Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семейкиной С.А, судей Солдатовой С.В, Артамоновой Т.А, при ведении протокола помощником судьи Учадзе Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании дело 2а-66/2023 дело N 91OS0000-01-2022-000380-06 по административному исковому заявлению Нырка Валентины Алексеевны о признании недействующим в части решения 75 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 3 декабря 2018 года N 3 "Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" акта по апелляционной жалобе представителя административного истца Нырка В.А. - Мирона Александра Михайловича на решение Верховного Суда Республики Крым от 21 февраля 2023 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В, полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением 75 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым I созыва от 3 декабря 2018 г. N 3 утвержден генеральный план муниципального образования городской округ Ялта (далее - Генеральный план).
Решение опубликовано на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru) 6 декабря 2018 г, а также в средстве массовой информации газете "Ялтинские вести" (выпуски N 46-47 (159-160) от 8 декабря 2018 г.) и с последующими изменениями, не затрагивающими предмета административного искового заявления по настоящему административному делу, сохраняет свою силу до настоящего времени.
Нырка В.А, которой решениями Кореизского поселкового совета от 27 апреля 2010 г. N 17 и от 22 июня 2012 г. N 15 предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), площадью 0, 0284 га, по адресу: "адрес", обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, с учетом уточнения его предмета и принятого судом в установленном процессуальным законом отказа от части административных исковых требований, о признании недействующим Генерального плана в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N (поставлен на кадастровый учет 9 сентября 2019 г. категория земель: не установлена, вид разрешенного использования: не определен) зоны объекта транспортной инфраструктуры "Проезды в жилой застройке".
Заявленные требования обосновал нарушением оспариваемыми положениями своих прав на завершение оформления земельного участка в собственность, не отражающими действительного функционального назначения земельного участка, сославшись также на постановление администрации города Ялта Республики Крым от 9 августа 2022 г. N 3505-п об отказе в предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 21 февраля 2023 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель административного истца Мирон А.М, подал апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, просит его отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается материалами административного дела, участия не принимали, ходатайств об отложении судебного разбирательства - не заявляли.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда, исходя из следующего.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ, статей 7 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение представительным органом местного самоуправления городского округа генеральных планов городского округа и правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями статей 3, 4, 5.1, 8, 9, 23, 24, 25, 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7, частью 5 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положениями Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. N 15-ЗРК "Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в республике Крым", приходит к выводу об обоснованности обжалуемого решения суда первой инстанции, постановленного, в том числе на основании положений 28, 29, 67, 70 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2017 г. в части утверждения о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом местного самоуправления при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой, требований к его обнародованию.
Соблюдение установленной процедуры согласования и обсуждения проекта Генерального плана мотивировано судом первой инстанции с приведением исчерпывающих фактических обстоятельств соответствующей процедуры.
Кроме того, соблюдение приведенных требований при принятии оспариваемого генерального плана являлось предметом судебной проверки, в ходе которой их нарушений не выявлено, что подтверждается вступившими в законную силу судебными актами, в том числе Верховного Суда Российской Федерации (апелляционное определение от 15 января 2020 г. N 127-АПА19-33, апелляционное определение от 13 февраля 2020 г. N 127-АПА20-1).
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, руководствуясь градостроительным законодательством, регламентирующим градостроительное планирование, функциональное зонирование городского округа, не установилоснований для вывода об удовлетворении требований административного истца.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципе обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ). Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Функциональными зонами являются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план, в частности, содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3).
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны); характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 ГрК РФ).
На карте планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа и карте функциональных зон поселения или городского округа соответственно отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: автомобильные дороги местного значения; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ), а также - с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках (пункты 4 и 5 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
В соответствии с частью 12 статьи 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Правовой режим земельных участков, как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом территориальной зоны (часть 1 статьи 36 ГрК РФ), который утверждается в составе правил землепользования и застройки муниципального образования (пункт 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 1 ГрК РФ территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).
Как указано в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ, территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
При этом согласно пункту 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (часть 7 статьи 36 ГрК РФ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно Генеральному плану муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым спорный земельный участок находится в границах функциональной зоны "Зоны застройки индивидуальными жилыми домами" и, частично, в границах объектов транспортной структуры местного значения.
Согласно условным обозначениям к карте территориальных зон Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённых решением 85 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 19 июля 2019 г. N 16, земельный участок находится в границах территориальной зоны - "Зона индивидуальной жилой застройки ТЗ-01/1-1037".
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что в данном случае, с учетом объяснений, представленных лицами участвующими в деле, отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий. В свою очередь, документация по планировке территории, в границах которой расположен земельный участок не разрабатывалась и не утверждалась; красные линии не установлены.
Принимая во внимание приведенные положения градостроительного законодательства и фактические обстоятельства дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что то само по себе частичное нахождение спорного земельного участка, согласно Генеральному плану в границах объектов транспортной инфраструктуры местного значения не противоречит градостроительному и земельному законодательству.
Кроме того, обращает на себя внимание отсутствие признаков произвольного распространения на часть земельного участка оспариваемой зоны, что подтверждается положениями предыдущих градостроительных решений, начиная с 2007 г.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в нем дан подробный анализ обжалуемых нормативных положений, дана оценка доводам административного иска. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 21 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 мая 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.