Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2279/2022 по иску Щукина Сергея Викторовича к обществу с ограниченной ответственностью "Абзаково" о признании незаконным приказа об отстранении от работы, допуске к работе, включении времени отстранения в стаж работы, взыскании утраченного заработка, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Щукина Сергея Викторовича на решение Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 14 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 22 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Щукин С.В. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Абзаково" (далее по тексту - ООО "Абзаково"), с учетом уточнений, о признании незаконным приказа от 25 января 2022 года N 21-ок об отстранении от работы, возложении обязанности допустить к работе, включении времени отстранения от работы в стаж работы, взыскании утраченного заработка в размере 89 326 руб. 23 коп, компенсации морального вреда в размере 999 999 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что с 01 ноября 2010 года работает в ООО "Абзаково" в должности машиниста воздушно-канатной дороги участка по эксплуатации и ремонту оборудования канатных дорог. Приказом N МК-01/0407 от 19 октября 2021 года о проведении всеобщей вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) работодатель, ссылаясь на постановление главного государственного санитарного врача по Республике Башкортостан от 12 октября 2021 года N15-п "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по санитарно-эпидемическим показаниям отдельным категориям (группам) граждан Республики Башкортостан", под угрозой отстранения от работы, потребовал провести всеобщую вакцинацию работников и в срок до 18 декабря 2021 года предоставить сертификат о вакцинации или документально подтвержденные сведения о наличии противопоказаний к вакцинации, отсутствие у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации влечет отстранение сотрудников от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными заболеваниями. Им на имя работодателя 01 декабря 2021 года направлены заявление-волеизъявление, докладная записка, объяснительная с отказом от вакцинации. Однако 25 января 2022 года работодатель приказом N 21-ок от 25 января 2022 года отстранил его от работы. Считает, что главные санитарные врачи регионов не вправе обязывать работодателей организовать вакцинацию сотрудников и обеспечить определённый процент охвата сотрудников их организаций или предприятий профилактической вакцинацией. Постановление главного государственного санитарного врача по Республике Башкортостан от 12 октября 2021 года N15-п не обязывает ответчика отстранять от работы работников. Отстранение от работы производится либо по инициативе работодателя либо по инициативе (требованию) органов и должностных лиц, специально уполномоченных на то федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.
Требование персонального отстранения его от работы со стороны уполномоченного государственного органа или должностного лица отсутствует. Указывает о нарушении работодателем части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на труд и вознаграждение за него без какой-либо дискриминации. Полагает, что на территории Российской Федерации применяются вакцины с недоказанной медицинской эффективностью, поскольку они не прошли все стадии клинических испытаний. Указывает на то, что установлен принцип добровольности вакцинации, а вакцинация препаратами, исследования безопасности которых не завершены, потенциально связано с угрозой безопасности жизни и здоровья истца. Считает, что его должность, машинист воздушно-канатной дороги, не входит в перечень профессий, обязательных для вакцинации, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок".
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 14 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 22 сентября 2022 года, исковые требования Щукина С.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Щукин С.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
От представителя ООО "Абзаково" поступили письменные возражения на кассационную жалобу, в которой просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ООО "Абзаково", являясь юридическим лицом, находится на территории Белорецкого района Республики Башкортостан, село Новоабзаково, улица Горнолыжная д.101.
Управление ООО "Абзаково" осуществляется обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ММК-Курорт" (далее по тексту - ООО "УК "ММК-Курорт") на основании договора о передачи полномочий.
В соответствии с Уставом и сведениями, внесенными в ЕГРЮЛ, ООО "Абзаково" осуществляет, в том числе, деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания (ОКВЭД 55.90), производства хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения (ОКВЭД 10.71), торговля розничными незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах (ОКВЭД 47.11.2; 47.19), торговля розничная лекарственными средствами (ОКВЭД 47.73), деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (ОКВЭД 56.10; 56.10.1; 56.10.3), общая врачебная практика (ОКВЭД 86.21), деятельность в области медицины прочая (ОКВЭД 86.90.9), деятельность зрелищно-развлекательная проча (ОКВЭД 93.29.9).
ООО "Абзаково" также осуществляет деятельность по организации полноценного отдыха и оздоровления отдыхающих; предоставлении бытовых и социальных услуг отдыхающим; об организации пунктов общественного питания, производство и реализация общественного питания, в том числе хлебобулочных изделий, туры, деятельность по организации отдыха и развлечений, розничная торговля медицинскими товарами, что закреплено в Уставе общества.
