Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Никитиной Г.Н, Захарова Е.И, при секретаре судебного заседания Банниковой В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-30/2023 по административному исковому заявлению Лемасова В.Н. об оспаривании в части нормативного правового акта, по апелляционной жалобе представителя административного истца Лемасова В.Н. - Лемасовой Л.Б. на решение Амурского областного суда от 15 февраля 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
частью 2 статьи 2 Устава рабочего поселка (поселка городского типа) Февральск Селемджинского района Амурской области, утвержденного решением Февральского поселкового Совета народных депутатов Селемджинского района Амурской области от 13 февраля 2006 года N 14/24 (далее также Устав п.г.т. Февральск), на основании законов Амурской области от 02 февраля 2000 года N 215-ОЗ "О реестре муниципальных образований и иных поселений Амурской области" и от 28 июня 2005 года N 25-ОЗ "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Селемджинского района и муниципальных образований в его составе" закреплено, что рабочий поселок (поселок городского типа) Февральск является самостоятельным муниципальным образованием и наделен статусом городского поселения в составе рабочего поселка (поселка городского типа) Февральск и села Февральское с административным центом в рабочем поселке (поселке городского типа) Февральск (далее также п.г.т. Февральск, поселение).
Решением Февральского поселкового Совета народных депутатов Селемджинского района Амурской области от 12 августа 2008 года N 10/51 утверждено Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих поселения и лиц, замещавших муниципальные должности в органах местного самоуправления поселения (далее также Положение).
Указанное Положение определяет условия, размер и порядок назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим поселения и лицам, замещавшим муниципальные должности, в органах местного самоуправления поселения (далее также пенсия за выслугу лет, получатели пенсии за выслугу лет).
Пунктом 1.2 указанного Положения предусмотрено, что правовые условия установления пенсии за выслугу лет муниципальным служащим определены Федеральным законом от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и законами Амурской области от 31 августа 2007 года N 364-03 "О муниципальной службе в Амурской области", от 13 декабря 2006 года N 261-03 "О государственной гражданской службе Амурской области", а лицам, замещавшим муниципальные должности, - законами Амурской области от 30 июня 2008 года N 71-03 "О некоторых гарантиях лицам, замещающим муниципальные должности в Амурской области" и от 13 декабря 2006 года N 260-03 "О государственных должностях Амурской области", которые, в виде гарантий, предусмотрены Уставом рабочего поселка (поселка городского типа) Февральск. Установление и выплата пенсии за выслугу лет производятся в соответствии с постановлением Губернатора Амурской области от 27 марта 2007 года N 184 "Об утверждении Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет гражданским служащим области и лицам, замещавшим государственные должности области".
Действие настоящего Положения распространяется на: муниципальных служащих; лиц, замещавших муниципальные должности (глава поселения; депутат представительного органа поселения, работающий на постоянной основе) (пункт 1.4 Положения).
Условия возникновения права на пенсию за выслугу лет и ее размер установлены разделами 2 и 3 Положения для муниципальных служащих и разделом 4 Положения для лиц, замещавших муниципальные должности.
Порядок назначения и выплаты данной пенсии регламентирован разделом 6 Положения.
Вышеуказанное решение от 12 августа 2008 года N 10/51 вступило в силу со дня его обнародования в "Информационном бюллетене" и регулирует правоотношения, возникшие с 01 января 2008 года.
Решением Февральского поселкового Совета народных депутатов Селемджинского района Амурской области от 21 мая 2010 года N 43/51 в решение Февральского поселкового Совета народных депутатов Селемджинского района Амурской области от 12 августа 2008 года N 10/51 "О положении о пенсионном обеспечении муниципальных служащих поселения и лиц, замещавших муниципальные должности в органах местного самоуправления поселения" внесены изменения и дополнения.
