Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1439/2022, УИД: 24RS0002-01-2022-001252-98 по иску Славиковой Татьяны Антоновны к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" о взыскании задолженности по заработной плате, излишне удержанного налога на доходы физических лиц, компенсации за задержку заработной платы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Славиковой Татьяны Антоновны на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 26 июля 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Славикова Т.А. обратилась в суд с иском к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" (далее по тексту также КГБУЗ "Ачинская МРБ") о взыскании задолженности по заработной плате, излишне удержанного налога на доходы физических лиц, компенсации за задержку заработной платы, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что между Славиковой Т.А. и КГБУЗ "Ачинская МРБ" заключен трудовой договор N от 1 января 2017 г. (основной) и N от 1 июня 2018 г. (внутреннее совместительство), а также дополнительные соглашения к ним, которыми установлена профессиональная квалификационная группа (ПГК) 2 уровень 4, а также утверждены надбавки: районный коэффициент - 30%, за стаж работы в южных зонах Красноярского края - 30%, за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - 25%, за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения - 75%, истцу присвоена высшая квалификационная категория, условия труда на рабочем месте соответствуют классу/подклассу 3.2. Положением об оплате труда предусмотрены следующие надбавки: надбавка за своевременное прохождение квалификации - 5%, в соответствии с приложением N 4, выплата стимулирующего характера в соответствии с приложением N 5 рассчитанная согласно оценке результативности и качества труда. Коллективным договором п. 5.12 предусмотрены выплаты по итогам года, региональные выплаты, выплаты за сложность и напряженность и особый режим работы. Выплаты в целях обеспечения заработной платы работника учреждения на уровне размера минимальной заработной платы.
Согласно трудового договора истцу полагается ежегодный оплачиваемы отпуск 28 календарных дней, дополнительный - 8 календарных дней, дополнительный - 43 календарных дня, дополнительный - 3 календарных дня за непрерывную работу свыше 3 лет в выездных бригадах скорой помощи. Для работников, условия труда на рабочих местах, по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда - не более 36 часов в неделю согласно статье 92 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. N 101, N 1762 от 30 октября 2020 г.
Между тем, при проверке правильности начисления заработной платы за период с января 2021 года по январь 2022 года были выявлены нарушения, а именно, норма часов применяется ответчиком при расчете свыше 36 часов в неделю (по совместительству свыше 12 часов в неделю), где оплата сверхурочных часов не производится, оклад рассчитан без учета квалификационной категории, дополнительная стимулирующая выплата COVID-19 из краевого бюджета начислена не в полном объеме, расчет доплаты за работу в ночное время произведен с нарушением действующего трудового законодательства, а именно, в расчет доплаты за работу в ночное время должны включаться все выплаты, положенные истцу при нормальных условиях работы в дневное время, районный коэффициент и северная надбавка начислена не в полном объеме, отпускные выплаты, компенсация за неиспользованный отпуск произведены не в полном объеме.
Кроме того, пунктом 4.5 Положения об оплате труда предусмотрена персональная выплата за сложность, напряженность и особый режим работы в размере 10 процентов должностного оклада, однако за весь период истцу не предоставлялась данная выплата, хотя основания для представления выплаты имеются, а именно, условия труда, отличающиеся от нормальных условий, работа по совместительству на нескольких ставках при замещении отсутствующего персонала, сверхурочная работа. Ответчик удерживает НДФЛ с дополнительных стимулирующих выплат COVID-19 из краевого бюджета, однако в 2020-2021 году не облагаются НДФЛ стимулирующие выплаты из выплаты из федерального бюджета за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, которые оказывают помощь больным коронавирусом, а также лицам из групп риска.
В связи с допущенными ответчиком нарушениями трудовых прав, выразившимися в неполучении в полном объеме причитающихся выплат, незаконном удержании НДФЛ, истцу причинен моральный вред, обусловленный чувством тревоги за свое будущее, бессонницей и нравственными страданиями из-за невозможности полноценного отдыха в выходные дни по причине недостатка денежных средств.
В указанной связи Славикова Т.А. просила (с учетом уточненных требований) взыскать с КГБУЗ "Ачинская МРБ" не выплаченную заработную плату за период с января 2021 года по январь 2022 года, выплаты за сверхурочную работу, персональную выплату за сложность и напряженность, незаконно удержанный НДФЛ, отпускные выплаты в сумме 772532 рубля 67 копеек, компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы с перерасчетом на день вынесения решения, компенсацию морального вреда в сумме 100000 рублей.
Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 26 июля 2022г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 ноября 2022 г. постановлено:
"Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" в пользу Славиковой Татьяны Антоновны недоначисленную заработную плату в размере 23197 рублей 33 копейки, недоначисленные отпускные в размере 278 рублей 53 копейки, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 4393 рубля 66 копеек, компенсацию морального вреда в размере 4000 рублей, а всего 31869 рублей 52 копейки.
Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" осуществить возврат Славиковой Татьяне Антоновне излишне удержанные в период с февраля 2021 года по январь 2022 года суммы налога на доходы физических лиц в размере 22236 рублей.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" в доход муниципального образования город Ачинск Красноярского края государственную пошлину в размере 1336 рубля 09 копеек".
В кассационной жалобе истец Славикова Т.А. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с направлением дела на новое рассмотрение в соответствующий суд.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что на основании трудового договора от 1 января 2017 г. N Славикова Т.А. принята на основную работу в КГБУЗ "Ачинская МРБ" в качестве фельдшера скорой медицинской помощи "данные изъяты" бригады ССМП на неопределенный срок с 10 ноября 1978 г. В соответствии с заключенным трудовым договором работнику установлена 36-часовая рабочая неделя, режим работы в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности, иными локальными нормативными актами. За выполнение трудовых обязанностей работнику установлен должностной оклад в размере 4536 рублей, а также выплаты компенсационного характера - районный коэффициент - 30% и северная надбавка - 30%; за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - 25%; за продолжительность работы в учреждениях здравоохранения в размере 75%. Предусмотрено предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков: основного продолжительностью 28 календарных дней, дополнительного - 8 календарных дней за работу в южных районах Красноярского края, дополнительного - 43 календарных дней за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительного - 3 календарных дня за непрерывную работу свыше 3- лет в выездных бригадах скорой медицинской помощи.
На основании трудового договора от 1 июня 2018 г. N Славикова Т.А. была принята в КГБУЗ "Ачинская МРБ" в порядке внутреннего совместительства в качестве фельдшера скорой медицинской помощи "данные изъяты" бригады ССМП на неопределенный срок. В соответствии с условиями данного трудового договора работнику установлен сменный характер работы, режим работы в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности, иными локальными нормативными актами. За выполнение трудовых обязанностей работнику установлен должностной оклад в размере 4717 рублей, а также выплаты компенсационного характера - районный коэффициент - 30% и северная надбавка - 30%; за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - 25%; за продолжительность работы в учреждениях здравоохранения в размере 75%. Предусмотрено предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков: основного продолжительностью 28 календарных дней, дополнительного - 8 календарных дней за работу в южных районах Красноярского края, дополнительного - 35 календарных дней за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительного - 3 календарных дня за непрерывную работу свыше 3- лет в выездных бригадах скорой медицинской помощи.
В оспариваемом периоде оклад у Славиковой Т.А. установлен в размере 5574 рубля.
Разрешая доводы ответчика о пропуске срока обращения в суд, суд первой инстанции с учетом статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации пришел к выводу о пропуске истцом срока на обращение в суд по требованиям о взыскании недоначисленной заработной платы за январь 2021 года.
При этом суд исходил из того, что с исковым заявлением об оспаривании размера заработной платы за период с января 2021 года по январь 2022 года истец обратился в суд 22 февраля 2022 г, что подтверждается штампом Почты России на конверте, согласно Коллективному договору КГБУЗ "Ачинская МРБ" и внесенных 11 января 2016 г. изменений в него, заработная плата выплачивается два раза в месяц - 12 числа текущего месяца и 27 числа каждого месяца, следующего за отчетным.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что заработная плата за январь 2021 года подлежит выплате до 12 февраля 2021 г, то есть истцом пропущен срок исковой давности по требования о взыскании заработной платы за январь 2021 года.
Разрешая заявленные исковый требования, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы и возражения сторон, руководствуясь положениями статей 2, 21, 22, 60.1, 91, 94, 114, 129, 135, 139, 146, 148, 149, 152, 153, 154, 236, 237, 282, 284, 285 315, 350, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г..N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г..N 26-П, постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г..N 415, постановления администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 г..N160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате", приказа Министерства здравоохранения Красноярского края от 09 декабря 2009 г..N521-орг, постановления Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 г..N 49, постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г..N101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности", постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 г..N 197 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры", постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г..N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры", письма Минздрава России от 21 мая 2020 г..N16-3/И/1-6965 "Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г..N 415 и от 12 апреля 2020 г..N 484, Положения об
особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г..N 922, положениями статей 217, 231 Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абзац седьмой статьи 2).
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Положениями статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Постановлением администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 г. N 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 1 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1, 30.
Исходя из Постановления Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 г. N 49, в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Названное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1, 30, применяется и на территории г. Ачинска Красноярского края.
Согласно статье 149 Трудового кодекса Российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (часть 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере в соответствии с частью первой настоящей статьи (часть 2 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации.
По правилам статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;
работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Положениями статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, которые действовали до 1 ноября 2020 г, утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762.
