Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Войтко С.Н, при секретаре Банниковой В.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1452/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лебяжье-Лес"" к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края об оспаривании в части нормативного правового акта с апелляционной жалобой административного истца общества с ограниченной ответственностью "Лебяжье-Лес" на решение Алтайского краевого суда от 01 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Лебяжье-Лес" Сухановой Л.В, Бруг М.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры российской Федерации Гурлевой О.В, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - Минприроды Алтайского края) от 21 ноября 2018 года N 1816 утвержден лесохозяйственный регламент Лебяжинского лесничества Алтайского края (далее - Лесохозяйственный регламент). Данный приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 22 ноября 2018 года.
Приказом Минприроды Алтайского края от 21 июля 2020 года N 839 в приказ от 21 ноября 2018 года N 1816 внесены изменения, на официальном интернет-портале правовой информации он опубликован 22 июля 2020 года.
22 мая 2022 года Минприроды Алтайского края принят приказ N 549 "О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 21 ноября 2018 года N 1816", в соответствии с которым Лесохозяйственный регламент изложен в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу. Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 27 мая 2022 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Лебяжье-Лес" (далее - ООО "Лебяжье-Лес", Общество) обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просило признать недействующим Лесохозяйственный регламент (в редакции приказа от 26 мая 2022 года N 549) в части столбца 9 "рубка единичных деревьев" и столбца 10 "итого" Таблицы 8 "Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесина) в средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лестных насаждений при уходе за лесами" Раздела 1 "Нормативы, параметры и сроки использования лесов для заготовки древесины" Главы II "Нормативы, параметры и сроки использования лесов, требования по охране, защите и воспроизводству лесов", со дня вступления в законную силу приказа от 26 мая 2022 года N 549.
В обоснование заявленных требований указано, что Общество осуществляет использование лесных участков для заготовки древесины на территории Лебяжинского лесничества Алтайского края на основании договора аренды от 22 ноября 2008 года N П- 16/1. Оспариваемый нормативный правовой акт не содержит цифровых значений для рубок единичных деревьев как по площади, так и по объему. Таким образом, расчетная лесосека по рубкам ухода за лесом установлена без учета рубок единичных деревьев. В данной части Лесохозяйственный регламент противоречит положениям статей 2, 23.1, 27, 29, 61, 64, 83, 87 Лесного кодекса Российской Федерации; пунктам 7 и 11 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка и разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденных приказом Минприроды России от 27 февраля 2017 года N 72; пунктам 3, 4, 7, 2.1 Порядка исчисления расчетной лесосеки, утвержденного приказом Рослесхоза от 27 мая 2011 года; пунктам 10 и 23 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприроды России от 30 июля 2020 года N 534, пунктам 70 и 89 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года N 122. Оспариваемым нормативным правовым актом введены неправомерные ограничения на проведение рубок единичных деревьев, что выходит за рамки полномочий, предоставленных административному ответчику статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации. Наличие в Лесохозяйственном регламенте вышеуказанных ограничений влечет снижение объема заготовки древесины, предусмотренного договором аренды, и убытки в виде арендной платы, вносимой независимо от фактического использования лесного участка.
Решением Алтайского краевого суда от 01 декабря 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Лебяжье-Лес"" просит постановленный судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что запретов на проведение рубок единичных деревьев ни Лесным кодексом Российской Федерации, ни иным федеральным законом не предусмотрено. Исключая из расчетной лесосеки рубки единичных деревьев административный ответчик превысил свою компетенцию, установив путем собственного правового регулирования запрет на проведение данных рубок.
Также апеллянт полагает вывод суда о том, что отсутствие в столбце 9 "рубка единичных деревьев" Таблицы 8 "Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесина) в средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лестных насаждений при уходе за лесами" цифровых значений для рубки единичных деревьев не противоречит лесному законодательству и нормативным правовым актам, регулирующим лесные отношения, основан на неправильном анализе и оценке действующего федерального законодательства.
Судом не дана оценка доводам административного истца, что порядок назначения рубок единичных деревьев регулируется также Лесоустроительной инструкцией, которая является главным документом, регулирующим назначение всех рубок и которым руководствуется лесоустроительная организация при проведении лесоустройства.
Вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие в столбце 9 Таблицы 8 Регламента цифровых значений для рубки единичных деревьев обусловлено изменением законодательства, регулирующего лесные отношения, сделан на формальном отсутствии в Правилах ухода за лесами слов "как отдельное мероприятие" без учета пункта 23 этих Правил и пунктов 70, 89 Лесоустроительной инструкции о порядке проведения рубок единичных деревьев в разновозрастных насаждениях.
Кроме того, по мнению апеллянта, судом не учтены судебные акты, имеющие преюдициальное значение для рассмотрения настоящего административного правового спора.
Прокурором, участвующим в деле, Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края представлены письменные возражения, в которых выражено мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
Согласно подпункту 3 пункта 2.1.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 05 декабря 2016 года N 152, утверждение лесохозяйственных регламентов на территории Алтайского края отнесено к полномочиям министерства.
