Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Непопалова Г.Г.
Судей Бросовой Н.В, Шайдуллина Р.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Сетевая компания" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 31 октября 2022 года по гражданскому делу N2-295/2022 по иску Абдряшевой Регины Владиславовны к акционерному обществу "Сетевая компания" о признании отстранения от работы незаконным, взыскании неполученного заработка, компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, пояснения представителя ответчика АО "Сетевая компания" по доверенности Бикчуровой А.Р, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Абдряшева Р.В. обратилась с иском к АО "Сетевая компания" о признании отстранения от работы незаконным, взыскании неполученного заработка, компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы, компенсации морального вреда. В обоснование своих требований указала, что работает в АО "Сетевая компания" с 2012 года, с 2019 года занимает должность экономиста 2 категории планово-экономического отдела. 05 августа 2021 года АО "Сетевая компания" был издан приказ NПР.СК по ОД-87 о проведении вакцинации персонала и предоставлен на ознакомление сотрудникам, в том числе и истцу. 10 августа 2021 года истец направила в АО "Сетевая компания" заявление об отказе в предоставлении сведений о наличии у нее ПЦР-теста на новую коронавирусную инфекцию, сертификата прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, справки об антителах к коронавирусу, медотвода и т.д. Приказом АО "Сетевая компания" от 31 августа 2021 года NПР.СК по ЛД-100 в приказ от 05 августа 2021 года NПР.СК по ОД-87 были внесены изменения. С 21 сентября 2021 года истец была отстранена от работы приказом работодателя от 13 сентября 2021 года NПР.СК по ОД-109 без сохранения заработной платы. В обоснование отстранения от работы работодатель сослался на постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан N200 от 03 августа 2021 года, абз. 4 п.2 ст.5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157- ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", абз. 8 ч.2 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации. Истец считает приказ о ее отстранении незаконным. Указывает, что работодатель вправе отстранить от работы лишь тех работников, чья работа связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и в этом качестве поименована в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N825.
При этом выполняемая Истцом работа в должности "экономист" в указанном Перечне отсутствует, следовательно отстранение истца от работы является незаконным. Истец также указывает, что принуждение к вакцинации является недопустимым работодатель не вправе обязывать истца представлять медицинские документы о прохождении профилактических прививок. В приказе об отстранении от работы работодатель ссылается на постановление Главного государственного врача по Республике Татарстан N200 от 03 августа 2021 года, однако, санитарные врачи регионов не вправе обязывать работодателей организовывать вакцинацию сотрудников. Кроме того, санитарные правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COV1D. 19), а также Постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан N200 от 03 августа 2021 года не содержат предписания работодателям об отстранении от работы работников, не прошедших вакцинацию против коронавирусной инфекции. Истец указывает, что доказательствами того, что Абдряшева Р.В. является носителем возбудителей инфекционных заболеваний и может является источником распространения заболеваний, работодатель не располагает. В настоящее время вакцины против новой коронавирусной инфекции проходят клинические исследования, а принуждение к участию в медицинских экспериментах запрещено как международным правом, так и российским законодательством. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просила суд признать незаконным ее отстранение от работы в АО "Сетевая компания" в должности экономиста 2 категории планово-экономического отдела, обязать ответчика допустить истца к работе, взыскать с ответчика в пользу истца неполученный заработок за время отстранения от работы, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Также истец заявила ходатайство о взыскании с ответчика в пользу истца расходов по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей
Решением Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 8 февраля 2022 года, исковые требования Абдряшевой Регины Владиславовны к акционерному обществу "Сетевая компания" о признании отстранения от работы незаконным, взыскании неполученного заработка, компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 31 октября 2022 года решение Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 8 февраля 2022 года отменено и принято новое.
В кассационной жалобе, поданной заявителем АО "Сетевая компания", ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда.
От истца поступили возражения.
Представитель ответчика АО "Сетевая компания" по доверенности Бикчурова А.Р в судебном заседании поддержала доводы кассационной жалобы, просила отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда.
Иные стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика АО "Сетевая компания" по доверенности Бикчуровой А.Р, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, истец работает в АО "Сетевая компания" с 2012 года. С 2019 года истец занимает должность экономиста 2 категории планово-экономического отдела.