В силу пункта 10 данных Правил указаны размеры выплат в отношении каждой категории получателей таких выплат. Подпунктом "з" указанного пункта установлено, что размер выплат среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, должен состав 50 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в пункте 11 которых предусмотрено, что выплаты стимулирующего характер осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тыс. рублей в месяц.
Приказом Минздрава Красноярского края от 9 декабря 2009 г. N 521-орг утверждены "Виды, условия, размеры и порядок выплат стимулирующего характера, осуществляемых работникам краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края (Приложение N 1 к приказу), в соответствии с п. 8.3 (приказом Минздрава Красноярского края от 5 апреля 2021 г. N 22-н п. 8.3 признан утратившим силу с 1 апреля 2021 г.), п. 8.8, которых выплата по итогам работы работникам учреждений за оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, работникам учреждений, осуществляющим забор биологического материала (мазок с носоглотки и зева (ротоглотки) для лабораторной диагностики на новую коронавирусиую инфекцию COVID-19 у пациентов с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, контактных лиц, определенных постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, постановлениями Главного государственного санитарного врача Красноярского края, осуществляется в следующих размерах: фельдшерам скорой медицинской помощи 15625 рублей в месяц.
Выплата, предусмотренная настоящим пунктом Порядка, предоставляется в период с марта 2020 года по март 2021 года и осуществляется с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и иных местностях с особыми климатическими условиями (в ред. Приказов министерства здравоохранения Красноярского края от 13 июля 2020 г. N 23-н, от 31 июля 2020 г. N 27-н, от 9 октября 2020 г. N 41-н, от 30 октября 2020 г. N 51-н, от 25 ноября 2020 г. N 59-н, от 20 января 2021 г. N 4- н), а также с июля 2021 года по март 2022 года.
Выплата, предусмотренная настоящим пунктом Порядка, предоставляется работнику учреждения ежемесячно за фактически отработанное время из расчета месячной нормы рабочих часов (за исключением периодов отсутствия работника на рабочем месте в связи с временной нетрудоспособностью, нахождением в отпуске и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в соответствии с занимаемой должностью (в ред. приказа Минздрава Красноярского края от 31 июля 2020 г. N 27-н).
В силу пункта 2 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. При этом Трудовым кодексом Российской Федерации иными федеральными законами может устанавливаться сокращенная продолжительно рабочего времени для других категорий работников, в том числе медицинских работник (пункт 5 статьи 92 ТК РФ).
Согласно статье 94 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, занятых на работах вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительно ежедневной работы (смены) при 36-часовой рабочей неделе не может превышать 8 часов, а при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов.
В соответствии с частью 1 статьи 350 Трудового кодекса Российской Федерации для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специально продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно разделу IX Перечня должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную рабочую неделю, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности", продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю установлена для старшего врача станции (отделения) скорой медицинской помощи, станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи г. г. Москвы и Санкт-Петербурга; фельдшера или медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездной бригаде станции (отделения) скорой медицинской помощи, станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи г. Москвы и Санкт-Петербурга; врача-психиатра, среднего младшего медицинского персонала при работе по оказанию медицинской помощи и эвакуации граждан, страдающих психическими заболеваниями; среднего и младшего медицинского персонала при работе непосредственно по эвакуации инфекционных больных.
Согласно части 1 статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей (часть 3 статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) помимо особенностей, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно подпункту "а" пункта 1 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" медицинским работникам предоставлено право на осуществление работы по совместительству - выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения).
Как следует из содержания абзаца 4 подпункта "б" пункта 1 вышеуказанного постановления продолжительность работы по совместительству для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток, не может превышать месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. N 197 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" установлено, что особенности работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры определяются Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством образования Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Статьей 285 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором. Лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.
Пунктом 3.3 коллективного договора КГБУЗ "Ачинская межрайонная больница" предусмотрено, что в связи с низкой укомплектованностью медицинским персоналом и для выполнения основной функции КГБУЗ "Ачинская МРБ" в подразделениях ведется суммированный учет рабочего времени при сменном графике работы с учетным периодом, составляющим год. При сменном графике работы допускается совместительство с оплатой за фактически отработанное время, при этом продолжительность рабочего времени совместительства не должна превышать 1, 0 ставки рабочего времени каждой категории работника в учетный период.
Разрешая требования истца о взыскании доплаты за выполнение сверхурочной работы, суды, исследовав табели учета рабочего времени и расчетные листки за период с за период с февраля 2021 г. по январь 2022 г, пришли к выводу о том, что в спорные периоды истец к сверхурочной работе не привлекалась, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении исковых требований о взыскании доплаты за сверхурочную работу в указанной части.
