Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1669/2022 (УИД 24RS0032-01-2021-007309-12) по иску Сизых Елены Николаевны к акционерному обществу "Красноярская ТЭЦ-1" о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за период незаконного отстранения от работы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Сизых Елены Николаевны на решение Ленинского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 21 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 10 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сизых Елена Николаевна (далее - Сизых Е.Н, истец) обратилась в суд с иском к акционерному обществу "Красноярская ТЭЦ-1" (далее - АО "Красноярская ТЭЦ-1", ответчик) о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за период незаконного отстранения от работы, взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указывала на то, что Сизых Е.Н. с 1 октября 2005 г. работает в АО "Красноярская ТЭЦ-1" в должности машиниста котлов.
Приказом АО "Красноярская ТЭЦ-1" от 12 августа 2021 г. на работников АО "Красноярская ТЭЦ-1" возложена обязанность в срок до 15 сентября 2021 г. пройти вакцинацию против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19), либо в срок до 10 сентября 2021 г. предоставить один из следующих документов: сертификат о вакцинации либо иной документ, подтверждающий получение работником 1 компоненты вакцины против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19); медицинское заключение о наличии противопоказаний к проведению вакцинации; сведения о перенесенном заболевании (COVID-19) в течение 6-ти месяцев до даты вакцинации; письменный отказ о вакцинации от коронавирусной инфекции. С 16 сентября 2021 г. при отсутствии доказательств проведения вакцинации, а также противопоказаний к ее проведению, работник отстраняется от работы до нормализации эпидемической обстановки либо предоставления документов.
14 сентября 2021 г. Сизых Е.Н. представила письменный отказ от проведения профилактической прививки против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19).
Приказом АО "Красноярская ТЭЦ-1" N 412-к от 19 октября 2021 г. Сизых Е.Н. отстранена от работы с 19 октября 2021 г. в связи с отказом от профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без начисления заработной платы за весь период отстранения от работы.
Сизых Е.Н. находит указанный приказ незаконным. Незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный вред.
Сизых Е.Н. просила суд признать незаконным приказ АО "Красноярская ТЭЦ-1" N 412-к от 19 октября 2021 г, взыскать с ответчика в ее пользу заработную плату за время вынужденного прогула в размере 377890, 89 руб, компенсацию за задержку выплаты заработной платы, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 руб, а также судебные расходы в размере 10000 руб.
Определением Ленинского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 21 апреля 2022 г. производство по делу в части требований о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы прекращено в связи с отказом истца от исковых требований в этой части.
Решением Ленинского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 21 апреля 2022 г. исковые требования Сизых Е.Н. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 10 октября 2022 г. решение Ленинского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 21 апреля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Сизых Е.Н. просит об отмене судебных актов как незаконных.
АО "Красноярская ТЭЦ-1" и ООО "Сибирская генерирующая компания" поданы возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон от сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусиой инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 2-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники в сфере предоставления услуг, энергетики.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю N 43 от 23 июля 2021 г. "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", с целью предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения Красноярского края, было постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, с охватом не менее 60 % от общей численности к 15 сентября 2021 г, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 14 октября 2021 года N 52 внесены изменения в Постановление Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю N 43 от 23 июля 2021 г. "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", с целью предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения Красноярского края, было постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции с охватом не менее 80% от общей численности следующим категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в подпунктах 1.1 (в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики) - к 15 декабря 2021 г.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что согласно Устава АО "Красноярская ТЭЦ-1" одним из основных видов деятельности общества является продажа и покупка электрической энергии и мощности в соответствии с Правилами оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности и Договором присоединения к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности, пара и горячей воды (тепловой энергии) по установленным тарифам (пункт 4.2 Устава).
Приказом АО "Красноярская ТЭЦ-1" N470л от 3 апреля 1984 г. Сизых (Глушкова) Е.Н. принята на работу на Красноярскую ТЭЦ-1, с 1 октября 1985 г. на основании приказа N1544л/с от 2 октября 1985 г. переведена постоянно на должность машиниста котлов.
16 декабря 2005 г. между АО "Красноярская ТЭЦ-1" и Сизых Е.Н. заключен трудовой N1228, в соответствии с пунктом 1.1 которого работник в соответствии со статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации с 1 октября 2005 г. продолжает трудовые отношения в филиале Красноярская ТЭЦ-1 ОАО "Красноярская генерация" на должности машинист котлов 6-го разряда Котельный цех.
