г. Нижний Новгород 28 марта 2023 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Мироновой Н.В, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Алексеевой "данные изъяты", Алексеевна "данные изъяты" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости по частной жалобе Публично-правовой компании "Роскадастр" на определение Самарского областного суда от 13 января 2023 года о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Алексеева И.В, Алексеев О.Н. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
Решением Самарского областного суда от 27 сентября 2022 года, вступившим в законную силу 27 октября 2022 года административное исковое заявление Алексеевой "данные изъяты", Алексеевна "данные изъяты" удовлетворено, установлена кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 1876, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 24 января 2014 года в размере 17 226 000 рублей.
1 декабря 2022 года (согласно штампу на конверте) Алексеева И.В, Алексеев О.Н. обратились в Самарский областной суд с заявлением о взыскании судебных расходов, связанных с рассмотрением дела, в котором просили взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 рублей, юридические услуги по составлению искового заявления в размере 7 000 рублей, государственной пошлины в размере 600 рублей, расходы на оплату услуг оценщика в размере 20 000 рублей, расходы на получение выписки из ЕГРН в размере 390 рублей.
Определением Самарского областного суда от 13 января 2023 года заявление Алексеевой И.В, Алексеева О.Н. удовлетворено частично, с публично-правовой компании "Роскадастр" (далее - ППК "Роскадастр") в пользу Алексеевой "данные изъяты", Алексеевна "данные изъяты" взысканы в равных долях расходы за проведение оценки в размере 20 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
С публично-правовой компании "Роскадастр" в пользу Алексеевой "данные изъяты" взысканы расходы за оказание юридических услуг в размере 6 000 рублей, расходы на оплату услуг по получению выписки из ЕГРН в размере 390 рублей.
В частной жалобе ППК "Роскадастр" просит определение Самарского областного суда от 13 января 2023 года отменить как вынесенное с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и вынести новый судебный акт о взыскании судебных расходов с Правительства Самарской области.
В обоснование частной жалобы указано на то, что в данном случае судебные расходы подлежали взысканию с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости на территории Самарской области - с Правительства Самарской области, что ФГБУ "ФКП Росреестра" и его филиалы не наделены полномочиями по утверждению результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и не могут нести судебные расходы по спорам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанные в Приложении N 2 к постановлению Правительства Самарской области от 14.03.2012 N 118 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области", которые ФГБУ "ФКП Росреестра" применяет при расчете кадастровой стоимости объектов недвижимости утверждаются Правительством Самарской области.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 сентября 2022 года N П/0358 "О реорганизации федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных", части 3 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2021 года N 448-ФЗ "О Публично-правовой компании "Роскадастр", определением Самарского областного суда от 13 января 2023 года произведена замена федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" его правопреемником публично-правовой компанией "Роскадастр".
Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Статьей 106 КАС РФ определено, что к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей, а также другие признанные судом необходимыми расходы.
Положениями статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ.
На основании статьи 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно разъяснениям, содержащихся в пунктах 11, 12, 13, 21, 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1) разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 3, 45 КАС РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (статья 112 КАС РФ). Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
Положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статья 111 КАС РФ) не подлежат применению при разрешении: требования, подлежащего рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, за исключением требований о взыскании обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 111 КАС РФ).
После принятия итогового судебного акта по делу лицо, участвующее в деле, вправе обратиться в суд с заявлением по вопросу о судебных издержках, понесенных в связи с рассмотрением дела, о возмещении которых не было заявлено при его рассмотрении. Такой вопрос разрешается судом в судебном заседании по правилам, предусмотренным статьей 154 КАС РФ. По результатам его разрешения выносится определение. При рассмотрении заявления по вопросу о судебных издержках суд разрешает также вопросы о распределении судебных издержек, связанных с рассмотрением данного заявления. С учетом этого заявление о возмещении судебных издержек, понесенных в связи с рассмотрением заявления по вопросу о судебных издержках, поданное после вынесения определения по вопросу о судебных издержках, не подлежит принятию к производству и рассмотрению судом.
Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу. При этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Известные судебной практике возможности взыскания с соответствующего органа судебных расходов в случае недостоверности предоставленных им сведений об объекте оценки не покрывают все варианты затрагивающих права граждан и организаций ошибок в кадастровой деятельности, которые могут возникать, в частности, при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Проанализировав приведенные положения КАС РФ и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, а также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, содержащуюся в Постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, оценив представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие факт несения административным истцом судебных расходов, суд первой инстанции верно исходил из того, что заявление Алексеевой И.В. и Алексеева О.Н. о взыскании в их пользу судебных расходов по настоящему делу является обоснованным и подлежит частичному удовлетворению.
С таким выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на законе.
Материалами дела подтверждается, что Алексеева И.В. и Алексеев О.Н. в период с 16 июня 2021 года по 30 ноября 2021 года являлись собственниками нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 1876, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которого определена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области на основании удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 N 118 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области" по состоянию на 24 января 2014 года в размере 76 870 184, 49 рублей.