В связи с регистрацией заболевания новой коронавирусной инфекцией (экстренное извещение N30845 от 03 августа 2021 года из ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" в АО "Сетевая компания" в целях снижения рисков распространения COVID-19, предотвращения групповых очагов в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03 февраля 2021 года N47н "О внесении изменения в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N125н", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", СП 3.1/1/3.23146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при осуществлении деятельности "передача электроэнергии и технологическое присоединение в распределительным электросетям" Главным государственным санитарным врачом по Республике Татарстан принято постановление от 03 августа 2021 года N200 о проведении профилактических прививок в отношении сотрудников АО "Сетевая компания", включая филиалы, расположенные на территории Республики Татарстан, старше 18 лет, не имевших близкие контакты с заболевшим, не привитых и не имеющих сведений о профилактических прививках против COVID-19, за исключением документально подтвержденных медицинских противопоказаний, в том числе перенесенной COVID-19 в период не более полгода после выздоровления, имевших близкие контакты - по окончанию 14-дневного медицинского наблюдения до 16 сентября 2021 года.
Ответственность за выполнение постановления возложена на АО "Сетевая компания".
05 августа 2021 года генеральным директором АО "Сетевая компания" ФИО5 вынесен приказ NПР.СК по ОД-87, согласно которому в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции и формирования коллективного иммунитета в АО "Сетевая компания" постановлено заместителям генерального директора, помощнику генерального директора, начальникам управлений, руководителям структурных подразделений управления АО "Сетевая компания" обеспечить двукратную вакцинацию подчиненных сотрудников старше 18-ти лет за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания от вакцинации COVID-19 (при наличии документального подтверждения), в том числе перенесенной COVID-19 в период не более полугода после выздоровления (при наличии сертификата переболевшего COVID-19). С 17 сентября 2021 года не допускать к работе (на рабочие места) не прошедших двукратную вакцинацию работников на период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для недопущения к работе. С 17 сентября 2021 года не допускать к работе (на рабочие места) не прошедших двукратную вакцинацию вновь принятых работников и работников при выходе на работу по окончании ежегодного отпуска на период устранения обстоятельств, явившихся основанием для недопущения к работе. В случае отсутствия документального подтверждения прохождения работниками двукратной вакцинации 17 сентября 2021 года издать приказ об отстранении работников, не прошедших вакцинацию, от работы без сохранения заработной платы (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
31 августа 2021 года генеральным директором АО "Сетевая компания" ФИО5 вынесен приказ N N, согласно которому в связи с производственной необходимостью внесены изменения в приказ N N от 31 августа 2021 года. Согласно данному приказу пункты 1.1-1.3, 2.3, изложены в следующей редакции: "1.1 обеспечить вакцинацию подчиненных сотрудников старше 18-ти лет за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания от вакцинации COVID-19 (при наличии документального подтверждения), в т.ч. перенесенной COVID-19 в период не более полугода после выздоровления (при наличии сертификата переболевшего COVID-19). 1.2 с 17 сентября 2021 года не допускать к работе (на рабочие места) не прошедших вакцинацию однокомпонентной вакциной, двукратную вакцинацию двухкомпонентной вакциной, либо 1 этап вакцинации двухкомпонентной вакциной работников на период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для недопущения к работе. 1.3 с 17 сентября 2021 года не допускать к работе (на рабочие места) не прошедших вакцинацию однокомпонентной вакциной, двукратную вакцинацию двухкомпонентной вакциной либо 1 этап вакцинации двухкомпонентной вакциной вновь принятых работников и работников при выходе на работу по окончании ежегодного отпуска на период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для недопущения к работе. 2.3 в случае отсутствия документального подтверждения прохождения работниками вакцинации однокомпонентной вакциной, двукратной вакцинации двухкомпонентной вакциной, либо 1 этапа вакцинации двухкомпонентной вакциной 16 сентября 2021 года издать приказ об отстранении работников, не прошедших вакцинацию, от работы без сохранения заработной платы (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
С данными приказами согласно материалам дела, была ознакомлена Абдряшева Р.В.
20 сентября 2021 года сотрудниками АО "Сетевая компания" был составлен акт об отказе предоставить письменный отказ от вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19, в соответствии с которым Абдряшева Р.В. была ознакомлена с приказом от 05 августа 2021 года N/ N "О проведении вакцинации персонала". Ей было предложено пройти вакцинацию против новой коронавирусной инфекции COVID-19 или представить письменный отказ от нее. Работник устно сообщил об отказе от вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 и об отказе предоставлять письменный отказ от вакцинации.
