Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В, с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N54RS0010-01-2021-007695-46 (N 2-374/2022) по иску С.С.Я. к Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области, Государственному казенному учреждению Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Коченевского района" о взыскании убытков, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, прокурора Маслакову О.Г, возражавшую удовлетворению кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
С.С.Я. первоначально обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Новосибирской области о взыскании убытков, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что с 1980 года он вместе с супругой и двумя дочерями проживал в "адрес", "адрес", работал водителем в организации "Россельхозтехника". После аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. "адрес" подвергся радиации, он неоднократно в течение 2-х лет направлялся в командировки в 30-ти километровую зону (зону отчуждения) для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
16 мая 1992 г. Гомельским Облисполкомом ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в котором было отражено, что удостоверение действительно на территории всего Советского Союза бессрочно. Он получал льготы и компенсации в Республике Беларусь согласно данному удостоверению.
В 2003 году переехал вместе с семьей на постоянное место жительство в "адрес", обратился к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения нового образца, в чем ответчиком ему было отказано в виду отсутствия доказательств выполнения работ именно в зоне отчуждения.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2004 г. NГКПИ-03-1519 был признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 4 Положения о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного 29 февраля 2000 г. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 114, Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 66, Министерства финансов Российской Федерации N 23н, в редакции от 13 ноября 2000 г, в части, обязывающей граждан, имеющих удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданные в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" при обращении с заявлением о выдаче удостоверений нового образца представлять иные документы, кроме копии ранее выданного удостоверения.
Однако, соответствующее удостоверение нового образца истцу не было выдано.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 14 ноября 2017 г. в удовлетворении требований истца к Министерству социального развития Новосибирской области, отделу пособий и социальных выплат Коченевского района Новосибирской области о признании участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 1986-1987 гг. в зоне отчуждения, понуждении к выдаче удостоверения единого образца было отказано. Решение суда вступило в законную силу.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2019 г. N АКПИ19-97 признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзц. 4 п. 4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. N 727/831/165н, в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение допускает возложение на граждан, имеющих ранее оформленные и выданные в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязанности повторно представлять один или несколько документов из числа документов, предусмотренных п. 6 названного порядка.
Однако, решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 27 декабря 2019 г. требования истца к Министерству труда и социального развития Новосибирской области о понуждении к выдаче удостоверения единого образца вновь были оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 16 июня 2020 г. решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 27 декабря 2019 г. было отменено, принято по делу новое решение, которым на Министерство труда и социального развития Новосибирской области была возложена обязанность выдать истцу удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Истец полагает, что в период с мая 2005 года по вине ответчика он был лишен возможности получать льготы и компенсации, которые положены ему по закону как участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
С момента получения удостоверения нового образца ему производится компенсация оплаты продовольственных товаров, однако, ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда здоровью не производятся, а также не производится компенсация за наем жилого помещения.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" он имел право выхода на пенсию на 10 лет раньше наступления пенсионного возраста, то есть с 18 марта 2009 г. Однако, только в 2016 году ему была назначена пенсия как лицу, проживавшему в зоне с особым социально- экономическим статусом, и только с января 2021 года ему была назначена пенсия как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Следовательно, по вине ответчика он недополучил пенсию.
Истец также указывает, что незаконным бездействием ответчика ему был причинен моральный вред, который выразился в том, что на протяжении 16 лет он был вынужден отстаивать свои права, ходить по инстанциям, что причиняло ему нравственные страдания. Вследствие этого обострялись заболевания, которые возникли в результате длительного нахождения в зараженной зоне. Компенсацию морального вреда он оценивает в 50 000 руб. за каждый год перенесенных страданий, в связи с чем, компенсация морального вреда составляет 900 000 руб.
Просил суд с учетом уточнений требований: возложить на ответчика обязанность выплачивать ежемесячно компенсацию вреда здоровью от радиации в сумме 1 074, 93 руб, начиная с 10 августа 2021 г.; взыскать с ответчика невыплаченные компенсацию за наем жилого помещения и оплату коммунальных услуг в размере 498 616, 72 руб. за период с мая 2005 года по апрель 2022 года, компенсацию по оплате приобретения продовольственных товаров в размере 128 251, 62 руб. за период с мая 2005 года по январь 2021 года, компенсацию за вред здоровью от радиации в размере 218 210, 79 руб. за период с мая 2005 года по апрель 2022 года, невыплаченную пенсию за 7 лет в размере 1 412 749, 80 руб, невыплаченную пенсию за 3 года в размере 176 933, 16 руб, компенсацию морального вреда в размере 900 000 руб.
