Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 22RS0065-02-2021-004003-33 (2-119/2022) по иску Л.А.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю, М.А.В, Е.О.Ю, ФИО3, П.Т.А. о признании действий, бездействий незаконными, возложении обязанности, компенсации морального вреда, взыскании убытков, по кассационной жалобе Л.А.В. на решение Индустриального районного суда г. Барнаула от 24 июня 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения Л.А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, принимавшего участие в судебном заседании посредством видеоконференц- связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Л.А.В. обратился в суд с иском к ответчикам Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю (далее- ГУ МЧС России по Алтайскому краю), М.А.В, Е.О.Ю, ФИО3, П.Т.А. о признании незаконными действий, выразившихся в неверной постановке на учет по обеспечению жильем с 20 января 2000 г, замене учетной карточки в личном деле с датой постановки на учет с 11 августа 1999 г, протокола от 19 марта 2018 г. об отмене протокола от 1 декабря 2017 г. и изменении даты постановки истца на учет с 11 августа 1999 г. на 20 января 2000 г, приобщении к материалам личного дела: протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от 20 февраля 2000 г, выписки из протокола от 23 января 2002 г. о сохранении порядка очередности списка лиц, нуждающихся в получении жилья, утверждении списка на текущий 2002 год, фальсификации даты написания заявления и подписи истца в заявлении от 2000 года, в изъятии и замене первоначальной описи документов, протокола о признании нуждающимся в обеспечении жильем согласно первоначальному заявлению;
возложении обязанности восстановить личное дело Л.А.В. с постановкой на учет с 11 августа 1999 г, внести в список нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма с указанной даты;
призвании незаконными действий ответчика, связанных с утверждением списков нуждающихся в получении жилого помещения по договорам социального найма с 2009 года по 1 января 2016 г, в отношении постановки на учет К.С.М. ранее истца, восстановлении списка очередников по протоколам по утверждению списков с 2002 по 2009 год;
признании незаконным бездействия ответчика, повлекшее создание препятствий по уточнению данных истца о составе семьи, по обеспечению жильем по договору социального найма в 2016 году при разрешении вопроса о распределении квартир по адресам: г. "адрес", оформленных протоколом 12 февраля 2016 г. N;
признании незаконным действия ответчика в 2018 году при вынесении неверного постановления комиссии на основании протокола от 13 июня 2018 г. N, создавшее препятствие в получении сертификата в 2019 году;
признании незаконным действия ответчика в январе, феврале 2019 года, выразившиеся в несвоевременной подготовке и отправке документов для получения жилищного сертификата; признании незаконными действия ответчика по созданию препятствий для реализации права на получение жилищного сертификата в 2020 году, в связи с вынесением неверного решения об определении состава семьи на основании протокола от 22 октября 2019 г.;
признании незаконным ответа от 25 июня 2020 г. N о невозможности включения истца в список граждан участников ведомственной целевой программы;
признании незаконным бездействия ответчика в связи с невключением на основании рапорта от 15 июня 2020 г. в государственную программу на получение жилищного сертификата на 2021 год;
признании незаконными бездействия, а также отказы, изложенные в ответах на обращение истца от 18 июня 2021 г. N N, от 30 октября 2020 г. N N, от 27 декабря 2021 г. N N, возложении на ответчика обязанность по организации и осуществлению федерального финансирования, по обеспечению и выполнению государственных гарантий в отношении сотрудников Федеральной противопожарной службы, путем приобретения за счет федерального бюджета жилых помещений для предоставления по договорам социального найма с 2022 года, взыскании компенсации морального вреда 300 000 руб. за бездействия и действия ответчика в связи с нарушением его жилищных прав, взыскании убытков на аренду жилого помещения на будущее в размере 15 000 руб. ежемесячно со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что в связи с незаконными действиями и бездействиями ответчика истец не был обеспечен жильем по договору социального найма, а также до настоящего времени им не получен государственный жилищный сертификат. Между тем иные сотрудники, которые были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий позднее истца, были обеспечены жильем либо им был предоставлен сертификат. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с иском, заявляя вышеприведенные требования.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 24 июня 2022 г. с учетом определения об исправлении описки от 12 сентября 2022 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 ноября 2022 г. решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 24 июня 2022 г. с учетом определения об исправлении описки от 12 сентября 2022 г, оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Л.А.В. ставится вопрос об отмене указанных судебных актов как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Заслушав истца, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворений жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Л.А.В. в период с 7 июля 1993 г. по 26 апреля 2016 г. являлся сотрудником ГУ МЧС России по Алтайскому краю, уволен по п. "е" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (сокращение штатов).
