Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 11 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 24 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Г.А.Л к администрации муниципального образования "Город Саратов", департаменту Гагаринского района администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, объяснения представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" А.Г.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Г.А.Л - С.Е.С, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Г.А.Л обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее также - администрация), департамента ФИО2 административного района муниципального образования "Город Саратов" (далее также - департамент), выразившееся в невыполнении обязанности по организации проектирования и строительства, реконструкции водопроводных сетей для водоснабжения питьевой водой, по качеству и количеству достаточному для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей жителей с. Березина Речка Саратовского района; возложить на административных ответчиков обязанность выполнить мероприятия по подключению системы водоснабжения с. Березина Речка к центральной системе водоснабжения города Саратова, путем организации проектирования и строительства, реконструкции водопроводных сетей в границах населенного пункта с. Березина Речка Саратовского района в соответствии с санитарными эпидемиологическими требованиями.
В обоснование административного иска указал, что в селе Березина Речка, жителем которого он является, отсутствует питьевое водоснабжение. Для хозяйственно-бытового водоснабжения жители используют воду из скважины, на которой отсутствует очистное сооружение. Гарантирующая организация, обеспечивающая питьевое водоснабжение, также отсутствует.
Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 11 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 24 ноября 2022 года, административный иск к администрации удовлетворен; в удовлетворении требований к департаменту отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 22 февраля 2023 года, администрация муниципального образования "Город Саратов" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как принятые при неправильном применении норм материального и процессуального права. Указывает, что административным истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права; администрация является ненадлежащим административным ответчиком по делу, поскольку не несет ответственности за обеспечение качества подачи холодного водоснабжения, такая обязанность возложена законом на гарантирующую организацию; кроме того, судом не установлен срок выполнения возложенных на администрацию мероприятий.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск в части, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что у администрации муниципального образования "Город Саратов" в силу закона имеется обязанность по организации обеспечения населения с. Березина Речка Саратовского района качественной питьевой водой, однако данная обязанность не исполняется, что нарушает права Г.А.Л
Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций не имеется.
Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Круг полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов в целях решения вопросов местного значения определен статьей 17 названного выше Федерального закона.
Согласно положениям пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения водоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях указывал, что конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной, в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (постановления от 11 ноября 2003 года N 16-П, от 15 мая 2006 года N 5-П, от 18 мая 2011 года N 9-П, от 5 июля 2017 года N 18-П и др.).
При этом нельзя не учитывать, что решение вопросов благоустройства территорий, включая инфраструктурные аспекты, является одним из традиционных направлений реализации функций местного самоуправления, основным предназначением которого является обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения конкретных муниципальных образований.
На основании пунктов 1, 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Пунктом 4 статьи 6 Устава муниципального образования "Город Саратов" организация в границах города, в том числе водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения города.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что жители села Березина Речка Гагаринского района города Саратова надлежащим образом не обеспечены питьевой водой ввиду отсутствия нецентрализованного, нецентрализованного водоснабжения.
ООО "АКВА" на основании договора аренды муниципального имущества Александровского муниципального образования Саратовского района Саратовской области оказывает услуги населению с. Березина Речка только по снабжению технической водой, которые оплачиваются по тарифу за техническую воду.
Согласно сообщению ООО "Концессия водоснабжения Саратов" (далее "КВС") от 4 марта 2020 года N 3118-20/КВС, 24 ноября 2017 года муниципальное образование "Город Саратов" и ООО "КВС" подписали концессионное соглашение в отношении централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования "Город Саратов". Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 11 декабря 2017 года N 3835 ООО "КВС" наделено статусом гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения и осуществляет основную производственную деятельность на территории муниципального образования "Город Саратов" в рамках заключенного соглашения. Село Березина Речка расположено за пределами муниципального образования "Город Саратов" и обеспечение его водоснабжением схемой водоснабжения и водоотведения Саратова, а также Инвестиционной программой ООО "КВС" в сфере водоснабжения и водоотведения на 2017-2020 годы не предусмотрено. ООО "КВС" готово предоставить точку подключения к централизованной системе холодного водоснабжения объектов, расположенных в с. Березина Речка в рамках договора о подключении (технологического присоединения), заключенного с в установленном законом порядке, а также после строительства сетей водопровода заключить договор на водоснабжение с установкой прибора учета на границе балансовой принадлежности сетей.
Из письменных пояснений ООО "КВС" от 20 июля 2022 года следует, что на территории Саратовского района коммунальная инфраструктура водоснабжения и водоотведения по концессионному соглашению ООО "КВС" не передавались.
В соответствии с Законом Саратовской области от 24 ноября 2021 года село Березина Речка входит в состав муниципального образования "город Саратов".
Правильно применив нормы, регулирующие спорные правоотношения, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, а также принимая во внимание, что водоснабжение в селе Березина Речка отсутствует длительный период времени, администрацией меры к организации обеспечения населения качественной питьевой водой не принимаются, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого бездействия администрации незаконным с возложением на нее соответствующей обязанности по устранению допущенных нарушений.
Неуказание судом на срок устранения допущенных нарушений, вопреки доводам кассационной жалобы, не повлекло принятие неправильного судебного акта и не может служить основанием к его отмене. Таких нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами нижестоящих инстанций не допущено.
В случае неясности решения в части срока совершения действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, этот вопрос может быть разрешен в порядке статьи 185 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Ссылка заявителя в жалобе на то, что администрация не несет ответственности за обеспечение качества подачи холодного водоснабжения, выводы судов о невыполнении администрацией предусмотренной законом обязанности по обеспечению населения качественной питьевой водой не опровергает и не свидетельствует о незаконности судебных актов.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Саратовского районного суда Саратовской области от 11 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 24 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 апреля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.