13 сентября 2021 года генеральным директором АО "Сетевая компания" ФИО5 был подписан приказ на основании абзаца 8 части 1, части 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, абзаца 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан N200 от 03 августа 2021 года о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям и приказа АО "Сетевая компания" от 05 августа 2021 года N "О проведении вакцинации персонала", в соответствии с которым было постановлено отстранить от работы с 17 сентября 2021 года до момента устранения обстоятельств, явившихся основанием для недопущения к работе, либо отмены постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан N200 от 03 августа 2021 года о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям работников Управления АО "Сетевая компания" согласно приложению.
Согласно Приложению к вышеуказанному приказу в списке работников Управления АО "Сетевая компания", отстраняемых от работы значится Абдряшева Р.В. Дата отстранения от работы указана с 21 сентября 2021 (в случае отсутствия факта вакцинации после выхода из очередного отпуска).
С данным приказом была ознакомлена истец.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности АО "Сетевая компания" является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.
Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2).
30 января 2020 года Всемирная организация здравоохранения присвоила эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), уровень международной опасности; объявлена чрезвычайная ситуация международного значения; 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения, оценив ситуацию с распространением коронавируса COVID-19, объявила пандемию (распространение нового заболевания в мировых масштабах).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 длекабря 2004 года N 715 утвержден перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих; начиная с 11 февраля 2020 года, в этот перечень заболеваний включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66).
Суд первой инстанции, основываясь на вышеуказанном постановлении Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан N200 от 03 августа 2021 года о проведении в отношении сотрудников АО "Сетевая компания" вакцинации по эпидемическим показаниям против COVID-19, приказом АО "Сетевая компания" от 05 августа 2021 года, с изменениями в соответствии с приказом от 31 августа 2021 года в рамках мероприятий по нераспространению коронавирусной инфекции среди работников АО "Сетевая компания", которым было постановлено: обеспечить вакцинацию сотрудников старше 18-ти лет за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания от вакцинации COVID-19 (при наличии документального подтверждения) и с 17 сентября 2021 года не допускать к работе не прошедших вакцинацию однокомпонентной вакциной, двукратной вакцинации двухкомпонентной вакциной, либо 1 этапа вакцинации двухкомпонентной вакциной в том числе работников при выходе на работу по окончании ежегодного отпуска на период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для недопущения к работе, пришел к выводу, что вышеуказанными приказами, на работника Абдряшеву Р.В, работающую в АО "Сетевая компания", основным видом деятельности которого является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, была возложена обязательная иммунизация против коронавирусной инфекции (COVID-19).
Между тем, 10 августа 2021 года истец направила в адрес ответчика заявление об отказе в предоставлении сведений о наличии ПЦР - теста на новую коронавирусную инфекцию, сертификата прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, справки об антителах к корнавирусу, медотвода и т.д, в котором также указала, что выполняемая истцом работа к перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 года N25 не относится.
В связи с отсутствием прививки и отказом от нее, непредставлением медицинских документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний к вакцинации, приказом АО "Сетевая компания" истец была отстранена от работы без сохранения заработной платы с 21 сентября 2021 года.
Суд первой инстанции, проанализировав материалы дела, учитывая, что основным видом деятельности АО "Сетевая компания", где работает истец, является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, принимая во внимание постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан о проведении среди сотрудников АО "Сетевая компания" вакцинации против COVID-19, пришел к выводу, что истец подпадает под категорию граждан, указанных в календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утв. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 125н, действовавшим на момент отстранения истца от работы, а также указанных в постановлении Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 03 августа 2021 года N 200. Основаниями для прохождения Абдряшевой Р.В. вакцинации против новой коронавирусной инфекции, как работника АО "Сетевая компания" послужило постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 03 августа 2021 года N 200.
Трудовая деятельность истца в АО "Сетевая компания" входит в сферу деятельности, обозначенной Главным государственным санитарным врачом по Республике Татарстан, в связи с чем, несет риск распространения новой коронавирусной инфекции. Во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан, истец была уведомлена о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции с указанием срока, разъяснения отказа от прохождения вакцинации по медицинским противопоказаниям, последствий в случае отказа от вакцинации.