В ходе рассмотрения гражданского дела к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее- ОПФР по Новосибирской области) и Государственное казенное учреждение Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Коченевского района".
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 9 июня 2022 г. исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Министерства труда и социального развития Новосибирской области в пользу истца убытки в общем размере 27 953, 29 руб, в удовлетворении требований в остальной части суд отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 октября 2022 г. решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 09 июня 2022 г. отменено в части взыскания ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с Министерства труда и социального развития Новосибирской области, суд апелляционной инстанции взыскал с ОПФР по Новосибирской области в пользу истца убытки в виде неполученной ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы за период с августа 2019 г. по декабрь 2020 г. в размере 17 069 руб, а с Министерства труда и социального развития Новосибирской области в пользу истца суд взыскал ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 10 883, 92 руб. за период с августа 2019 года по декабрь 2020 года. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ОПФР по Новосибирской области обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 октября 2022 г, как незаконного, вынесенного с нарушением норм материального права, кассатор просит оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции положений ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которых возмещает ущерб виновное лицо. Поскольку удостоверение истцу не выдавалось Министерством труда и социального развития Новосибирской области, то с него и следовало взыскать причиненный истцу ущерб.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений прокуратуры Новосибирской области на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы ответчика.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Коченевского районного суда Новосибирской области от 28 мая 2008 г. установлен факт участия истца в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году. При этом, судом не установлено, что работы по ликвидации аварии производились в 30-ти километровой зоне отчуждения.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 3 декабря 2009 г. производство по иску С.С.Я. об установлении факта его участия в ликвидации аварии на ЧАЭС в период 1986-1987 годы прекращено. Требования о выдаче удостоверения оставлены без удовлетворения.
Упомянутым решением установлено, что С.С.Я. принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1987 году, осуществлял работы по перевозке гравия и асфальта в населенных пунктах Вязок, Брагинского района, Гомельской области, БССР. При этом судом не установлено, что в спорный период истец находился в поселке Вязок, который относится к зоне отселения, а документы, подтверждающие работы в зоне отчуждения не представлены.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 14 августа 2012 г. С.С.Я. отказано в удовлетворении иска к Министерству социального развития Новосибирской области, Отделу пособий и социальных выплат Коченевского района Новосибирской области о признании лицом, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения в 1987 году, возложении обязанности по выдаче удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Апелляционным определением Новосибирского областного суда от 13 ноября 2012 г. решение суда от 14 августа 2012 г. было оставлено без изменения.
Из содержания указанных судебных актов следует, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о работе по ликвидации последствий катастрофы в 1987 году именно в зоне отчуждения, а также суды учитывали, что имеющееся у истца удостоверение не является удостоверением союзного образца, поскольку выдано 16 мая 1992 г, то есть после распада СССР, выдано на основании закона Республики Беларусь, и предоставляет истцу право на компенсации и льготы на основании Закона Республики Беларусь, о чем прямо указано в самом удостоверении.
На территории Российской Федерации удостоверение истцу в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" никогда не выдавалось. Таким образом, при отсутствии удостоверения ликвидатора союзного либо российского образца истец является лицом, впервые обратившимся за выдачей удостоверения и потому обязан был предоставить документы, предусмотренные п.п. 4 и 6 вышеуказанного Порядка (как в случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения, заявитель обязан подтвердить наличие у него оснований для получения запрашиваемого удостоверения).
Судами были отклонены ссылки истца на решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2004 г. N ГКПИОЗ-1519 в той части, в которой имеющееся у него удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, выданное в 1992 году на территории республики Беларусь, является правоустанавливающим документом для предоставления ему мер социальной поддержки на территории Российской Федерации как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1986 году.
