Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Камышовой Т.В, судей Корниенко Г.Ф, Поддубной О.А, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Хамдохова У.Б. к ГУ - Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о взыскании недополученной суммы фиксированной выплаты, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Хамдохова У.Б. на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 23 мая 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 2 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, выслушав Хамдохова У.Б. и его представителя по ордеру адвоката Алиеву Л.Р, поддержавших доводы кассационной жалобы, участвующего в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи представителя Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю Гурнакову М.И, действующую на основании доверенности, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хамдохов У.Б. обратился в суд с иском к ГУ УПФР по г. Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) о взыскании недоплаченных сумм к страховой пенсии по старости, пенсии по государственному обеспечению с повышенной фиксированной выплатой с учетом нетрудоспособного члена семьи за период с июня 2019 года по сентябрь 2021 года в сумме 166 887 руб. и компенсации морального вреда 166 887 руб.
Определением районного суда от 30 марта 2022 года произведена замена ответчика ГУ - УПФР по г. Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) на правопреемника ГУ-ОПФ РФ по Ставропольскому краю.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 23 мая 2022 года в удовлетворении исковых требований Хамдохову У.Б. отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 02 ноября 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Хамдохова У.Б. ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судебные постановления подлежат отмене, а кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При вынесении судами первой и апелляционной инстанций судебных постановлений такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены.
Как следует из материалов дела, Хамдохов У.Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом второй группы по зрению в связи с ранением, полученным при исполнении обязанностей военной службы.
По утверждению истца, он с 1981 года является получателем пенсии по инвалидности, с 2010 года - получателем страховой пенсии по старости, которые с 01 июня 2013 года выплачивались ему с повышенной фиксированной выплатой с учетом нетрудоспособного члена семьи - его супруги Хамдоховой Р.Х, которая находилась у него на иждивении.
Согласно письму заместителя руководителя клиентской службы (на правах отдела) в Кочубеевском районе УПФР по г.Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ N N в связи с установлением факта изменения обстоятельств, повлекших увеличение общего материального обеспечения нетрудоспособного члена семьи, находящегося на иждивении Хамдохова У.Б. (иждивенец работает), с 01 мая 2019 года осуществлен перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения. Разъяснено, что в случае представления документов, подтверждающих полное содержание нетрудоспособного члена семьи либо оказания ему помощи, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию по состоянию на дату перерасчета, вынесенное распоряжение о перерасчете фиксированной страховой выплаты страховой пенсии будет отменено, как ошибочно принятое. Факт нахождения нетрудоспособного лица на иждивении может быть установлен в судебном порядке.
Решением ГУ - УПФР по г.Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ N отказано в перерасчете фиксированной выплаты страховой пенсии по старости, пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Рассмотрев пакет документов Хамдохова У.Б, представленных для перерасчета фиксированной выплаты страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с п.2 ст. 23 Федерального закона от 15.11.2001г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", управление отказало в указанном перерасчете в связи с отсутствием права.
Решением Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 09 июня 2021 года установлен факт нахождения Хамдоховой Р.X. на иждивении супруга Хамдохова У.Б. Решение суда вступило в законную силу 20 июля 2021г.
Как указал истец, в связи с его обращением в пенсионный орган в августе 2021 года ему с сентября 2021 года произведен перерасчет страховой пенсии по старости, пенсии по государственному обеспечению с повышенной фиксированной выплатой с учетом нетрудоспособного члена семьи Хамдоховой Р.Х. на основании решения суда от 09 июня 2021г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Хамдохова У.Б, суд первой инстанции руководствовался статьями 10, 17, 23 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из отсутствия оснований для перерасчета пенсии за период с июня 2019 года по август 2021 года, поскольку в указанный период времени истцом не было представлено в пенсионный орган документов, подтверждающих полное содержание нетрудоспособного члена его семьи, которая является для него постоянным основным источником средств к существованию, и сделал вывод об отсутствии оснований для назначения Хамдохову У.Б. повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению с повышенной фиксированной выплатой с учетом нетрудоспособного члена семьи - Хамдоховой Р.Х. в период с июня 2019 года по август 2021 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что правовым основанием для перерасчета размера пенсии в соответствии с ч.1, 2 ст.23 Федерального закона "О страховых пенсиях" является дата обращения истца с заявлением о перерасчете с одновременным представлением документов в обоснование такого требования, а в данном случае с соответствующим заявлением истец обратился в пенсионный орган в августе 2021 года, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для перерасчета пенсии с июня 2019 года по август 2021 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судебных инстанций, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и сделаны при неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Обращаясь в суд с иском о взыскании недоплаченных сумм к страховой пенсии по старости, пенсии по государственному обеспечению с повышенной фиксированной выплатой с учетом нетрудоспособного члена семьи за период с июня 2019 года по сентябрь 2021 года в сумме 166 887 руб, Хамдохов У.Б. фактически заявлял требования о перерасчете повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению за период с июня 2019 года по сентябрь 2021 года с учетом нахождения у него на иждивении нетрудоспособного члена семьи - Хамдоховой Р.Х. и о взыскании с ответчика недополученной повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и пенсии по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности за этот период.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ) пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть 1 статьи 1 указанного федерального закона, далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" устанавливаются следующие виды страховых пенсий: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца (статья 6 названного федерального закона).
