Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Корпачевой Е.С, Щербаковой Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вечтомовой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-17/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Курсксахарпром" об оспаривании решения областного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Курсксахарпром" на решение Курского областного суда от 31 октября 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Корпачевой Е.С, пояснения по доводам апелляционной жалобы представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Курсксахарпром" по доверенности - Макеевой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Курсксахарпром" (далее также - административный истец, ООО "Курсксахарпром"), являясь собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для эксплуатации объектов промышленности) с кадастровым номером N, площадью 243 714 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", обратилось в Курский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения областного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" (далее также - ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области") N ОРС- N от 7 октября 2021 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, а также просило установить кадастровую стоимость указанного земельного участка по состоянию на 25 марта 2021 года в размере 26 175 000 рублей на основании отчета об оценке N N от 9 августа 2021 года, выполненного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Эстим-Такс" (далее также - ООО "Эстим-Такс").
Свои требования мотивировало тем, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости (завышена), что нарушает права административного истца как плательщика земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Указывало, что решением ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" незаконно отказано в установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, поскольку изложенные в решении доводы о несоответствии представленного отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки являются необоснованными.
Решением Курского областного суда от 31 октября 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
Постановлено в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным решения ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" N ОРС- N от 7 октября 2021 года - отказать.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 25 марта 2021 года в размере 34 022 474 рублей, на период с 1 января 2021 года и до 31 декабря 2021 года включительно.
Не согласившись с постановленным по делу судебным решением, ООО "Курсксахарпром" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт, как незаконный и необоснованный, ссылаясь на неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела; ненадлежащую правовую оценку, имеющихся в деле доказательств; неправильное применение норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Указывает, что экспертное заключение, положенное в основу оспариваемого решения, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Кроме того, установленный судом первой инстанции период действия оспоренной кадастровой стоимости с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года нарушает права административного истца на перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога за период превышающий период, установленный судом.
Возражения относительно доводов апелляционной жалобы в суд не представлены.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административных ответчиков ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области", администрации Курской области; заинтересованных лиц ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области, Администрации муниципального образования "поселок имени К. Либкнехта" Курчатовского района Курской области, о месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
На основании статьи 150, части 4 статьи 247, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривания решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее также - Федеральный закон N 269-ФЗ) в Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее также - Федеральный закон N 237-ФЗ) введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее также - Решение).
В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае отсутствия Решения - с 1 января 2023 года), в субъекте Российской Федерации:
1) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;
2) не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ;
3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 135-ФЗ) не осуществляется.
Таким образом, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной до 1 января 2017 года по правилам Федерального закона N 135-ФЗ, осуществляется в соответствии с этим законом; оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по правилам Федерального закона N 237-ФЗ до окончания переходного периода (до 1 января 2023 года либо до даты принятия Решения), осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ.
Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 года или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Постановлением администрации Курской области от 25 ноября 2020 года N 1186-па "О переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Следовательно, с указанной даты на территории Курской области подлежат применению положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, согласно пункту 15 которой решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для эксплуатации объектов промышленности) с кадастровым номером N, площадью 243 714 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", "адрес", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости установлена постановлением администрации Курской области от 2 декабря 2016 года N 904-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Курской области" по состоянию на 1 января 2016 года в размере 38 255 786 рублей 58 копеек.
В силу положений главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец в отношении спорного объекта недвижимости является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, что дает ему право на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов ее определения.
Исполняя требования статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, административный истец подготовил отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости N N от 9 августа 2021 года, выполненный оценщиком ООО "Эстим-Такс", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 25 марта 2021 года составляет 26 175 000 рублей.
Поскольку обращение административного истца в ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" последовало 8 сентября 2021 года, то в рассматриваемом случае, определение рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 25 марта 2021 года является законным и обоснованным.
Отказывая в установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости на основании отчета об оценке рыночной стоимости, ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" в своем решении N ОРС- N от 7 октября 2021 года указало на допущенные нарушения требований пункта 5, подпункта "б" пункта 11, подпункта "б" пункта 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 611; пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015 года N 299, а также раздела III Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков от 6 марта 2002 года N 568-р.
