Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Медведкиной В.А, судей Осиповой Е.М, Устимова М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусевского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Гусевский городской округ", Правительству Калининградской области о возложении обязанности обеспечить инфраструктурой земельные участки, расположенные на территории муниципального образования "Гусевский городской округ", по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Гусевский городской округ" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 7 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А, выслушав объяснения представителя администрации МО "Гусевский городской округ" ФИО4, действующей на основании доверенности N57д от ДД.ММ.ГГГГ, поддержавшей доводы жалобы, возражения прокурора Бахтиной Н.И, судебная коллегия
установила:
Гусевский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к администрации муниципального образования "Гусевский городской округ" Калининградской области, Правительству Калининградской области, указав в его обоснование, что в ноябре 2021 года по обращению ФИО26 проведена проверка деятельности администрации МО "Гусевский городской округ" по исполнению законодательства, регламентирующего предоставление земельных участков в собственность граждан, имеющих 3-х и более детей, в ходе которой установлено, что в период 2019-2021 гг. администрацией МО "Гусевский городской округ" сформирован и предоставлен в собственность бесплатно без проведения торгов семьям, имеющим трех и более детей, 21 земельный участок для индивидуального жилищного строительства. Вместе с тем, до настоящего времени ответчиками не исполнена обязанность по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, не организовано электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, устройство автомобильных дорог местного значения, что влечет невозможность использования земельных участков по целевому назначению. По данному факту Гусевским городским прокурором выносились представления в адрес администрации МО "Гусевский городской округ" 17 декабря 2019 года, 16 апреля 2021 года, 24 мая 2021 года. Из ответа главы администрации от 17 мая 2021 года следует, что доводы прокурора признаны обоснованными, однако доходная часть бюджета не позволяет в полном объеме выполнить мероприятия, включающие разработку проектной документации на строительство инженерной инфраструктуры и производства строительных работ объектов инженерной инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых под застройку многодетным семьям. Данные мероприятия возможно осуществить при условии выделения лимитов денежных средств из бюджетов регионального и федерального уровней.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Гусевский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просил возложить на администрацию МО "Гусевский городской округ", Правительство Калининградской области обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить земельные участки, расположенные на территории муниципального образования "Гусевский городской округ" в кадастровых кварталах "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", предоставленные льготной категории граждан (многодетным семьям), инженерной инфраструктурой: электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, дорогами и подъездными путями.
Решением Гусевского городского суда Калининградской области от 31 августа 2022 года иск Гусевского городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворен частично. На Правительство Калининградской области, администрацию МО "Гусевский городской округ" Калининградской области в пределах своей компетенции возложена обязанность по осуществлению организации комплекса мер, направленных на обеспечение земельных участков, находящихся в кадастровых кварталах "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", в границах земельных участков, предоставленных многодетным семьям, системой коммунальной инфраструктуры в сферах электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, системой транспортной инфраструктуры в течение 2 (двух) лет со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 7 декабря 2022 года решение Гусевского городского суда Калининградской области от 31 августа 2022 года суда отменено в части возложения на Правительство Калининградской области в пределах его компетенции обязанности по осуществлению организации комплекса мер, направленных на обеспечение земельных участков, находящихся в кадастровых кварталах "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", в границах земельных участков, предоставленных многодетным семьям, системой коммунальной инфраструктуры в сферах электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, системой транспортной инфраструктуры в течение 2 (двух) лет со дня вступления решения суда в законную силу. В указанной части принято новое решение, которым Гусевскому городскому прокурору в удовлетворении исковых требований к Правительству Калининградской области отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрацию МО "Гусевский городской округ" Калининградской области просит об отмене апелляционного определения, указывая, что обязанность по обеспечению земельных участков объектами инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, тогда как на органы местного самоуправления возложена лишь обязанность по организации, а не обеспечению в границах округа электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Иные лица, надлежащим образом уведомленные о дате и времени рассмотрения дела, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правом участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не воспользовались. Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание обжалуемого судебного постановления и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Судом второй инстанции правильно применены нормы материального права, определены и на основе надлежащей оценки доказательств установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение, исходя из которых сделаны правильные выводы по существу спора.