Суды указали, что Положение о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденное 29 февраля 2000 г. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 114, Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 66, Министерства финансов Российской Федерации N 23н, п. 4 которого был признан недействующим, утратило силу в связи с изданием Приказа МЧС России N 727, Минздрава социального развития России N 831, Минфина России N 165н от 8 декабря 2006 г. об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Данный Порядок регулирует спорные правоотношения и не допускает возможности выдачи удостоверения нового образца на основании иного удостоверения, в том числе союзного образца (которое также у истца отсутствует), без соблюдения требований п.п. 4 и 6 Порядка.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2019 г. по требованию административного истца С.С.Я. был признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абз.4 п.4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. N 727/831/165н, в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение вследствие своей правовой неопределенности допускает возложение на граждан, имеющих ранее оформленные и выданные в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязанности повторно представлять один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных п. 6 названного порядка, при обращении за получением удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к данному порядку, и тем самым препятствует предоставлению таким гражданам права на меры социальной поддержки.
Апелляционным определением апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2019 г. решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2019 г. N АКПИ19-97 было оставлено без изменения.
После вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2019 г. истец вновь обратился с имеющимся у него удостоверением в Министерство труда и социального развития Новосибирской области по поводу замены имеющегося у него удостоверения на удостоверение нового образца.
Решением комиссии при Министерстве труда и социального развития Новосибирской области от 19 июля 2019 г. N, утвержденного приказом Министерства труда и социального развития от 23 июля 2019 г. N, истцу было отказано в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС по форме N1 согласно приложению N1 к Порядку условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. N 727/831/165н со ссылкой на абз. 4 п. 4 указанного Порядка, поскольку истец обязан заново доказать факт осуществления работ в тридцатикилометровой зоне отчуждения, представив дополнительные документы, предусмотренные п. 6 Порядка, поскольку ранее выданное удостоверение было выдано не в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 27 декабря 2019 г. требования истца о понуждении Министерства труда и социального развития Новосибирской области выдать удостоверении нового образца были оставлены без удовлетворения.
При этом суд исходил из того, что оспариваемый пункт Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС от 8 декабря 2006 г. был признан недействительным только в части возложения на граждан, имеющих ранее оформленные и выданные в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязанности повторно представлять документы. Однако, в данном случае у истца не имеется удовлетворения, оформленного и выданного в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", следовательно, решение ответчика, которым истцу отказано в выдаче удостоверения по причине не предоставления соответствующих документов, предусмотренных п. 6 названного Порядка, является законным и обоснованным.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 16 июня 2020 г. решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 27 декабря 2019 г. было отменено, принято по делу новое решение, которые исковые требования С.С.Я. к Министерству труда и социального развития Новосибирской области о понуждении выдать удостоверения единого образца были удовлетворены, на Министерство труда и социального развития Новосибирской области была возложена обязанность выдать истцу удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Суд апелляционной инстанции, удовлетворяя требования истца, сослался на решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2019 г. N АКПИ19-97 и Решение Высшего Совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социальных льгот" N6, придя к выводу о том, что лица, которым выданы в установленном порядке удостоверения участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, прибывшие с такими документами из Республики Беларусь в Российской Федерации на постоянное место жительства, имеют право на получение льгот и компенсаций в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
8 декабря 2020 г. истцом было получено удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС нового образца.
19 декабря 2020 г. С.С.Я. обратился в ГКУ "Центр социальной поддержки населения Коченевского района" с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров отдельным категориям граждан, подвергшимся воздействию радиации.
Решением ГКУ "Центр социальной поддержки населения Коченевского района" истцу была назначена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации с 1 января 2021 г.
Суд первой инстанции, разрешая исковые требования, исходил из того, в результате незаконного отказа Министерства труда и социального развития по Новосибирской области решением от 19 июля 2019 г. в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, у истца отсутствовала возможность обращения за получением заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи развившихся заболеваний с последствиями чернобыльской катастрофы, в связи с чем взыскал с Министерства труда и социального развития Новосибирской области убытки по неполученной ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы за период с августа 2019 года по декабрь 2020 года в размере 17 069, 37 руб.