Решением жилищно-бытовой комиссии ПЧ-2 УГПС УВД АК от 20 февраля 2000 г. Л.А.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека (супруга ФИО10, дочь Л.А.А, дочь ФИО11), что подтверждается выпиской из протокола N заседания жилищно-бытовой комиссии Г1Ч-2 УГПС УВД Алтайского края.
Решением жилищно-бытовой комиссии N1 ГУ ГОЧС Алтайского края от 23 января 2003 г. постановлено оставить в списке очередников на улучшение жилищный условий Л.А.В. с составом семьи 4 человека, включая заявителя, с даты подачи заявления, то есть с 14 января 2000 г.
Решением жилищной комиссии от 29 июля 2008 г. из состава членов семьи Л.А.В. исключена бывшая супруга ФИО10
Решением комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения от 1 декабря 2017 г. Л.А.В. был поставлен на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, по первоначально поданному рапорту с 11 августа 1999 г.
Решением комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения от 18 марта 2018 г. отменено решение жилищной комиссии Главного управления МЧС по Алтайскому краю от 1 декабря 2017 г. в части, касающейся Л.А.В, постановлено считать Л.А.В. принятым на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма (улучшении жилищных условий), с 14 января 2000 г.
В 2014 году Главным управлением МЧС России по Алтайскому краю заключено три государственных контракта на приобретение жилого помещения, посредством долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома с ООО "Инвестиционно-строительной компанией "Союз".
Согласно протоколу заседания комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю от 12 февраля 2016 г. N приобретенные квартиры распределены между сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, состоящими в списке принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: состоявшему с 25 августа 1997 г. под N в списках очередников, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма, ФИО12 на указанный состав семьи распределена по договору социального найма жилого помещения трехкомнатная квартира общей площадью 80, 1 кв.м, по адресу: "адрес";
состоявшему с 24 мая 2002 г. под N в списках очередников, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма, ФИО13 на указанный состав семьи распределена по договору социального найма жилого помещения трехкомнатная квартира общей площадью 78, 5 кв.м, по адресу "адрес";
состоявшему с 15 ноября 1999 г. под N в списках очередников, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма К.С.М. на указанный состав семьи распределена по договору социального найма жилого помещения трёхкомнатная квартира общей площадью 83, 8 кв.м, по адресу: "адрес".
29 февраля 2016 г. Главным управлением МЧС России по Алтайскому краю как наймодателем заключены договоры социального найма жилого помещения с нанимателем ФИО13 в отношении 3-х комнатной квартиры, общей площадью 78, 5 кв.м, в том числе жилой 74, 6 кв.м, по адресу: "адрес"; с нанимателем К.С.М. в отношении 3-х комнатной квартиры, общей площадью 83, 8 кв.м, в том числе жилой 48, 5 кв.м, по адресу: "адрес" для проживания, а 1 марта 2016 г. квартиры переданы в собственность указанным лицам.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Индустриального районного суда г. Барнаула от 8 сентября 2021 г. по гражданскому делу N 2-2064/2021 исковые требования Л.А.В. к ГУ МЧС России по Алтайскому краю, ФИО13, действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетних Р.Д.С, ФИО15, ФИО16, К.С.М. о признании недействительными протокола заседания комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю от 12 февраля 2016 г. N, договоров социального найма и сделок приватизации, выселении, возложении обязанности, оставлены без удовлетворения.