Как установлено судами, и следует из материалов дела, на основании постановлений главы администрации МО "Гусевский городской округ" ряду лиц предоставлены в собственность бесплатно земельные участки из земель населенных пунктов неразграниченной государственной собственности, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства (13 участков).
Помимо этого, 7 земельных участков предоставлено из земель населенных пунктов, муниципальной собственности, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства.
Также судом установлено, что администрация МО "Гусевский городской округ" обращалась в ОАО "Гусев-Водоканал", АО "Янтарьэнерго" с заявлениями о выдаче технических условий и с заявками на технологическое присоединение спорных участков. Технические условия ОАО "Гусев-Водоканал" были выданы администрации, технические условия АО "Янтарьэнерго" были подготовлены, но в связи с не направлением в АО "Россети Янтарь" в срок подписанных со стороны заявителя договоров, оферта и заявки были аннулированы.
В настоящее время исполнена заявка на технологическое присоединение индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", с заявкой на присоединение обращался лично гражданин.
С момента предоставления гражданам ФИО9, ФИО17, ФИО14, ФИО23, ФИО12, ФИО21, ФИО7, ФИО8,, ФИО25, ФИО10, ФИО11,, ФИО13, ФИО24, ФИО15, ФИО16, ФИО18, ФИО19, ФИО20Г, ФИО22 земельных участков до момента обращения Гусевского городского прокурора в суд - 1 марта 2022 года прошло от одного до трех лет, однако, земельные участки не обеспечены инженерной инфраструктурой и транспортным сообщением, что по мнению суда, свидетельствует о непринятии в течение разумного срока должных мер для обеспечения данных земельных участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о том, что таким неправомерным бездействием ответчиков нарушаются права неопределенного круга лиц.
При этом суд согласился с позицией Гусевского городского прокурора о том, что обязанность по обеспечению земельных участков объектами необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, действующим правовым регулированием возложена как на орган местного самоуправления, так и на орган государственной власти субъекта Российской Федерации, и удовлетворил исковые требования прокурора в полном объеме, в отношении обоих заявленных им ответчиков.
Проверяя решение суда по доводам апелляционной жалобы Правительства Калининградской области о том, что в силу действующего правового регулирования вопросы организации инженерной инфраструктуры в границах муниципального образования в полном объеме отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, которые, при определении земельных участков для предоставления в установленном порядке в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, должны исходить из оснащенности земельных участков объектами необходимой инфраструктуры, судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда нашла их заслуживающими внимания.
Отменяя решение суда в отношении Правительства Калининградской области, суд второй инстанции исходил из следующего.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64). В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
При этом, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Конституция Российской Федерации также исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) и определяет решение вопросов местного значения предметной сферой его деятельности (статья 130, часть 1), предполагая при этом связанность местного самоуправления требованиями Конституции Российской Федерации и законов (статья 15, части 1 и 2) и необходимость взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения. Наряду с этим допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (статья 132, часть 2 Конституции Российской Федерации), а также иные формы участия органов местного самоуправления в осуществлении совместно с органами государственной власти функций государства на конкретной территории.
Решение вопросов благоустройства территорий, включая инфраструктурные аспекты, является одним из традиционных направлений реализации функций местного самоуправления, основным предназначением которого является обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения конкретных муниципальных образований.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.
В числе вопросов местного значения городского округа в части 1 статьи 16 этого Федерального закона закреплены, в частности: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).
Направления деятельности администраций городских округов - в рамках общих принципов правового регулирования компетенции муниципальных образований - выражены в правовых нормах общего характера, поэтому содержание такой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения вопросов местного значения, должно раскрываться во взаимосвязи с положениями специального отраслевого, в том числе бюджетного, законодательства. Понятие "организация", используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Соответственно, на положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящие часть определяемых посредством термина "организация" вопросов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на данной территории, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества и к транспортной инфраструктуре общего пользования, служащей необходимой предпосылкой для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
При этом названные законоположения, прямо отсылающие к отраслевому законодательству, предполагают лишь определенную степень участия городских округов в реализации соответствующих публичных задач и не ограничивают органы местного самоуправления в определении оптимальных вариантов их решения, в частности с учетом существующих финансовых возможностей муниципального образования.