Проверяя законность принятого административным ответчиком решения, суд первой инстанции, проанализировав положения распоряжения администрации Курской области от 13 декабря 2016 года N 442-ра "О создании областного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Курской области", пункта 4.2 Устава ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области", приказа комитета по управлению имуществом Курской области от 19 июля 2019 года N 07.01-26/116, а также пункта 5.1 части 1 статьи 7 Федерального закона N 237-ФЗ, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение принято компетентным органом, поскольку одним из основных видов деятельности ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" является рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятие решений по ним в порядке статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Судебная коллегия также отмечает, что решение принято в срок, установленный пунктом 10 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, содержит необходимые реквизиты и подписано уполномоченным лицом. В данной части решение бюджетного учреждения не оспаривается.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 20 и 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд первой инстанции, исследовав отчет об оценке, в связи с возникшими сомнениями относительно принятия данного отчета в качестве допустимого доказательства, ходатайством административного истца о назначении судебной экспертизы, в соответствии со статьей 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определением от 3 февраля 2022 года назначил проведение судебной землеустроительной экспертизы.
Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы N N от 12 мая 2022 года, составленной экспертом федерального бюджетного учреждения "Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" ФИО5, отчет об оценке, представленный административным истцом, признан соответствующим требованиям действующего законодательства в области оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки; не выявлены нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости.
Оценив заключение судебной землеустроительной экспертизы в соответствии с требованиями статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положений Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", в связи с замечаниями ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" относительно имеющихся в экспертном заключении нарушений, ходатайством о назначении повторной судебной землеустроительной экспертизы, руководствуясь положениями статей 77, 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Курский областной суд определением от 30 июня 2022 года назначил по административному делу повторную судебную землеустроительную экспертизу.
По результатам повторной судебной землеустроительной экспертизы, выполненной экспертом федерального бюджетного учреждения "Курская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" ФИО6, представлено заключение N от 27 сентября 2022 года, в котором указано на допущенные оценщиком нарушения Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 25 марта 2021 года составляет 34 022 474 рублей.
Разрешая административное исковое заявление, суд первой инстанции в основу решения об удовлетворении административного иска положил заключение повторной судебной землеустроительной экспертизы, которому в постановленном решении дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с иными собранными по административному делу доказательствами и установленными обстоятельствами, и пришел к обоснованному выводу, что содержание оспариваемого решения в полной мере соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N не могла быть установлена в размере рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке N N от 9 августа 2021 года, в связи с чем отказал в удовлетворении требований административного истца о признании решения ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" N ОРС- N от 7 октября 2021 года незаконным и установилкадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в заключении повторной судебной землеустроительной экспертизы.
Судебная коллегия согласна с судом первой инстанции, что повторное заключение эксперта выполнено в соответствии с требованиями законодательства об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки, соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральных стандартов оценки. Оснований не доверять заключению эксперта не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, о чем есть соответствующая расписка. Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования и на основании этого исследования даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены достаточные и аргументированные выводы о размере рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Каких-либо данных, указывающих на то, что избранная экспертами методология оценки привела к неправильному определению (завышению) рыночной стоимости объекта недвижимости в административном деле не имеется. Заключение содержит подробное описание проведенного исследования; произведена оценка объекта с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по основным ценообразующим параметрам; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом сравнительного подхода, позволяют объективно определить рыночную стоимость земельного участка по состоянию на дату оценки; заключение эксперта содержит ссылки на источники используемой информации. Полученные результаты не допускают их неоднозначное толкование, приведенные в заключении ответы соответствуют поставленным вопросам и носят исчерпывающий характер, в связи с чем оснований для признания подготовленного заключения недопустимым доказательством не имеется.
Кроме того, экспертом даны подробные и мотивированные ответы на замечания, представленные административным истцом, а также по возникшим в ходе судебного разбирательства вопросам.
Доводы апелляционной жалобы о наличии в экспертном заключении нарушений, повлиявших на неправильное определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения имели место, повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Доводы о том, что установленный судом первой инстанции период действия оспоренной кадастровой стоимости с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года нарушает права административного истца, судебная коллегия отклоняет как основанные на неверном толковании приведенных норм законодательства.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Учитывая, что административный истец обратился в ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости 8 сентября 2021 года, судебная коллегия соглашается с определенным судом первой инстанции периодом действия оспоренной кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Курского областного суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курского областного суда от 31 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Курсксахарпром" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.