На основании обращения Л.А.В. ГУ МЧС России даны ответы от 18 июня 2021 г. N N, от 27 декабря 2021 г. N N, из содержания которых следует, что лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилого помещения по договорам социального найма в Главное управление с 2016 года по 2021 год не поступали, в связи с чем приобрести жилое помещение и передать его по договору социального найма не представляется возможным, истцу разъяснено право на обращение для включения в сводный список граждан па получение государственного жилищного сертификата до 1 июля 2021 г.
Из ответа МЧС России от 7 декабря 2021 г. следует, что в период с 2016 года по 2021 год ГУ МЧС России по Алтайскому краю выделение бюджетных ассигнований на приобретение жилых помещений в рамках реализации федеральной адресной инвестиционной программы не осуществлялось.
6 февраля 2018 г. Л.А.В. обратился в ГУ МЧС по Алтайскому краю с рапортом о включении в состав участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Решением комиссии ГУ МЧС России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходящих службу в Главном управлении МЧС России по Алтайскому краю и подчиненных ему подразделениях, оформленным протоколом от 13 июня 2018 г. N истец с составом семьи: заявитель, дочь Л.А.А, дочь ФИО11 включен в состав участников программы, номер очереди определен с учетом даты постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении 14 января 2000 г.
Согласно сведениям ФКУ "ФРЦ МЧС России" от 18. Марта 2019 г, истец не был включен в сводный список граждан-участников основного мероприятия МЧС России на 2019 год по пп. "б", "в" п. 22 Правил от 21 марта 2006 г. N, поскольку учетное дело Л.А.В. было возвращено по мотиву наличия в деле документов, не предусмотренных п.п. 19 и 44 Правил, а именно: нотариальных согласий заявителя и членов его семьи об отказе от приватизации жилого помещения, занимаемого по договору социального найма.
Решением комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходящих службу в Главном управлении МЧС России по Алтайскому краю и подчиненных ему подразделениях от 28 февраля 2019 г. в состав семьи Л.А.В. включена его мать Л.А.А.; определен состав семьи Л.А.В, в том числе, заявитель, дочери Л.А.А. и ФИО11, мать ФИО28.
Решением указанной комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, оформленным протоколом от 22 октября 2019 г. N, утвержден расчет государственного жилищного сертификата участника государственной программы и включен в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" на 2020 год Л.А.В, как одиноко проживающий, исключены из состава семьи Л.А.А. (мать), Г.А.А. (дочь), Г.Е.А. (дочь).
Решением комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходящих службу в Главном управлении МЧС России по Алтайскому краю и подчиненных ему подразделениях от 17 декабря 2019 г. истец исключен из сводного списка граждан-участников ведомственной целевой программы, решение комиссии Главного управления МЧС России Алтайскому краю от 22 октября 2019 г. N отменено.
Вступившим в законную силу решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 июля 2020 г. по гражданскому делу N 2-763/2020 признан незаконным п.1 решения комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения от 17 декабря 2019 г. об исключении Л.А.В. из сводного списка граждан-участников ведомственной целевой программы на 2020 год.
Согласно письму ФКУ "ФРЦ МЧС России" от 26 ноября 2019 г, рассмотрено учетное дело Л.А.В, включенного в сводный список граждан- участников ВЦП ГУ МЧС России по Алтайскому краю на 2020 год, по результатам установлено, что расчет размера социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, произведен в нарушении законодательства и не соответствует условиям абзц. 2 п. 16 (2) Правил от 21 марта 2006 г. N153, в связи с чем учетное дело возвращено.
15 июня 2020 г. истцом подан рапорт на участие в программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" на 2021 год.
Решением комиссии Главного управления МЧС России по Алтайской краю по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения от 16 июня 2020 г. постановлено отложить вопрос о включении истца в состав участников ведомственной целевой программы на 2021 год, о чем известить Л.А.В.
Решением вышеуказанной комиссии от 25 июня 2020 г. Л.А.В. рекомендовано в срок до 1 июля 2020 г. предоставить документы в соответствии с Правилами от 21 марта 2006 г. N153, для включения в состав участников ведомственной целевой программы на 2021 год, о чем истец поставлен в известность, путем направления соответствующего письма от 25 июня 2020 г. с указанием на список необходимых документов.
