Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3999/2022, УИД: 54RS0003-01-2022-003691-29 по иску Бахарева Михаила Михайловича к Акционерному обществу "Новосибирский завод полупроводниковых приборов Восток" о признании незаконным отстранения от работы, взыскании неполученной заработной платы и выходного пособия, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Бахарева Михаила Михайловича на решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 7 октября 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 17 января 2023г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бахарев М.М. обратился в суд с иском к Акционерному обществу "Новосибирский завод полупроводниковых приборов Восток" (далее - АО "НЗПП ВОСТОК"), просил признать незаконным отстранение от работы без сохранения оплаты труда истца, не прошедшего вакцинацию от COVID-19; взыскать с ответчика невыплаченную заработную плату за период с 21 января 2022 г. по 21 марта 2022 г. в размере 40000 руб, недоплаченную часть выходного пособия после сокращения, начисленного по среднегодовому заработку, потерянного в результате двухмесячного отстранения от работы, в размере 10000 руб, компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
Требования мотивированы тем, что в период с 19 января 2018 г. по 4 июля 2022 г. истец Бахарев М.М. являлся сотрудником АО "НЗПП ВОСТОК", был трудоустроен в должности контролера заводской сторожевой службы. 4 июля 2022 г. истец был уволен по соглашению сторон в соответствии с пунктом 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
11 января 2022г. ответчик вручил истцу письменное уведомление, согласно которому истцу в срок не позднее 20 января 2022 г. необходимо было представить ответчику документ, подтверждающий проведение профилактической прививки против короновирусной инфекции COVID-19. Не представление указанного документа, отказ от вакцинации от COVID-19 грозило отстранением от работы без сохранения оплаты труда. Истцом было принято решение об отказе пройти вакцинацию от COVID-19. Однако ответчик настаивал на обязательной вакцинации сотрудников, сопровождая отказ рядом действий, ограничивающих права сотрудников по сравнению с теми сотрудниками, которые были вакцинированы.
Так, с 21 января 2022 г. по 22 марта 2022 г. истец был отстранен ответчиком от работы без сохранения оплаты труда, однако право на доступ к осуществлению трудовой деятельности и получение оплаты за нее сохранили вакцинированные сотрудники ответчика. Истец полагает, что данный способ воздействия на сотрудников с целью принудительной вакцинации не является законным и допустимым. Истец полагает, что он не попадает под категорию граждан, подлежащих обязательной вакцинации на территории Новосибирской области. Истец считает, что его сфера деятельности не входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, вследствие чего истца не могут отстранить от работы по причине отказа от вакцинации либо ограничить в трудовых правах каким-либо иным образом. Истец указывает, что он не находит в действующем законодательстве каких-либо оснований для его дискриминации на рабочем месте, исходя из его убеждений, касающихся отказа от вакцинации.
Таким образом, из-за незаконных действий ответчика истец потерял заработную плату за период его незаконного отстранения с 21 января 2022г. по 21 марта 2022г. в размере 40000 руб. (из расчета средней заработной платы 20000 руб.) и недоплаченную часть выходного пособия после сокращения, начисленного по среднегодовому заработку, потерянного в результате двухмесячного отстранения от работы с 21 января 2022г. по 21 марта 2022г, в размере 10000 руб.
Истец также испытывал значительные нравственные страдания от подобного отношения к его личности на рабочем месте, поскольку работодатель отказывает ему в предоставлении гарантий, установленных трудовым законодательством, фактически вынуждая его проходить вакцинацию, которую он проходить не желает. Причиненный ему моральный вред истец оценивает в 50000 руб.
Решением Заельцовского районного суда города Новосибирска от 7 октября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 17 января 2023 г, в удовлетворении иска Бахарева Михаила Михайловича к Акционерному обществу "Новосибирский завод полупроводниковых приборов Восток" о признании незаконным отстранения от работы, взыскании неполученной заработной платы и выходного пособия, компенсации морального вреда отказано.
