Дело N 88-15406/2023
N материала суда 1-й инстанции 2-878/2011
г. Краснодар 14 апреля 2023 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Авериной Е.Г, рассмотрев гражданское дело по иску Гусарь Н.Н. к Региональному управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю о взыскании сумм в возмещение вреда здоровью, по кассационной жалобе представителя Гусарь Н.Н. - Елец Е.А. на определение Первомайского районного суда г. Краснодара от 30 сентября 2022 года, апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 15 декабря 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Гусарь Н.Н. обратился в суд с заявлением к Региональному управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю об индексации присужденных денежных сумм.
Определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 30 сентября 2022 года в удовлетворении заявления отказано.
Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 15 декабря 2022 года определение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Гусарь Н.Н. - Елец Е.А. просит отменить постановленные судебные акты, в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права. Ссылается на то, что в соответствии с действующим законодательством имеются основания для индексации денежных сумм, взысканных судом в счет возмещения вреда здоровью.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационных жалобы, представления и возражений относительно них суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
Таких оснований для проведения судебного заседания и извещения лиц, участвующих в деле, не усматривается.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, приходит к выводу о том, что по настоящему делу такие нарушения допущены нижестоящими инстанциями.
Из материалов дела следует, что решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 20 мая 2011 года установлено, что Гусарь Н.Н. 27 февраля 2008 года при исполнении служебных обязанностей получил военную травму, препятствующую дальнейшему прохождению службы и послужившую основанием назначения ему "данные изъяты" группы инвалидности. В связи с указанными обстоятельствами удовлетворены исковые требования Гусаря Н.Н, и с Регионального управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю в пользу истца за счет средств федерального бюджета взыскано ежемесячно в возмещение вреда здоровью 12 480, 72 рублей и задолженность по выплате сумм в возмещение вреда здоровью за период с 10 августа 2009 года по 20 мая 2011 года в размере 251 122, 73 рубля единовременно.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 июля 2011 года решение районного суда оставлено без изменения.
Определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 19 июля 2016 года Региональное управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю заменено правопреемником - Главным Управлением Министерства внутренних дел России по Краснодарскому краю.
Определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 23 июня 2021 года удовлетворено заявление Гусарь Н.Н. о разъяснении решения суда от 20 мая 2011 года. Указано, что ежемесячному возмещению вреда здоровью подлежит денежная сумма в размере 12 480, 72 рублей с ежемесячной компенсацией в соответствии с увеличением прожиточного минимума для пенсионеров МВД РФ в соответствии с ФЗ N3 от 7 февраля 2011 года.
Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 2 сентября 2021 года указанное определение отменено, в удовлетворении заявления Гусаря Н.Н. о разъяснении порядка исполнения решения суда от 20 мая 2011 года отказано.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2021 года апелляционное определение от 2 сентября 2021 года оставлено без изменения.
Гусарь Н.Н. обратился в суд с заявлением об индексации присужденных денежных сумм, возложении обязанности на ответчика выплатить невыплаченные денежные средства в размере 1 445 987, 91 рублей и возложении обязанности регулярно проводить индексацию в порядке, установленном действующим законодательством.
Отказывая в удовлетворении заявления Гусаря Н.Н. об индексации присужденных денежных сумм, суд первой инстанции исходил из того, что при обращении истца в суд с заявлением о разъяснении решения суда, он фактически выразил свое несогласие с вышеуказанным решением в части индексации присужденных денежных сумм, то есть вопрос индексации присужденных денежных сумм ранее рассматривался судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, в связи с чем у заявителя отсутствует возможность пересмотра вопроса об индексации выплаты, так как указанные обстоятельства ранее исследовались судами.
Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу об отсутствии оснований для осуществления индексации суммы денежной компенсации.
Суд кассационной инстанции полагает, что при вынесении указанных решений, суды не учли следующее.
Согласно части 4 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", утратившего силу с 1 марта 2011 г, в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в данной статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры (норма приводится в редакции, действовавшей на момент прекращения истцом службы в органах внутренних дел Российской Федерации).
С 1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", частью 6 статьи 43 которого было предусмотрено, что в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
С 24 февраля 2015 г. (Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. N 15-ФЗ) часть 6 статьи 43 Федерального закона "О полиции" действует в новой редакции, согласно которой при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: в отношении инвалида I группы - 1; в отношении инвалида II группы - 0, 5; в отношении инвалида III группы - 0, 3.
Размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 6 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ "О полиции").
В соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размеры окладов денежного содержания увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) окладов денежного содержания принимается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 24 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной приказом Министра внутренних дел России от 15 октября 1999 г. N 805 (действовавшей на момент увольнения истца 19 июня 2009 года со службы), устанавливалось, что в случае изменения размера месячного денежного содержания сотрудников, состоящих на службе, размер возмещения вреда его здоровью подлежит соответствующему перерасчету.
Действующей Инструкцией о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 18 июня 2012 г. N 590, предусмотрено, что размер ежемесячной денежной компенсации подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) оклада месячного денежного содержания сотрудника, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом ежегодного увеличения процентов оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсии (пункт 16 Инструкции).
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудников органов внутренних дел на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей регламентировано нормами специального законодательства, в соответствии с которыми изменение (увеличение) суммы ежемесячной денежной компенсации напрямую зависит от изменения (увеличения) размера денежного содержания сотрудника в случае принятия такого решения Правительством Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15 июля 2009 г. N 13-П норма части 4 статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции", по ее буквальному смыслу, представляет собой установленную данным специальным законом для сотрудников милиции дополнительную социальную гарантию, которая, соответственно, находится за рамками гражданско-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда. Предусмотренная ею денежная компенсация подлежит выплате ежемесячно при наличии лишь факта наступления вреда при исполнении сотрудником милиции служебных обязанностей (увечья или иного повреждения здоровья) при отсутствии вины государственных органов или их должностных лиц в причинении этого вреда. Следовательно, в системе действующего правового регулирования часть 4 статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" предполагает выплату государством ежемесячной денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы. Государство в данном случае берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах. Государство, устанавливая систему компенсаций, выступает не как страхователь, не как причинитель вреда и не как должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, выражающий общие интересы, и как распорядитель бюджета, создаваемого и расходуемого в общих интересах.