Из ответа ГУ МЧС России по Алтайскому краю от 30 октября 2020 г. следует, что Л.А.В. пропущен срок на обращение с заявлением для участия в ведомственной целевой программе па 2021 год, разъяснено право на обращение с заявлением на представление сертификата на планируемый 2022 год до 1 июля 2021 г.
Решением жилищно-бытовой комиссии от 30 июля 2021 г. истец включен в сводный список граждан участников ведомственной целевой программы на 2022 год, 13 августа 2021 г. документы были направлены в адрес ФКУ "Финансовый расчетный центр МЧС России".
На имя Л.А.В. в 2022 году выпущен жилищный сертификат, который не был вручен, поскольку комиссией выявлены недостоверные сведения, содержащиеся в заявлении на получение сертификата.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь ч.1 ст. 49, ст. 51,.ч.1 ст. 52, ч.1 ст. 57, ч.1 ст. 60, ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 6, 7 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Федеральный закон от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ), положениями Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, утвержденного приказом МЧС России от 12 января 2012 г..N 5, разъяснениями, изложенными в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г..N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", исходил из отсутствия доказательств принятия истца на учет администрацией Индустриального района г..Барнаула с 11 августа 1999 г, установив, что изменение даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по договору социального найма не повлечет правовых последствий в виде защиты нарушенного права, поскольку Л.А.В. на дату разрешения спора в списке очередников значится под номером 2, тогда как под номером 1 указан ФИО17, поставленный на учет 25 декабря 1989 г, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в неверной постановке на учет по обеспечению жильем с 20 января 2000 г, замене учетной карточки в личном деле с датой постановки на учет с 11 августа 1999 г, незаконным протокола от 19 марта 2018 г..об отмене протокола от 1 декабря 2017 г..и изменении даты постановки истца на учет с 11 августа 1999 г..на 20 января 2000 г, протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от 20 февраля 2000 г, выписки из протокола от 23
января 2002 г..о сохранении порядка очередности списка лиц, нуждающихся в получении жилья, утверждении списка на текущий 2002 год, фальсификации даты написания заявления и подписи истца в заявлении от 2000 года, изъятии и замене первоначальной описи документов, протокола о признании нуждающимся в обеспечении жильем согласно первоначальному заявлению; возложении обязанности восстановить личное дело Л.А.В. с постановкой на учет с 11 августа 1999 г, внесении в список нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма с первоначальной даты.
Принимая во внимание обстоятельства, установленные решением суда от 8 сентября 2021 г. по гражданскому делу N 2-2064/2021, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о необоснованности требований истца о признании незаконными действий ответчика, связанных с утверждением списков нуждающихся в получении жилого помещения по договорам социального найма с 2009 года по 2016 год в отношении постановки на учет К.С.М. ранее истца, восстановлении списка очередников; признании незаконным бездействия ответчика по уточнению данных истца о составе семьи в 2016 году, отказав в удовлетворении исковых требований.
Принимая во внимание, что стороной ответчика ГУ МЧС по Алтайскому краю представлены доказательства направления сведений о потребности в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 2018 по 2021 год, учитывая, что в период с 2016 года по настоящий период времени ГУ МЧС России по Алтайскому краю из федерального бюджета не выделялись средства для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, последний не вправе самостоятельно без получения целевых денежных средств приобретать жилые помещения для их предоставления по договорам социального найма, действующим законодательством не предусмотрены сроки предоставления жилья с момента постановки лица на учет в качестве нуждающегося, суд первой инстанции также пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования о признании незаконным бездействия ответчика в части невыполнения в отношении истца социальных гарантий по обеспечению жильем по договору социального найма в период с 2016 по 2022 годы, возложении на ответчика обязанности по организации и осуществлению федерального финансирования, обеспечению и выполнению государственных гарантий в отношении сотрудников Федеральной противопожарной службы по предоставлению за счет федерального бюджета жилых помещений на основании договора социального найма.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным действий (бездействия) ответчика в 2018-2020 годах, а также о признании незаконным отказа, изложенного в ответе на обращение истца от 30 октября 2020 г. N N, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 4, 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, исходил из отсутствия нарушения ответчиком жилищных прав истца по обеспечению государственным жилищным сертификатом, в том числе в результате принятия оспариваемых решений жилищной комиссией ответчика, установив, что Л.А.В. не включен в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы на 2019 год на основании п.п. а, б п.22 Правил от 21 марта 2006 г. N 153, в связи с чем, решение жилищной комиссии от 13 июня 2018 г. о постановке истца на учет не явилось препятствием для получения Л.А.В. государственного жилищного сертификата в 2019 году; учитывая, что обстоятельства надлежащего исполнения ответчиком обязанности по включению истца в список участников программы на 2019 год, формированию и направлению списка подтверждаются ранее состоявшимся судебным актом от 28 июля 2020 г.
