Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Леонтьевой Т.В, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1730/2022, УИД: 02RS0001-01-2022-004749-07 по иску Клепикова Василия Георгиевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай об обязании произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе представителя Клепикова Василия Георгиевича - Чиконовой О.К. на решение Горно - Алтайского городского суда Республики Алтай от 9 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 12 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Клепиков В.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай (далее по тексту также ОПФ РФ по Республике Алтай, пенсионный орган) (в настоящее время Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерацииоб обязании произвести перерасчет пенсии.
Требования мотивированы тем, что он обратился в ОПФ РФ по Улаганскому району Республики Алтай с заявлением о повышении базовой части пенсии в связи с наличием на иждивении сына К. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и его обучением в средне-профессиональном образовательном учреждении. Также им подано заявление о перерасчете страховой части пенсии в связи с предоставлением справки о трудовой деятельности в Акташском горно-металлургическом предприятии в 1983-1987 годы. Отказ ответчика в перерасчете пенсии влечет нарушение права истца.
Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 9 августа 2022 г. исковое заявление Клепикова Василия Георгиевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай об обязании произвести перерасчет пенсии оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 12 октября 2022 г. постановлено:
"Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 9 августа 2022 г. отменить в части, в отмененной части принять новое решение, которым возложить обязанность на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай произвести перерасчет размера пенсии Клепикова Василия Георгиевича с момента обращения - 31 января 2005 г. по 30 сентября 2006 г, исходя из размера заработной платы за период его трудовой деятельности в Акташском горно- металлургическом предприятии в 1983-1987 годах.
В остальной части решение суда оставить без изменения".
В кассационной жалобе представитель Клепикова Василия Георгиевича - Чиконова О.К. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, принятых с нарушением норм материального права, выводы которых не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Клепиков В.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 31 января 2005 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии.
С 31 января 2005 г. Клепикову В.Г. назначена трудовая пенсия по старости досрочно в связи с работой в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и во вредных условиях труда с применением норм Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Размер пенсии исчислен с учетом общего трудового стажа 21 год 10 месяцев 24 дня, специального стажа 9 лет 2 месяца 21 день, и заработной платы за 2 года в период с 1 января 2000 г. по 31 декабря 2001 г.
20 сентября 2006 г. Клепиков В.Г. обратился с заявлением в ОПФ РФ по Улаганскому району с заявлением о повышении базовой части пенсии, в связи с наличием на иждивении К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и его обучением в средне-профессиональном образовательном учреждении.
25 сентября 2006 г. Клепиков В.Г. обратился с заявлением в ОПФ РФ по Улаганскому району с заявлением о перерасчете страховой части пенсионной выплаты, предоставив справку о заработной плате за 1983-1988 годы в период его трудовой деятельности в Акташском горно-металлургическом предприятии.
По представленной справке о заработной плате от 17 июня 2004 г. N, выданной Акташским Горно-Металлургическим предприятием за период работы с 1 июля 1983 г. по 30 июня 1988 г. произведен перерасчет пенсии в сторону увеличения со срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с 1 октября 2006 г. В результате перерасчета фактическое отношение среднемесячной заработной платы к среднемесячной заработной плате Российской Федерации за указанный период составило 2, 054. Данное отношение заработков при оценке пенсионных прав на 1 января 2002 г. подлежит ограничению и применяется предельное значение отношения заработков 1, 4. У Клепикова В.Г. отношение заработков превышает значение 1, 4, следовательно, перерасчет пенсии с 1 октября 2006г. произведен с применением предельного отношения 1, 4.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал на наличие оснований для осуществления перерасчета пенсии со дня ее назначения.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований Клепикова В.Г. об обязании произвести перерасчет пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком правомерно произведен перерасчет пенсии с момента обращения Клепикова В.Г. в пенсионный орган с соответствующим заявлением в 2006 г. При этом суд исходил из того, что доводы истца о том, что расчет страховой части пенсии произведен без учета справки о трудовой деятельности в Акташском горно-металлургическом предприятии в 1983-1988 годы не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о перерасчете размера пенсии Клепикова В.Г, исходя из размера заработной платы за период его трудовой деятельности в Акташском горно- металлургическом предприятии в 1983-1987 годах, в связи с чем в указанной части отменил решение суда первой инстанции и возложил на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай обязанность произвести перерасчет размера пенсии Клепикова В.Г. с момента обращения - 31 января 2005 г. по 30 сентября 2006 г, исходя из размера заработной платы за период его трудовой деятельности в Акташском горно- металлургическом предприятии в 1983-1987 годах.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
На момент установления Клепикову В.Г. в 2005 г. трудовой пенсии по старости основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии был определен Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (в редакции, действующей на момент обращения истца в пенсионный орган), трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
В случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления (пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На дату принятия пенсионным органом решения о назначении истцу трудовой пенсии по старости порядок обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости, долей страховой части трудовой пенсии по старости) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению, рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений был урегулирован Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб, которые действовали до 1 января 2015 г. и содержали положения о том, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы, в том числе о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.
Положениями статьи 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ предусмотрено, что перерасчет размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в соответствии с пунктами 2 - 4 статьи 17 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится:
с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;
с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения (пункт 1).
Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов (пункт 2).
Аналогичные положения содержатся также в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которым перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 23, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного федерального закона (часть 2 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ установлено, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Аналогичные положения закреплены также в части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения. Выплата страховых пенсий в Российской Федерации обеспечивается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, гражданин при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, о порядке включения в страховой стаж периодов работы, о порядке назначении страховой пенсии по старости, о порядке определения ее размера и условиях перерасчета, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Исходя из вышеизложенного, реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы. Пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением о назначении пенсии по старости должен разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшей к несвоевременному обращению гражданина в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии по старости, указанное лицо применительно к пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм пенсии по за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
В противном случае будет нарушено установленное Конституцией Российской Федерации право на социальное обеспечение в размере, определенном законом.
Установив, что Клепиков В.Г. в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости обращался в январе 2005 г, предоставив справку N от 17 июня 2004 г. уточняющую особый характер работы в Акташском горно-металлургическом предприятии с 1983-1988 г, а также справку о заработке, что следует из заявления о назначении пенсии, руководствуясь положениями Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что при назначении пенсии Клепикову В.Г. пенсионным органом в отношении истца была допущена ошибка, повлекшая нарушение его прав на получение пенсии с учетом заработка за 5 лет работы в Акташском горно-металлургическом предприятии, в связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции в указанной части, и возложил на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Респулике Алтай произвести перерасчет размера пенсии Клепикову В.Г. с момента обращения - 31 января 2005 г. по 30 сентября 2006 г. исходя из размера заработной платы за период трудовой деятельности истца в Акташском горно-металлургическом предприятии в 1983-1988 гг.
Изложенные в оспариваемом апелляционном определении выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, нормам права подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Доводы кассационной жалобы о том, что в настоящее время размер пенсии исчисляется пенсионным органом на основании выписки о размере заработной платы за период 2000-2001 гг, был предметом исследования и проверки суда апелляционной инстанции и признан несостоятельным.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела судом установлены, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили надлежащую правовую оценку, выводы суда, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассатора о том, что судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемом судебном акте.
Доводы кассационной жалобы в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Поскольку судом первой инстанции и судом апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Горно - Алтайского городского суда Республики Алтай от 9 августа 2022 г, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 12 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 12 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Клепикова Василия Георгиевича - Чиконовой О.К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.