Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Кириченко А.Д, Балакиревой Е.М, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Юдиной Л.И. на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска Ульяновской области от 5 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 30 августа 2022 года по гражданскому делу N 2-1202/2022 по иску Юдиной Л.И. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования Детская школа искусств N8 о признании незаконным и отмене приказа об отстранении от работы, возложении обязанности восстановить трудовые права, допустив к работе, начислить и выплатить заработную плату за период незаконного отстранения от работы, взыскании денежной компенсации за невыплаченную в срок заработную плату, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Юдина Л.И. обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования Детская школа искусств N 8 (далее по тексту - МБОУ ДО ДШИ N8) о признании незаконным и отмене приказа об отстранении от работы, возложении обязанности восстановить трудовые права, допустив к работе, начислить и выплатить заработную плату за период незаконного отстранения от работы, взыскании денежной компенсации за невыплаченную в срок заработную плату, компенсации морального вреда.
В обоснование иска Юдина Л.И. указала, что состоит с МБОУ ДО ДШИ N8 в трудовых отношениях в должности преподавателя хореографии. 18 октября 2021 года ответчиком был издан приказ "О проведении вакцинации".
На основании приказа от 13 декабря 2021 года N "Об отстранении от работы" истица была отстранена от работы без сохранения заработной платы с 16 декабря 2021 года в связи с непредоставлением по месту работы документов, подтверждающих проведение профилактической прививки против коронавирусной инфекции COVID-19, справки о наличии противопоказаний к профилактической прививке против коронавирусной инфекции. Приказ об отстранении действует на весь период эпидемиологического неблагополучия до нормализации эпидемиологической обстановки или до прохождения процедуры вакцинации. Данный приказ в отношении нее расценивает, как принуждение к вакцинации под угрозой ее здоровью и жизни, такт как это единственный источник к существованию, считает неприемлемым требовать без ее письменного согласия ее персональные медицинские данные и передавать их другому лицу.
В приказе от 13 декабря 2021 года N сделана ссылка на утративший силу приказ Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н.
Кроме того, в постановлении Главного санитарного врача по Ульяновской области от 12 октября 2021 года N 542 "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям" требований об отстранении от работы работников не содержится. Высокий риск инфекционных заболеваний возможен, по ее мнению, только в случае достоверности сведений о наличии болезни. Никакими доказательствами того, что она является носителем возбудителей инфекционных заболеваний и может являться источником распространения инфекционных заболеваний, либо лица, ее окружающие, могут быть таковыми, работодатель не располагает. По смыслу закона отказ от проведения профилактической прививки оформляется в медицинской организации, проводящей профилактические прививки населению, и, как медицинский документ, хранится в данной медицинской организации. Положения действующего законодательства не предусматривают нахождение этих документов в распоряжении организации-работодателя гражданина, сделавшего или отказавшегося от проведения профилактической прививки, а также обязанности организации работодателя иметь в наличии данные сведения и копии таких медицинских документов. В силу закона сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну, разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе, должностным лицам, возможно только с письменного согласия гражданина.
С учетом изложенного, Юдина Л.И. просила признать незаконным и отменить приказ МБОУ ДО ДШИ N8 от 13 декабря 2021 года N об отстранении от работы, возложить на ответчика обязанность восстановить ее трудовые права, допустив к работе, начислить и выплатить заработную плату за период незаконного отстранения от работы с 16 декабря 2021 года по день фактического допуска к работе, взыскать с ответчика денежную компенсацию за невыплаченную в срок заработную плату, компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
Решением Заволжского районного суда г.Ульяновска Ульяновской области от 5 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 30 августа 2022 года, в удовлетворении исковых требований Юдиной Л.И. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования Детская школа искусств N8 о признании незаконным и отмене приказа об отстранении от работы N от 13 декабря 2021 года, возложении обязанности восстановить трудовые права, допустив к работе, начислить и выплатить заработную плату за период незаконного отстранения от работы с 16 декабря 2021 года по день фактического допуска к работе, взыскании денежной компенсации за невыплаченную в срок заработную плату, компенсации морального вреда в размере 100000 руб, отказано.
В кассационной жалобе Юдина Л.И. просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылается на неправильную оценку обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Юдина Л.И. состоит в трудовых отношениях с МБОУ ДО ДШИ N 8 в должности преподавателя хореографии на основании трудового договора от 2 сентября 2002 года.