С учетом дополнительного соглашения от 30 декабря 2016 г. работник обязан добросовестно выполнять трудовые обязанности в соответствии с Положением о цехе (отделе); должностной инструкцией (квалификационной характеристикой); выполнять требования действующих на предприятии положений и инструкций, приказов и распоряжений по предприятию, ОАО "Красноярская генерация", приказы РАО "ЕЭС России", постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, законы Российской Федерации; выполнять Правила охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности, Правила технической эксплуатации, подчинять внутреннему трудовом у распорядку предприятия.
При поступлении на работу Сизых Е.Н. была ознакомлена с локально-нормативными актами АО "Красноярская ТЭЦ-1", в том числе с должностной инструкцией машиниста котлов 6 разряда.
Согласно разделу 3 должностной инструкции машиниста котлов 6 разряда, с которой Сизых Е.Н. ознакомлена 30 апреля 2019 г, в ее должностные обязанности машиниста котлов 6 разряда входит обеспечивать надежность работы основного и вспомогательного оборудования котельного цеха; руководствоваться в своей работе указаниями и распоряжениями старшего машиниста котельного оборудования 7 разряда, начальника смены, начальника смены станции, начальника цеха, заместителя начальника цеха по эксплуатации; самостоятельно осуществлять управление котлами, в соответствии с требованиями режимных карт, правил и инструкций; выдерживать заданные параметры, правовую нагрузку и вести экономичный и безшлаковый режим работы котлов; производить постоянный контроль за режимом работы котлов по указаниям контрольно - измерительных приборов; производить в присутствии оперативного персонала химического цеха, периодическую продувку нижних точек котла и дренажей водяного экономайзера в соответствии с графиком и т.д.
12 августа 2021 г. заместителем генерального директора - директором Красноярского филиала Ш. издан приказ NКрФ/8 "О проведении мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях исключения угрозы увеличения и распространения коронавирусной инфекции на предприятиях энергетики Красноярского края и заболевания персонала, что приведет к возможным срывам подготовки оборудования к началу отопительного сезона и надежной работы в осенне-зимний период приказано усилить информационно-разъяснительную работу среди работников и персонала порядных организаций о преимуществах вакцинопрофилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), как наиболее эффективного профилактического мероприятия. В срок до 20 августа 2021 г. уведомить работников предприятия о необходимости до 15 сентября 2021 г. вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19) путем ознакомления с настоящим приказом под роспись; составить графики вакцинации работников предприятия для оперативного взаимодействия с лечебно-профилактическими учреждениями и обеспечения наличия необходимого количества доз вакцин. В срок до 13 сентября 2021 г. составить графики работы персонала с учетом предполагаемого исполнения обязанностей отстраненных от работы сотрудников. В срок до 10 сентября 2021 г. работникам предоставить в здравпункты, а при их отсутствии в отделы кадрового администрирования и социального обеспечения / по работе с персоналом один из следующих документов:
- сертификат о вакцинации либо иной документ, подтверждающий получение работником 1 компоненты вакцины против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19);
- медицинское заключение о наличии противопоказаний к проведению вакцинации;
- сведения о перенесенном заболевании (COVID-19) в течение 6-ти месяцев до даты вакцинации;
- письменный отказ о вакцинации от коронавирусной инфекции.
С 16 сентября 2021 г. допуск сотрудников до рабочих мест осуществляется при предоставлении сотрудниками документов. Сотрудники, не предоставившие документы, или предоставившие отказ от вакцинации от коронавирусной инфекции допускаются на рабочие места только при наличии отрицательного ПЦР теста новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по разовым пропускам. При отсутствии отрицательного ПЦР теста, работник отстраняется от работы о нормализации эпидемической обстановки либо предоставления документов.
С данным приказом Сизых Е.Н. ознакомлена 13 августа 2021 г.
14 сентября 2021 г. Сизых Е.Н. обратилась с заявлениями на имя директора АО "Красноярская ТЭЦ-1", в которых указала, что отказывается предоставить сведения о наличии ПЦР теста на новую коронавирусную инфекцию / сертификат прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции / справки об антителах к коронавирусу, а также об отказе в проведении профилактической прививки против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19).
Приказом АО "Красноярская ТЭЦ-1" N 412-к от 19 октября 2021 г. Сизых Е.Н. - машинист котлов 6-го разряда котельного цеха, отстранена от работы с 19 октября 2021 г. в связи с отказом от профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и не предоставила отрицательный ПЦР тест на момент выхода на рабочее место, а также не имеет противопоказаний для вакцинации, до нормализации эпидемической обстановки либо прохождения вакцинации, либо предоставления отрицательного ПЦР теста, действительного в течение 72-х часов. Пунктом 2 данного приказа предусмотрено, что заработную плату машинисту котлов 6 разряда Сизых Е.Н. не начислять за весь период отстранения от работы.
