г. Нижний Новгород
22 марта 2023 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Рогожиной Е.В, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Второе сентября" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, по частной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 января 2023 года о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Второе сентября" обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании судебных расходов, в котором просило взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан расходы на проведение оценки рыночной стоимости объекта недвижимости в размере 10000 рублей; на проведение судебной экспертизы в размере 15000 рублей; на оплату государственной пошлины в размере 2000 рублей; на оплату услуг представителя в размере 23000 рублей.
В обоснование требований указано, что данные расходы понесены в связи с рассмотрением административного дела.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 января 2023 года заявление ООО "Второе сентября" о взыскании судебных расходов удовлетворено частично.
Взыскано с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу ООО "Второе сентября" расходы на проведение оценки рыночной стоимости объекта недвижимости в размере 10000 рублей; на проведение судебной экспертизы в размере 15000 рублей; на оплату государственной пошлины в размере 2000 рублей; на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявления ООО "Второе сентября" о взыскании судебных расходов - отказано.
В частной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просит определение суда отменить, как принятое с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов.
В обоснование доводов указано, что обращение административного истца в суд связано с реализацией его права на уточнение кадастровой стоимости, а не с нарушением его прав административным ответчиком; при рассмотрении дела не установлено, что имело место нарушение методологи проведения массовой оценки; расходы по оплате досудебной оценки и судебной экспертизы должны быть возложены на административного истца, поскольку им не представлено обоснование из чего складываются расходы и причины высокой стоимости отчета об оценке; расходы по оплате судебной экспертизы возникли по инициативе административного истца, поскольку представленный им отчёт об оценке не был принят судом в качестве доказательства, отвечающего требованиям допустимости и относимости; расходы на оплату услуг представителя являются чрезмерными.
Также указывает, что ответчиками по данной категории дел являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также организация, наделенная государственными полномочиями, то есть, финансирование происходит из бюджета, а при удовлетворении требований о возмещение административному истцу расходов будет происходить за счёт бюджетных средств и возникнет дисбаланс бюджета по поступлениям и выбытиям денежных средств.
Относительно доводов частной жалобы, административным истцом представлены возражения, о необоснованности доводов жалобы.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы частной жалобы и возражения на неё, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с положениями части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Положениями статьи 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, отнесены суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходы.
Как установлено частью 3 статьи 108 КАС РФ, эксперты и специалисты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам и специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами и со специалистами.
В силу положений части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ.
Согласно пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ с учётом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу. При этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов.
Известные судебной практике возможности взыскания с соответствующего органа судебных расходов в случае недостоверности предоставленных им сведений об объекте оценки не покрывают все варианты затрагивающих права граждан и организаций ошибок в кадастровой деятельности, которые могут возникать, в частности, при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Проанализировав приведенные положения КАС РФ и правовые позиции высших судебных инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие факт несения административным истцом судебных расходов, суд исходил из того, что заявление о взыскании судебных расходов по настоящему делу является обоснованным и подлежит частичному удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на законе.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года N 1443 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан по состоянию на 01 января 2019 года в составе земель отдельных категорий.
Вышеуказанным приказом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на дату государственной кадастровой оценки 01 января 2019 года в размере 1 264 466 рублей.
Оспаривая кадастровую стоимость объекта недвижимости, административный истец предоставил в суд отчёт оценщика ЧПО ФИО3 N от 31 мая 2022 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 01 января 2019 года в размере 411 205 рублей.
В связи с возникшими сомнениями по установлению рыночной стоимости объекта недвижимости, недостатками в отчете оценщика, а также ходатайства представителя административного истца о назначении судебной экспертизы, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 июля 2022 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза по установлению рыночной стоимости объекта недвижимости, проведение которой поручено эксперту АНО "Независимое Экспертное Бюро".
Согласно заключению эксперта АНО "Независимое Экспертное Бюро" N Н512-6-2022 от 03 октября 2022 года рыночная стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 1 января 2019 года в размере 481 000 рублей.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 ноября 2022 года, которое сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу, административное исковое заявление ООО "Второе сентября" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости удовлетворено.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной рыночной стоимости в размере 481 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 3 июля 2014 года N 1555-О указал на то, что нарушение прав лица суд может установить как при доказанном отступлении от правил кадастровой оценки объекта недвижимости, так и при таком отличии кадастровой стоимости от рыночной стоимости объекта недвижимости, которое, например, при доказанной кратной между ними разнице лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований.
Принимая во внимание указанную разницу между признанной судом экономически обоснованной рыночной стоимостью объекта недвижимости с кадастровым номером N и его кадастровой стоимостью (61, 9%), а в денежном эквиваленте составляет 783 466 рублей, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что, применительно к обстоятельствам настоящего дела, имеющееся расхождение является существенным, выходит за пределы диапазона допустимых отклонений и свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при её применении к конкретному объекту недвижимости, приводящей к нарушению конституционных прав административного истца.
Такое отличие кадастровой стоимости от рыночной стоимости объекта недвижимости уже само по себе лишает обязательств, определяемых кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований, и не требует представления в материалы дела дополнительных доказательств отступления от правил кадастровой оценки объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, принимая во внимание вышеназванную доказанную разницу между признанной судом экономически обоснованной рыночной стоимостью объекта недвижимости и его кадастровой стоимостью, является правильным вывод суда о том, что понесенные административным истцом судебные расходы подлежат взысканию с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан как с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2019 года.
