Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н. и Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болдарева Л.Н. к Управлению социальной защиты населения Отрадненского района Краснодарского края о перерасчете (индексации) ежемесячного размера выплаченных сумм возмещения вреда, по кассационной жалобе Болдарева Л.Н. на решение Отрадненского районного суда Краснодарского края от 24 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Болдарев Л.Н. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Отрадненского района Краснодарского края (далее - УСЗН Отрадненского района Краснодарского края) о перерасчете (индексации) ежемесячного размера выплаченных сумм возмещения вреда, указав, что является инвалидом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, является инвалидом N группы вследствие аварии на ЧАЭС до 20 апреля 2005 года. С 20 апреля 2005 года является инвалидом N группы вследствие аварии на ЧАЭС, согласно справке серия МСЭ - 2004 N от 20 апреля 2005 года. Ему выплачивается возмещение вреда, причиненного здоровью в размере 9849 рублей 36 копеек ежемесячно.
Полагает, что размер ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью подлежит перерасчету с 1 января 2002 года по росту величины прожиточного минимума в 2, 085 раз, с 1 января 2003 года по росту величины прожиточного минимума в 1, 222 раза, с 1 января 2004 года по росту величины прожиточного минимума в 1, 186 раза, с 1 января 2005 года по уровню инфляции в 1, 1 раза, с 1 января 2006 года по уровню инфляции в 1, 09 раза, с 1 января 2007 года по уровню инфляции в 1.08 раза, с 1 января 2008 года по уровню инфляции в 1, 105 раза, с 1 января 2009 года по уровню инфляции в 1, 13 раза, с 01 января 2010 года по уровню инфляции в 1.1 раза, с января 2011 года по уровню инфляции в 1, 065 раза, с 01 января 2012 году по уровню инфляции в 1, 06 раза, с 01 января 2013 года по уровню инфляции в 1, 055 раза, с 01 января 2014 года по уровню инфляции в 1, 05 раза, с 01 января 2015 года по уровню инфляции в 1, 055 раза, с 01 февраля 2016 года по уровню инфляции в 1, 07 раза, с 01 февраля 2017 года по уровню инфляции в 1, 054 раза, с 01 февраля 2018 года по уровню инфляции в 1, 025 раза, с 01 февраля 2019 года по уровню инфляции в 1, 043 раза, а недополученные суммы денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 1 марта 2001 года по 31 октября 2019 года подлежат индексации в связи с их несвоевременной выплатой по уровню УСЗН Отрадненского района Краснодарского края с просьбой произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, но получил отказ, который считает незаконным. Размер недополученных ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, согласно приведенного расчета, за период с 01 мая 2005 года по 31 октября 2019 года составляет 1 343 427 рублей 90 копеек.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил суд возложить на ответчика обязанность обязать ответчика назначить ему ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью с 01 ноября 2019 года в размере 21 567 рублей 04 копеек с последующей её индексацией в установленном законом порядке, включать Болдарева Л.Н. в списки на выплату ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью за счет средств федерального бюджета с указанием суммы в размере 21 567 рублей 04 копеек, а также взыскать с ответчика единовременно в его пользу за счет средств федерального бюджета 1 410 511 рублей 20 копеек в возмещение недополученных ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью за период с 01 мая 2005 года по 30 октября 2019 года.
Решением Отрадненского районного суда Краснодарского края от 24 декабря 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 декабря 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права. Просит направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судами первой и апелляционной инстанции неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов не соответствуют представленным в материалы дела доказательствам.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, Болдарев Л.Н. состоит на учете в управлении социальной защиты населения, как инвалид второй группы вследствие увечья, связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС и является получателем ежемесячной компенсации в возмещение вреда (п. 15 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС").
Вступившим в законную силу решением Отрадненского районного суда Краснодарского края от 15 ноября 2007 года по делу N 2-235/2007 об индексации ежемесячной суммы возмещения вреда на индекс роста величины прожиточного минимума 1, 12 (с 1 января 2002 года), установлено, что коэффициент 2, 085 не может быть применен, как необоснованно завышенный.
18 декабря 2007 судебной коллегией по гражданским делам Краснодарского краевого суда вынесено кассационное определение по делу N33-15642/2007, которым решение Отрадненского районного суда от 15 ноября 2007 оставлено без изменения, кассационная жалоба Болдарева Л.Н. оставлена без удовлетворения.
Указанными судебными постановлениями истцу определен размер суммы возмещения вреда и порядок его индексации.
Также судами установлено, что решение суда от 2007 года исполняется и истцу производятся выплаты.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что выплаты, назначенные истцу, производятся в соответствии с действующим законодательством, нарушений прав и свобод истца, а равно препятствий к осуществлению им его прав и свобод, ответчиком в отношении истца не допущено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют установленным фактическим обстоятельствам настоящего спора, постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В соответствии с пунктом 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее также - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 руб, предусмотренная пунктом 3 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1.
В соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 названного Закона, ежегодно выплачивается компенсация на оздоровление в размере 300 руб.
Положениями части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 года N 444-ФЗ) предусмотрен механизм защиты от инфляции сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат.
В силу указанной нормы закона размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно названной правовой норме Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) суммы возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.
Новый порядок исчисления размеров ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" (далее - Закон N 122), согласно которому было предусмотрено исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 руб. При этом в силу статьи 3 Закона N 122-ФЗ и статьи 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 руб. Одновременно Законом N 122-ФЗ в положения статей 15 и 40 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 руб. и ежегодная компенсация за вред здоровью 300 руб.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", вступившим в силу с 15 февраля 2001 года, было установлено, что суммы ежемесячных выплат подлежат ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 55 (часть 2), положения части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 года) и части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в их взаимосвязи постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер. Установлено, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими постановлениями начиная с 2004 года ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 размеров компенсаций и иных выплат.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм, постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847, от 7 мая 2005 года N 292, от 25 апреля 2006 года N 246, от 21 марта 2007 года N 171, от 21 декабря 2007 года N 914, от 16 декабря 2009 года N 1024, от 21 декабря 2010 года N 1079, от 8 декабря 2011 года N 1019, от 4 декабря 2012 года N 1255, от 19 декабря 2013 года N 1189, от 18 декабря 2014 года N 1411 утверждены Правила индексации с 2004 по 2015 года размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Названными постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. После 1 февраля 2016 года Правительство Российской Федерации определяет только коэффициент индексации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, все юридически значимые обстоятельства были установлены судами первой и апелляционной инстанции, при этом суды, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя. Судами правильно истолкованы и применены к спорным отношениям нормы материального права, подлежащие применению, в том числе учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно механизма индексации ежемесячных выплат.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П судам общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел было предоставлено право решения вопроса о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.
На момент обращения истца к ответчику с настоящим иском порядок индексации указанных сумм установлен вступившим в законную силу решением Отрадненского районного суда Краснодарского края от 15 ноября 2007 года по делу N 2-235/2007 в размере 1, 12, поэтому применение иного порядка индексации не соответствует требованиям действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для применения при индексации сумм в возмещения вреда здоровью коэффициента 2, 085, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и отклонены им применительно к установленным обстоятельствам, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о допущенных нарушениях норм материального и процессуального права. В обжалуемых судебных постановлениях подробно изложены мотивы принятого решения по существу спора.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных постановлений судом кассационной инстанции.
Ссылки в кассационной жалобе на иную судебную практику не свидетельствуют о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм материального и процессуального права, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на представленных доказательствах, в связи с чем являются несостоятельными.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Отрадненского районного суда Краснодарского края от 24 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Болдарева Л.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.