При этом, учитывая, что при наличии удостоверения нового образца, истцом по настоящее время не получено заключение межведомственного совета, отказал в указанной выплате за период с 10 августа 2021 г.
Кроме того, учитывая, что для получения ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации истцу также требовалось получение удостоверения нового образца, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истца права на взыскание убытков в виде невыплаченной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с августа 2019 года по декабрь 2020 в размере 10 883, 92 руб.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании компенсации за наем жилого помещения и оплату коммунальных услуг, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств несения расходов по оплате найма и содержания жилого помещения, а также наличия сведений о назначении истцу 21 июня 2016 г. компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг по адресу: "адрес", "адрес", как инвалиду "данные изъяты" группы.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, что пенсионным органом истцу было отказано в назначении пенсии как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС со ссылкой на наличие удостоверения старого образца, пришел к выводу об отсутствии основания для удовлетворения требования истца о взыскании убытков в виде неполученной пенсии за 7 лет и за 3 года.
Суд первой инстанции не усмотрел наличие причинно- следственной связи между незаконным отказом ответчика в выдаче истцу удостоверения нового образца в июле 2019 года и ухудшением состояния здоровья, придя к выводу об отказе в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда, связанного с ухудшением состояния здоровья ввиду незаконности действий ответчика.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь в целом с выводами суда первой инстанции, не согласился с выводами в части возложения обязанности по возмещению убытков по неполучению ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы на Министерство труда и социального развития в связи со следующим.
Согласно п. 2 Правил предоставления ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 136 (в редакции, действующей до 1 января 2022 г.), для получения ежемесячной компенсации получатель подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, заявление и необходимый пакет документов.
Согласно доводам жалобы представителя Министерства труда и социального развития Новосибирской области, предоставление государственной услуги по предоставлению ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации, возложено на ГКУ "Центр социальной поддержки населения Коченевского района", в соответствии с п.п.55 п. 11.1 Устава ГКУ "Центра социальной поддержки населения Коченевского района".
В целях определения юридически значимых обстоятельств, для проверки доводов апелляционной жалобы, в силу положений п.43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" судом апелляционной инстанции из ГКУ "Центра социальной поддержки населения Коченевского района" истребованы сведения о наличии полномочий по выплате в виде ежемесячной денежной компенсации и возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, а также копия Устава.
Согласно ответу ГКУ "Центра социальной поддержки населения Коченевского района" от 15 сентября 2022 г. N выплата в виде ежемесячной денежной компенсации и возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы за период с августа 2019 года по декабрь 2020 года входила в полномочия ГКУ "Центра социальной поддержки населения Коченевского района". Однако в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2022 г. N 24 "О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации" правила предоставления указанных денежных компенсаций и финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации с января 2022 года изменилось, поскольку с указанного периода предоставляется и выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно сведениям, представленным по запросу апелляционной инстанции 7 октября 2022 г. ОПФР по Новосибирской области в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", в Закон Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 1 января 2022 г. Пенсионному фонду Российской Федерации переданы полномочия по установлению и выплате отдельных мер социальной поддержки, в том числе ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью гражданам в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы.
До 1 января 2022 г. в полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации осуществление выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью гражданам в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, не входило.
Отмечено, что отдельных положений, регламентирующих вопросы осуществления выплат гражданам за прошлое время вышеприведенный Федеральный закон от 6 декабря 2021 г N 409-ФЗ (до 1 января 2022 г.) не содержит.
Вместе с тем, Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом мнения Минтруда России считает, что при выявлении таких ситуаций органам ПФР возможно осуществить выплату установленных органами социальной защиты населения сумм ежемесячных мер социальной поддержки за периоды до 1 января 2022 г..
Поступившие из ГКУ "Центр социальной поддержки населения Коченевского района", ОПФР по Новосибирской области сведения и документы приобщены судом апелляционной инстанции к материалам гражданского дела.
Принимая во внимание указанные сведения, и тот факт, что решение суда части взыскания спорных денежных сумм с Министерства труда и социального развития, в связи с изменением законодательства и полномочий, будет являться неисполнимым, судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда пришла к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции в части взыскания ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с Министерства труда и социального развития Новосибирской области и взыскания указанных денежных средств с ОПФР по Новосибирской области.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данному праву корреспондирует конституционно-правовая обязанность государства обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных.