Проанализировав доказательства соблюдения административным ответчиком процедуры принятия нормативного правового акта и его обнародования, суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемый Лесохозяйственный регламент принят уполномоченным органом в надлежащей форме. Нарушений порядка принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта судом не установлено, по этим основаниям решение суда не обжалуется.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, между ФИО11 и ООО "Лебяжье-Лес" 22 декабря 2008 года заключен договор аренды лесных участков N П-16/1 для заготовки древесины в "данные изъяты". Приложением N 4 к договору аренды (в редакции дополнительного соглашения от 24 декабря 2018 года N 17) установлен ежегодный объем рубок единичных деревьев - 4, 4 тыс.кбм. При этом размер арендной платы рассчитан из общего ежегодного объема пользования, включая рубку единичных деревьев.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в частности разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Частью 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
Согласно части 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 72 утвержден Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроков их действия и порядок внесения в них изменений (далее - Состав лесохозяйственных регламентов).
Пунктом 11 Состава лесохозяйственных регламентов установлено, что основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.
Глава 2 лесохозяйственного регламента должна содержать, в том числе, нормативы, параметры и сроки использования лесов для заготовки древесины, включающие: расчетную лесосеку (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) для осуществления рубок средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждениях при уходе за лесами (таблица 8 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов).
Как верно указано в обжалуемом судебном акте, содержание расчетной лесосеки, приведенной в таблице 8 "Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесина) в средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лестных насаждений при уходе за лесами" Раздела 1 "Нормативы, параметры и сроки использования лесов для заготовки древесины" Главы II "Нормативы, параметры и сроки использования лесов, требования по охране, защите и воспроизводству лесов" Лесохозяйственного регламента позволяет прийти к выводу о том, что в оспариваемой части его состав соответствует приведенным выше нормам и не противоречит иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Вопреки доводам апеллянта, суд первой инстанции обоснованно констатировал, что отсутствие в столбце 9 данной таблицы цифровых значений для рубки единичных деревьев обусловлено изменением законодательства, регулирующего лесные отношения.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.
Согласно части 2 статьи 61, части 3 статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации уход за лесами является частью воспроизводства лесов и представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 22 ноября 2017 года N 626 утверждены Правила ухода за лесами, действовавшие до 01 января 2021 года, в пункте 10 которых предусматривалось, что в зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода за лесами осуществляются следующие виды рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями: в том числе, рубки осветления, направленные на улучшение породного и качественного состава молодняков и условий роста деревьев целевой или целевых древесных пород; рубки прочистки, направленные на регулирование густоты лесных насаждений и улучшение условий роста деревьев целевой или целевых древесных пород, а также на продолжение формирования породного и качественного состава молодняков; рубка единичных деревьев, в том числе семенников, выполнивших свою функцию, должна осуществляться при рубках осветления, рубках прочистки, а также выполняться как отдельное мероприятие, если она не проводилась в процессе рубок осветления, рубок прочистки.
С 01 января 2021 года действуют Правила ухода за лесами, утвержденные приказом Минприроды России от 30 июля 2020 года N 534, установившие, что в зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода за лесами осуществляются следующие виды рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями: в том числе, а) рубки осветления, направленные на улучшение породного и качественного состава молодняков и условий роста деревьев целевой или целевых древесных пород; б) рубки прочистки, направленные на регулирование густоты лесных насаждений и улучшение условий роста деревьев целевой или целевых древесных пород, а также на продолжение формирования породного и качественного состава молодняков; к) рубка единичных деревьев, в том числе семенников, выполнивших свою функцию, должна осуществляться при рубках осветления, рубках прочистки.
Как верно отметил Алтайский краевой суд в обжалуемом судебном акте, Правила ухода за лесами устанавливают порядок осуществления мероприятий по уходу за лесами во всех лесных районах Российской Федерации и не предусматривают выполнение рубок единичных деревьев как отдельное мероприятие.
Пунктом 16 Состава лесохозяйственных регламентов предусмотрено, что внесение изменений в регламенты осуществляется, в том числе в случае принятия или изменения нормативных правовых актов в области лесных отношений.
Таким образом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, отсутствие в столбце 9 "рубка единичных деревьев" Таблицы 8 оспариваемого Лесохозяйственного регламента цифровых значений для рубки единичных деревьев не противоречит лесному законодательству и нормативным правовым актам, регулирующим лесные отношения.
При этом, ссылка административного истца на положения пунктов 70 и 89 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года N 122 (действовавшей по 28 февраля 2023 года), приведенные выводы не опровергает.
Так, в соответствии с пунктом 23 Правил ухода за лесами семенники, выполнившие свою функцию, единичные деревья, оставшиеся на лесосеке от вырубленного древостоя, если сохранение их нежелательно, должны вырубаться при первых приемах рубок ухода. Запас древесины этих деревьев при определении интенсивности рубок ухода в молодняках учитываться не должен.
Исходя из положений пункта 10 Правил ухода за лесами в разновозрастном насаждении, не достигшем возраста спелости, может быть назначена рубка единичных деревьев при наличии обстоятельств, установленных пунктами 70 и 89 указанной Лесоустроительной инструкции.
Вопреки утверждению административного истца, возможность проведения рубок единичных деревьев не вступает в противоречие с исключением объема единичных рубок из таблицы N 8. Законодательством предусмотрен учет единичных деревьев, рубки единичных деревьев, в рамках иных рубок, а не самостоятельно.
Довод апеллянта, что указанные в апелляционной жалобе судебные акты имеют преюдициальное значение для рассматриваемого настоящего административного правового спора, судебной коллегией отклоняется, как противоречащий положениям статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, решение суда первой инстанции основано на анализе исследованных доказательств, мотивированно, соответствует материалам административного дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алтайского краевого суда от 01 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца общества с ограниченной ответственностью "Лебяжье-Лес" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Алтайский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 12 апреля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.