Кроме того, у ООО "Абзаково" имеются лицензии на осуществление медицинской деятельности, оказания первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи, санаторно-курортном лечении, проведении медицинских осмотров.
01 ноября 2010 года между Щукиным С.В. и ООО "Абзаково" заключен трудовой договор N140/10, в соответствии с которым истец принят на работу на участок по эксплуатации канатных дорог в должности машиниста подъёмника. Соглашением от 26 августа 2019 года N 275/дс Щукин С.В. переведен на работу в ООО "Абзаково" - Участок по эксплуатации и ремонту оборудования канатных дорог по профессии, должности машинист воздушно-канатной дороги 4 разряда.
Из должностной инструкции машиниста воздушно-канатной дороги участка по эксплуатации и ремонту оборудования канатных дорог ООО "Абзаково" следует, что основной задачей машиниста является обеспечение безопасного функционирования механического оборудования канатных дорог. В обязанности машиниста воздушно-канатной дороги в рамках трудовой функции по осмотру, пуску в эксплуатацию канатной дороги и управлению ей входит, помимо прочего, в том числе оказание необходимой помощи пассажирам канатной дороги при посадке и высадке.
В соответствии с Указом главы Республика Башкортостан от 18 марта 2020 года NУГ-111 "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Республика Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (2019-nCov)" 18 марта 2020 года на территории Республики Башкортостан введен режим повышенной готовности для органов управления, и сил Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций режим функционирования "Повышенная готовность".
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача по Республике Башкортостан от 13 октября 2021 года N16-п "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям отдельным категориям (группам) граждан Республики Башкортостан" обеспечить проведение мероприятий по иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям отдельных категорий (групп) граждан Республики Башкортостан, указанных в пункте 3 настоящего постановления.
Приказом ООО "УК "ММК-Курорт" от 19 октября 2021 года N МК-01/0407 "О проведении профилактических прививок в ООО "Абзаково" и ООО "Санаторий "Юбилейный", возложена обязанность по обеспечению проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) работникам ООО "Абзаково" и ООО "Санаторий "Юбилейный", от 18 лет и старше, подлежащим обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям, в срок до 18 ноября 2021 года первым компонентом вакцины, с срок до 18 декабря 2021 года вторым компонентом вакцины.
В данном приказе также разъяснено об организации активной информационно-разъяснительной работы с подчиненными работниками о преимуществах вакцинопрофилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также что обязательная вакцинация не распространяется на работников, имеющих медицинские справки с противопоказаниями к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19); в случае отказа работников от вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), без уважительных причин, работник подлежит отстранению от работы без сохранения заработной платы в соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации.
С данным приказом истец ознакомлен.
Из докладной записки от 27 ноября 2021 года от начальника участка по эксплуатации и ремонту оборудования канатных дорог ООО "Абзаково" Заплатина И.В. следует, что машинист воздушных канатных дорог Щукин С.В. на данный момент не сделал профилактическую прививку против новой коронавирусной инфекции, без уважительных причин, в связи с чем необходимо обеспечить оформление документов об его отстранении от работы.
Из объяснительной Щукина С.В. от 01 декабря 2021 года следует, что закон не обязывает его делать прививку от (COVID-19), а регламентирует ежегодный медицинский осмотр. Указывает, что его профессия не попадает под обязательную вакцинацию от (COVID-19), вакцинация носит добровольный характер, в трудовом договоре отсутствуют положения об обязательной вакцинации. Ссылается на то, что работодатель не вправе обязывать сотрудника участвовать в медицинском эксперименте (вакцинации).
