Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, Судей Кожевниковой Л.П, Новожиловой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, при содействии Норильского городского суда Красноярского края, гражданское дело N 2-1405/2022 (УИД: 24RS0040-01-2022-001750-82) по иску Сечкаревой Ольги Сергеевны к акционерному обществу "Норильская Таймырская энергетическая компания" о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработка за периоды отстранения от работы, взыскании компенсации задержку выплат, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе представителя истца Сечкаревой Ольги Сергеевны по доверенности Костриковой Ольги Васильевны на решение Норильского городского суда Красноярского края от 11 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, выслушав объяснения представителя акционерного общества "Норильская Таймырская энергетическая компания" Зининой В.В, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы письменных возражений на кассационную жалобу, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сечкарева О.С. обратилась в суд с иском к акционерному обществу "Норильская Таймырская энергетическая компания" (далее - АО "НТЭК") о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработка за периоды отстранения от работы, взыскании компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Сечкарева О.С. указала, что с 9 ноября 2009 г. работает в АО "НТЭК" ТЭЦ-1 в должности аппаратчика ХВО электростанции на основании трудового договора N-т.д. от 3 ноября 2009 г. В период с 15 сентября 2021 г. по 13 декабря 2021 г. она была временно переведена на должность исполняющей обязанности специалиста по промышленной безопасности 2 категории Теплоэлектроцентрали -1.
Приказом N-ЛС "Об отстранении от работы" от 13 декабря 2021 г. Сечкарева О.С. была отстранена от работы с 16 декабря 2021 г. в связи с отсутствием профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с данным приказом ознакомлена 14 декабря 2021 г.
Сечкарева О.С. считает, что указанные действия работодателя носят неправомерный характер, направлены на невыплату заработной платы. В её должностные обязанности не входит обязанность по прохождению какой-либо медицинской процедуры. Доказательствами того, что она является носителем возбудителей инфекционных заболеваний и может являться источником распространения инфекционных заболеваний, работодатель не располагал. Её отказ от прохождения вакцинации от коронавирусной инфекции обусловлен отсутствием в открытом доступе всей необходимой для принятия ответственного решения о здоровье и подписании информированного добровольного согласия информации, предусмотренной федеральным законодательством, и опасениями истца относительно возможных побочных эффектов (т.к. препарат не прошёл все необходимые стадии исследований, является экспериментальным). Отказ от вакцинации не может являться основанием для её дискриминации и отстранения работы.
В связи с изложенным Сечкарева О.С, с учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила признать приказ АО "НТЭК" от 13 декабря 2021 г. N-лс об отстранении Сечкарёвой О.С. от работы незаконным, взыскать с АО "НТЭК" в её пользу неполученный заработок за период отстранения от работы с 16 декабря 2021 г. по 13 мая 2022 г. в размере 435 460 руб. 41 коп, компенсацию за задержку выплат в соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации в размере 94 625 руб. 54 коп, компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Решением Норильского городского суда Красноярского края от 11 октября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 января 2023 г, в удовлетворении исковых требований Сечкаревой О.С. к АО "НТЭК" о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработка за периоды отстранения от работы, взыскании компенсации морального вреда отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Сечкаревой О.С. - Кострикова О.В. просит отменить решение Норильского городского суда Красноярского края от 11 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 января 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы акционерным обществом "Норильская Таймырская энергетическая компания" области принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Сечкарева О.С, представитель третьего лица Министерство здравоохранения Красноярского края не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении заказного почтового отправления.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции с учётом мнения представителя ответчика АО "НТЭК", руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся истца и представителя третьего лица.
Заслушав представителя АО "НТЭК", проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРЮЛ от 3 апреля 2022 г. основным видом деятельности АО "НТЭК" является производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций (ОКВД ОК 029-2014 (КДЕС ред.2)), что относит данное юридическое лицо к субъектам электроэнергетики в соответствии с положениями Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35 - ФЗ "Об электроэнергетике".