Не могут быть приняты во внимание доводы частной жалобы об отсутствии сведений о наличии нарушений методологии проведения массовой оценки при проведении государственной кадастровой оценки; обратившись в суд с настоящим административным иском, административный истец реализовал свое право на приведение кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствие с рыночной стоимостью, которое не является способом защиты его нарушенного права, поскольку данные доводы не имеют правового значения и не учитывают подлежащих применению к спорным правоотношениям положений административного процессуального закона во взаимосвязи с приведенными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, притом, что выбор способа защиты прав, свобод и законных интересов является прерогативой самого административного истца.
Из разъяснений, данных в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1, следует, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Анализируя состав и размер заявленных к взысканию судебных расходов, суд апелляционной инстанции находит верными выводы суда о том, что они были необходимы для реализации права административного истца на обращение в суд и для правильного разрешения дела, а также что факт их несения надлежащим образом документально подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.
Так, полагая кадастровую стоимость завышенной, административный истец обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.
При подаче вышеуказанного административного искового заявления административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 17 июня 2022 года.
Поскольку административное исковое заявление удовлетворено, решение суда вступило в законную силу, с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу административного истца обоснованно взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 246 КАС РФ административным истцом при обращении в суд представлен отчёт N 129-126/22 от 31 мая 2022 года, выполненный оценщиком ЧПО ФИО3 на основании договора N 126 от 31 мая 2022 года, стоимость которого составила 10 000 рублей, факт несения данных расходов подтверждается квитанцией N488030 от 02 июня 2022 года.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 1 в случаях, когда законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на подготовку отчёта об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом) признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек (статьи 106, 129 КАС РФ).
В данном случае административный истец не мог обратиться в суд без представления отчёта об оценке, в связи с чем, расходы по подготовке отчета об оценке являются необходимыми судебными расходами и подлежат взысканию с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу административного истца в размере 10 000 рублей.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции, с целью определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 июля 2022 года по делу назначена экспертиза по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, проведение которой поручено эксперту АНО "Независимое Экспертное Бюро".
Расходы по оплате судебной экспертизы определением суда, возложены на административного истца в размере 15 000 рублей.
Согласно платёжному поручению N43 от 25 июля 2022 года, административным истцом на счет суда перечислены денежные средства в размере 15 000 рублей.
Внесенные административным истцом денежные средства в размере 15 000 рублей, согласно определениям Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 ноября 2022 года, перечислены со счёта Верховного Суда Республики Башкортостан на счёт экспертной организации.
Поскольку необходимость проведения судебной экспертизы по делу установлена определением суда первой инстанции, а также то обстоятельство, что суд пришел к выводу об удовлетворении административного иска и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере, определенном в данном заключении, данные расходы подлежат взысканию с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу административного истца.
Оснований считать завышенной стоимость услуг по проведению судебной экспертизы, которая подтверждена материалами дела и является разумной, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы частной жалобы о том, что отчёт об оценке, который представлен административным истцом, не был принят судом в качестве доказательства, отвечающего требованиям допустимости и относимости, в связи с чем, расходы по оплате судебной экспертизы и отчёта об оценке должны быть возложены на административного истца, так как данные расходы возникли по его инициативе, судебной коллегией отклоняются, поскольку решение суда не содержит выводов о том, что отчёт об оценке не отвечает требованиям относимости и допустимости.
Кроме того, административным истцом, в рамках рассмотрения дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, понесены расходы на оплату услуг представителя в размере 23 000 рублей, что договором на оказание юридических услуг N 32 от 01 июня 2022 года, факт несения данных расходов подтверждается актом выполненных работ от 13 декабря 2022 года, расходным кассовым ордером N12 от 13 декабря 2022 года.
Принимая во внимание положения пунктов 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской N 1, а также объём оказанных юридических услуг, степень сложности дела, объём материалов дела, время, необходимое на подготовку процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства дела, является правомерным вывод суда первой инстанции о взыскании в пользу административного истца понесенных им судебных расходов по оплате услуг представителя, которые надлежащим образом подтверждены материалами дела, в размере 10 000 рублей, то есть в сумме, которая применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела отвечает критериям разумности и соразмерности, не нарушает необходимый баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Доводы частной жалобы о завышенной сумме оплаты услуг представителя, суд апелляционной инстанции полагает необоснованными, так как суд, частично удовлетворяя заявление и определяя размер взыскиваемых судебных расходов на представителя, правильно руководствовался разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1.
Также судом апелляционной инстанции отклоняются доводы частной жалобы о порядке финансирования, так как они не свидетельствует о незаконности оспариваемого определения суда, поскольку административный ответчик законом не освобожден от возмещения расходов, понесенных административным истцом при восстановлении своего нарушенного права в суде.
Иные доводы частной жалобы по существу сводятся к несогласию с определением суда, не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого определения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены определения суда.
Обжалуемое определение суд апелляционной инстанции находит законным, обоснованным, вынесенным с соблюдение норм процессуального права. Оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены или изменения обжалуемого определения не имеется.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 января 2023 года оставить без изменения, частную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья Е.В. Рогожина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.