Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2- 355/2022 (УИД: 22RS0010-01-2022-000277-30) по иску Власовой Натальи Николаевны к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 189 "Солнышко" о признании приказов незаконными, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Власовой Натальи Николаевны на решение Каменского городского суда Алтайского края от 14 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Власова Наталья Николаевна (далее - Власова Н.Н, истец) обратилась с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 189 "Солнышко" (далее - МБ ДОУ "Детский сад N 189 "Солнышко", ответчик) о признании приказов незаконными, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Власова Н.Н. указала, что с 14 сентября 2017 г. состоит в должности воспитателя в МБДОУ "Детский сад N 189 "Солнышко".
На основании приказа от 27 декабря 2021 г. N Власова Н.Н. отстранена от работы в связи с отказом от вакцинации против COV1D-19 с 23 декабря 2021 г.
После обжалования данного приказа Власовой Н.Н. в прокуратуру и Государственную инспекцию труда в Алтайском крае приказом МБДОУ "Детский сад N 189 "Солнышко" от 1 февраля 2022 г. N в приказ от 27 декабря 2021 г. N-л внесены изменения в части даты отстранения
Власовой Н.Н. от работы, дата отстранения от работы указана с 27 декабря 2021 г. С указанным приказом Власова Н.Н. ознакомлена не была.
Обращаясь с иском в суд, Власова Н.Н. ссылалась на то, что действия работодателя по ее отстранению от работы являются незаконными, поскольку граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок, медицинское вмешательство в Российской Федерации добровольно, на момент вакцинации количественный показатель в учреждении был достигнут более 80%, поэтому оснований для ее отстранения от работы не имелось, так как постановление Главного санитарного врача по Алтайскому краю содержало требование о проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции с охватом не менее 80% от общей численности работников. В результате отстранения Власовой Н.Н. не выплачена заработная плата за период с 27 декабря 2021 г. по настоящее время. Кроме этого, она испытала моральные и нравственные страдания в связи с незаконным отстранением от работы.
Власова Н.Н. просила суд признать незаконными приказы от 27 декабря 2021 г. N "Об отстранении от работы" и от 1 февраля 2022 г. N "О внесении изменений в п. 1 приказа N от 27.12.2022 г. "Об отстранении от работы", взыскать с МБ ДОУ "Детский сад N 189 "Солнышко" заработную плату за время вынужденного прогула по день вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в сумме 30 000 рублей.
Решением Каменского городского суда Алтайского края от 14 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 октября 2022 г, исковые требования Власовой Н.Н. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Власовой Н.Н. ставится вопрос об отмене решения Каменского городского суда Алтайского края от 14 июня 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 октября 2022 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Власова Н.Н, представители ответчика МБДОУ "Детский сад N 189 "Солнышко", третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства образования и науки Алтайского края, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы: дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено, что Власова Н.П. с 4 мая 2010 г. состоит в трудовых отношениях с МБДОУ "Детский сад N 189 "Солнышко", с 14 сентября 2017 г. работает в должности воспитателя.
В целях исполнения Постановления Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю от 23 июля 2021 г. N 4 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", приказа Министерства образования и науки Алтайского края от 27 июля 2021 г. N 970 "О профилактической вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", приказа Управления образования Администрации Каменского района Алтайского края от 2 августа 2021 г. N 665 "О профилактической вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-I9)" заведующим МБДОУ "Детский сад N 189 "Солнышко" 5 августа 2021 г. издан приказ N, которым установлены сроки проведения профилактической вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19): первым компонентом или однокомпонентной вакциной - до 22 августа 2021 г, вторым компонентом или однокомпонентной вакциной - в срок до 19 сентября 2021 г. с охватом не менее 60 % от общей численности сотрудников.
С данным приказом Власова Н.Н. ознакомлена 9 августа 2021 г.
15 декабря 2021 г. Власовой Н.Н. вручено уведомление о необходимости проведения профилактической вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) первым компонентом в срок до 22 ноября 2021 г, вторым компонентом или однокомпонентной вакциной - в срок до 22 декабря 2021 г. Власовой Н.Н. разъяснено, что в случае отказа от вакцинации она будет отстранена от работы с 23 декабря 2021 г.
Заявлением от 17 декабря 2021 г, поданным 20 декабря 2021 г, Власова Н.Н. уведомила работодателя об отказе от вакцинации против новой коронавирусы ой инфекции, считая неприемлемым любое принуждение к участию в медицинском эксперименте без добровольного согласия.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции Власова Н.Н. подтвердила, что отказалась от прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в связи с тем, что, по ее мнению, вакцина не прошла все испытания, до настоящего времени она не вакцинирована и отстранена от работы.
Приказом заведующего МБДОУ "Детский сад N 189 "Солнышко" от 27 декабря 2021 г. N в связи с отсутствием прививки против новой коронавирусной инфекции (COV1D-19) и отказом от нее Власова Н.Н. отстранена от работы с 23 декабря 2021 г. на период эпидемического неблагополучия или до момента прохождения вакцинации, или предоставления документа, подтверждающего наличие противопоказаний к указанной вакцинации.
С указанным приказом Власова Н.Н. ознакомлена 28 декабря 2021 г, что ею не оспаривалось и подтверждается актом от 28 декабря 2021 г. об отказе от подписи в приказе.