Аналогичным смыслом наделены и положения части 6 статьи 43 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", устанавливающей право сотрудников полиции на получение ежемесячной денежной компенсации в случае причинения им в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм возмещения вреда сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей, предназначение которого - восполнение понесенных такими сотрудниками материальных потерь, включающий в себя и механизм индексации.
В связи с принятием Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществлена реформа денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации путем изменения его качественного и количественного состава.
С учетом внесенных изменений с 1 января 2012 г. сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации установлено денежное довольствие, основной частью которого является оклад денежного содержания (должностной оклад и оклад по специальному званию). Одновременно сокращено количество ранее установленных дополнительных выплат, при этом изменена структура ежемесячных и иных дополнительных выплат, входящих в состав денежного довольствия.
Изменение структуры денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации не позволяет применять для целей определения утраченного денежного довольствия сотрудников, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации до 1 января 2012 г, ежемесячные и иные дополнительные выплаты, установленные с 1 января 2012г.
Порядок осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, урегулирован в Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной Приказом МВД России от 18 июня 2012 г. N 590, исходя из пункта 17 которой размер утраченного денежного довольствия для назначения ежемесячной денежной компенсации сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел в период с 18 апреля 1991 г. до 1 января 2012 г, а также при перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации, назначенной и выплачиваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации до вступления в силу данного Приказа, определялся исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 1 января 2012 г, с коэффициентом 1, 55.
Установление такого порядка, по сути, направлено на обеспечение равных условий реализации права на получение ежемесячной денежной компенсации указанной выше категории сотрудников по сравнению с теми, кто приобрел право на эту компенсацию, уволившись со службы в органах внутренних дел после 1 января 2012 г.
В силу пункта 2 Приказа МВД России от 18 июня 2012 г. N 590 выплаты, предусмотренные указанной выше Инструкцией, производятся с 1 января 2012г.
Таким образом, в пункте 17 Инструкции от 18 июня 2012 г. N 590 был урегулирован вопрос о перерасчете ежемесячной денежной компенсации в связи с созданием новой структуры денежного довольствия в системе Министерства внутренних дел и определен новый порядок расчета и размер выплат в возмещение вреда сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел в период с 18 апреля 1991 г. до 1 января 2012 г.
Федеральным законом от 01 мая 2016 года N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступившим в силу 12 мая 2016 года) часть 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой: "При установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: в отношении инвалида I группы - 1; в отношении инвалида II группы - 0, 5; в отношении инвалида III группы - 0, 3".
Таким образом, судами не учтено, что с 12 мая 2016 года механизм расчета ежемесячной денежной компенсации был изменен.
Расчет размера ежемесячной денежной компенсации в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ (в редакции, действующей с 12 мая 2016 года) судами первой и апелляционной инстанции не производился. В нарушение положений статьи 2 Федерального закона от 01 мая 2016 года N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" наиболее выгодный для истца вариант расчета ежемесячной денежной компенсации после 12 мая 2016 года судами не установлен, как и не устанавливались обстоятельства обращался ли заявитель с ходатайством о перерасчете ему ранее установленных выплат в соответствии с изменениями в законодательстве, тогда как, реализация сотрудником права на перерасчет выплат в возмещение вреда здоровью согласно пункту 23 Инструкции N 590 предполагает заявительный порядок, а размер утраченного денежного довольствия для исчисления ежемесячной денежной компенсации сотрудникам органов внутренних дел, уволенным со службы в органах внутренних дел в период с 18 апреля 1991 г. до 1 января 2012 г, определяется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников, с коэффициентом 1, 55, что привело к нарушению прав заявителя на получение ежемесячной денежной компенсации, в установленном законом размере.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что судебными инстанциями неправильно применены и истолкованы нормы материального права при определении размера утраченного денежного довольствия, из которого исчисляется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью Гусарю Н.Н, как сотруднику, уволенному со службы в период с 18 апреля 1991 г. до 1 января 2012 г, по настоящему делу суду следовало определить ежемесячную сумму, установленную решением суда, которая выплачивалась Гусарю Н.Н. ответчиком с учетом самостоятельной индексации данной суммы, и установить обстоятельства возможности её индексации далее с учетом механизмов индексации, предусмотренных действующим законодательством.
Между тем, в доводах искового заявления Гусаря Н.Н, указывается на выплату ему ежемесячно сумм, размер которых с момента вынесения решения в 2011 году до настоящего времени не менялся.
Оценка обоснованности заявленных истцом требований, судами не дана, обстоятельства самостоятельной индексации взысканной ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, с учетом длительности периода судами не устанавливались, расчет индексации, с обоснованием правовой позиции, если такая проводилась ответчиком самостоятельно, последним не представлен, и судами не проверялся.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы нижестоящих судов об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Гусарь Н.Н. сделаны преждевременно и без установления всех значимых обстоятельств по делу.
Принимая во внимание вышеизложенное, кассационный суд считает необходимым отменить определение Первомайского районного суда г. Краснодара от 30 сентября 2022 года и апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 15 декабря 2022 года и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
определение Первомайского районного суда г. Краснодара от 30 сентября 2022 года, апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 15 декабря 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судья Е.Г. Аверина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.