Не согласившись с такими результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, Алексеева И.В. и Алексеев О.Н. обратились в Самарский областной суд с требованиями об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
Решением Самарского областного суда от 27 сентября 2022 года, вступившим в законную силу 27 октября 2022 года, административное исковое заявление Алексеевой "данные изъяты", Алексеевна "данные изъяты" удовлетворено, установлена кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 1876, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 24 января 2014 года в размере 17 226 000 рублей.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 3 июля 2014 года N 1555-О указал на то, что нарушение прав лица суд может установить как при доказанном отступлении от правил кадастровой оценки объекта недвижимости, так и при таком отличии кадастровой стоимости от рыночной стоимости объекта недвижимости, которое, например, при доказанной кратной между ними разнице лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований.
Принимая во внимание разницу между признанной судом экономически обоснованной рыночной стоимостью спорного объекта недвижимости и его кадастровой стоимостью в 4, 5 раза (77, 6%), что в абсолютном выражении составляет 59 644 184, 49 рубля, судом первой инстанции был сделан вывод о том, что применительно к обстоятельствам настоящего дела имеющееся расхождение между кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью является существенным, выходит за пределы диапазона допустимых отклонений и свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, приводящей к нарушению конституционных прав административного истца.
Такое отличие кадастровой стоимости от рыночной стоимости объекта недвижимости уже само по себе лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований и не требует представления в материалы дела дополнительных доказательств отступления от правил кадастровой оценки объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, принимая во внимание вышеназванную доказанную разницу между признанной судом экономически обоснованной рыночной стоимостью объекта недвижимости и его кадастровой стоимостью, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что судебные расходы, связанные с оспариванием результатов определения его кадастровой стоимости, подлежат взысканию с ФГБУ "ФКП Росреестра" как с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, а поскольку правопреемником ФГБУ "ФКП Росреестра" является ППК "Роскадастр", правомерно взыскал расходы с ППК "Роскадастр".
Доводы частной жалобы об обратном не могут повлечь отмену оспариваемого определения в силу следующего.
Как разъяснено в пунктах 7, 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 декабря 2011 года N П/531 ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Из изложенного следует, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных (после даты массовой государственной кадастровой оценки) объектов недвижимости осуществляется ФГБУ "ФКП Росреестра" по правилам статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
Применительно к таким объектам недвижимости именно учреждение является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, и, как следствие, надлежащим административным ответчиком по административным делам об установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной, на которого при наличии на то оснований может быть возложена обязанность возместить понесенные административным истцом судебные расходы.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость объекта недвижимости, в вышеназванном размере была рассчитана филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области.
Следовательно, вопреки доводам частной жалобы является правильным вывод суда первой инстанции о том, что органом, утвердившим результаты определения его кадастровой стоимости, в данном случае является не Правительство Самарской области, а ФГБУ "ФКП Росреестра".
Так, не вызывает сомнения и не оспаривается то обстоятельство, что кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 24 января 2014 года постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 N 118 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области" не утверждалась.
При этом само по себе утверждение данным постановлением средние значения удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области не опровергает того, что кадастровая стоимость объекта недвижимости в вышеназванном размере была утверждена не Правительством Самарской области, а учреждением, применившим соответствующий удельный показатель.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела Правительство Самарской области результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости не утверждало, в связи с чем надлежащим лицом, с которого могут быть взысканы судебные расходы, оно не является.
Учитывая изложенное, не могут быть признаны обоснованными доводы ППК "Роскадастр" о том, что в данном случае судебные расходы подлежали взысканию с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области - с Правительства Самарской области, что ФГБУ "ФКП Росреестра" и его филиалы не наделены полномочиями по утверждению результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и не могут нести судебные расходы по спорам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Данные доводы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, являются формальными и вышеприведенных выводов по существу не опровергают.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о необходимости отнесения судебных расходов, связанных с оспариванием результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, на ППК "Роскадастр" основаны на правильном толковании и применении норм действующего законодательства и подтверждены материалами дела.
Из разъяснений, данных в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", следует, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Определяя состав и размер подлежащих взысканию судебных расходов, суд первой инстанции верно исходил из того, что они были необходимы для реализации прав административного истца на обращение в суд и для правильного разрешения настоящего дела, а факт их несения надлежащим образом подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.
Административными истцами до подачи иска в суд были понесены расходы на уплату государственной пошлины в размере 600 рублей, Алексеевой И.В. оплачено 300 рублей (чек-ордер 13 от 31 мая 2022 года, л.д.6), Алексеевым О.Н. оплачено 300 рублей (чек-ордер 14 от 31 мая 2022 года, л.д.5).
Изучив, понесенные административными истцами судебные расходы по уплате государственной пошлины, суд первой инстанции пришел к верному выводу о их распределении и взыскании в пользу административных истцов в размере 300 рублей, поскольку в рамках настоящего административного дела оспаривалась кадастровая стоимость одного объекта, следовательно на основании пункта 3 части 1 статьи 333.19 НК РФ, подлежала уплате государственная пошлина в размере 300 рублей.