Свой отказ от прохождения вакцинации Абдряшева Р.В. обосновывала, в том числе тем, что отказ от прохождения вакцинации является ее правом, а также отсутствием сведений о безопасности вакцины.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований истцу, суд первой инстанции исходил из того, что Абдряшевой Р.В. не было представлено объективных доказательств, свидетельствующих об опасности для ее здоровья прививки против новой коронавирусной инфекции, а также не было представлено медицинских документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний для прохождения вакцинации.
Перед отстранением от работы истец не была лишена возможности пройти полное медицинское обследование, в том числе для выявления заболеваний и противопоказаний, влекущих отсутствие оснований для вакцинирования и представить сведения работодателю.
Необходимость вакцинации коллектива работников АО "Сетевая компания" была обусловлена именно снижением риска распространения заболевания среди коллектива и потребителей, контактирующих с работниками общества, в связи с чем носила обоснованный характер.
При этом оспариваемым приказом работодателя истец не была лишена возможности прохождения вакцинации по выбору одной из вакцин, сертифицированной на территории Российской Федерации, однако таким правом не воспользовалась.
С учетом предусмотренной законом возможности получения отвода по медицинским показаниям, а также полного отказа от вакцинации в связи с принципом добровольности медицинского вмешательства, истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым приказом трудовых прав и охраняемых законом интересов, в том числе, свидетельствующих о наличии препятствий для отказа от вакцинации.
С этими выводами не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что постановлении главного государственного санитарного врача (заместителя) о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям от 3 августа 2021 года N 200 не содержит указания на отстранение работников от работы до момента устранения обстоятельств, явившихся основанием для недопущения к работе без сохранения заработной платы.
Занимаемая истцом должность экономиста второй категории управления по экономике, планово-экономического отдела не поименована в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 годаN 825.
Кроме того, сославшись на положение части 1 статьи 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации указал, что в рассматриваемом случае каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность осуществления истцом своих трудовых функций дистанционно, ответчиком представлено не было, в то время как Абдряшевой Р.В. указывается на возможность работы в указанном порядке.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что отстранение истца от работы произведено ответчиком без достаточных оснований. В этой связи постановленное судом решение об отказе в удовлетворения исковых требований Абдряшевой Р.В. к АО "Сетевая компания" о признании приказа об отстранении от работы незаконным, и, как следствие, взыскании неполученного заработка, компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы и компенсации морального вреда, отменено в указанной части и принято новое - о признании приказа АО "Сетевая компания" от 13 сентября 2021 года N об отстранении Абдряшевой Р.В. от работы незаконным. Так же судом апелляционной инстанции взыскан не полученный заработок за период незаконного отстранения от работы в сумме 112 084 рубля 56 копеек, компенсация за задержку выплат в размере 857 рублей 45 копеек, компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей. В удовлетворении исковых требований в остальной части иска отказано.
Судебная коллегия кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
На основании ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с абз. 2, 4 ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ граждане обязаны: - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; - не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, и разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, возложена также на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (абз. 2, 3).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона (п. 3).
Согласно ст. 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абз. 4 п. 2 ст. 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абз. 5 подп. 6 п. 2 ст. 51).
Согласно п. 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65 (действовали до 1 сентября 2021 года), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в п. 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 (действуют с 1 сентября 2021 года).
Согласно п. 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2, в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, отнесен ко II группе патогенности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715, дополнен п. 16: код заболеваний по МКБ-10 - В 34.2, наименование заболевания - коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
На основании абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Минтруд России письмом от 4 марта 2021 года N 14-2/10/В-2314 разъяснил, что вакцинация проводится добровольно. Исключением является выполнение работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Отсутствие прививки в этом случае влечет отказ в приеме на работу или отстранение от ее выполнения. Остальные работники вправе отказаться от плановой вакцинации (в соответствии с национальным календарем профилактических прививок). При наличии письменного отказа работодатель не вправе отстранить работника от работы или принудить его к вакцинации.
Между тем, если Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем вынесено постановление о проведении профилактических прививок, граждане имеют право отказаться от них, но в таком случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия.
