащим организаций санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации был утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2020 г. N 537 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка выплата стимулирующего характера осуществляется в размерах и за период, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г..N 1312 "Об установлении в 2020 году выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач медицинским работникам, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, организаций, учреждений, воинских частей, органов управлений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет имени М.В.
Ломоносова", оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации", работникам, оказывающим медицинскую помощь (скорую медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь, специализированную медицинскую помощь) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также работникам организаций санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, за фактически отработанное время и военнослужащим за время исполнения обязанностей военной службы, аналогичных трудовым функциям работников, указанных в настоящем пункте.
Выплата стимулирующего характера также осуществляется работникам и военнослужащим, направленным в воинские части, организации, указанные в пункте 2 настоящих Порядка и условий (пункт 3 Порядка).
Выплата стимулирующего характера осуществляется на основании приказов командиров воинских частей, начальников (руководителей) организаций с указанием должностей (воинских должностей), периодов фактического исполнения обязанностей работниками (военнослужащими) по оказанию медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также приказов руководителей организаций санитарно-эпидемиологического надзора с указанием должностей (воинских должностей), периодов фактического исполнения обязанностей работниками (военнослужащими) по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора (санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий) и мероприятий по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации (пункт 4 Порядка).
Из приведённых нормативных положений постановления Правительства Российской Федерации и Приказа Министра обороны Российской Федерации следует, что перечень наименований структурных подразделений организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера, а также перечень должностей медицинских работников структурных подразделений таких организаций утверждается локальным нормативным актом данной организации. При этом право на получение вышеуказанных выплат предоставлено лишь медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 1896 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 г. г. медицинских и иных работников, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также работников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Указанным Постановлением предусмотрено, что в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также работников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), производить ежемесячно, с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года, специальную социальную выплату за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленную для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена), в том числе следующим категориям указанных работников (военнослужащих, сотрудников):
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, а также военнослужащие, сотрудники и работники, выполняющие обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, - 2430 рублей, 1215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, а также военнослужащие, сотрудники и работники, выполняющие обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, - 2430 рублей, 1215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
Из данного Постановления следует, что правом на получение специальной социальной выплаты обладают медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции, и медицинские работники (врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в случае, если они контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
Следовательно, право на получение специальной социальной выплаты, имеют врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции. Временный порядок организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 утверждён приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н.
Кроме того, правом на получение специальной социальной выплаты обладают также медицинские работники (врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
На это указано и в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 г. При этом действие данного постановления распространено на отношения, возникшие с 1 ноября 2020 г.
В порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 1896 приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2021 г. N 110 утвержден Порядок и условия осуществления специальной социальной выплаты и дополнительной специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военнослужащим, проходящим военную службу в Вооружённых Силах Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка специальная социальная выплата (дополнительная специальная социальная выплата) осуществляется при условии отнесения работников и военнослужащих к категориям лиц, предусмотренным пунктом 1 Постановления N 1896.
Согласно пунктам 3 и 4 названного Порядка списки работников организаций, военнослужащих воинских частей, обеспечивающих учёт нормативных смен, объявляются приказом командира воинской части или начальника (руководителя) организации. Специальная социальная выплата осуществляется на основании приказов командиров воинских частей, начальников (руководителей) организаций с указанием: категорий работников и военнослужащих, установленных пунктом 1 Постановления N 1896: должностей (воинских должностей) работников (военнослужащих); воинского звания (при наличии); фамилии, имени, отчества (при наличии); периода оказания медицинской помощи (участия в оказании, обеспечения оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также даты контакта с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19); числа нормативных смен в периоде, за который издается приказ (за месяц) в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1896; размера специальной социальной выплаты (дополнительной специальной социальной выплаты) за период с 1 по 8 января 2021 г, определяемого с учетом районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах, применяемых по месту фактического исполнения должностных обязанностей (несения военной службы); размера повышающего коэффициента к специальной социальной выплате, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. N 1962 "Об утверждении повышающих коэффициентов к специальным социальным выплатам и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"; суммы специальной социальной выплаты в периоде, за который издаётся приказ (за месяц) с учетом фактического числа нормативных смен в указанном месяце.