Кроме того, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушений прав Л.А.В. принятым решением комиссии ГУ МЧС России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих от 22 октября 2019 г, так как в нарушение положений пп. "ж" п.44 Правил от 21 марта 2006 г. N 153 истцом не было предоставлено обязательство о расторжении договора социального найма по адресу постоянного проживания, о чем он был уведомлен в 2019 году.
Поскольку истцом не были представлены документы для включения его в состав участников ведомственной целевой программы на 2021 год, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания бездействий ответчика в указанной части незаконными.
Установив, что 30 июня 2021 г. Л.А.В. подан рапорт на участие в программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" на 2022 год, истец включен в сводный список граждан участников ведомственной целевой программы на 2022 год, 13 августа 2021 г. документы направлены ответчиком в адрес ФКУ "Финансовый расчетный центр МЧС России", в 2022 году на имя Л.А.В. выпущен жилищный сертификат, который впоследствии был уничтожен, поскольку истцом не были сообщены сведения об улучшении жилищных условий членом семьи Г.Е.А, суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания незаконными бездействий ответчика, выразившихся в невыполнении в отношении истца социальных гарантий за период с 2016 по 2022 годы.
Учитывая отсутствие доказательств причинения истцу морального вреда в связи с незаконными действиями (бездействием) ответчика, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований о возмещении морального вреда. Кроме того, исходя из положений ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не установлено правовых оснований для возмещения истцу убытков за счет ответчика в виде несения расходов по оплате арендных платежей на будущий период времени.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился. Отклоняя доводы истца о том, что ответчиком представлены сфальсифицированные доказательства, суд апелляционной инстанции исходил из того, что само по себе утверждение о том, что факты| и обстоятельства, изложенные в письменном доказательстве, не соответствуют действительности, не свидетельствует о порочности представленного доказательства, а представляет собой отрицание наличия фактов, на которых основаны требования или возражения на них. Суд апелляционной инстанции отметил, что каких-либо доказательств, опровергающих представленные ответчиком документы, содержащих иные сведения и свидетельствующих о фальсификации, материалы дела не содержат. Напротив, из ответа КЖКХ г.Барнаула от 21 марта 2022 г. следует, что истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял и не состоит. Доказательств несоответствия указанной в заявлении от 14 января 2000 г. даты его составления не представлено, равно как и не представлено доказательств принятия истца на учет органом местного самоуправления с 11 августа 1999 г, указанные истцом доказательства- список сотрудников ПЧ-2 УГПС УВД Алтайского края, свидетельские показания ФИО18, рапорты ФИО19 на постановку на учет для улучшения жилищных условий, не опровергают установленных судом обстоятельств и не свидетельствуют о наличии иной даты постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Кроме того, вопросы относительно момента постановки истца на учет и незаконного предоставления К.С.М. жилого помещения ранее Л.А.В, являлись предметом проверки по иному гражданскому делу при разрешении требований истца о признании недействительным протоколов, договоров социального найма и о передаче жилых помещений в собственность по гражданскому делу N 2-2064/2021, обстоятельства постановки Л.А.В. на учет с 11 августа 1999 г. не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Ссылки в жалобе относительно не проведения судом экспертизы на предмет установления принадлежности истцу подписи в заявлении от 14 января 2000 г, не истребовании документов (журнала жилищно-бытовой комиссии, архивного журнала учета документов жилищно-бытовой комиссии, журнала выдачи документов из архива ГУ МЧС России по Алтайскому краю, протоколов жилищной комиссии и др.), по мнению суда апелляционной инстанции не свидетельствуют о допущенном при разрешении спора нарушении норм материального и процессуального права, поскольку в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право определения обстоятельств, имеющих значение для дела, принадлежит суду, который вправе, в том числе, заявленные ходатайства отклонить. В связи с тем, что собранных по делу доказательств было достаточно для установления всех имеющих значение для дела обстоятельств и разрешения спора по существу, необходимости в истребовании дополнительных доказательств и назначении по делу судебной экспертизы судом не установлено.
