Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Петровой Ю.Ю, судей Беспятовой Н.Н, Яроцкой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ "государственный природный заповедник "Кивач", Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки, по кассационным жалобам Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 31 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи ФИО3, выслушав объяснения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Малышева Я.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач" о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки, просил обязать ответчиков в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную вблизи "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N, квартал 52 Лахденпохского участкового лесничества, Лахденпохского центрального лесничества.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в результате проведенной Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора, ГКУ РК "Лахденпохское центральное лесничество", представителя ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач" проверки по факту размещения в границах национального парка "Ладожские шхеры" в "адрес" объекта несанкционированного размещения отходов установлено, что указанный объект расположен вблизи "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N, квартал N 52 Лахденпохского участкового лесничества, Лахденпохского центрального лесничества. Согласно данным публичной кадастровой карты указанный земельный участок относится к категории "земли лесного фонда, для ведения лесного хозяйства", в 1, 5 км на северо-западе от объекта размещения отходов расположен ближайший водоем оз.Куореярви. Ладожское озеро находится в 2, 5 км от объекта размещения отходов. Площадь объекта, занятого отходами, составляет 0, 7085 га. Зафиксирован свободный доступ к объекту размещения отходов: при въезде к объекту отсутствуют ворота, объект не имеет ограждение по периметру свалки. Объект представляет собой навалы твердых коммунальных отходов, которые расположены хаотично, 2/3 площади объекта покрыты травянистой растительностью. В ходе осмотра зафиксированы отходы крупногабаритные, бытовые, а также указанные в распоряжении Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 года N 1589-р, в состав которых входят полезные компоненты, захоронения которых запрещается, в том числе отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязеннные (код ФККО 4 34 110 02 29 5), холодильники бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства (код ФККО 44 82 511 11 52 4). По периметру территории объекта несанкционированного размещения отходов отсутствует перехватывающий канал, что в свою очередь создает пожароопасную ситуацию.
Согласно информации ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач" несанкционированная свалка находится в границах рекреационной зоны национального парка "Ладожские шхеры". Таким образом, складирование отходов осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Принимая во внимание, что выявленные несанкционированные свалки расположены на неарендованной территории лесного фонда в границах национального парка "Ладожские шхеры", а состав отходов не позволяет установить их собственника, проведение мероприятий по ликвидации данных свалок должно быть организовано Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия, а также ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач".
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20 сентября 2022 года заявленные требования прокурора удовлетворены частично.
На Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную вблизи "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N, квартал N 52 Лахденпохского участкового лесничества, Лахденпохского центрального лесничества.
В удовлетворении иска к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Государственный природный заповедник "Кивач" отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 27 декабря 2022 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Администрация Лахденпохского муниципального района.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 31 января 2023 года решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия 20 сентября 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены частично.
На ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач" возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, площадью, расположенную вблизи "адрес" (GPS 61.50742 30.16472) на земельном участке с кадастровым номером N, квартал N 52, выдел 18, 23, Лахденпохского участкового лесничества, Лахденпохского центрального лесничества.
В удовлетворении иска к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия отказано.
В кассационной жалобе ФГБУ "Государственный заповедник "Кивач" ставит вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции, ссылаясь, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
В кассационной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права, ссылаясь на неправомерность вывода суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований к природоохранному учреждению ФГБУ "Государственный заповедник "Кивач".
В возражениях прокурор Республики Карелия полагал апелляционное определение подлежащим оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом путем направления почтового извещения, сведения о движении жалобы размещены на сайте суда в сети "Интернет".
От представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Новожиловой О.В. поступило письменное ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки представителя Министерства в данное судебное заседание по независящим от Министерства обстоятельствам.
