Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Кириченко А.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Сетевая компания" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 ноября 2022 года по гражданскому делу N 2-1880/2022 по иску Васильева Б.В. к Акционерному обществу "Сетевая компания" о признании незаконным отстранения от работы, взыскании неполученного заработка, компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, объяснения представителя ответчика акционерного общества "Сетевая компания" Бикчуровой А.Р, действующей на основании доверенности от 9 февраля 2021 года, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Васильев Б.В. обратился в суд с иском к акционерному обществу "Сетевая компания" (далее - АО "Сетевая компания) о признании незаконным отстранения от работы, возложении обязанности допустить к исполнению трудовых обязанностей, взыскании неполученного заработка, компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, процентов за пользование чужими денежными средствами. В обоснование истец указал, что с 1 апреля 2005 года работал в должности диспетчера района электрических сетей (10 разряд) в ОАО "Сетевая компания" - Казанские электрические сети. 16 сентября 2021 года филиалом ответчика был издан приказ об отстранении его от работы с 29 сентября 2021 года без сохранения заработной платы на основании постановления главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 3 августа 2021 года N 200, которым постановлено организовать проведение 2-кратной вакцинации по эпидемическим показаниям в отношении сотрудников компании и в срок до 20 сентября 2021 года. Информации об обязании работодателя отстранить истца от исполнения трудовых обязанностей по каким-либо основаниям, постановление N 200 не содержит. Причины, указанные в приказе об отстранении истца от исполнения трудовых обязанностей, не подпадают ни под одно условие статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации. Кроме того, истец считает, что имеет право на отказ от предоставления сведений, содержащих в себе врачебную тайну, так как проверка данных по вакцинации, и последующая передача сведений о работниках третьим лицам, например, в территориальные органы Роспотребнадзора или административные органы, возможна исключительно при наличии согласий работника на обработку его персональных данных.
Истец просил признать незаконным отстранение от работы, возложить обязанность допустить его к исполнению трудовых обязанностей, взыскать с ответчика неполученный заработок в размере 254 138, 20 руб, компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере 10 983 руб, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 4 619, 74 руб, расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб.
В ходе рассмотрения дела Васильев Б.В. от исковых требований о возложении обязанности допустить его к исполнению трудовых обязанностей отказался, в оставшейся части исковые требования уточнил и увеличил, просил признать незаконным отстранение истца от исполнения трудовых обязанностей, взыскать заработную плату в размере 480 208, 62 руб, компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере 47 948, 83 руб, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 19 793, 81 руб, расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб.
Определением суда от 11 мая 2022 года производство по делу в части исковых требований Васильева Б.В. к АО "Сетевая компания" об обязании допустить к исполнению трудовых обязанностей прекращено ввиду отказа истца от исковых требований.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 11 мая 2022 года в удовлетворении исковых требований Васильева Б.В. к АО "Сетевая компания" о признании незаконным отстранения от работы, взыскании неполученного заработка, компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, процентов за пользование чужими денежными средствами, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 ноября 2022 года решение Вахитовского районного суда города Казани от 11 мая 2022 года по данному делу в части отказа в удовлетворении исковых требований Васильева Б.В. к АО "Сетевая компания" о признании незаконным отстранения от работы, взыскании не полученного заработка, компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов, отменено и принято по делу в указанной части новое решение. Признано незаконным отстранение Васильева Б.В. от работы в АО "Сетевая компания" в должности диспетчера района электрических сетей. Взыскано с АО "Сетевая компания" в пользу Васильева Б.В. не полученный заработок за период незаконного отстранения от работы в сумме 492 097, 32 руб, компенсация за задержку выплат в размере 24 953, 97 руб, компенсация морального вреда в размере 10 000 руб, расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения. Взыскана с АО "Сетевая компания" государственная пошлина в размере 8 670, 51 руб. в доход бюджета соответствующего муниципального образования.
В кассационной жалобе, поданной заявителем АО "Сетевая компания", ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Выслушав объяснения представителя АО "Сетевая компания" Бикчуровой А.Р, поддержавшей доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Иные лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела следует, что Васильев Б.В. с 1 апреля 2005 года состоит в трудовых отношениях с АО "Сетевая компания" в должности электромонтера 6 разряда, с учетом дополнительного соглашения к трудовому договору Васильев Б.В. работает в должности диспетчера района электрических сетей оперативно-диспетчерской Службы.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности АО "Сетевая компания" является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.
Приказом работодателя от 9 августа 2021 года N ПР.КЭС-308 в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции и формирования коллективного иммунитета, на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации и на основании постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 3 августа 2021 года N 200 о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям в соответствии с приказом АО "Сетевая компания" от 5 августа 2021 года N ПР.СК по ОД-87 "О проведении вакцинации персонала" в организации ответчика организовано проведение вакцинации по эпидемиологическим показаниям против COVID-19.
Согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.3 данного приказа заместителям генерального директора, помощнику генерального директора, начальникам управлений, руководителям структурных подразделений управления АО "Сетевая компания" приказано обеспечить двукратную вакцинацию подчиненных сотрудников старше восемнадцати лет за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания для вакцинации COVID-19 (при наличии документального подтверждения), в том числе перенесенной COVID-19 в период не более полугода после выздоровления (при наличии сертификата переболевшего COVID-19).
С 17 сентября 2021 года не допускать к работе (на рабочие места) не прошедших двукратную вакцинацию работников на период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для недопущения к работе, не допускать к работе (на рабочие места) не прошедших двукратную вакцинацию вновь принятых работников и работников при выходе на работу по окончании ежегодного отпуска на период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для недопущения к работе.
Приказом работодателя от 16 сентября 2021 года N ПР.КЭС-370 на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации и на основании постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 3 августа 2021 года N 200 о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям, приказа филиала АО "Сетевая компания" - Казанские электрические сети от 9 августа 2021 года N отстранить от работы, в том числе Васильева Б.В, диспетчера района электрических сетей, с 29 сентября 2021 года, до устранения обстоятельств, явившихся основанием для недопущения к работе, либо отмены постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 3 августа 2021 года N 200.
С данным приказом истец ознакомлен 29 сентября 2021 года, не согласился с ним, указал, что данный приказ фактически является принуждением к медицинскому эксперименту, противоречит законодательству Российской Федерации.
Приказом АО "Сетевая компания" от 14 марта 2022 года N ПР.КЭС-103 ранее принятые приказы о проведении вакцинации персонала и отстранении от работы признаны утратившими силу, приказано о необходимости отстраненным работникам приступить к работе с 15 марта 2022 года, о чем Васильев Б.В. был ознакомлен в указанный день.
По приказу о прекращении трудового договора с работником от 18 марта 2022 года N/ЛС истец уволен 18 марта 2022 года по собственному желанию по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции, сославшись на статью 76 Трудового кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Федерального закона N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пришел к выводу о том, что у ответчика имелись основания для отстранения истца от работы, предусмотренные абзацем 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом суд исходил из того, что главным государственным санитарным врачом по Республике Татарстан вынесено постановление о проведении профилактических прививок, обязательное для истца, как для работника в сфере передачи электроэнергии и технологического присоединения к распределительным электросетям, от прохождения которых он отказался, в связи с чем у ответчика имелись основания для отстранения Васильева Б.В. от работы на период эпидемиологического неблагополучия, пришел к выводу, что вышеуказанными приказами на Васильева Б.В, работающего в АО "Сетевая компания", основным видом деятельности которого является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, была возложена обязательная иммунизация против коронавирусной инфекции (COVID-19).
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции не согласился, указав следующее.
Перечень оснований, по которым работодатель вправе отстранить работника от исполнения трудовых обязанностей без сохранения заработной платы, установлен в статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации.
В числе таких оснований поименованы требование органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также случаи, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как указал суд апелляционной инстанции, основанием для издания приказа работодателя об отстранении Васильева Б.В. от работы явился приказ от 16 сентября 2021 года NПР.КЭС-370, который, в свою очередь, был основан на постановлении главного государственного санитарного врача (заместителя) о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям от 3 августа 2021 года N 200.
Вместе с тем, данное постановление главного государственного санитарного врача (заместителя) о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям от 3 августа 2021 года N200 не содержит указания на отстранение работников от работы до момента устранения обстоятельств, явившихся основанием для недопущения к работе без сохранения заработной платы. Занимаемая истцом должность диспетчер района электрических сетей не поименована в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825.
Кроме того, сославшись на положение части 1 статьи 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции указал, что в рассматриваемом случае каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность осуществления истцом своих трудовых функций дистанционно, ответчиком представлено не было.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что отстранение истца от работы произведено ответчиком без достаточных оснований. В этой связи постановленное судом решение об отказе в удовлетворении исковых требований Васильева Б.В. к АО "Сетевая компания" о признании приказа об отстранении от работы незаконным, и, как следствие, взыскании неполученного заработка, компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы и компенсации морального вреда, отменено в указанной части и принято новое решение о признании незаконным отстранения Васильева Б.В. от работы в АО "Сетевая компания" в должности диспетчера района электрических сетей. Взысканы с АО "Сетевая компания" в пользу Васильева Б.В. не полученный заработок за период незаконного отстранения от работы в размере 492 097, 32 руб, компенсация за задержку выплат в размере 24 953, 97 руб, компенсация морального вреда в размере 10 000 руб, расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Судебная коллегия кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с абзацами 2, 4 статьи 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, и разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, возложена также на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (абзацы 2, 3).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1).
Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50); выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65 (действовали до 1 сентября 2021 года), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 (действуют с 1 сентября 2021 года).
Согласно пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2, в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, отнесен ко II группе патогенности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715, дополнен п. 16: код заболеваний по МКБ-10 - В 34.2, наименование заболевания - коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
На основании абзаца 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Минтруд России письмом от 4 марта 2021 года N 14-2/10/В-2314 разъяснил, что вакцинация проводится добровольно. Исключением является выполнение работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Отсутствие прививки в этом случае влечет отказ в приеме на работу или отстранение от ее выполнения. Остальные работники вправе отказаться от плановой вакцинации (в соответствии с национальным календарем профилактических прививок). При наличии письменного отказа работодатель не вправе отстранить работника от работы или принудить его к вакцинации.
Между тем, если Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем вынесено постановление о проведении профилактических прививок, граждане имеют право отказаться от них, но в таком случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия.
Роструд выразил мнение, что все работники, для которых актами главных санитарных врачей субъектов РФ предусмотрена профилактическая вакцинация от COVID-19, и которые не имеют медицинских противопоказаний для такой прививки, могут быть отстранены от работы без сохранения зарплаты. Ведомство считает, что это относится и к работникам, работающим удаленно (дистанционно).
Суд апелляционной инстанции, приходя к выводу о недоказанности работодателем невозможности перевести на дистанционную работу истца, не указал, на основании чего пришел к выводу, о возможности освобождения работника от прохождения вакцинации, а также не учел вышеуказанные разъяснения.
Выводы суда апелляционной инстанции, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, работа истца к ним не относится сделан без учета вышеперечисленных норм права.
В данном случае решение о проведении профилактической прививки по эпидемическим показаниям в виде мотивированного постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан принято Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих в соответствии с Федеральными законами от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и распространяет свое действие на истца в соответствии со сферой деятельности работодателя и с учетом трудовой функции работника, действовавший в спорный период приказ Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н, которым утвержден календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, приказом Минздрава России от 09 декабря 2020 года N 1307н дополнен позицией о прививке против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 в отношении категории граждан приоритета 2-го уровня, в которую входят работники организации транспорта и энергетики.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 года N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 года N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1).
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Во исполнение данной нормы закона Приказом Минздрава Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 125н утвержден Национальный календарь профилактических прививок, определяющий состав профилактических прививок для каждой из категорий граждан.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 1-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям.
В связи с регистрацией заболевания новой коронавирусной инфекцией (экстренное извещение N30845 от 3 августа 2021 года из ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" в АО "Сетевая компания" в целях снижения рисков распространения COVID-19, предотвращения групповых очагов в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 февраля 2021 года N47н "О внесении изменения в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N125н", Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", СП 3.1/1/3.23146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при осуществлении деятельности "передача электроэнергии и технологическое присоединение r распределительным электросетям" Главным государственным санитарным врачом по Республике Татарстан принято постановление от 3 августа 2021 года N 200 о проведении профилактических прививок в отношении сотрудников АО "Сетевая компания", включая филиалы, расположенные на территории Республики Татарстан, старше 18 лет, не имевших близкие контакты с заболевшим, не привитых и не имеющих сведений о профилактических прививках против COVID-19, за исключением документально подтвержденных медицинских противопоказаний, в том числе перенесенной COVID-19 в период не более полгода после выздоровления, имевших близкие контакты - по окончанию 14-дневного медицинского наблюдения до 16 сентября 2021 года.
Судом апелляционной инстанции не указано, в связи с чем, исполнение указанного постановления для истца или ответчика являлось не обязательным.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 года N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 года N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Судом апелляционной инстанции не установлены юридически значимые обстоятельства по делу, не применены нормы права, регулирующие спорные правоотношения.
Суд апелляционной инстанции, сославшись на отсутствие в постановлении главного санитарного врача требований об отстранении работников, не прошедших вакцинацию, не учел выше указанные нормы, что именно работодателем решается вопрос об отстранении работника от работы.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей.
Согласно абзацу 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаеd, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 года N 1867-О).
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ Главные государственные санитарные врачи при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Количество работников, которые должны быть привиты для предотвращения дальнейшей угрозы распространения коронавирусной инфекции, устанавливает также главный санитарный врач в субъекте.
При этом, работодатель обязан отстранить от работы работника, выразившего отказ от проведения вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний, в соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на правильность разрешения заявленного спора, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, в связи с чем подлежит отмене с направлением гражданского дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить заявленные требования в соответствии с подлежащими применению к спорным правоотношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 ноября 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Верховный Суд Республики Татарстан.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Н.В. Бросова
А.Д.Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.