Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4046/2022; УИД: 24RS0046-01-2022-002845-68 по иску Зудова Андрея Николаевича к акционерному обществу "Норильско-Таймырская энергетическая компания" о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе представителя Зудова Андрея Николаевича - Кириллова Александра Игоревича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 11 января 2023г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения представителя акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" Королевой Т.А, принимавшей участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, поддержавшей доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зудов А.Н. обратился в суд с требованиями к акционерному обществу "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (далее по тексту также АО "НТЭК") о признании приказа об отстранении от работы от 14 декабря 2021 г. N незаконным, возложении обязанности допустить к выполнению работы на территории АО "НТЭК" с даты принятия решения судом в соответствии с обусловленной трудовым договором функцией, взыскании компенсации морального вреда в размере 70000 руб, начислении и выплате заработной платы за период незаконного отстранения от работы с 16 декабря 2021 г. и до дня отмены приказа от 14 декабря 2021 г. из расчета среднедневного заработка в размере 7408, 02 руб.
Требования мотивированы тем, что с 20 июня 2012 г. он состоит с ответчиком в трудовых отношениях, занимая с 24 марта 2017 г. должность ведущего инженера участка релейной защиты и противоаварийной автоматики подстанции "Игарка" Усть-Хантайской гидроэлектростанции.
Приказом работодателя от 14 декабря 2021 г. N он был отстранен от работы с 16 декабря 2021 г. в связи с тем, что не предоставил ответчику сведения о прохождении вакцинации. Истец считает вышеуказанный приказ незаконным, поскольку какие-либо законные основания для его отстранения отсутствовали.
Определением суда от 4 октября 2022 г. производство по гражданскому делу в части требований о возложении на ответчика обязанности допустить истца к выполнению работы на территории АО "НТЭК" с даты принятия решения судом в соответствии с обусловленной трудовым договором функцией было прекращено, в связи с отказом истца от данного требования.
Решением Свердловского районного суда г. Красноярска от 4 октября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 11 января 2023 г, в удовлетворении искового заявления Зудова Андрея Николаевича к ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда - отказано.
В кассационной жалобе представитель Зудова А.Н. - Кириллов А.И. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 11 января 2023г, как незаконное и необоснованное, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Относительно доводов кассационной жалобы акционерным обществом "Норильско-Таймырская энергетическая компания" принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (всем лицам, участвующим в деле заблаговременно направлены судебные извещения, направленные истцу и представителю истца судебные извещения вернулись по истечении срока хранения), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав пояснения представителя акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" Королевой Т.А, принимавшей участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, поддержавшей доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Из материалов дела следует и судебными инстанциями установлено, что на основании трудового договора от 20 июня 2012 г. истец Зудов А.Н. с 22 июня 2012 г. был принят на работу к ответчику на должность электрослесаря по ремонту оборудования распределительных устройств в группу по обслуживанию и ремонту подстанции района электрических сетей-2 службы электрических сетей и подстанций Усть-Хантайской гидроэлектростанции.
Согласно условиям дополнительного соглашения от 24 марта 2017 г. к трудовому договору от 20 июня 2012 г. Зудов А.Н. с 24 марта 2017 г. переведен на должность ведущего инженера участка релейной защиты и противоаварийной автоматики подстанции "Игарка" Усть-Хантайской гидроэлектростанции.
Должностные обязанности ведущего инженера участка релейной защиты и противоаварийной автоматики подстанции "Игарка" Усть-Хантайской гидроэлектростанции АО "НТЭК" установлены разделом 2 должностной инструкции, выполнение которых невозможно осуществлять на дистанционной (удаленной) работе, поскольку их выполнение требует непосредственное присутствие работника на работе.
В соответствии с Уставом, Выпиской из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" является производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций.
1 июля 2021 г. генеральным директором АО "НТЭК" издан приказ N "О мерах по обеспечению непрерывности деятельности АО "НТЭК" в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции", в соответствии с которым приказано, в том числе: предоставлять работникам АО "НТЭК" после каждого этапа прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе прошедшим вакцинацию до даты утверждения настоящего приказа, по одному дополнительному дню отдыха с сохранением среднего заработка; работникам АО "НТЭК" почувствовавшим после вакцинации недомогание и оформившим в связи с этим в течение недели после вакцинации листки нетрудоспособности, производить доплату к пособию по временной нетрудоспособности, согласно пунктам 3.1 и 3.2 данного приказа.
В целях обеспечения защиты работников АО "НТЭК" и непрерывности деятельности общества, учитывая сложившуюся эпидемиологическую ситуацию по коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации, 6 июля 2021г. генеральным директором АО "НТЭК" был издан приказ N о введении ограничительных мероприятий, направленных на защиту работников АО "НТЭК", в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID- 19), согласно пункту 1.2 которого руководителям функциональных подразделений АО "НТЭК" рекомендовано на период наличия обстоятельств сохраняющейся на территории угрозы распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) временный перевод работников функциональных подразделений Компании на дистанционный режим исполнения трудовых функций по месту проживания (пребывания). Приказано реализацию пункта 1.2 данного приказа производить согласно утвержденным генеральным директором АО "НТЭК" пофамильным спискам работников и при наличии возможности организации труда работников, которые временно будут переведены на дистанционную (удаленную) работу (пункт 1.3).
Согласно приложению к вышеуказанному приказу от 6 июля 2021 г. N был закреплен перечень мер, направленных на защиту работников АО "НТЭК" в периоды угрозы распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), среди которых было организовано информирование работников, включая Зудова А.Н, о важности прохождения вакцинации комбинированной векторной вакциной для профилактики коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, в объеме не менее 60% от общей численности подразделения, а также возможности прохождения работниками подчиненного подразделения вакцинации в соответствии с утвержденным графиком.
