Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" на решение Онежского городского суда Архангельской области от 19 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 24 августа 2022 года по административному делу N 2а-223/2022 по административному исковому заявлению Онежской межрайонной прокуратуры, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" и возложении обязанности образовать земельные участки.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения прокурора Леонтьева С.А, возражавшего против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Онежский межрайонный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" по не осуществлению образования земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям с учетом требований пункта 7 статьи 2.3 Закона Архангельской области от 7 октября 2003 года N 192-24-03 "О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан" в количестве, соответствующем потребности состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на основании подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, не реализовавших право на получение земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В обоснование административного иска указано на результаты прокурорской проверки, в ходе которой установлено отсутствие необходимого количества сформированных земельных участков, отвечающих требованиям обеспеченности транспортной и инженерной инфраструктурой, в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства. Учет многодетных семей, желающих приобрести земельные участки, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Архангельской области в форме ведения реестра многодетных семей. В настоящее время в перечень сформированных земельных участков для предоставления многодетным семьям входит 13 участков, что недостаточно для обеспечения жилищных прав 514 семей, состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельный участок и не воспользовавшихся своим правом. Отсутствие достаточного количества образованных земельных участков для предоставления многодетным семьям не позволяет последним в течение длительного периода времени реализовать право на получение земли для строительства жилья, не способствует достижению социально-благоприятных целей, о чем свидетельствуют поступающие в органы прокуратуры обращения граждан.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и земельным отношениям" администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район".
Решением Онежского городского суда Архангельской области от 19 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 24 августа 2022 года, административный иск удовлетворен.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Подпункт 6 статьи 39.5 и пункт 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляют право однократного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Архангельской области указанное право реализуется гражданами на основании закона Архангельской области от 7 октября 2003 года N 192-24-03 "О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан".
В целях учета граждан, имеющих право на указанную меру социальной поддержки, в силу пункта 4 статьи 2.3 названного областного закона органами местного самоуправления муниципальных районов ведутся реестры многодетных семей.
Предоставление земельных участков указанной категории граждан осуществляется в соответствии с земельным законодательством на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (пункт 6 статьи 2.3 закона Архангельской области от 7 октября 2003 года N 192-24-03 "О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан").
Пункты 7 и 8 статьи 2.3 закона Архангельской области от 7 октября 2003 года N 192-24-03 "О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан" предусматривают, что органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области осуществляют образование - земельных участков Е соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией.
Проведение работ по образованию земельного участка осуществляется за счет средств областного бюджета и (или) бюджетов органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Как следует из представленных суду материалов, по состоянию на 22 февраля 2022 года в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельный участок на территории муниципального образования "Онежский муниципальный район", состоит 514 многодетных семей.
В перечень сформированных земельных участков для предоставления многодетным семьям входит 13 участков в МО "Онежское", чего явно недостаточно с учетом 514 семей, состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельный участок и не воспользовавшихся своим правом.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что уполномоченным органом местного не принимаются исчерпывающие и эффективные меры, направленные на реализацию права многодетных семей на улучшение жилищных условий, в связи с чем усмотрел основания для вывода о его неправомерном бездействии.
С таким выводом согласилась судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда по доводам, изложенным в решении суда.
Как правильно указал суд первой инстанции, согласно разъяснениям в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Земельный кодекс Российской Федерации предписывает исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления предпринимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в жилищном строительстве.
Для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-0 сформулировал правовую позицию, согласно которой в случае, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, именно на органах публичной власти лежит обязанность по обустройству соответствующих территорий.
Конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной, в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти, что предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (постановления от 11 ноября 2003 года N 16-П, от 15 мая 2006 года N 5-П, от 18 мая 2011 года N 9-П, от 5 июля 2017 года N 18-П и др.).
Из материалов дела следует, что в 2020 году о желании реализовать право на получение земельного участка заявила 63 многодетная семья, в 2021 году 37 многодетных семей, в представленном реестре состоит 514 многодетных семей, в том числе, обратившихся с соответствующими заявлениями в 2012 году, то есть ожидающих предоставления земельного участка более 9 лет, что фактически нивелирует цели и задачи указанной меры социальной поддержки данной категории граждан, направленной на обеспечение надлежащих, комфортных жилищных условий семьям, имеющих трех и более детей, именно в период их воспитания и взросления, стимулирование деторождения, и, в конечном счете, улучшение демографической ситуации в целом.
Вопреки доводам жалобы, образование земельных участков в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией, в том числе в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с учетом положений частей 6, 7 статьи 2.3 закона Архангельской области от 7 октября 2003 года N 192-24-03 "О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан", части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 21 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесено к компетенции органа местного самоуправления муниципального района.
Не оспаривая необходимость реализации полномочий, возложенных на органы местного самоуправления муниципального района приведенными положениями земельного законодательства, как и объективное наличие земель, в границах которых могут быть сформированы земельные участки в целях реализации данной меры социальной поддержки граждан, административные ответчики ссылаются на ограниченные финансовые возможности местного бюджета, неоказание финансовой помощи за счет средств бюджета Архангельской области. Так, количество фактически формируемых земельных участков для этих целей, исходя из финансовых возможностей местного бюджета, составило в 2019 году 6 участка, за период 2020 - истекший период 2022 года земельные участки не предоставлялись.
Ссылка на недостаточность выделяемого на указанные цели финансирования является несостоятельной, поскольку реализация права граждан на гарантированные законом меры социальной поддержки, некоторые из которых ожидают предоставление таких мер более 8 лет, не должна зависеть исключительно от наличия средств в бюджете соответствующего муниципального образования.
Кроме того, как следует из материалов дела, администрация не обращалась с заявлениями о выделении денежных средств на формирование земельных участков для предоставления многодетным семьям.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Онежского городского суда Архангельской области от 19 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 24 августа 2022 года по административному исковому заявлению Онежской межрайонной прокуратуры, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" и возложении обязанности образовать земельные участки, оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" - без удовлетворения.
Решение Онежского городского суда Архангельской области от 19 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 24 августа 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 апреля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.