Так, пункт 6.9 Положения изложен в следующей редакции: "При выезде за пределы поселения на постоянное место жительства муниципальные служащие и лица, замещавшие муниципальные должности, получающие пенсию за выслугу лет, обязаны для продолжения выплаты ежеквартально представлять в администрацию п.г.т. Февральск, справку от органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства муниципального служащего, лица, замещавшего муниципальную должность, о размере страховой части трудовой пенсии по старости либо о размере трудовой пенсии по инвалидности и извещать о наступлении обстоятельств, влияющих на порядок выплаты пенсии за выслугу лет".
Также пункт 6.9 дополнен частью 2 в следующей редакции: "При выезде муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности за пределы п.г.т. Февральск на новое постоянное место жительства размер пенсии за выслугу лет определяется без учета районного коэффициента".
Данное решение вступило в силу со дня принятия, опубликовано в Информационном бюллетене органов местного самоуправления п.г.т. Февральск N 11 за май месяц 2010 года.
Лемасов В.Н, обращаясь в Амурский областной суд с административным исковым заявлением (с учетом определения Амурского областного суда от 15 декабря 2022 года о возвращении административного иска в части требований о взыскании недоплаченной муниципальной пенсии за выслугу лет, а также возложении обязанности по выплате данной пенсии с применением районного коэффициента), просил признать незаконным часть 2 пункта 6.9 Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих поселения и лиц, замещавших муниципальные должности в органах местного самоуправления поселения, внесенную решением от 21 мая 2010 года N 43/51.
Требования административного истца мотивированы тем, что с 15 мая 2020 года ему установлена муниципальная пенсия за выслугу лет в размере "данные изъяты" рублей, в последующем администрация п.г.т. Февральск произвела перерасчет данной пенсии и установилаее в размере "данные изъяты" рублей, районный коэффициент при расчете не учтен на основании оспариваемой части 2 пункта 6.9 Положения.
С данным перерасчетом административный истец не согласен. Указывает, что статьей 40 "Гарантии муниципальной службы" Устава п.г.т. Февральск в сфере пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законом области о государственной гражданской службе. Установление и выплата пенсии за выслугу лет производится в порядке, определенном муниципальным правовым актом, с учетом порядка, предусмотренного для государственных гражданских служащих, и статьей 21 Закона Амурской области "О муниципальной службе в Амурской области".
В соответствии со статьей 44 Устава п.г.т. Февральск муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Амурской области, законам и нормативным правовым актам Амурской области.
Также в обоснование своих требований административный истец ссылается на положения статьи 21 Закона Амурской области от 31 августа 2007 года N 364-ОЗ "О муниципальной службе в Амурской области", части 2 статьи 21 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 года N 261-ОЗ "О государственной гражданской службе Амурской области", Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года N 471-ОЗ "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области".
Решением Амурского областного суда от 15 февраля 2023 года административное исковое заявление Лемасова В.Н. оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, представителем административного истца Лемасова В.Н. - Лемасовой Л.Б. подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение суда отменить, административные исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. Условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по основным параметрам, а гарантии, устанавливаемые муниципальным служащим и гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения должны быть аналогичными. Кроме того, из решения Амурского областного суда следует, что суд не выяснял, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Административным ответчиком таких доказательств не представлено.
Участвующим в деле прокурором на апелляционную жалобу представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что оспариваемое административным истцом положение нормативного правового акта принято Февральским поселковым Советом народных депутатов Селемджинского района Амурской области в пределах предоставленных представительному органу муниципального образования полномочий, с соблюдением установленной процедуры принятия и порядка опубликования.
Выводы суда первой инстанции в указанной части полностью основаны на законе, подтверждаются материалами дела, являются мотивированными и участвующими в деле лицами не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении заявленных Лемасовым В.Н. требований, суд пришел к выводу о том, что поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Также суд пришел к выводу, что поскольку пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, выплачивается дополнительно к установленной этим лицам страховой пенсии, назначаемой на общих основаниях, само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право лиц, замешавших муниципальные должности, на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение административного истца. Таким образом, оспариваемая административным истцом часть 2 пункта 6.9 Положения не противоречит федеральному и региональному законодательству, регулирующему рассматриваемые правоотношения.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции согласиться не может.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит установление государственных пенсий к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж", "з", "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с прохождением государственной (муниципальной) службы, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств (постановление от 16 июля 2007 года N 12-П, определения от 8 февраля 2001 года N 45-О, от 10 октября 2013 года N 1591-О и др.).
Пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ) предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ).
Это законоположение, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении N 1591-О от 10 октября 2013 года, находящееся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 данного Федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Институт муниципальной службы, будучи по своей конституционно-правовой природе одним из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления обеспечивает участие в самостоятельном решении населением вопросов местного значения (часть 1 статьи 130, часть 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации) посредством замещения должностей в аппарате муниципальной власти.
Частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ) предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Поэтому органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе устанавливать правила исчисления таких выплат, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
В статье 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ перечислены органы местного самоуправления, к которым отнесены представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Таким образом, муниципальные служащие обеспечивают деятельность органов местного самоуправления и способствуют выполнению обязанностей выборных должностных лиц, лиц, замещающих муниципальные должности, то есть выполняют единые вопросы местного самоуправления.
В связи с чем, социальные гарантии, к которым относится право на дополнительное обеспечение в виде пенсии за выслугу лет, предусмотренные для муниципальных служащих, должны предоставляться и лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании.
Из материалов административного дела следует, что Лемасов В.Н. с 14 сентября 2013 года по 31 декабря 2015 года замещал высшую выборную муниципальную должность главы п.г.т. Февральск.
15 мая 2020 года в администрации пгт. Февральск поступило заявление Лемасова В.Н. о назначении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости.
Распоряжением администрации п.г.т. Февральск от 27 мая 2020 года N 155 на основании решения комиссии по назначении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим поселения и лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления п.г.т. Февральск об установлении пенсии за выслугу лет от 25 мая 2020 года, Лемасову В.Н. установлена пенсия за выслугу лет с 15 мая 2020 года в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
Распоряжением администрации п.г.т. Февральск от 5 июня 2020 года N 166 установлено, что выплата пенсии по выслуге лет в вышеуказанном размере производится Лемасову В.Н. на банковский счет.
Распоряжением администрации п.г.т. Февральск от 26 октября 2020 года N 264 на основании решения Февральского поселкового Совета народных депутатов Селемджинского района Амурской области от 21 мая 2010 года N 43/51 "О внесении изменений в решение Февральского поселкового Совета народных депутатов Селемджинского района Амурской области N 10/51 от 12 августа 2008 года "О положении о пенсионном обеспечении муниципальных служащих поселения и лиц, замещавших муниципальные должности в органах местного самоуправления поселения" в распоряжения от 27 мая 2020 года N 155 и от 05 июня 2020 года N 166 внесены изменения в части размера, установленной Лемасову В.Н. пенсии за выслугу лет, определив ее в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
Согласно части 1 статьи 36 Устава п.г.т. Февральск глава п.г.т Февральск входит в структуру органов местного самоуправления, является высшим должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории п.г.т. Февральск, подконтрольным и подотчетным населению и представительному органу, выступает гарантом настоящего Устава и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. На главу п.г.т. Февральск распространяются гарантии выборной должности, установленные законодательством Российской Федерации и Амурской области.
Законом Амурской области от 30 июня 2008 года N 71-ОЗ "О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещающим (замещавшим) муниципальные должности в Амурской области" (далее также Закон Амурской области от 30 июня 2008 года N 71-ОЗ), в редакции, действовавшей на момент принятия спорного положения, для лиц данной категории предусмотрено право на получение пенсии за выслугу лет в порядке и на условиях, установленных Законом Амурской области "О государственных должностях Амурской области" для лиц, замещавших государственные должности области, установление и выплата которой производятся в порядке, утвержденном для муниципальных служащих, исходя из размера денежного вознаграждения с учетом срока замещения муниципальной должности и иных особенностей назначения пенсии за выслугу лет (статья 4); при этом финансирование расходов на такое пенсионное обеспечение лиц данной категории осуществляется за счет средств местных бюджетов (статья 5).