В результате экстраординарной по своим последствиям аварии на Чернобыльской АЭС были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду, но и другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства. Названные права были ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым и обусловил возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционно-правовая обязанность государства по возмещению вреда, обусловленного воздействием радиации, вытекает из ст.ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации, предусматривающих, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, - обязанность государства, а также из ст. 53 Конституции Российской Федерации, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц (Постановления от 1 декабря 1997 г. N 18-П и от 19 июня 2002 г. N 11-П).
В рамках реализации этой обязанности государство в соответствии с целями, провозглашенными в ст. 7 Конституции Российской Федерации, предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а также другим категориям граждан, которые проживали или работали на территории, подвергшейся в результате катастрофы радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, возмещается причиненный вред и предоставляются меры социальной поддержки.
Правовой механизм реализации конституционного права на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации и признанного государством как субъектом конституционно-правовых отношений, должен обеспечивать беспрепятственное осуществление гражданами этого права
Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются специальным нормативным правовым актом - Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", направленным, как определенно в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
Пунктом 4 ч.1 ст. 13 указанного Закона предусмотрено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения и занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения.
Гражданам, указанным в п.1 и 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в п. 3 и 4 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящем Законом, с момента их предъявления (ч.4 ст. 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. N 1244-1).
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации (ч.5 ст. 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. N 1244-1).
По смыслу ч. 4 ст. 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", действующей в системной связи с частью пятой той же статьи, для подтверждения правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы - после установления причинной связи повлекшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы - гражданин должен обратиться за выдачей удостоверения, дающего право на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Согласно п. 4 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (утверждены 8 декабря 2006 г. Приказом уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление соответствующего правового регулирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации N 728/832/166н) граждане, обратившиеся за выдачей удостоверения, должны представить документы, подтверждающие соответствующие юридические факты. К числу таких документов относятся (в зависимости от категории граждан) удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения; заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, а также справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности.
Таким образом, выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки. Если названные юридические факты были подтверждены необходимыми документами, гражданину не может быть отказано в выдаче удостоверения.
Суд апелляционной инстанции указал, что как следует из материалов дела, судебными инстанциями истцу неоднократно отказывалось в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нового образца, необходимого для обращения с заявлением о выдаче заключения межведомственного экспертного совета для дальнейшего оформления льгот, в том числе компенсации в возмещение вреда, причиненного в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы.
Право на получение истцом удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС было признано только на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирской областного суда от 16 июня 2020 г, согласно которому суд апелляционной инстанции принял решение о признании за истцом права на выдачу ему удостоверения нового образца на основании решения Верховного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2019 г, которым признан недействующим п. 4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС от 8 декабря 2006 г. и Решения Высшего Совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социальных льгот".
Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2).
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2).
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Установив, что истцу были причинены убытки в виде неполучения вышеупомянутых выплат по вине Министерства труда и социального развития Новосибирской области, которое незаконно отказывало истцу в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, суды пришли к правильному выводу о взыскании вышеуказанных выплат с Министерства труда и социального развития Новосибирской области. Однако, установив, что решение суда в части выплаты в виде ежемесячной денежной компенсации и возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, будет неисполнимо в случае взыскания его с Министерства труда и социального развития Новосибирской области, суд апелляционной инстанции на основании дополнительно истребованных доказательств с учетом изменения законодательства, пришел к выводу о взыскании упомянутых выплат с ОПФР по Новосибирской области.
Доводам кассатора о том, что лицом виновным в причинении ущерба истцу является Министерство труда и социального развития Новосибирской области, следовательно в силу ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации именно с него и следует взыскать указанные суммы, безусловным основанием для удовлетворения кассационной жалобы не являются, поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу о взыскании спорных выплат с ОПФР по Новосибирской области, установив факт неисполнимости решения суда в случае взыскания этих выплат с виновного лица- Министерства труда и социального развития Новосибирской области.
Между тем, в соответствии со ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Положения ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права судом апелляционной инстанции, проверявшим решение суда первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.