Отклоняя доводы истца относительно бездействий ответчика в 2016 году, повлекших нарушение прав истца, в связи с не рассмотрением его кандидатуры при решении вопроса о распределении квартир, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что проверка законности принятого ответчиком решения от 12 февраля 2016 г. о распределении жилых помещений, действий по заключению договоров о передаче жилых помещений являлась предметом рассмотрения при разрешении. требований Л.А.В. по гражданскому делу N 2- 2064/2021, решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 8 сентября 2021 г. по вышеуказанному делу истцу в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Доводы истца о бездействии ответчика по включению в состав участников ведомственной целевой программы на 2021 год опровергаются представленными доказательствами в совокупности, в том числе решениями жилищной комиссии от 16 июня 2020 г, от 25 июня 2020 г, содержанием направленного ответчиком в адрес истца письма N 431-1-2-2 с предложением представить необходимые документы согласно указанному перечню.
Указание истца на отсутствие доказательств отказа МЧС России включить Л.А.В. в сводный список на 2021 год является несостоятельным, поскольку ответчиком учетное дело в уполномоченный орган не направлялось по причине пропуска истцом срока обращения и непредоставления истребуемого пакета документов.
Ссылку истца на ограничение его прав принятыми жилищной комиссией решениями от 13 июня 2018 г, 22 октября 2019 г. суд апелляционной инстанции признал несостоятельной, поскольку указанные обстоятельства не явились основанием для исключения истца из сводного списка граждан-участников программы на 2019, 2020 гг. Из совокупности представленных в материалы дела доказательств следует, что истцом в период с 2018-2021 годы для участия в ведомственной целевой программе не предоставлялись обязательства, подписанные истцом и членами его семьи, о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения по адресу: "адрес", при этом истец претендовал на размер социальной выплаты из расчета 72 кв.м (на состав семьи 4 человека), без учета размера площади занимаемого на условиях социального найма жилого помещения, что противоречит положениям п. 16 (2) Правил от 21 марта 2006 г. N 153. О необходимости предоставления указанного обязательства ответчиком сообщалось истцу и было последнему достоверно известно, что также подтверждается рапортом Л.А.В. от 20 февраля 2019 г. Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание причины возврата учетного дела Л.А.Н. в оспариваемые периоды, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что определение жилищной комиссией в 2018 году состава семьи Л.А.В, с которым не согласился истец, последующая отмена решения жилищной комиссии, не повлияли на реализацию прав истца, связанных с получением государственного жилищного сертификата.
Доводы истца о том, что отсутствие финансирования не освобождает ответчика от исполнения обязательств по реализации социальных гарантий, по мнению суда апелляционной инстанции, не свидетельствуют о незаконности принятого судебного акта, учитывая отсутствие у ГУ МЧС России по Алтайскому краю самостоятельного права приобретения жилых помещений с целью их предоставления по договорам социального найма, представления стороной ответчика надлежащих доказательств направления в спорный период времени сведений о нуждаемости в жилых помещениях.