Статьей 12 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 года N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области" (далее также Закон Амурской области от 13 декабря 2006 года N 260-ОЗ), в редакции, действовавшей на момент принятия спорного положения, установлен порядок государственного пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности области, предусматривающий среди прочего, что размер пенсии за выслугу лет увеличивается на районный коэффициент к заработной плате, установленный законом области для соответствующих территорий; при выезде граждан за пределы области на новое постоянное место жительства размер пенсии за выслугу лет определяется без учета районного коэффициента (пункт 3 части 4).
Несмотря на то, что Закон Амурской области от 13 декабря 2006 года N 260-ОЗ претерпел многократные изменения, в настоящее время указанные нормы о применении районного коэффициента сохранены в части 7 статьи 12 данного Закона и конкретизированы гарантией сохранения районного коэффициента при наличии у получателя пенсии за выслугу лет определенного стажа.
Пенсионное обеспечение муниципальных служащих Амурской области гарантировано Законом Амурской области от 31 августа 2007 года N 364-ОЗ "О муниципальной службе в Амурской области" (далее также Закон Амурской области от 31 августа 2007 года N 364-ОЗ), устанавливающим, что в сфере пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законом области о государственной гражданской службе; установление и выплата пенсии за выслугу лет производятся в порядке, определенном муниципальными правовыми актами, с учетом порядка, предусмотренного для государственных гражданских служащих, и настоящей статьи (статья 21).
Согласно статьи 21 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 года N 261-ОЗ "О государственной гражданской службе Амурской области" (далее также Закон Амурской области от 13 декабря 2006 года N 261-ОЗ), в редакции, действовавшей на момент принятия спорного положения, размер пенсии за выслугу лет увеличивается на районный коэффициент к заработной плате, установленный законом области для соответствующих территорий (часть 2), при выезде граждан за пределы области на новое постоянное место жительства размер пенсии за выслугу лет определяется без учета районного коэффициента (часть 5).
Вывод суда первой инстанции о несостоятельности доводов представителя административного истца о противоречии обжалуемой части Положения части 2 статьи 21 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 года N 261-ОЗ в связи с тем, что статья 21 указанного закона утратила силу с 01 мая 2019 года на основании Закона Амурской области от 28.03.2019 года N 331-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Амурской области и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Амурской области", сделан без учета того обстоятельства, что Законом Амурской области от 28 марта 2019 года N 331-ОЗ нормы, регламентирующие вопросы назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, содержащиеся в статьях 20, 21, 22 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 года N 261-ОЗ, объединены в статье 20 путем изложения ее в новой редакции, в связи с чем, статьи 21 и 22 признаны утратившими силу.
При этом вышеуказанные нормы статьи 21 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 года N 261-ОЗ о применении районного коэффициента (в редакции, действовавшей на момент принятия спорного положения) аналогичны положениям абзацев 7, 8 части 7 статьи 20 данного Закона (в редакции Закона Амурской области от 28 марта 2019 года N 331-ОЗ, а также в действующей в настоящее время редакции Закона Амурской области от 03 мая 2023 года N 312-ОЗ).
Положение о порядке назначения, выплаты, перерасчета пенсии за выслугу лет гражданским служащим области и лицам, замещавшим государственные должности области, утвержденное постановлением Губернатора Амурской области от 27 марта 2007 года N 184 (действовавшее до 27 февраля 2018 года), в соответствии с которым должно производится установление и выплата пенсии за выслугу лет муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности в п.г.т. Февральск, о чем указано в пункте 1.2 Положения, каких-либо норм, ограничивающих применение районного коэффициента при исчислении пенсии за выслугу лет не содержит, при этом в пункте 3.9 содержится обязанность получателей пенсии за выслугу лет при выезде за пределы области на постоянное место жительства для продолжения выплаты предоставлять определенные сведения.