В пункте 6 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" дано понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии - это обеспечение лиц, имеющих право на назначение страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в ред. Федеральных законов от 28.12.2017г. N 420-ФЗ, от 27.12.2018г. N536ФЗ, от 01.10.2019г. N 328-ФЗ) предусмотрено, что фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982, 90 руб. в месяц.
Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с данным федеральным законом (часть 3 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 названного федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 этого федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи (часть 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" в редакции от 28 декабря 2013г, действовавшей при обращении Хамдохова У.Б. в мае-июне 2019 года).
В части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" не содержится понятия "иждивение", вместе с тем определен круг лиц, признаваемых иждивенцами для целей назначения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в повышенном размере, который подлежит установлению с учетом положений статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях", регламентирующей условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" нетрудоспособными членами семьи признаются в том числе родители и супруг кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами.
Исходя из нормативных положений части 3 статьи 17 и пункта 3 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицу, получающему страховую пенсию по старости либо страховую пенсию по инвалидности, на иждивении которого находится нетрудоспособный член семьи, производится повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Применительно к спорным правоотношениям понятие "иждивение" предполагает как полное содержание нетрудоспособного члена семьи пенсионером, так и получение от него помощи, являющейся для этого нетрудоспособного члена семьи постоянным и основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть иждивение не исключает наличие у нетрудоспособного члена семьи указанного пенсионера какого-либо собственного дохода (получение пенсии и других выплат). Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от пенсионера нетрудоспособным членом его семьи может быть установлен в том числе в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой пенсионером нетрудоспособному члену семьи, и собственными доходами нетрудоспособного лица, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию нетрудоспособного члена семьи этого пенсионера.
Такое толкование понятия "иждивение" согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 г. N 1260-О-О.
В части 8 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" приводятся случаи, когда пенсионеру производится перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, в их числе оставление работы и (или) иной деятельности либо поступления на такую работу и (или) осуществления иной деятельности, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Из приведенного правового регулирования можно сделать вывод о том, что установленное частью 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности представляет собой способ материальной компенсации иждивенческой нагрузки получателя соответствующей пенсии, а потому право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности и перерасчет ее размера связывается с фактом наличия на иждивении у пенсионера нетрудоспособного члена семьи, относящегося к какой-либо из предусмотренных законом категорий. При этом наличие у нетрудоспособного члена семьи собственного дохода не исключает факт нахождения его на иждивении пенсионера, если оказываемая пенсионером нетрудоспособному члену семьи помощь является существенной, что может быть установлено в том числе в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой пенсионером нетрудоспособному члену семьи, и собственными доходами нетрудоспособного члена семьи, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию этого нетрудоспособного члена семьи.
Кроме того, 28 ноября 2014 г. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н был утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (действовал на день обращения Хамдохова У.Б. в пенсионный орган в мае-июне 2019 года).
Для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (пункт 15 Перечня от 28 ноября 2014 г. N 958н).
Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 23, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного федерального закона (часть 2 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (часть 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях").
По общему правилу указанный перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности носит заявительный характер, то есть осуществляется пенсионным органом на основании соответствующего заявления лица, являющегося инвалидом, на иждивении которого находятся нетрудоспособные члены семьи, и прилагающихся к такому заявлению необходимых документов.