18 октября 2021 года МБОУ ДО ДШИ издан приказ N8 о вакцинации, согласно которому всем сотрудникам Детской школы искусств N 8 в срок до 15 ноября 2021 года требовалось провести профилактические прививки первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции. Вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции, при этом противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением. Всем сотрудникам школы в срок до 15 ноября 2021 года предоставить специалисту по кадрам, сведения (сертификаты) о прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции или медицинские документы, подтверждающие сведения о противопоказаниях к прививке против коронавирусной инфекции. Сотрудники школы, не предоставившие в срок до 15 ноября 2021 года сведения (сертификаты) о прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции или медицинские документы, подтверждающие сведения о противопоказаниях к прививке против коронавирусной инфекции, будут отстранены от работы без сохранения заработной платы на период эпиднеблагополучия.
21 октября 2021 года Юдина Л.И. ознакомлена с указанным приказом под роспись, что ею не оспаривалось.
2 декабря 2021 года истице было оглашено уведомление об отстранении от работы с 15 декабря 2021 года в случае отказа от прививки против коронавирусной инфекции (COVID - 19), от получения которого она отказалась, что подтверждается комиссионным актом от той же даты.
Приказом МБОУ ДО ДШИ от 13 декабря 2021 года N "Об отстранении от работы" преподаватель хореографического отделения Юдина Л.И. отстранена от работы без сохранения заработной платы в связи с непредоставлением по месту работы документов, подтверждающих проведение профилактической прививки против коронавирусной инфекции COVID - 19, справки о наличии противопоказаний к профилактической прививке против коронавирусной инфекции с 16 декабря 2022 года.
Приказ об отстранении действует на весь период эпидемиологического неблагополучия до нормализации эпидемиологической обстановки или до прохождения процедуры вакцинации
Не согласившись с указанным приказом, Юдина Л.И. обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на отсутствие у работодателя законных оснований требовать от нее прохождения вакцинации.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Юдиной Л.И.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции, указал, что с момента получения от работодателя первого уведомления о необходимости предоставления сведений о прохождении вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) либо сведений о наличии противопоказаний к вакцинации и до принятия ответчиком оспариваемого приказа об отстранении ее от работы, у Юдиной Л.И. было достаточно времени для прохождения медицинского обследования с целью определения у нее противопоказаний к такой вакцинации, чего ею сделано не было до настоящего времени.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с абзацем восьмым части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части второй статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц, и разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, возложена также на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (абз.2, 3).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1).
Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абз.4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абз.5 подп.6 пункта 2 статьи 51).
Согласно пункту 66 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4, решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.
Согласно пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года N 15, новая коронавирусная инфекция (COVlD-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS- CoV-2). Вирус SARS-CoV-2, в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, отнесен ко II группе патогенности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715, дополнен пункт 16: код заболеваний по МКБ-10 - В 34.2, наименование заболевания - коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
На основании абзаца 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
В соответствии с пунктом 12 указанного перечня МБОУ ДО ДШИ N8 является организацией, в которой выполнение работ связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Вместе с тем, согласно статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Во исполнение данной нормы закона Приказом Минздрава РФ от 21 марта 2014 года N 125н утвержден Национальный календарь профилактических прививок, определяющий состав профилактических прививок для каждой из категорий граждан.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 1-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники образовательных организаций.
Указом Губернатора Ульяновской области от 12 марта 2020 года N 19 "О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности" в связи с угрозой распространения в Ульяновской области новой коронавирусной инфекции (COV1D-19), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68- ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" постановлено ввести на территории Ульяновской области режим повышенной готовности.
Главным государственным санитарным врачом 15 июня 2021 года принято Постановление N 1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", с учетом которого необходимо обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе гражданам, работающим на основании трудового договора в организациях, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Ульяновской области от 12 октября 2021 года N 542 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям" руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Ульяновской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления, необходимо в срок до 15 ноября 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работнике сотрудников.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 года N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 года N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Мотивы принятия судебных постановлений в полной мере отражены в судебных постановлениях в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним процессуальным законом, не согласиться с ними судебная коллегия оснований не находит.
Доводы кассационной жалобы о том, что выполняемая истцом работа не входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок являлись предметом изучения нижестоящих судебных инстанций, им дана обоснованная оценка, с которой соглашается судебная коллегия.
Доводы о незаконных действиях ответчика по отстранению истца от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, отклоняются судебной коллегией, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников, в связи с чем не могут быть расценены как дискриминационные действия, предусмотренные статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы истца о том, что судом дана неверная оценка представленным доказательствам не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, неправильной оценке обстоятельств дела являются необоснованными, сводятся к несогласию с принятыми судом судебными постановлениями, не влекут отмены или изменения решения и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заволжского районного суда г.Ульяновска Ульяновской области от 5 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 30 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Юдиной Л.И. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи А.Д.Кириченко
Е.М.Балакирева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.