Роструд выразил мнение, что все работники, для которых актами главных санитарных врачей субъектов РФ предусмотрена профилактическая вакцинация от COVID-19, и которые не имеют медицинских противопоказаний для такой прививки, могут быть отстранены от работы без сохранения зарплаты. Ведомство считает, что это относится и к работникам, работающим удаленно (дистанционно).
Суд апелляционной инстанции, приходя к выводу о недоказанности работодателем невозможности перевести на дистанционную работу истца, не указал, на основании чего пришел к выводу, о возможности освобождения работника от прохождения вакцинации, а также не учел вышеуказанные разъяснения.
Выводы суда апелляционной инстанции, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, работа истца к ним не относится сделан без учета вышеперечисленных норм права.
В данном случае решение о проведении профилактической прививки по эпидемическим показаниям в виде мотивированного постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан принято Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих в соответствии с Федеральными законами от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и распространяет свое действие на истца в соответствии со сферой деятельности работодателя и с учетом трудовой функции работника, действовавший в спорный период приказ Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н, которым утвержден календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, приказом Минздрава России от 09 декабря 2020 года N 1307н дополнен позицией о прививке против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 в отношении категории граждан приоритета 2-го уровня, в которую входят работники организации транспорта и энергетики.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 года N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 года N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 1).
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ (п. 2).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 3).
Во исполнение данной нормы закона Приказом Минздрава РФ от 21 марта 2014 года N 125н утвержден Национальный календарь профилактических прививок, определяющий состав профилактических прививок для каждой из категорий граждан.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 1-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям.
В связи с регистрацией заболевания новой коронавирусной инфекцией (экстренное извещение N30845 от 03 августа 2021 года из ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" в АО "Сетевая компания" в целях снижения рисков распространения COVID-19, предотвращения групповых очагов в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03 февраля 2021 года N47н "О внесении изменения в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N125н", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", СП 3.1/1/3.23146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при осуществлении деятельности "передача электроэнергии и технологическое присоединение в распределительным электросетям" Главным государственным санитарным врачом по Республике Татарстан принято постановление от 03 августа 2021 года N200 о проведении профилактических прививок в отношении сотрудников АО "Сетевая компания", включая филиалы, расположенные на территории Республики Татарстан, старше 18 лет, не имевших близкие контакты с заболевшим, не привитых и не имеющих сведений о профилактических прививках против COVID-19, за исключением документально подтвержденных медицинских противопоказаний, в том числе перенесенной COVID-19 в период не более полгода после выздоровления, имевших близкие контакты - по окончанию 14-дневного медицинского наблюдения до 16 сентября 2021 года.
Судом апелляционной инстанции не указано, в связи с чем, исполнение указанного постановления для истца или ответчика являлось не обязательным.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 года N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 года N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Согласно абз. 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаем, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (ч. 3 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 года N 1867-О).
Судом апелляционной инстанции не установлены юридически значимые обстоятельства по делу, не применены нормы права, регулирующие спорные правоотношения.
Суд апелляционной инстанции, сославшись на отсутствие в постановлении главного санитарного врача требований об отстранении работников, не прошедших вакцинацию, не учел выше указанные нормы, что именно работодателем решается вопрос об отстранении работника от работы.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей. Абзацем 8 части первой статьи 76 ТК РФ предусмотрено, что отстранение возможно не только в случаях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одним из таких случаев является нарушение положений Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". В этом законе указано, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
При угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах Российской Федерации могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Это указано в подпункте 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Такие полномочия подтверждаются пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ и приказом Минздрава N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (приложение N 2 "Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям").
Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ Главные государственные санитарные врачи при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Количество работников, которые должны быть привиты для предотвращения дальнейшей угрозы распространения коронавирусной инфекции, устанавливает также главный санитарный врач в субъекте.
При этом, работодатель обязан отстранить от работы работника, выразившего отказ от проведения вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний, в соответствии с абзацем 8 части первой статьи 76 ТК РФ.
В связи с вышеизложенным, апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на правильность разрешения заявленного спора, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, в связи с чем подлежит отмене с направлением гражданского дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить заявленные требования в соответствии с подлежащими применению к спорным правоотношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 31 октября 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Татарстан.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Н.В. Бросова
Р.Р. Шайдуллин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.