Выплата страховых пенсий в Российской Федерации обеспечивается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, действовавшего в период спорных правоотношений), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, гражданин, являющийся инвалидом, при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о праве на фиксированную выплату к страховой пенсии по старости и пенсии по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности, о порядке определения ее размера и условиях перерасчета, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина, являющегося инвалидом, с заявлением перерасчете пенсии по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности должен был разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности право на получение фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности в повышенном размере с учетом нетрудоспособных членов семьи, находящихся у него на иждивении, а также основания, влекущие перерасчет размера получаемой им пенсии по инвалидности в случае поступления на работу лиц, находящихся на его иждивении, и необходимость подачи заявления в пенсионный орган для перерасчета размера пенсии по инвалидности в случае изменения обстоятельств, связанных с трудоустройством членов семьи, находящихся у него на иждивении.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к нарушению права инвалида на получение пенсии в полном объёме, указанное лицо применительно к пункту 2 статьи 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм пенсии по инвалидности за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будет нарушено установленное Конституцией Российской Федерации право на социальное обеспечение в размере, определенном законом, в случае инвалидности.
Суды первой и апелляционной инстанций изложенные нормативные положения, регулирующие деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации, и нормы о пенсионном обеспечении инвалидов в их взаимосвязи к спорным отношениям не применили.
Суды пришли к выводу о том, что истец обратился с заявлением и пакетом документов в августе 2021 года, после чего ему с сентября 2021 года произведен перерасчет фиксированной выплаты.
Вместе с тем, данные выводы суда основаны лишь на заявлениях самого истца и в установленном законом порядке не проверялись, какие-либо доказательства в материалах дела отсутствуют.
Копия выплатного (пенсионного) дела Хамдохова У.Б. в материалы настоящего дела не представлена, вследствие чего у судебных инстанций отсутствовала возможность исследовать содержание представленных истцом документов, а также проверить правомерность действий территориального органа пенсионного обеспечения при рассмотрении заявлений истца и при решении вопроса о наличии оснований для перерасчета размера фиксированной выплаты в сторону уменьшения.
Суды первой и апелляционной инстанций оставили без внимания нормы Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, предусматривающие обеспечение Пенсионным фондом Российской Федерации разъяснительной работы среди населения по вопросам выплат пенсий и подлежащие применению к спорным отношениям во взаимосвязи с положениями пенсионного законодательства, регулирующими вопросы установления инвалидам фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности, о порядке определения ее размера и условиях перерасчета.
Судами не были установлены правовые основания и виды получаемых истцом пенсий, с какого времени и на какой период они были назначены, с какого времени и на основании каких документов было принято решение о назначении пенсий с повышенной фиксированной выплатой с учетом нетрудоспособного члена семьи. Доказательств того, что территориальным органом пенсионного обеспечения до принятия решения об уменьшении размера пенсий выполнило возложенную на него обязанность и разъяснило истцу право представить документы, подтверждающие нахождение супруги на иждивении материалы дела не содержат.
Не получило надлежащей правовой оценки письмо пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ, где указано о том, что в случае предоставления документов, подтверждающих полное содержание нетрудоспособного члена семьи либо оказание ему помощи, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию по состоянию на дату перерасчета, вынесенное распоряжение о перерасчете фиксированной выплаты страховой пенсии Хамдохову У.Б. будет отменено, как ошибочно принятое, после получения которого истец обратился к ответчику с соответствующим заявлением.
Судами первой и апелляционной инстанций не дано никакой правовой оценки решению пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N, из которого следует, что Хамдохов У.Б. в мае-июне 2019 года обращался с соответствующим заявлением о перерасчете фиксированной выплаты, представив пакет документов, в том числе, выписку из приказа от ДД.ММ.ГГГГ. N о прекращении трудового договора с Хамдоховой Р.Х, справки о размере пенсий Хамдоховой Р.Х, Хамдохова У.Б.
Судами не были исследованы и оценены обстоятельства, касающиеся полноты и достаточности документации, представленной истцом ответчику при обращении за перерасчетом, доводы истца о достаточности представленных им в июне 2019 года документов, поскольку ранее им представлялись при назначении повышенной фиксированной выплаты в 2013 году аналогичные документы, судами не проверялись.
Суд первой инстанции в нарушение положений статей 56, 67, части 1 статьи 196, пункта 2 части 4 статьи 198 ГПК РФ (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств, выводах суда, мотивах, по которым суд отверг те или иные доказательства) и суд апелляционной инстанции в нарушение положений пункта 5 части 2 статьи 329 ГПК РФ (об обстоятельствах дела, мотивах, по которым суд отклонил те или иные доказательства) не исследовали и не дали надлежащей правовой оценки приведенным доводам Хамдохова У.Б. и представленным им документам, исходя из положений норм права, подлежащих применению к спорным отношениям, и, как следствие, не установили обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться лишь формальным исследованием условий применения правовых норм, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, оказалось бы существенно ущемленным (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 г. N 10-П).
Судебными инстанциями не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы.
С учетом изложенного судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 23 мая 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 2 ноября 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Октябрьский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Поддубная О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.