Пунктами 1, 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях отнесены вопросы организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; согласование инвестиционных программ.
Пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 34 того же Федерального закона, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Статья 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации в числе случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно называет предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6), а также предоставление земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7).
Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года N 1119-р "Комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей").
При этом в системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Поскольку же земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 данного Кодекса). В таких регламентах, как следует из пункта 4 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
Следовательно, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372; подпункты 3 и 4 пункта 17).
Нашедший отражение в Земельном кодексе Российской Федерации подход, в силу которого полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки многодетных семей и в иных такого рода случаях, связанных с обеспечением социальной поддержки определенных категорий граждан, закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, коррелирует с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающими, что решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (подпункты 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3).
При этом федеральный законодатель допускает возложение субъектом Российской Федерации на органы местного самоуправления обязанности по отчуждению находящихся в собственности муниципальных образований земельных участков в пользу граждан путем определения случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность граждан в качестве меры социальной поддержки. Однако это не предполагает определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации конкретных подлежащих приватизации земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П, органы местного самоуправления в вопросе подбора земельных участков, пригодных для соответствующих целей, действуют по своему усмотрению, в том числе самостоятельно оценивая нуждаемость муниципального образования в тех или иных земельных участках для решения вопросов местного значения, притом что они соответствуют требованиям законодательства о составе объектов муниципальной собственности.
Между тем, не исключаются ситуации, когда объективная возможность формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах конкретного муниципального образования отсутствует вследствие особенностей его развития с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан (Определение от 21 февраля 2008 года N 121-О-О). В таких случаях предоставление земельных участков в собственность гражданам бесплатно может обеспечиваться, например, на основе передачи в собственность муниципального образования земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации требований о недопустимости принятия решений о передаче имущества из государственной собственности в муниципальную собственность в одностороннем порядке, без учета волеизъявления органов местного самоуправления и объективной необходимости такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 828-О-П, от 5 марта 2009 года N 401-О-О и от 7 февраля 2012 года N 234-О-Р).
Таким образом, в системе действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При отсутствии же на территории городского округа земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно в таких случаях обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке исполнения полномочий, установленных подпунктами 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Если же имеет место согласие органов местного самоуправления на принятие в муниципальную собственность из собственности субъекта Российской Федерации земельного участка для целей последующей передачи в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (либо в иных подобных случаях государственной поддержки семей, имеющих детей), то оно влечет за собой - при отсутствии иных договоренностей между органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования и органами государственной власти субъекта Российской Федерации - обязанность муниципального образования по обеспечению соответствующего земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, поскольку параметры такого земельного участка и цели его использования известны на момент его принятия в муниципальную собственность.
Особенности правового регулирования земельных отношений, в том числе по вопросам предоставления в установленных случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), на территории Калининградской области с целью реализации полномочий Калининградской области как субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, определяются Законом Калининградской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области".
Согласно статье 16.1 названного Закона (в соответствующей редакции) граждане Российской Федерации, проживающие на территории Калининградской области и имеющие трех и более детей (включая усыновленных, удочеренных) в возрасте до 18 лет, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки их на данный учет (далее - многодетные граждане), имеют право однократно бесплатно приобрести земельные участки в собственность, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов в порядке, установленном настоящей статьей.
Многодетным гражданам предоставляются в собственность бесплатно земельные участки, образованные органом местного самоуправления и включенные в перечень земельных участков.
Перечень земельных участков, указанных в пункте 3, ежеквартально формируется органом местного самоуправления из земельных участков, образованных и прошедших государственный кадастровый учет в текущем квартале, а также из земельных участков, входящих в ранее утвержденный перечень, но не предоставленных многодетным гражданам, и не позднее чем за 10 календарных дней до окончания квартала, в котором осуществляется формирование перечня земельных участков, утверждается решением органа местного самоуправления. Перечень должен содержать характеристики земельных участков: местоположение, адрес, кадастровый номер, площадь и вид разрешенного использования.