Рассмотрев заявленное ходатайство, выслушав мнение участвующего деле прокурора ФИО5, возражавшего против отложения судебного заседания, суд кассационной инстанции считает его не подлежащим удовлетворению, поскольку приведенные в ходатайстве обстоятельства не свидетельствуют о невозможности рассмотрения дела в отсутствие представителя подателя жалобы. В силу части 6 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине. Таким образом, данной нормой установлено право, а не обязанность суда отложить судебное разбирательство в связи с неявкой представителя. Более того, наличие уважительных причин, препятствующих явке в судебное заседание, заявителем не подтверждено. Свою позицию третье лицо Минприроды России изложило в кассационной жалобе, согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, возможно при условии, что они были надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания. На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Иные лица, участвующие в деле, сведений о причинах неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и следует из его материалов, в результате проведенной 27 июня 2022 года Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора, ГКУ РК "Лахденпохское центральное лесничество", представителя ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач" проверки по факту размещения в границах национального парка "Ладожские шхеры" в "адрес" объекта несанкционированного размещения отходов установлено, что на земельном участке с кадастровым номером N, "адрес" выявлено размещение твердых коммунальных отходов, а именно: бытовые: мебель, в том числе стулья, диваны, фрагменты холодильника, матрасы, пластиковые и стеклянные бутылки, упаковки от продуктов питания, а также чистящих и моющих средств; строительные: в том числе доски, кирпичи, фрагменты арматуры и фанеры, а также стволы деревьев, кустарников на площади 7085, 1 кв.м, что подтверждается актом осмотра от 27 июня 2022 года.
Указанные сведения подтверждаются информацией, предоставленной Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, согласно которой указанный объект расположен вблизи "адрес" на земельном участке N, "адрес". Согласно данным публичной кадастровой карты в 1, 5 км на северо-запад от объекта размещения отходов расположен ближайший водоем оз.Куореярви. Ладожское озеро находится в 2, 5 км от объекта размещения отходов. Площадь объекта, занятого отходами, составляет 0, 7085 га. Зафиксирован свободный доступ к объекту размещения отходов: при въезде к объекту отсутствуют ворота, объект не имеет ограждение по периметру свалки. Объект представляет собой навалы твердых коммунальных отходов, которые расположены хаотично, 2/3 площади объекта покрыты травянистой растительностью. В ходе осмотра зафиксированы отходы крупногабаритные, бытовые, а также указанные в распоряжении Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 года N 1589-р, в состав которых входят полезные компоненты, захоронения которых запрещается, в том числе отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код ФККО 4 34 110 02 29 5), холодильники бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства (код ФККО 44 82 511 11 52 4). По периметру территории объекта несанкционированного размещения отходов отсутствует перехватывающий канал, что, в свою очередь, создает пожароопасную ситуацию.
Согласно информации ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач" несанкционированная свалка находится в границах рекреационной зоны национального парка "Ладожские шхеры".
В соответствии со сведениями, предоставленными Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 17 июня 2022 года, по объекту несанкционированного размещения объектов, расположенного вблизи "адрес", объем размещенных отходов составляет 1, 5 куб.м, площадь - 1, 5 га, категория земель - земли лесного фонда, эксплуатирующая организация - отсутствует, объект не включен в территориальную схему в области обращения с отходами Республики Карелия, в перечень в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 мая 2019 года N 303, в Государственный реестр размещения отходов не включена, ПСД по данному объекту не разрабатывалась, рекультивация не проводилась. Собственник отходов не установлен, в аренду указанный земельный участок не предоставлен. Договор с региональным оператором на ликвидацию свалки органом местного самоуправления не заключался.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым N, площадью 16784165 кв.м, местоположение: "адрес", на котором расположена спорная свалка, относится к категории земель лесного фонда, имеет разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства, находится в федеральной собственности, в пользование кому-либо не предоставлен.
Приведенные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 17, 42, 58 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 8, статьи 507, статьи 51, статьи 6012, пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 2 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3, 4, 51, 11, 51, 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", части 2 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 23 октября 2017 года N 367-П, Положением о национальном парке "Ладожские шхеры", утвержденным приказом Минприроды России от 13 января 2020 года N 1, положениями пунктов 9, 13, 16 Устава ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач", установив, что нахождение свалки на территории национального парка осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям является Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, поскольку несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда, находящемся в федеральной собственности, не переданном по договору аренды, в связи с чем свалка подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение суда первой инстанции, установив допущенные судом нарушения процессуального законодательства, а именно то, что к участию в рассмотрении дела не были привлечены лица, чьи права, обязанности и законные интересы затронуты вынесенным по делу решением: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осуществляет полномочия учредителя ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач" от имени Российской Федерации и в ведении которого находится указанное Учреждение; а также Администрацию Лахденпохского муниципального района планировалось размещение бытовых отходов на спорной территории, перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и привлек указанных лиц к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Отменяя решение суда и разрешая спор по существу, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 13, 42, пунктом 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 3, части 1 статьи 11, частей 1, 2 статьи 51, статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 1, 4, 12, пункта 1 статьи 134, подпункта "д" пункта 2 статьи 15, пункта 5 статьи 33, пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 16 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N 1684 "О создании национального парка "Ладожские шхеры", пункта 3 Положения о государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1090, пунктом 4.13 и примечанием к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами.
Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, пунктами 7, 103, 23 Положения о национальном парке "Ладожские шхеры", утвержденного приказом Минприроды России от 13 января 2020 года N 1, пунктами 1, 13, 16, 21 Устава ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач", утвержденного приказом Минприроды России от 26 июня 2018 года N 290, принимая во внимание представленные по делу доказательства, установив фактические обстоятельства, в том числе факт нахождения несанкционированной свалки на территории Национального парка "Ладожские шхеры", неустановления лиц, непосредственно виновных в организации свалки, отсутствия сведений об иных пользователях и собственниках спорного земельного участка, расположенного в границах национального парка, а также нахождения земельного участка, на котором расположена свалка, за пределами границ населенных пунктов, пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по исковым требованиям прокурора является ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач", как федеральное бюджетное учреждение, осуществляющее управление национальным парком, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемой природной территории, в пользовании которого находится территория национального парка, наделенное полномочиями принятия властных решений в отношении соответствующей территории.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что суд апелляционной инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и надлежащим образом применил нормы материального права, процессуальных нарушений при рассмотрении дела им допущено не было.
По настоящему делу установлен факт нахождения несанкционированной свалки в границах территории Национального парка "Ладожские шхеры", управление которым осуществляется ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач", которое в свою очередь, мер по выявлению лиц, ответственных за несанкционированное размещение отходов, не принимало, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, при этом собственник отходов, размещенных на несанкционированной свалке, не установлен, в связи с чем обязанность по ликвидации несанкционированной свалки обоснованно возложена судом на ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач".
Доводы кассационных жалоб ответчика и третьего лица о том, что ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач" не является надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям о ликвидации несанкционированной свалки, а также необходимости возложения данной обязанности на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, были предметом проверки в суде апелляционной инстанции и обоснованно отклонены со ссылкой на положения пунктов 1, 2 статьи 12 и статьи 16 Федерального закона от 14 марта 1995 года N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, положения Устава ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач", определяющие компетенцию учреждения в отношении территории национального парка.
Отклоняя доводы о наличии в ЕГРН сведений об отнесении территории свалки к категории земель лесного фонда, судебная коллегия указала, что указанные обстоятельства не имеют правового значения, поскольку в силу статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, а в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N 1684 "О создании национального парка "Ладожские шхеры" земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса, образующие территорию национального парка, подлежали переводу в земли особо охраняемых территорий и объектов до 1 декабря 2019 года, при этом незавершение процедуры изменения категории земель и внесения соответствующих изменений в ЕГРН не меняют правового режима земель национального парка, относящихся в силу прямого указания закона к категории земель особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и разрешая спор по существу, верно указал, что в отношении земель национального парка, относящихся в силу закона к землям особо охраняемых природных территорий и находящихся в федеральной собственности, в отношении которых установлен особый режим правовой охраны и режим пребывания и осуществления какой-либо деятельности, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия каких-либо полномочий по надзору и контролю в сфере обращения с отходами не имеет.
При таких обстоятельствах, оценив собранные доказательства в их совокупности, руководствуясь нормами материального права, регулирующими возникшие правоотношения, и разъяснениями законодательства, суд правомерно удовлетворил требования прокурора, возложив обязанность по ликвидации свалки на ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач".
В целом доводы кассационных жалоб повторяют позицию заявителей в суде апелляционной инстанции, являлись предметом исследования суда и получили надлежащую оценку в апелляционном определении.
Несогласие с произведенной судом оценкой доказательств и установленными обстоятельствами, не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 196, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд кассационной инстанции не наделен правом устанавливать новые факты и не обладает правом переоценки установленных обстоятельств, поэтому связанные с этим доводы заявителя не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены апелляционного определения в обжалуемой части по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 31 января 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.