Приказом заведующего МБ ДОУ "Детский сад N 189 "Солнышко" от 1 февраля 2022 г. N "О внесении изменений в п. 1 приказа N от 27.12.2022 "Об отстранении от работы" внесены изменения в указанный выше приказ об отстранении Власовой Н.Н. от работы в части даты отстранения, датой отстранения Власовой Н.Н. от работы указано 27 декабря 2021 г.
С данным приказом Власова Н.Н. ознакомлена 14 марта 2022 г. при получении его копии по своему письменному заявлению.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Власовой Н.Н, суд первой инстанции исходил из того, что Власова Н.Н. обоснованно отстранена ответчиком от работы, поскольку она, не имея противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отказалась пройти обязательную вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Отклоняя доводы Власовой Н.Н. о незаконности приказа заведующего МБДОУ "Детский сад N 189 "Солнышко" от 1 февраля 2022 г. N ввиду того, что изменения данным приказом внесены в несуществующий приказ (от 27 декабря 2022 г. N), поскольку дата издания приказа не наступила, а номер приказа указан не полностью, суд первой инстанции исходил из того, что указанные Власовой Н.Н. неточности являются технической ошибкой; иных приказов об отстранении Власовой Н.Н. от работы, кроме как приказа от 27 декабря 2021 г. N ответчиком не издавалось; изменения, внесенные приказом от 1 февраля 2022 г. N в части даты отстранения Власовой Н.Н. от работы (27 декабря 2021 г.) соответствуют фактической дате отстранения ее от работы; сам по себе приказ от 1 февраля 2022 г. N прав Власовой Н.Н. не нарушает.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным, законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), согласно п. 2 ст. 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений наряду с Российской Федерацией обладают и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (ст. 6 этого же закона).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 ст. 1 Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно- эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2 и 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу п. 1 ст. 1.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании подпунктов "в", "г" п. 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Статьей 29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и. в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (п. 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (п. 3).
Согласно ст. 35 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, главным государственным санитарным врачам предоставляются полномочия давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 п. 2 ст. 50); выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подп. 6 п. 1 ст. 51).
Согласно п. 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно- эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовавшие до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в п. 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4, действующих с 1 сентября 2021 г.
Согласно п. 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS- CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCo V) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (п. 16).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").
Согласно абзацу 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (абзац 5 п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно ст. 10 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим" показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом: исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 3).
В действовавший по 30 декабря 2021 г. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемических показаниям", внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, а также указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 1-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям в образовательных организациях.
С 31 декабря 2021 г. действует Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2021 г. N 1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок", который содержит аналогичные положения.
Внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на федеральном уровне на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе на отдельных объектах, - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации (п. 67 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4).
23 июля 2021 г. Главным государственным санитарным врачом по Алтайскому краю вынесено постановление N 4 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", которым в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции в Алтайском крае установлены категории граждан, подлежащие иммунизации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19). К такой категории граждан отнесены, в том числе граждане, работающие в сфере образования (п. 1).
Пунктом 2.1 указанного постановления Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю руководителям: организаций, предприятий всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Алтайского края в сферах, установленных пунктом 1 предписано организовать в срок до 22 августа 2021 г. проведение профилактических, прививок от новой коронавирусной инфекции первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 19 сентября 2021 г. - вторым компонентом вакцины с охватом не менее 60% от общей численности работающих.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю от 12 октября 2021 г. N 05 внесены изменения в п. 2.1 постановления Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю от 23 июля 2021 г. N 4, согласно которым предписано проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до 22 ноября 2021 г, проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции вторым компонентом вакцины - в срок до 22 декабря 2021 г, с охватом категорий (групп) граждан, указанных в подпунктах 1.1 - 1.2 пункта 1 настоящего постановления не менее 80%.
Из письма Федеральной службы по труду и занятости от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации. Отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы.
Таким образом, если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Согласно абзацу 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 76 ТК РФ).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаем, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).
Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532 доведены "Совместные разъяснения Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных", согласно которым в постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых "групп риска", которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей и должны пройти вакцинацию.
При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия. Вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.
В соответствии с п. 6 Приложения к указанным разъяснениям, в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации работодатель обязан издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
Принимая обжалуемые судебные постановления, судебные инстанции, установив, что Власова Н.Н. не имея противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отказалась пройти обязательную вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), пришли к правильным выводам об обоснованности отстранения Власовой Н.Н. ответчиком от работы, поскольку она является работником организации отрасли, в отношении которой Главным: государственным санитарным врачом по Алтайскому краю вынесено постановление о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то работодатель, в связи с отсутствием: у Власовой Н.Н. прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в силу положений абзаца 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ и абзаца 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" исполнил свою обязанность по отстранению ее от работы.
Доводы, приведенные Власовой Н.Н. в кассационной жалобе не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, вакцинация для которых являлась обязательной, в условиях неблагополучной эпидемической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей.
Отстранение Власовой Н.Н. от работы ввиду непрохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения, носило законный характер, поскольку ее трудовая деятельность подразумевает контакты с неограниченным кругом сотрудников и лиц, посещающих МБДОУ "Детский сад N 189 "Солнышко" (детей и их родителей), в связи с чем, отказ от вакцинации со стороны Власовой Н.Н. носил риск распространения новой коронавирусной инфекции. Действия ответчика в данном случае расцениваются как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Само по себе несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам: Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Каменского городского суда Алтайского края от 14 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Власовой Натальи Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.