Отклоняя доводы относительно незаконности действий ответчика по уничтожению сертификата по мотиву совершения гражданско-правовой сделки и улучшения жилищных условий членом семьи Л.А.В, отсутствия доказательств выдачи сертификата, а также не осведомленности истца относительно действий Г.Р.Р. и регистрации права собственности, заключении между супругами ФИО29 брачного договора и передаче жилого помещения в аренду, суд апелляционной инстанции отметил, что указанные обстоятельства не имеют отношение к рассматриваемому спору, исходя из предмета заявленных исковых требований, учитывая, что в настоящее время в производстве суда по указанному вопросу рассматривается гражданское дело.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при разрешении спора суды правильно применили нормы материального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283).
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в ч. 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со ст. 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 2 ст. 6).
Согласно пп.14, 15 Приказа МЧС России от 12 января 2012 г. N 5 "Об утверждении Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений" сотрудники федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные сотрудники ФПС снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Учет сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет по спискам с внесением необходимой информации в информационно-аналитическую систему "Жилье МЧС России", При этом на сотрудника ФПС оформляется карточка учета жилых помещений в двух экземплярах. Один экземпляр карточки подшивается в учетное жилищное дело сотрудника ФПС, второй - вручается сотруднику ФПС.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной, социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, которые устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), а также в установленных Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее- Правила от 21 марта 2006 г. N 153).
Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами от 21 марта 2006 г. N 153, имеют следующие граждане Российской Федерации: граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (подп. "а" п. 5).
В силу п.6 Правил от 21 марта 2006 г. N 153 получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном п.п. 19-21 настоящих Правил, которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
В соответствии с п.16 Правил от 21 марта 2006 г. N 153 норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
В соответствии с абзацем вторым п.16 (2) Правил от 21 марта 2006 г. N 153, в случае если гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подп. "а" или "е" п. 5 настоящих Правил, и членами его семьи, не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в п. 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, занимаемого указанными гражданами по договору социального найма.
Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Для участия в ведомственной целевой программе граждане, указанные в п. 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения), органы местного самоуправления (граждане, указанные в подп. "з" и "и" п. 5 настоящих Правил, - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учет граждан указанных категорий в качестве имеющих право на получение социальной выплаты и их учету не переданы органам местного самоуправления) (далее - орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан) или администрацию г. Байконура, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 1 с приложением документов, указанных в данном пункте (п.19 Правил от 21 марта 2006 г. N 153).
В соответствии с п.21 Правил от 21 марта 2006 г. N 153 подразделения, органы местного самоуправления (органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющие учет граждан, и администрация г. Байконура осуществляют проверку документов, представленных гражданами в соответствии с п. 19 настоящих Правил, а также полученных указанными подразделениями, органами и администрацией в соответствии с п.20 (1) настоящих Правил.
В случае признания гражданина участником ведомственной целевой программы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
В силу п.22 Правил от 21 марта 2006 г. N 153 основанием для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы является: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте п. 5 настоящих Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в п. 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Повторное обращение с заявлением (рапортом) об участии в ведомственной целевой программе допускается после устранения оснований для отказа, указанных в подп. "б" и "в" п. 22 настоящих Правил (п.23 Правил от 21 марта 2006 г. N 153).
На основании пп. "ж" п.44 Правил от 21 марта 2006 г. N 153 для получения сертификата гражданин - участник ведомственной целевой программы представляет, в том числе, обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в абзаце четвертом п. 16(2), п. 16(3) и 16(4) настоящих Правил, в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" п. 5 настоящих Правил, и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, обязательства о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения, а также в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" п. 5 настоящих Правил, либо гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и относящимся к категории граждан, указанной в подп. "з" п. 5 настоящих Правил, и членами его семьи решения об отчуждении в государственную или муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего данному гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений.
Согласно п.27 Правил от 21 марта 2006 г. N 153 для включения в список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, гражданин - участник ведомственной целевой программы, указанный в подпункте "а" или "б" п. 5 настоящих Правил, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом, в котором он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях или в качестве претендующего на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка).
Федеральные органы представляют до 15 сентября года, предшествующего планируемому, ответственному исполнителю государственной программы выписки из списков граждан - участников ведомственной целевой программы, состоящих в федеральных органах на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или в качестве претендующих на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка) и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной соответствующим федеральным органом.