Как видно из материалов дела, на основании трудового договора N- т.д. (с учётом дополнительного соглашения от 1 августа 2021 г.) истец Сечкарева О.С. (до брака Ш, Б.) принята на работу в АО "НТЭК" в соответствии с приказом N от 3 ноября 2009 г. о приеме работника на работу на должность аппаратчика по приготовлению химреагентов в химический цех Теплоэлектроцентраль - 1.
Согласно пункта 1.1 Рабочей инструкции аппаратчик химводоочистки электростанции IV группы квалификации химического цеха Теплоэлектроцентраль-1 (далее - аппаратчик ХВО) относится к категории рабочих.
Рабочее место (N) аппаратчика ХВО находится в экспресс-лаборатории, зоной обслуживания является все оборудование химводоочистки, лаборатории, оборудование установки обратного осмоса (п. 1.4 Рабочей инструкции). Должностные обязанности аппаратчика ХВО установлены разделом 3 Рабочей инструкции, выполнение которых возможно только на рабочем месте при принятии смены от предыдущего дежурного Т еплоэлектроцентраль-1.
Приказом АО "НТЭК" от 6 июля 2021 г. N-п утверждён Перечень мер, направленных на защиту работников АО NНТЭК" в период угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Приказом АО "НТЭК" от 12 августа 2021 г. N-п "О введении ограничительных мероприятий, направленных на защиту работников АО "НТЭК", в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)" в приказ от 6 июля 2021 г. N-п внесены изменения, в соответствии с которыми пункт 1.2 Перечня мер, направленных на защиту работников в период угрозы распространения коронавирусной инфекции изложен в новой редакции, согласно которой приказано обеспечить выполнение требований об обязательной вакцинации от коронавирусной инфекции отдельных категорий работников подчинённых подразделений в случае, если указанные требования установлены постановлениями главных государственных санитарных врачей Российской Федерации и по Красноярскому краю, нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и Красноярского края.
В соответствии с приказом АО "НТЭК" от 9 декабря 2021 г. N-п в связи с высоким риском заболевания инфекционными заболеваниями, приказано отстранить от работы с 16 декабря 2021 г. работников, чьи рабочие места расположены на территории Красноярского края, не прошедших в установленном действующим законодательством порядке и сроки, вакцинацию профилактической прививкой против новой коронавирусной инфекции и которые документально не подтвердили медицинское противопоказание к вакцинации оформленное в соответствии с действующими медицинскими инструкциями и методическими рекомендациями по медицинскому применению иммунобиологических лекарственных препаратов.
В соответствии с пунктом 2 указанного приказа сроки отстранения от работы действуют в отношении отстранённых работников до окончания периода эпиднеблагополучия, решение о котором принимается Главным государственным санитарным врачом по Красноярскому краю, или предоставления отстранённым работником документов, подтверждающих прохождение вакцинации профилактической прививкой против новой коронавирусной инфекции, или письменного подтверждения медицинского противопоказания к вакцинации, оформленного в соответствии с действующими медицинскими инструкциями и методическими рекомендациями по медицинскому применению иммунобиологических лекарственных препаратов. Заработная плата за период отстранения от работы не начисляется (пункт 3 приказа).
С приказом N-п от 9 декабря 2021 г. Сечкарева О.С. ознакомлена 10 декабря 2021 г.
Приказом N-лс от 13 декабря 2021 г. Сечкарева О.С. отстранена от работы с 16 декабря 2021 г. до предоставления работодателю документов, подтверждающих вакцинацию профилактической прививкой против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинские противопоказания к вакцинации, оформленных в соответствии с действующими медицинскими инструкциями и методическим рекомендациями по медицинскому применению иммунобиологических лекарственных препаратов. Сечкарева О.С. ознакомлена с данным приказом под роспись 14 декабря 2021 г.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Д.В. Горяевым N 23 от 12 мая 2022 г. о внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю о проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям от 23 июля 2021 г. N 43, "пункт 4.4. Отстранить от работы или перевести на дистанционный режим работы лиц, не прошедших вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) к установленному в настоящем Постановлении сроку" признан утратившим силу.