Образованные земельные участки, предназначенные для предоставления многодетным гражданам, в месячный срок с даты их постановки на государственный кадастровый учет подлежат включению в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам. Земельные участки, находящиеся в перечне земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам, состоящим на учете, и предоставленные данной категории, подлежат исключению из перечня земельных участков, предназначенных для многодетных граждан, в течение 14 дней с момента предоставления.
Орган местного самоуправления ежеквартально, не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим кварталом, публикует в определенном им печатном издании и одновременно размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечень земельных участков и информационное сообщение. Опубликованный перечень земельных участков не подлежит изменению.
Многодетный гражданин в течение 30 календарных дней с даты опубликования в печатном издании и размещении перечня земельных участков и информационного сообщения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень земельных участков.
На основании полученных сведений, а также с учетом положений пункта 8-1 настоящей статьи орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения сведений из Сводного реестра определяет многодетных граждан, которым предоставляются земельные участки, из числа лиц, включенных в список многодетных граждан, и осуществляет одно из следующих действий:
1) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и об исключении многодетного гражданина из списка граждан, подавших заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, и снятии его с учета;
2) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Земельные участки, включенные в перечень земельных участков, утвержденный в соответствующем квартале, и не предоставленные многодетным гражданам, подлежат включению в перечень земельных участков в следующем квартале в порядке, установленном настоящей статьей.
Решение о бесплатном предоставлении в собственность многодетному гражданину земельного участка оформляется правовым актом органа местного самоуправления и в месячный срок направляется заявителю с приложением акта приема-передачи земельного участка.
Орган местного самоуправления в соответствии с потребностью в земельных участках в целях их предоставления многодетным гражданам и при отсутствии земельных участков для указанных целей на территории данного муниципального образования может обратиться в Правительство Калининградской области или другие органы местного самоуправления Калининградской области о безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельного участка под заявленные цели.
Исполнительный орган государственной власти Калининградской области, уполномоченный Правительством Калининградской области в установленном им порядке, осуществляет мониторинг обеспечения граждан, имеющих трех и более детей, земельными участками на территории Калининградской области.
Из материалов настоящего дела следует, что гражданам предоставлены земельные участки, которые были образованы органом местного самоуправления в пределах его компетенции из земель неразграниченной государственной собственности и муниципальных земель в соответствии с утвержденными проектами планировок и проектами межеваний территорий, и поставлены на кадастровый учет, и включенные органом местного самоуправления в утвержденный Перечень земельных участков, предлагаемых для предоставления многодетным семьям, что подразумевало и принятие муниципальным образованием на себя определенных обязательств, связанных с обеспечением их пригодности для тех целей, для которых они предоставляются.
При этом со стороны Правительства Калининградской области каких-либо действий, направленных на формирование земельных участков, либо на их передачу из государственной собственности в муниципальную не осуществлялось, какие-либо обязательства по исполнению полномочий органа местного самоуправления по обеспечению участков подъездными путями и объектами инфраструктуры Правительство Калининградской области на себя не принимало.
С учетом изложенного, судебная коллегия пришла к выводу о том, что обязанность по обеспечению соответствующего земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, действующим правовым регулированием возложена на муниципальное образование "Гусевский городской округ", оснований для её возложения также на Правительство Калининградской области у суда первой инстанции не имелось.
Ссылки администрации муниципального образования на объективную невозможность органа местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки семей, имеющих детей, не приняты во внимание.
Так, местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135 (Постановление от 17 июня 2004 года N 12-П; определения от 12 апреля 2005 года N 142-О, от 13 июня 2006 года N 194-О, от 2 ноября 2006 года N 540-О и от 10 октября 2013 года N 1591-О).
Эта правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации актуальна и при решении вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в случаях, установленных субъектом Российской Федерации. Конкретные формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
Суд кассационной инстанции соответствующие выводы судов считает правильными.
Все приведенные в кассационной жалобе доводы кассационным судом проверены, данные доводы повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, они сводятся к несогласию с выводами суда относительно компетенции органов исполнительно власти и местного самоуправления и не указывают на обстоятельства, которые были не проверены и были не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения и апелляционного определения, либо опровергали выводы судов.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 7 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Гусевский городской округ" - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.