С оспариваемым приказом Сизых Е.Н. ознакомлена 19 октября 2021 г, в котором указала что не согласна с вынесенным приказом.
Одним из основных видов деятельности АО "Красноярская ТЭЦ-1", согласно уставу общества, является продажа и покупка электрической энергии и мощности в соответствии с Правилами оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности и Договором присоединения к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности, пара и горячей воды (тепловой энергии) по установленным тарифам (пункт 4.2 Устава).
Трудовая деятельность истца Сизых Е.Н. в АО "Красноярская ТЭЦ-1" связана с работой в сфере энергетики.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, обстоятельств дела, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемого истцом приказа. При этом суд исходил из того, что истец добровольно отказался от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без уважительной причины, документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний к прививке, не представил, в связи с чем оспариваемые приказы работодателем изданы правомерно, порядок отстранения истца от работы не нарушен. При этом вид деятельности работодателя отнесен Главным санитарным врачом Красноярского края к видам деятельности, работники которых в обязательном порядке подлежат вакцинации, поскольку по роду деятельности в течение рабочего дня взаимодействует с другими сотрудниками, имеется большой риск заражения инфекцией.
Ссылаясь на положения статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции указал на отсутствие правовых оснований для взыскания в пользу истца заработной платы за период отстранения от выполнения служебных обязанностей.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусиой инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Доводы истца о том, что обязательная вакцинация ограничивает истца в правах, правильно был признан несостоятельным в связи с тем, что вакцинация направлена исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Согласно абзацу 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаем, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Судами правомерно учтено, что отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей в рамках предоставления государственных услуг по обеспечению по обязательному социальному страхованию, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
До истца работодателем была доведена информация о необходимости вакцинации для продолжения дальнейшей работы. Вакцинация носит добровольный характер и граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.
Вопреки доводам кассационной жалобы истец была извещена о необходимости вакцинации, что подтверждено как ее подписью при ознакомлении с приказом работодателя о вакцинации. Кроме того, судами правомерно учтено, что истец отказалась от вакцинации, и проходить ее не планировала, а потому в безусловном порядке подлежала отстранению от работы.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 г. N 1867-О).
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы истца, в которой она ссылается на то, что выполняемая ей работа в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, не включена, примененное судом разъяснение Минтруда России и Роспотребнадзора носит рекомендательный характер, основаны на неверном толковании и применении положений действующего законодательства, в том числе учитывая, что действовавший в спорный период приказ Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н, которым утвержден календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 г. N 1307н дополнен позицией о прививке против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 в отношении категории граждан, в которую входят работники в сфере предоставления услуг, энергетики.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с изложенными в решении выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, о незаконных действиях ответчика по отстранению ее от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, не влекут отмену судебных актов, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что отстранение истца от работы, ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения, носило законный характер, поскольку трудовая деятельность истца подразумевает контакты с неограниченным кругом сотрудников и граждан, а потому отказ от вакцинации со стороны истца носил риск распространения новой коронавирусной инфекции, являются законными и обоснованными.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции не усмотрел допущенной ответчиком дискриминации в сфере труда в отношении Сизых Е.Н, не установилфактов совершения работодателем нарушения трудовых прав истца, предусмотренных статьей 37 Конституции Российской Федерации, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Довод кассационной жалобы о квалификации действий ответчика как злоупотребление правом, подлежит отклонению, поскольку статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает презумпцию добросовестности действий участников гражданских правоотношений, при этом судами первой и апелляционной инстанций не установлено наличие признаков недобросовестного поведения или злоупотребления правом в действиях ответчика.
Приведенные истцом в кассационной жалобе ссылки на судебную практику во внимание судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку обстоятельства дела по каждому спору устанавливаются судом самостоятельно, а выводы по иным делам, приведенные в обоснование своей позиции, преюдициального или прецедентного значения для рассмотрения настоящего дела не имеют. Судебная практика не является формой права, и высказанная в ней позиция по конкретному делу не является обязательной для применения при разрешении внешне тождественных дел.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судами оценкой доказательств и установленными судами обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 21 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 10 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сизых Елены Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Е.Н. Раужин
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.