В кассационной жалобе истец Бахарев М.М. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных им исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведения Почты России АО "НЗПП ВОСТОК" получило судебное извещение 25 апреля 2023 г, направленное в адрес Бахарева М.М. судебное извещение возвращено по истечении срока хранения), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 19 января 2018г. между работодателем АО "НЗПП ВОСТОК" и работником Бахаревым М.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен трудовой договор N, в соответствии с которым истец был принят на должность контролера в структурное подразделение ГО и ЧС.
Приказом генерального директора АО "НЗПП ВОСТОК" от 21 декабря 2021 г. N "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в возрасте 60 лет и старше по эпидемиологическим показаниям" директор АО "НЗПП ВОСТОК" обязал работников руководителям подразделений обеспечить проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) лицам в возрасте 60 лет и старше первым компонентом и/или однокомпонентной вакциной в срок до 20 января 2022 г, вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции в срок до 20 февраля 2022 г.; отстранить от работы лиц в возрасте 60 лет и старше с 21 января 2022 г. - не имеющих прививок первым компонентом и/или однокомпонентной вакциной, с 21 февраля 2022 г. - лиц в возрасте 60 лет и старше, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, имеющих противопоказания к профилактический прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), лиц перенесших в последние 6 месяцев заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденное медицинским документом и/или QR- кодом.
14 января 2022 г. Бахареву М.М, достигшему на тот момент возраста 62 года, вручено уведомление от 11 января 2022 г. о необходимости не позднее 20 января 2022 г. (включительно) предоставить в отдел по работе с персоналом АО "НЗПП ВОСТОК" документ, подтверждающий проведение профилактической прививки новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (вирус SARS CoV-2) первым компонентом или однокомпонентной вакциной, либо при наличии медицинских противопоказаний для вакцинации и/или перенесении заболевания новой коронавирусной инфекцией COV1D-19 в последние 6 месяцев подтверждающие медицинские документы. Указано, что непредставление данных документов влечет для Бахарева М.М. отстранение от работы без сохранения оплаты труда с 21 января 2022 г. на весь период до проведения обязательной вакцинации, либо до нормализации эпидемиологической обстановки и отмены Постановлений Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области.
18 января 2022 г. Бахарев М.М. представил директору АО "НЗПП ВОСТОК" письменный отказ от прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), мотивируя его тем, что он никогда не болеет никакими простудными заболеваниями, и Федеральный закон N дает ему законное право отказаться от вакцинирования.
Приказом и.о. директора АО "НЗПП ВОСТОК" от 20 января 2022 г. N "Об отстранении от работы" вынесенным на основании постановления Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 15 декабря 2021 г. N 003, постановления Правительства Новосибирской области от 16 декабря 2021г. N 524-п "О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 18 марта 2020 г. N 72-п, приказа АО "НЗПП ВОСТОК" от 21 декабря 2021 г. N "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COV1D-19) в возрасте 60 лет и старше по эпидемиологическим показаниям", Бахарев М.М. отстранен от работы в АО "НЗПП ВОСТОК" как лицо, не предоставившее сертификат о вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или о перенесенном заболевании (COVID-19), документы, подтверждающие наличие медицинских противопоказаний для вакцинации в установленные сроки и отказавшееся от вакцинации. На период отстранения от работы за Бахаревым М.М. определено: сохранить рабочее место; заработную плату не начислять.
Приказ доведен до сведения Бахарева М.М. 24 января 2022 г, о чем свидетельствуют его личная подпись на приказе и.о. директора АО "НЗПП ВОСТОК" от 20 января 2022 г. N.
В период отстранения от работы заработная плата Бахареву М.М. не начислялась.
В дальнейшем, 22 марта 2022 г. приказом генерального директора АО "НЗПП ВОСТОК" приказы от 21 декабря 2021 г. N "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в возрасте 60 лет и старше по эпидемиологическим показаниям" директор АО "НЗПП ВОСТОК" и от 20 января 2022 г. N "Об отстранении от работы" признаны утратившими силу, с 22 марта 2022 г. Бахарев М.М. был допущен к работе.