Судами с учетом обстоятельств рассматриваемого спора также правильно применены положения Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, согласно ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. I ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
На основании ч. I ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Установив обстоятельства дела, связанные с принятием истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с действиями комиссии в отношении оформления документов личного дела истца, с его правом на получение жилищного сертификата, правильно применив нормы материального и процессуального права, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о том, что ответчиком представлены сфальсифицированные доказательства, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который правильно руководствовался положениями ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о том, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, ст.67 указанного кодекса, в соответствии с которой при оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств (часть 5), а при оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа (ч 6).
Суд апелляционной инстанции, приходя к выводу о несостоятельности доводов истца о фальсификации ответчиком доказательств по делу, указал, что само по себе утверждение истца о том, что факты| и обстоятельства, изложенные в письменном доказательстве, не соответствуют действительности, не свидетельствует о порочности представленного доказательства, а представляет собой отрицание наличия фактов, на которых основаны требования или возражения на них; каких-либо доказательств, опровергающих представленные ответчиком документы, содержащих иные сведения и свидетельствующих о фальсификации, материалы дела не содержат.
Ссылки истца на обстоятельства, связанные с предоставлением копий документов и не представлением подлинников не свидетельствуют о нарушении судами норм процессуального права, поскольку в соответствии с положениями ст.71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию. Если копии документов представлены в суд в электронном виде, суд может потребовать представления подлинников этих документов.
Были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции и доводы истца относительно не проведения судом экспертизы на предмет установления принадлежности истцу подписи в заявлении от 14 января 2000 г, не истребовании документов (журнала жилищно-бытовой комиссии, архивного журнала учета документов жилищно-бытовой комиссии, журнала выдачи документов из архива ГУ МЧС России по АК, протоколов жилищной комиссии и др.). Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право определения обстоятельств, имеющих значение для дела, принадлежит суду, который вправе, в том числе, заявленные ходатайства отклонить. В связи с тем, что собранных по делу доказательств было достаточно для установления всех имеющих значение для дела обстоятельств и разрешения спора по существу, необходимости в истребовании дополнительных доказательств и назначении по делу судебной экспертизы судом не установлено.
Были предметом исследования суда первой и апелляционной инстанции доводы истца о том, что он был принят на учет на улучшение жилищных условий с 11 августа 1999 г, суды пришли к выводу об отсутствии доказательств принятия истца на учет администрацией Индустриального района г.Барпаула с 11 августа 1999 г, установив, что изменение даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по договору социального найма не повлечет правовых последствий в виде защиты нарушенного права, поскольку Л.А.В. на дату разрешения спора в списке очередников значится под номером 2, тогда как под номером 1 указан ФИО17, поставленный на учет 25 декабря 1989 г.
Оснований не согласиться с указанными выводами судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Вопреки доводам кассатора, суды руководствуясь ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правильному выводу о том, что установленные решением суда от 8 сентября 2021 г. по гражданскому делу N 2-2064/2021 обстоятельства, связанные с утверждением списков нуждающихся в получении жилого помещения по договорам социального найма с 2009 года по 2016 год в отношении постановки на учет К.С.М. ранее истца, восстановлением списка очередников и бездействия ответчика по уточнению данных истца о составе семьи в 2016 году, не подлежат повторному рассмотрению, являются преюдициальными для рассмотрения заявленных истцом требований.
Довод кассатора о том, что суды неправильно определили обстоятельства, имеющее значение для дела, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, поскольку из материалов дела следует, что обстоятельства дела установлены судом на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств, имеющих правовое значение для данного дела, в их совокупности, изложенные в решении выводы, соответствуют обстоятельствам дела. Переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты, не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
В целом доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют доводы иска, доводы апелляционной жалобы, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
По существу доводы кассационной жалобы в указанной части направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела, однако в соответствии с п. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены, либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими. Самостоятельной оценкой собранных по делу доказательств, равно как и принятием дополнительных доказательства, суд кассационной инстанции не наделен.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда г. Барнаула от 24 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Л.А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.