Вопреки доводам жалобы истца о том, что, исходя из положений статьи 94 Трудового кодекса Российской Федерации, истец могла быть привлечена к работе по внутреннему совместительству при 36-часовой рабочей неделе не более чем на 12 часов в неделю, судом первой инстанции правомерно указано, что истец осуществляла совмещенную трудовую деятельность у ответчика на основании отдельных трудовых договоров, а установление Министерством труда и социального развития Российской Федерации возможности привлечения работника из категории среднего медицинского персонала по внутреннему совместительству продолжительностью работы в течение месяца по каждому трудовому договору в пределах месячной нормы рабочего времени, не противоречит нормам действующего трудового законодательства. При этом работа Славиковой Т.А. по совместительству выполнялась с ее согласия, в связи с чем, суды пришли к правильному выводу о том, что произведенная ответчиком оплата пропорционально отработанному времени на основании указанных трудовых договоров соответствует требованиям статьи 285 Трудового кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требования истца о взыскании недоначисленной ответчиком доплаты за наличие у истца первой квалификационной категории, исчисляемой в размере 133% от оклада, суды исходили из положений пункта 2.3 Положения об оплате труда работников КГБУЗ "Ачинская МРБ", оклады медицинских работников учреждения увеличиваются при условии наличия квалификационной категории, в том числе для средних медицинских работников, имеющих высшую квалификационную категорию, на 1, 33.
Согласно расчетным листам истцу ежемесячно начислялись выплаты за квалификационную категорию в размере 33% от оклада, в связи с чем, доводы истца о необходимости увеличения оклада на 133% правомерно признаны судами несостоятельными ввиду того, что увеличение оклада на коэффициент 1, 33 тождественно увеличению на 33%.
Отказывая в удовлетворении требований о доначислении за спорный период дополнительной выплаты за сложность, напряженность и особый режим работы, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что предусмотренная пунктом 4.5 Положения об оплате труда работников КГБУЗ "Ачинская МРБ" персональная выплата стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы размере 10% оклада, устанавливаемая конкретному работнику на период не более трех месяцев при исполнении работником своих функциональных обязанностей в условиях существенно отличающихся от нормальных (особый режим, тяжесть, сложность, повышенные требования к качеству работы), назначается в каждом конкретном случае руководителем учреждения. Приказы о назначении истцу таких выплат в спорный период не издавались, в связи с чем оснований для начисления истцу таких выплат в спорный период судами правомерно не установлено.
Разрешая требования истца о взыскании недоначисленной заработной платы за работу в ночное время и отказывая в их удовлетворении, суды исходили из пункта 3.3 Положения об оплате труда работников КГБУЗ "Ачинская МРБ", согласно которого выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различных квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работникам Учреждения осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 5.22 Коллективного договора КГБУЗ "Ачинская МРБ" доплата за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) производится работникам на основании Положения об оплате труда работников КГБУЗ "Ачинская МРБ", в размере 50% или 100% от часовой ставки (должностного оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время, в соответствии с Перечнем структурных подразделений и должностей работников учреждения, которым устанавливается выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, при работе в ночное время (пункт 3.3.1 Положения об оплате труда), согласно которому для медицинских работников, занятых оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездного персонала ССМП доплата за работу в ночное время установлена в размере 100% от часовой ставки за каждый час работы в ночное время (Приложение N 3 к Положению об оплате труда).
Учитывая, что истцом количество отработанных в спорный период в ночное время часов не оспаривалось, судами правомерно отклонены доводы истца о необходимости исчисления доплаты за работу в ночное время с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. N 26-П, поскольку указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации оценка конституционности положений статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации не осуществлялась.
Оценив представленные в материалах дела расчетные листки истца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцу работодателем правомерно производились начисления за работу в ночное время в размере 100% от должностного оклада, рассчитанного за один час работы путем деления установленного истцу оклада на количество часов, установленной в соответствующем месяце нормы рабочего времени, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части судом правомерно не установлено.
Разрешая требования истца о взыскании недоначисленной заработной платы за работу в праздничные дни, суды, руководствуясь положениями статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. N 26-П, пришли к выводу об отказе в их удовлетворении.
Судами установлено, что расчет начисления истцу платы за работу в праздничные дни произведен работодателем в соответствии с табелями учета рабочего времени и расчетными листками за заявленные истцом периоды, наличие у работодателя задолженности по оплате праздничных дней не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судебных инстанций основанными на правильном применении положений трудового законодательства, соответствующими обстоятельствам дела, установленным по данному спору.
Вопреки доводам истца при разрешении спора судами установлены все юридически значимые обстоятельства, выводы судов мотивированы и соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела. Все представленные доказательства оценены судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений требований процессуального законодательства при оценке доказательств, судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Вопреки доводам кассационной жалобы размер компенсации морального вреда в сумме 4000 руб. определен судом в соответствии с положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом всех обстоятельств дела и соответствует требованиям разумности и справедливости, оснований для отмены судебных постановлений в указанной части судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не усматривает.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, аналогичны доводам апелляционной жалобы, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ачинского городского суда Красноярского края от 26 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Славиковой Татьяны Антоновны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.