Как верно установили суды первой и апелляционной инстанций, на основании анализа действующего в спорный период законодательства, Суркова З.Д. вправе претендовать на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 1896, только при условии, если она оказывала либо участвовала в оказании первичной медико-санитарной помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо если она непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занималась, но при выполнении должностных обязанностей контактировала с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Для правильного разрешения спора о праве Сурковой З.Д. на получение специальной социальной выплаты за нормативную смену, предусмотренной медицинским работникам оказывающим медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 1896 и приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2021 г. N 110, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению судом, являлись следующие обстоятельства: относится ли Суркова З.Д к категории работников и военнослужащих, установленных пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 1896; оказывала ли Суркова З.Д. медицинскую помощь (участвовала ли в оказании, обеспечении оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19); имела ли Суркова З.Д. контакты с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Как верно установилсуд апелляционной инстанции, действующим в период с 1 апреля по 31 октября 2020 года правовым регулированием предусматривались два вида выплаты стимулирующего характера для данной категории работников:
- для медицинских работников, контактирующих в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и с пациентами из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в том числе, в ходе оказания им первичной медико-санитарной помощи;
- для медицинских работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусной инфекцией, в частности, осуществляющих лечение таких лиц в стационарных условиях (распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2020 г. N1006-р, Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 мая 2020 г. N 225дсп).
Из приведенных нормативных положений также следует, что перечень наименований структурных подразделений организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера, а также перечень должностей медицинских работников структурных подразделений таких организаций утверждается локальным нормативным актом данной организации. При этом право на получение вышеуказанных выплат предоставлено лишь медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Суркова З.Д. в список медицинского персонала, непосредственно участвующего в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, не включена.
Наличие доказательств того, что она относится к лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а именно к медицинским или иным работникам, обеспечивающим условия для предоставления медицинских услуг в связи с оказанием медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, судами не установлено.
Доказательств, подтверждающих оказание Сурковой З.Д. непосредственно медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, не представлено.
Суркова З.Д. ссылалась на оказания медицинской помощи в период с мая 2020 г. по октябрь 2020 г. лицам, которым диагностирован COVID-19, а именно: В, З, П, К, В, Е, Л, А, К, С, А, Б, А, С, В, Х, Р, Л.
Согласно сведениям Федерального регистра лиц, больных коронавирусной инфекцией, из указанных Сурковой З.Д. лиц внесены З, А.
Вместе с тем З. обращалась в медицинский пункт с диагнозом ОРЗ 29 мая 2020 г, 1 июня 2020 г, в реестр внесена только 4 июня 2020 г, А. обратился в медицинский пункт 27 июля 2020 г. (ОРЗ), в реестр внесен 4 августа 2020 г.
А. обращался в медицинский пункт 22 июля и 27 июля 2020 г. с диагнозом ОРЗ, положительный результат исследования методом ПЦР на COVID-19 получен 3 августа 2020 г.
Таким образом, из представленных и исследованных судом апелляционной инстанции журналов учета амбулаторного приема пациентов в медицинском пункте войсковой части 77112, книги учета больных, направляемых на стационарное лечение, ВВК и лиц, требующих диагностического врачебного наблюдения войсковой части 77112, следует, что Суркова З.Д. медицинскую помощь лицам, у которых уже диагностирована новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в указанный период не оказывала.
Как установилсуд апелляционной инстанции, доказательства, подтверждающие отнесение Сурковой З.Д. к категории работников и военнослужащих, установленных пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации N1896, не представлено. Каких-либо сведений по данному обстоятельству Сурковой З.Д. не сообщено.
Также не представлено допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих право Сурковой З.Д. на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N1896 от 23 ноября 2020 г. и приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2021 г. N 110.
В журналах учета амбулаторного приема пациентов в медицинском пункте войсковой части 77112 указаны пациенты, на которых ссылается истец, которым диагноз новая коронавирусная инфекция выставлен другими медицинскими организациями.
Кроме того, Суркова З.Д. указывала на оказание медицинской помощи в период с ноября 2020 г. по мая 2021 г. пациентам О. (ноябрь 2020г.), Г, Г. (февраль 2021 г.).
Вместе с тем, из представленных в материалы дела журналов учета амбулаторного приема пациентов в медицинском пункте войсковой части 77112, книги учета больных, направляемых на стационарное лечение, ВВК и лиц, требующих диагностического врачебного наблюдения войсковой части 77112 следует, что в них отсутствуют сведения об обращениях Г. В отношении Г. и О. в журналах имеются только записи "изоляция COVID", а не о их приеме и оказании медицинской помощи.
Из указанных журналов усматривается, что в медицинский пункт в период работы Сурковой З.Д. обращались Д. (25 ноября 2020 г.), Т. (3 ноября 2020 г.), Б. (3 ноября 2020 г.).
Вместе с тем указанным пациентам оказывалась медицинская помощь и была диагностирована коронавирусная инфекция в военном госпитале, Д. - 26 ноября 2020 г, Т. - 10 ноября 2020 г, Б. - 10 ноября 2020 г. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела выписными эпикризами.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает незаконными и необоснованными доводы кассационной жалобы Сурковой З.Д, которые не нашли своего документального подтверждения в ходе рассмотрения дела судом первой и апелляционной инстанций.
При этом ошибочные выводы суда первой инстанции о пропуске истцом срока на обращение в суд за защитой нарушенного права, предусмотренного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Омска от 4 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 8 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сурковой Зои Дмитриевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.