Согласно приказу от 12 августа 2021 г. N "О введении ограничительных мероприятий, направленных на защиту работников АО "НТЭК", в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), с даты издания приказа внесены изменения в перечень мер, направленных на защиту работников АО "НТЭК" в период угрозы распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных приказом от 6 июля 2021 г. N
Пункт 1.2 изложен в следующей редакции: "Обеспечить выполнение требований об обязательной вакцинации от коронавирусной инфекции отдельных категорий работников подчиненных подразделений в случае, если указанные требования установлены постановлениями главных государственных санитарных врачей Российской Федерации и по Красноярскому краю, нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и Красноярского края".
Приказом от 7 октября 2021 г. N утверждены меры по защите работников АО "НТЭК" в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), в приложении к которому закреплен перечень мер, направленных на защиту работников АО "НТЭК" в период распространения коронавирусной инфекции, в том числе, по организации информирования работников о важности прохождения вакцинации комбинированной векторной вакциной для профилактики коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, в объеме не менее 60% от общей численности подразделения.
Приказом от 7 декабря 2021 г. N в вышеуказанный приказ от 7 октября 2021 г. N внесены изменения, в пункте 1.3 заменены слова "В объеме 60% от общей численности АО "НТЭК" на слова "В объеме не менее 80% от общей численности АО "НТЭК" к 15 декабря 2021г.".
9 декабря 2021 г. был издан приказ N "О мерах по обеспечению бесперебойного и безопасного функционирования АО "НТЭК" в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции", в соответствии с которым в связи с высоким риском заболевания инфекционными болезнями было приказано с 16 декабря 2021 г. отстранить от работы или перевести на дистанционный (удаленный) режим работы работников, чьи места расположены на территории Красноярского края, не прошедших, в установленном действующим законодательством порядке и сроки, вакцинацию профилактической прививкой против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и которые документально не подтвердили медицинское противопоказание к вакцинации, оформленное в соответствии с действующими медицинскими инструкциями и методическими рекомендациями по медицинскому применению иммунобиологических лекарственных препаратов. Пунктом 2 приказа установлены сроки отстранения от работы, в пункте 3.2 приказа указано на то, что заработную плату отстраненным работникам за период отстранения от работы не начислять. С данным приказом Зудов А.Н. ознакомлен 10 декабря 2021 г.
Судом установлено, что Зудов А.Н. отказался от предоставления работодателю документов, подтверждающих прохождение вакцинации.
Приказом от 14 декабря 2021 г. N Зудов А.Н. был отстранен от работы с 16 декабря 2021 г. до предоставления работодателю документов, подтверждающих вакцинацию профилактической прививкой против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), или наличие медицинских противопоказаний к вакцинации, оформленных в соответствии с действующими медицинскими инструкциями и методическими рекомендациями по медицинскому применению иммунобиологических лекарственных препаратов.
Полагая приказ об отстранении от работы незаконным, истец обратился с иском в суд.
Разрешая требования истца о признании незаконным приказа об отстранении его от работы от 14 декабря 2021 г. N, суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу об отказе в удовлетворении данных требований.
При этом суд исходил из того, что новая коронавирусная инфекция (COVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, внесена в календарь профилактических прививок, обязательное проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции работникам, работающим в организациях, осуществляющих деятельность в сфере энергетики, прямо предусмотрено постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021г. N 43, в связи с чем, отказ от такой вакцинации при отсутствии документов, подтверждающих наличие противопоказаний к профилактической прививке против COVID-19, влечет обязанность работодателя по отстранению работника от работы на основании абз. 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157 "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту также Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 1 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее по тексту также Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н (действовал до 30 декабря 2021 г.), после чего вступил в силу приказа Минздрава России от 6 декабря 2021 г. N 1122н.
Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 г. N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 г. N 43 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", принятым в связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Красноярского края, утверждены категории (группы) граждан, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), к которым относятся, в том числе и работники, работающие в сфере энергетики (пункт 1.1).
В соответствии с пунктом 1.7 Постановления (ред. от 17 ноября 2021 г.), пункт 1 Постановления не распространяется на лиц, имеющих документально подтвержденные противопоказания к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 г. N 1867-О).
Разрешая заявленные требования, руководствуясь приведенным правовым регулированием, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Зудовым А.Н. исковых требований, поскольку коронавирусная инфекция (2019-nCoV) постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих; обязательность прививок в этом случае обуславливается нормами Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ; в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, истец Зудов А.Н. относится к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, а, следовательно, у работодателя имелись основания для отстранения истца от работы.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для отстранения Зудова А.Н. от работы, аналогичны доводам ранее заявлявшимся истцом при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, они являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций и обоснованно отклонены.
Вакцинация направлена исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Согласно абзацу 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 г. N 1867-О).
Поскольку отстранение от работы является не правом, а обязанностью работодателя, что вытекает из статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, работодатель вправе запрашивать у работников, для которых вакцинация является обязательной в силу Перечня и нормативного правового акта главного санитарного врача, сведения о прохождении/непрохождении ими вакцинации.
В данном случае доказательств о перенесенном истцом заболевании коронавирусной инфекцией, наличии медицинских противопоказаний к вакцинации материалы дела не содержат.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с изложенными в апелляционном определении выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, о незаконных действиях ответчика по отстранению истца от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, не влекут отмену судебного акта, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отстранение истца от работы, ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения, носило законный характер, поскольку трудовая деятельность истца подразумевает контакты с неограниченным кругом сотрудников и граждан, а потому отказ от вакцинации со стороны истца носил риск распространения новой коронавирусной инфекцией.
Фактически доводы кассационной жалобы в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 11 января 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Зудова Андрея Николаевича - Кириллова Александра Игоревича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.