С 13 мая 2022 г. Сечкарева О.С. допущена к работе в АО "НТЭК" на основании приказа N-ппр от 13 мая 2022 г.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Сечкаревой О.С, суд первой инстанции, руководствуясь подлежащими применению нормами трудового и санитарного законодательства, а также постановлениями, предписаниями уполномоченных должностных лиц, действующих в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и профилактики представляющих опасность для окружающих инфекционных заболеваний в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, исходил из того, что для лиц, работающих по отдельным профессиям и должностям в организациях электроэнергетики, вакцинация против новой коронавирусной инфекции является обязательной при наличии эпидемических показаний. При отстранении истца от работы АО "НТЭК" руководствовалось Постановлением главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 г. N 43 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям", которым определены категории граждан подлежащих обязательной вакцинации от COVID-19, среди которых работники, работающие на основании трудового договора в организациях, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики. Доказательств, подтверждающих факт самостоятельной вакцинации, либо наличия противопоказаний, либо наличия сведений о перенесённой болезни COVID-19 истец не представила.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статьёй 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьёй 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создаёт угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно- эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Статьёй 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
В соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 16 марта 2020 г. N 152-п "О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в Красноярском крае новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", в целях проведения противоэпидемических и ограничительных мероприятий, направленных на недопущение завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) с 16 марта 2020 г. введён режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края.
Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учётом складывающейся эпидемиологической ситуации (пункт 66 СанПиН 3.3686-21).
Внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на федеральном уровне на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе на отдельных объектах, - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации (пункт 67 СанПиН 3.3686-21).Во исполнение указанных норм права с целью предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения Красноярского края Главным государственным санитарным врачом по Красноярскому краю было вынесено Постановление от 23 июля 2021 г. N 43 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (в ред. от 17 ноября 2021 г, действующей на дату отстранения истца от работы 16 декабря 2021 г.) с целью предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения Красноярского края, на основании подпункта 1.1 пункта 1 которого постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции следующим категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, с охватом не менее 80% от общей численности к 15 января 2022 г, в том числе работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесён ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечёт отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утверждён Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утверждён приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в том числе приоритету 2-го уровня относятся работники организаций транспорта и энергетики.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесённой в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Установив, что Сечкарева О.С. работает в должности аппаратчика по приготовлению химреагентов в химическом цехе Теплоэлектроцентраль - 1, в организации, осуществляющей деятельность в сфере электроэнергетики, в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 г. N 43 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" подлежит обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции, от прохождения обязательной вакцинации отказалась, а также отказалась от предоставления информации о проведении вакцинации либо о наличии у неё медицинских противопоказаний, суды пришли к правильному выводу о наличии у работодателя правовых оснований для отстранения истца от работы без сохранения заработной платы.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для отстранения Сечкаревой О.С, аналогичны доводам ранее заявлявшимся истцом при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, они являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций и обоснованно отклонены.
Вакцинация направлена исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Согласно абзацу 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 г. N 1867-О).
Доводы в кассационной жалобе о том, что выполняемая истцом работа в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, не включена, отказ от профилактических прививок влечёт для работников отстранение только от работы, выполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционными заболеваниями, работодатель не имеет полномочий обязывать своих работников пройти вакцинацию, отмену обжалуемых судебных актов не влекут.
Поскольку отстранение от работы является не правом, а обязанностью работодателя, что вытекает из статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, работодатель вправе запрашивать у работников, для которых вакцинация является обязательной в силу Перечня и нормативного правового акта главного санитарного врача, сведения о прохождении/непрохождении ими вакцинации.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с изложенными в решении выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, о незаконных действиях ответчика по отстранению истца от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, не влекут отмену судебных актов, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определённым категориям работников.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отстранение истца от работы, ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для её проведения, носило законный характер, поскольку трудовая деятельность истца подразумевает контакты с неограниченным кругом сотрудников и граждан, а потому отказ от вакцинации со стороны истца носил риск распространения новой коронавирусной инфекцией.
Иные доводы кассационной жалобы заявителя также не свидетельствуют о наличии оснований, установленных в статье 379.7 ГПК РФ, для отмены принятых по делу судебных постановлений судом кассационной инстанции.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Норильского городского суда Красноярского края от 11 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца Сечкаревой Ольги Сергеевны по доверенности Костриковой Ольги Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.