Принятый в его замену постановлением Губернатора Амурской области от 27 февраля 2018 года N 37 нормативный правовой акт - "Положение о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим области, замещавшим должности государственной гражданской службы области, и лицам, замещавшим государственные должности области" - предусматривает, что при выезде получателя пенсии за пределы области на новое постоянное место жительства размер пенсии за выслугу лет определяется: без учета районного коэффициента, за исключением получателей, общий стаж государственной гражданской службы области которых составляет не менее 20 лет (для гражданских служащих); без учета районного коэффициента, за исключением получателей, стаж замещения государственных должностей области которых составляет не менее 5 лет (для лиц, замещавших государственные должности области) (пункт 3.7).
Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года N 471-ОЗ "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области", устанавливающим гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат жителям области в связи с особыми климатическими условиями их жизнедеятельности, определено, что районный коэффициент к заработной плате устанавливается на всей территории области, дифференцируя его размер относимостью территориальных образований к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, либо к южным районам области.
Таким образом, из вышеуказанных региональных нормативных правовых актов Амурской области следует, что районный коэффициент при установлении размера пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим и лицам, замещавшим государственные должности, безусловно применяется при проживании получателя пенсии за выслугу лет в пределах области.
Февральский поселковый Совет народных депутатов Селемджинского района Амурской области, установив ограничение применения районного коэффициента при исчислении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности в п.г.т. Февральск, при их выезде за пределы п.г.т. Февральск на новое постоянное место жительства без учета места проживания на территории Амурской области, фактически предусмотрел правило пенсионного обеспечения указанных лиц отличное от правил пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности государственной гражданской службы или государственные должности Амурской области, ухудшив, тем самым, положение лиц, замещавших должности муниципальной службы или муниципальные должности в органах местного самоуправления п.г.т. Февральск, по сравнению с лицами, замещавшими должности государственной гражданской службы или государственные должности Амурской области, что противоречит приведенным выше положениям регионального законодательства.
Следует отметить, что установленная действующим законодательством широта правомочий органов местного самоуправления по установлению гарантий прохождения муниципальной службы и замещения муниципальных должностей, включая пенсионное обеспечение, вместе с тем не предусматривает возможности принятия органами местного самоуправления таких нормативных положений, которые бы устанавливали необоснованные различия в реализации прав и гарантий лицами, проходившими муниципальную службу (замещавшими муниципальные должности), и лицами, проходившими государственную службу (замещавшими государственные должности). Разделение в правовом положении граждан, относящихся к аналогичным категориям, которое не имеет объективного и разумного оправдания, несовместимо с требованиями статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах доводы административного искового заявления о нарушении права Лемасова В.Н, как получателя пенсии за выслугу лет в связи с замещением муниципальной должности в п.г.т. Февральск, оспариваемой нормой Положения, нашли свое подтверждение, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ввиду неправильного применения норм материального права.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемое положение нормативного правового акта применялось, и на основании этого акта были реализованы права отдельных граждан, судебная коллегия считает необходимым признать недействующим оспариваемую часть 2 пункта 6.9 Положения в той мере, в которой данная норма не предусматривает исчисление пенсии за выслугу лет с учетом соответствующего районного коэффициента при проживании в пределах Амурской области, с даты вступления решения в законную силу, то есть с даты вынесения апелляционного определения.
В соответствии с положениями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления п.г.т. Февральск.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Амурского областного суда от 15 февраля 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать недействующей со дня вынесения настоящего апелляционного определения часть 2 пункта 6.9 Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих поселения и лиц, замещавших муниципальные должности в органах местного самоуправления поселения, принятую решением Февральского поселкового Совета народных депутатов Селемджинского района Амурской области N 43/51 от 21 мая 2010 года о внесении изменений в решение Февральского поселкового Совета народных депутатов Селемджинского района Амурской области N 10/51 от 12 августа 2008 года, в той мере, в которой данная норма не предусматривает исчисление пенсии за выслугу лет с учетом соответствующего районного коэффициента при проживании в пределах Амурской области.
Сообщение о принятом решение подлежит публикации в течение одного месяца со дня вынесения апелляционного определения в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Амурский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий О.Е. Красикова
Судьи Г.Н. Никитина
Е.И. Захаров
Мотивированное апелляционное определение составлено 31 мая 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.