30 июня 2022г. между АО "НЗПП ВОСТОК и Бахаревым М.М. заключено Соглашение, по которому стороны договорились, что заключенный между работником и работодателем трудовой договор в соответствии с пунктом 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации считается расторгнутым 4 июля 2022г..
Постанавливая обжалуемое решение суд первой инстанции руководствовался постановлением Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 15 декабря 2021г. N 003 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в возрасте 60 лет и старше в Новосибирской области по эпидемиологическим показаниям", Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", исходил из того, что установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, пришел к выводу о том, что действия ответчика расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников, поскольку истец добровольно отказался от прохождения вакцинации, документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний для прохождения вакцинации не представил, действия работодателя по отстранению работника от работы являются обоснованными и соответствующими законодательству.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту также Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 1 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее по тексту также Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS- CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 1-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, среди которых работники организаций социального обслуживания.
Согласно пункту 38 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", перечень инфекционных болезней, эпидемические показания, при которых обязательным является медицинское наблюдение, лабораторное обследование и экстренная профилактика лиц, общавшихся с больным (в том числе в эпидемических очагах), объем и порядок их проведения определяются законодательством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 15 декабря 2021 г. N 003 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в возрасте 60 лет и старше в Новосибирской области по эпидемиологическим показаниям" в целях усиления мероприятий по предупреждению заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) населения Новосибирской области постановлено обеспечить проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) лицам в возрасте 60 лет и старше.
Руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям, предписано: отстранить от работы, перевести на дистанционный режим работы лиц в возрасте 60 лет и старше с 21 января 2022 г. - не имеющих прививок первым компонентом и/или однокомпонентной вакциной; с 21 февраля 2022 г. - лиц в возрасте 60 лет и старше, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в п. 2 настоящего постановления (п.4.2.)
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021г. N 14-4/10/П-5532), следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Установив, что Бахарев М.М. относится к категории работников АО "НЗПП ВОСТОК", которые входят в перечень лиц, подлежащих обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям, установленный постановлением N 003 главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 15 декабря 2021 г, был уведомлен о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, однако добровольно отказался от прохождения вакцинации, документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний для прохождения вакцинации не представил, суды пришли к правильному выводу о наличии у работодателя правовых оснований для отстранения истца от работы без сохранения заработной платы.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для отстранения Бахарева М.М. от работы, аналогичны доводам ранее заявлявшимся истцом при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, они являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций и обоснованно отклонены.
Согласно абзацу 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 г. N 1867-О).
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы истца, в которой он ссылается на то, что выполняемая им работа в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, не включена, основаны на неверном толковании и применении положений действующего законодательства, в том числе учитывая, что согласно Постановлением Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 15 декабря 2021 г. N 003 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в возрасте 60 лет и старше в Новосибирской области по эпидемиологическим показаниям" утверждены категории (группы) граждан, подлежащие обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в категорию граждан, подлежащих обязательной вакцинации, вошли работники, работающие в сфере предоставления услуг.
Поскольку отстранение от работы является не правом, а обязанностью работодателя, что вытекает из статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, работодатель вправе запрашивать у работников, для которых вакцинация является обязательной в силу Перечня и нормативного правового акта главного санитарного врача, сведения о прохождении/непрохождении ими вакцинации.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с изложенными в решении выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, о незаконных действиях ответчика по отстранению истца от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, не влекут отмену судебных актов, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отстранение истца от работы, ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения, носило законный характер, поскольку трудовая деятельность истца подразумевает контакты с неограниченным кругом сотрудников и граждан, а потому отказ от вакцинации со стороны истца носил риск распространения новой коронавирусной инфекцией.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, аналогичны доводам апелляционной жалобы, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 7 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 17 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Бахарева Михаила Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.