Кроме того, Алексеевой И.В. понесены расходы на получение выписки из Единого государственного реестра недвижимости в размере 390 рублей (квитанция от 17 июня 2022 года на сумму 390 рублей, л.д.132), которые также подлежат взысканию, поскольку пунктом 1 части 2 статьи 246 КАС РФ предусмотрено, что помимо документов, указанных в статье 126 настоящего Кодекса, к административному исковому заявлению прилагаются выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 246 КАС РФ административными истцами при обращении в суд был представлен отчет об оценке N 60-1/22, выполненный ООО "Центр оценки и судебной экспертизы" от 18 июля 2022 года.
Материалами дела подтверждается, что 20 июня 2022 года между Алексеевой И.В. (заказчик), Алексеевым О.Н. (заказчик) и ООО "Центр оценки и судебной экспертизы" (исполнитель) был заключен договор N 60-1/22 на оказание услуг по оценке, согласно предмету которого, исполнитель принял на себя обязательство осуществить услуги по оценке стоимости объекта недвижимости (п.1.1 договора); стоимость услуг по договору составила 20 000 рублей (п.3.1 договора) (л.д.116-122).
Во исполнение договора, Алексеевой И.В. оплачено 10 000 рублей, что подтверждается квитанцией N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10 000 рублей (л.д.123), а также Алексеевым О.Н. оплачено 10 000 рублей, что подтверждается квитанцией N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10 000 рублей (л.д.124).
Принимая во внимание разъяснения, данные в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", учитывая, что у административных истцов отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без представления отчета об оценке, расходы на проведение оценки рыночной стоимости объекта недвижимости в размере 20 000 рублей правомерно отнесены к судебным издержкам и взысканы в равных долях в пользу административных истцов.
Также из материалов дела следует, что 15 апреля 2022 года Алексеева И.В. заключила договор с ООО "Скорая юридическая помощь" на оказание юридических услуг по составлению искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости (п.1.1 договора). Стоимость услуг по договору составила 7 000 рублей (п.2.1 договора) (л.д.104-107).
Во исполнение вышеуказанного договора Алексеевой И.В. оплачена сумма в размере 7 000 рублей, что подтверждается квитанцией на указанную сумму (л.д.107).
15 июня 2022 года Алексеева И.В. заключила договор с ООО "Скорая юридическая помощь" на оказание юридических услуг по сопровождению и предоставлению интересов заказчика в суде первой инстанции (п.1.1 договора). Стоимость услуг по договору составила 25 000 рублей (п.2.1 договора) (л.д.110-113).
Во исполнение данного договора Алексеевой И.В. оплачена сумма в размере 25 000 рублей, что подтверждается квитанцией от 15 июня 2022 года на сумму 15 000 рублей и чек-ордером N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10 000 рублей (л.д.113, 114).
Согласно статье 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей (пункт 4).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 декабря 2004 года N 454-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение расходов по оплате услуг представителя, суд не вправе уменьшать его произвольно.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения дела, представитель административных истцов Савельева Н.С. изучила, подготовила и подала в Самарский областной суд административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости, принимала участие в судебном заседании 13 сентября 2022 года с 10.15 час. до 10.30 час. (л.д.67), 27 сентября 2023 года с 10.50 час до 11.00 час.(л.д.92).
При определении размера судебных издержек по оплате услуг представителя при рассмотрении административного дела в Самарском областном суде, суд первой инстанции учел категорию спора, не представляющую значительной сложности, период рассмотрения дела с 22 августа 2022 года по 27 сентября 2022 года (1 месяц), объем подготовленных представителем процессуальных документов, участие представителя административного истца в двух судебных заседаниях, длящихся 15 минут и 10 минут соответственно, а также положения пунктов 11 и 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
Таким образом, с учетом специфики данной категории дел и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно взыскал с административного ответчика судебные расходы на оплату юридических услуг представителя в размере 6 000 рублей.
При таких обстоятельствах, установив, что названные расходы относятся к судебным издержкам, а также что административными истцами представлены надлежащие доказательства несения указанных расходов, суд пришел к верному выводу, о взыскании с административного ответчика ППК "Роскадастр" в пользу Алексеева О.Н. и Алексеевой И.В. в равных долях расходов за проведение оценки в размере 20 000 рублей, государственной пошлины в размере 300 рублей, а также о взыскании с ППК "Роскадастр" в пользу Алексеевой И.В. расходов на оплату услуг представителя в размере 6 000 рублей, выписки из ЕГРН в размере 390 рублей.
Ссылка в частной жалобе на судебные акты, принятые по другим административным делам, не может служить основанием для отмены определения суда по настоящему делу, поскольку нормы права применяются судом к определенным обстоятельствам, установленным по делу, решения других судов преюдициального значения при разрешении спора по данному делу не имеют, они приняты по иным фактическим обстоятельствам, а судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Другие доводы частной жалобы правовых оснований к отмене определения суда не содержат, основаны на неправильном толковании административным истцом примененных судом норм права.
Обжалуемое определение суд апелляционной инстанции находит законным, обоснованным, вынесенным с соблюдение норм процессуального права. Оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены или изменения обжалуемого определения не имеется.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 311, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение Самарского областного суда от 13 января 2023 года оставить без изменения, частную жалобу Публично-правовой компании "Роскадастр" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Самарский областной суд.
Судья Н.В. Миронова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.