Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при помощнике Кретове С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1583/2023 по административному исковому заявлению ООО "ДДС", ООО "Саввинская", ООО Фирма "ЛОТТОСС", ООО "Флагман", Филипченковой Натальи Владимировны, Филипченкова Максима Юрьевича об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просили установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимость помещений по адресу: город Москва, улица --- в следующем размере:
- помещение с кадастровым номером --- в размере 167 505 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 192723 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 97 251 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 118 040 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 72 177 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 48 007 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 65 879 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 47 792 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 26 670 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 19 458 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 8 485 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 25 806 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 16 532 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 11 525 000 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что административные истцы являются собственниками помещений. В соответствии со ст.373 Налогового кодекса РФ административные истцы являются плательщиками налога на имущество организаций в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости, налоговая база по которому в силу ст.375 Налогового кодекса РФ исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Кадастровая стоимость помещений по состоянию на 01 января 2021 года утверждена Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года".
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, административные истцы обратились к независимому оценщику ООО "Региональная гильдия оценщиков" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости помещений. Согласно отчету об оценке N 030622 от 03 июня 2022 года рыночная стоимость помещений, принадлежащих административным истцам, на дату установления их кадастровой стоимости, определена в размере, указанном в административном иске при обращении в суд. Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административные истцы обратились с иском в Московский городской суд.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело, изучив исковое заявление и возражения на него, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке") кадастровая стоимость представляет собой стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 закона.
В силу статьи 22 Закона "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административным истцам на праве собственности принадлежат помещения по адресу: город Москва, улица --- с кадастровыми номерами ----3, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из единого государственного реестра недвижимости.
Кадастровая стоимость помещений по состоянию на 01 января 2021 года утверждена Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года". С установленной кадастровой стоимостью объектов недвижимости административные истцы не согласны.
Административные истцы в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" являются плательщиками налога на имущество организаций и в отношении помещений уплачивают налоговые платежи исходя из кадастровой стоимости. Таким образом, административные истцы имеют правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости и вправе обращаться в суд с соответствующим иском.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административные истцы представили в суд отчет об оценке, составленный ООО "Региональная гильдия оценщиков" N 030622 от 03 июня 2022 года. Представитель административного ответчика в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований административного истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости и в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 01 августа 2022 года по делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено экспертам Федерального бюджетного учреждения Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации. Согласно заключению судебной экспертизы, отчет об оценке, представленный административными истцами, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Нарушения, допущенные оценщиком, подробно описаны в тексте экспертного заключения. Стороны данный вывод судебного эксперта не оспаривали.
Рыночная стоимость помещений определена экспертом в следующем размере:
- помещение с кадастровым номером --- в размере 246 691 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 208 893 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 139 906 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 169 617 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 102 029 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 60 678 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 96 809 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 61 108 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 26 533 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 27 240 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 26 892 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 36 686 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 23 564 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 11 920 000 рублей.
Стороны с результатом судебной экспертизы ознакомлены заблаговременно, представитель Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы, а также административные истцы возражений к заключению эксперта не представили, ходатайств о назначении по делу повторной, дополнительной экспертизы на основании статьи 83 КАС РФ не заявляли. Оценивая заключение судебной экспертизы по правилам ст. 168 КАС РФ, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ответил на поставленные перед ним вопросы, мотивировал свои выводы. Определенная в заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
В свою очередь сторонами каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости объекта недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административного ответчика о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административного ответчика о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются. С учетом изложенного, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость помещений должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд - 24 июня 2022 года.
Из положений статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Таким образом, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости помещений.
Административным ответчиком заявлено ходатайство о взыскании судебных расходов по оплате экспертизы в размере 549 596, 16 рублей с административных истцов. Данные расходы оплачены ответчиком в адрес экспертного учреждения.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Статья 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относит, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам (пункт 1).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу.
При решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Из материалов дела усматривается, что разница между рыночной и кадастровой стоимостью объектов недвижимости не свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости. При изложенных обстоятельствах, расходы по оплате экспертизы подлежат взысканию с административных истцов. С учетом представленной экспертным учреждением калькуляции, подлежат взысканию в пользу Департамента городского имущества города Москвы с ООО "Саввинская" - 166 010, 50 рублей, с ООО "ДДС - 106 842, 67 рублей, с Филипченкова Максима Юрьевича - 68 084, 51 рублей, с Филипченковой Натальи Владимировны - 133 707, 36 рублей, с ООО "Фирма "ЛОТТОСС" - 35 716, 25 рублей, с ООО "Флагман" - 39 234, 87 рублей.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить на 01 января 2021 года кадастровую стоимость помещений по адресу: город Москва, улица --- в следующем размере:
- помещение с кадастровым номером --- в размере 246 691 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 208 893 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 139 906 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 169 617 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 102 029 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 60 678 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 96 809 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 61 108 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 26 533 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 27 240 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 26 892 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 36 686 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 23 564 000 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 11 920 000 рублей, Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 24 июня 2022 года. Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Взыскать расходы по оплате судебной экспертизы в пользу Департамента городского имущества города Москвы с ООО "Саввинская" - 166 010, 50 рублей, с ООО "ДДС - 106 842, 67 рублей, с Филипченкова Максима Юрьевича - 68 084, 51 рублей, с Филипченковой Натальи Владимировны - 133 707, 36 рублей, с ООО "Фирма "ЛОТТОСС" - 35 716, 25 рублей, с ООО "Флагман" - 39 234, 87 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.