Кроме того, в этот же день 01 декабря 2021 года Щукиным С.В. в адрес работодателя также направлены:
- заявление-волеизъявление, в котором он указывает, что законом на него не возложена обязанность предоставлять работодателю сертификат о вакцинации или писать отказ вакцинации. Ежегодные медицинские осмотры являются необходимостью в силу федерального законодательства, однако остальные сведения являются его личной врачебной тайной. Указывает о том, что согласия на обработку своих биометрических данных, связанных с иммунитетом, он не давал, и попытку работодателя получить их расценивает как дискриминацию;
- докладная записка о принуждении к вакцинации, из содержания которой следует, что факт включения вакцины в календарь прививок не делает ее применение обязательной, в связи с чем принуждение работников к вакцинации недопустимо, а их отстранение от работы незаконно. Указывает, что данным заявлением не дает согласие на разглашение врачебной тайны, в том числе сведений о факте вакцинации или отсутствия вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARSCoV-2, оставляет за собой право отказаться от профилактических прививок и обслуживаться в медицинских организациях по своему выбору. По факту запрошенных у него сведений о наличии ПЦР-теста на новую коронавирусную инфекцию/ сертификата прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции/ справки об антителах к коронавирусу/ медотвода, указывал, что согласия на разглашение врачебной тайны не дает и его профессия не относится к перечню, изложенному в постановлении Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 и отказался предоставлять сведения о наличии ПЦР-теста на новую коронавирусную инфекцию/ сертификата прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции/ справки об антителах к коронавирусу и т.д.
Приказом от 25 января 2022 года N 21-ок Щукин С.В. отстранен от работы машиниста воздушно-канатной дороги ООО "Абзаково" с 29 января 2022 года на период эпиднеблагополучия. В период отстранения от работы заработную плату Щукину С.В. не начислять.
С данным приказом Щукин С.В. ознакомлен 26 января 2022 года, указав, что не согласен с ним.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 17 сентября 1998 года N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии", постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Башкортостан от 13 октября 2021 года N 16-п "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям отдельным категориям (группам) граждан Республики Башкортостан", исходил из того, что работа истца заключается не только в проверке технического состояния канатной дороги и устранения неисправностей, но и предполагает непосредственный контакт с людьми пользующимися канатной дорогой; медицинских противопоказаний для вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) у Щукина С.В. не имеется; обеспечить перевод истца на дистанционный режим работы не представляется возможным, поскольку дистанционное управление объектом повышенной опасности с территории г. Магнитогорска технически невозможно; перевод на другую работу также не возможен без прохождения вакцинации от COVID-19 или предоставления иных документов (сертификат переболевшего COVID-19 или медицинского ограничение на проведение вакцинации); ни одна прививка от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) истцом не была поставлена, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований.
При этом судом первой инстанции указано на то, что отстранение Щукина С.В. от работы с 29 января 2022 года, а не с 19 декабря 2021 года, связано с тем, что работодателем велись переписка и беседы с истцом, в которых работнику разъяснялось о необходимости предоставления документов, тем самым работодатель продлевал Щукину С.В. срок установленный постановлением Главного санитарного врача, в целях наиболее благополучного разрешения ситуации для работника.
Отклоняя доводы истца о том, что на момент отстранения его от работы в организации достигнуто 91, 1 % вакцинированных, тогда как постановлением Главного санитарного врача по Республике Башкортостан от 13 октября 2021 года N16-п на руководителей организаций была возложена необходимость обеспечить организацию иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям не менее 80% от общей численности работников, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на 29 января 2022 года в ООО "Абзаково" было провакцинировано от COVID-19 379 человек (91, 1%), переболевших и имеющих медицинские отводы, выданные медицинскими учреждениями или сертификаты переболевших COVID-19 - 35 человек (8, 4%) из общей фактической численности работников - 416 человек, отстранены от работы (не вакцинированы от COVID-19) - 2 человека; Щукин С.В. не относится к категории непривитых имеющих медицинские противопоказания в соответствии с разъяснениям Минтруда России и Роспотребнадзора, в связи с чем относится к категории лиц, для которых вакцинация является обязательной.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 4 подпункта 6 пункта 1 статьи 51).
Из пункта 66 СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 (действуют с 1 сентября 2021 года) следует, что решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.
Из пункта 1.2 СП 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ).
Согласно абзацам 3, 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 ода N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н и действовал до 30 декабря 2021 года, после чего вступил в силу приказ Минздрава России от 06 декабря 2021 года N 1122н.
Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 года N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусиой инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N157-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Башкортостан от 13 октября 2021 года N16-п "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям отдельным категориям (группам) граждан Республики Башкортостан" предписано обеспечить проведение мероприятий по иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям отдельных категорий (групп) граждан Республики Башкортостан, указанных в п. 3 настоящего постановления: проведению профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям подлежат граждане Республики Башкортостан в возрасте от 18 лет и старше, с охватом не менее 80% от общей численности следующих контингентов: лица в возрасте 60 лет и старше; работники медицинских, фармацевтических и санаторно-оздоровительных организаций; работники образовательных организаций, в том числе учреждений дополнительного образования; работники организаций социальной защиты и социального обслуживания населения, многофункционального центра; лица, проживающие в организациях социального обслуживания населения; работники организаций транспорта и транспортной инфраструктуры; сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных (надзорных) органов в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации в АО "Международный аэропорт "Уфа", служащие, работники учреждений уголовно-исполнительной системы; лица, работающие вахтовым методом, волонтеры; военнослужащие и лица, подлежащие призыву на военную службу; работники организаций сферы предоставления услуг: торговли; салонов красоты, парикмахерских, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов; бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток, ателье и иных подобных услуг; общественного питания; клиентских подразделений финансовых организаций; организаций,
оказывающих услуги почтовой связи и других видов связи; пенсионного, социального и медицинского страхования, служб занятости; жилищно-коммунального хозяйства и энергетики; культурных, выставочных, просветительских мероприятий, в том числе музеев, театров, кинотеатров, концертных и выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов; досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов, цирков, зоопарков, аквапарков); детских игровых комнат, детских развлекательных центров, детских лагерей дневного пребывания, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах; услуг отдыха и оздоровления несовершеннолетних детей; массовых физкультурных, спортивных мероприятий; юридических, типографских услуг; гостиничных, туристических услуг; информационных услуг; услуг аптек и ветеринарных организаций; услуг клининговых компаний, услуг по проведению дезинфекции, дезинсекции, дератизации, ритуальных услуг; услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей; услуг охранных предприятий; услуг доставки, курьерских услуг.
Пункт 3 настоящего постановления не распространяется на лиц, имеющих документально подтвержденные противопоказания к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с пунктами 3.4, 3.5, 3.21, 3.22, 3.26, 3.35 временных Методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19" и сведения о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)...
Руководителям организаций рекомендовано обеспечить организацию иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям не менее 80% от общей численности работников из перечня категорий (групп) граждан Республики Башкортостан, указанных в пункте 3 настоящего постановления, в срок до 18 ноября 2021 года первым компонентом вакцины, в срок до 18 декабря 2021 года вторым компонентом вакцины.
Как указывалось выше, в соответствии с положениями статей 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 года N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 года N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусиой инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусиой инфекции (COVID-19) Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусиой инфекции (COVID-19) отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
Доводы кассационной жалобы о том, что на момент отстранения истца от работы работодателем был достигнут процент вакцинированных работников об общей численности фонда более 80%, не могут явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку, как верно указано судами, истец не относится к категории работников, которым курс вакцинации противопоказан или есть сведения о перенесённом заболевании, в связи с чем постановка вакцины против новой коронавирусной инфекции является для истца обязательной.
Кроме того, достижение указанного показателя является необходимым для работодателя в целях отсутствия оснований для привлечения к административной ответственности, а не в целях исключения из числа работников отдельных лиц для освобождения их от вакцинации.
Ссылки истца в кассационной жалобе на то, что он на момент отстранения от работы не являлся переносчиком заболевания, не влекут отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании указанных норм права.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что постановление Главного санитарного врача противоречит иным нормативно-правовым актам и не содержит норм, обязательных для неопределенного круга лиц, поскольку необходимо выносить индивидуальный правовой акт, адресованный отдельным гражданам или их поименному списку, в связи с чем у истца отсутствовала обязанность пройти вакцинацию, основаны на неверном толковании вышеизложенных положений и являются необоснованными.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что работодатель не вправе требовать от работника пройти профилактические прививки, указанные выше нормы права подтверждают наличие у работодателя права на отстранение работников от работы в случае не предоставления сведений о проставлении прививки или иных документов, которые освобождают от ее прохождения.
Судами первой и апелляционной инстанций правомерно учтено, что отстранение от выполнения трудовых обязанностей работника, не прошедшего вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение его конституционных и трудовых прав.
Таким образом, действия ответчика как работодателя в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец был лишен возможности узнать всю информацию о вакцинах, противопоказаний к ним, не являются основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку сведений о том, что Щукин С.В. обращался в медицинские организации и ему было отказано в предоставлении данной информации материалы дела не содержат.
Ссылки истца в кассационной жалобе на то, что судами допущены нарушения норм процессуального права в связи с непривлечением к участию по делу прокурора, являются необоснованными, поскольку данная категория спора не подпадает под перечень, установленный статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором участием прокурора является обязательным.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 14 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 22 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Щукина Сергея Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.