Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Назейкиной Н.А, судей Рипка А.С, Гаиткуловой Ф.С, при участии прокурора Шестого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Сальникова А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Агромашснаб" на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 21 декабря 2022 года, апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики от 5 апреля 2023 года по гражданскому делу N 2-56/2022 по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики в защиту прав неопределенного круга лиц к ООО "Агромашснаб" о возложении обязанности по освобождению охранной зоны, Заслушав доклад судьи Рипка А.С, объяснения представителя ООО "Агромашснаб" Федоровой А.Н, действующей на основании доверенностиот 18.04.2023, заключение прокурора Шестого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Сальникова А.А, в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени проведения судебного заседания, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Агромашснаб" (далее также - ООО "Агромашснаб", Общество) о возложении обязанности по освобождению охранной зоны.
Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проведенных прокуратурой Ленинского района г..Чебоксары Чувашской Республики в 2020-2021 г..г. проверок по обращениям начальника Чебоксарского линейного производственного управления магистральных газопроводов - филиала ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" о нарушении ООО "Агромашснаб" требований федерального законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов установлено, что принадлежащий ООО "Агромашснаб" на праве собственности земельный участок площадью 4055 кв.м, с кадастровым номером N, категорией земель "земли сельскохозяйственного назначения", видом разрешенного использования "обслуживание автотранспорта", расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Лапсарское сельское поселение, частично попадает в охранную зону газопровода-отвода к газораспределительной станции "Чебоксары" (1 класс опасности, Ду 325 мм, Ру 5, 4 МПа). В нарушение указанной охранной зоны газопровода-отвода, предусмотренной подпунктом "а" пункта 3 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N1083 и пункта "4.1." Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных утв.
Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9, ответчиком возведено металлическое ограждение (забор), устроена площадка из песчаной подушки, щебня, боя строительных материалов и асфальтной крошки, используемая в качестве стоянки сельскохозяйственной техники. ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" разрешение на проведение работ по возведению восточной и примыкающей к ней части металлического ограждения (забора), устройству площадки из песчаной подушки, щебня, боя строительных материалов и асфальтной крошки, а также на использование данной площадки в качестве стоянки сельскохозяйственной техники на земельном участке с кадастровым номером N в охранной зоне газопровода-отвода на ГРС "Чебоксары" ООО "Агромашснаб", не выдавалось. С восточной стороны на расстоянии 8 м. от земельного участка с кадастровым номером N находится вентиляционная свеча, предназначенная для контроля загазованности пространства между трубой и защитным футляром, на земельном участке с кадастровым номером N. При этом, расстояние от информационных знаков, предупреждающих о наличии охранной зоны газопровода, до земельного участка с кадастровым номером N составляет 22 м. и 36 м. соответственно.
На основании изложенного заместитель прокурора Ленинского района г..Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц просил суд возложить на ООО "Агромашснаб" обязанность осуществить демонтаж восточной и примыкающей к ней части металлического ограждения на земельном участке с кадастровым номером N, расположенной в пределах границ охранной зоны газопровода-отвода к газораспределительной станции определенной подпунктом "а" пункта 3 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, в течение 1 (одного) месяца с момента вступления в законную силу решения суда; возложить на ООО "Агромашснаб" обязанность произвести удаление песчаной подушки, щебня, боя строительных материалов и асфальтной крошки с части территории земельного участка с кадастровым номером N, расположенной в пределах границ охранной зоны газопровода-отвода к газораспределительной станции "Чебоксары", определенной подпунктом "а" пункта 3 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N1083, в течение 1 (одного) месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 21 декабря 2022 года исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики в защиту прав неопределенного круга лиц к ООО "Агромашснаб" о возложении обязанности по освобождению охранной зоны удовлетворены. На ООО "Агромашснаб" возложена обязанность по демонтажу восточной и примыкающей к ней части металлического ограждения на земельном участке площадью 4055 кв.м с кадастровым номером N по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Лапсарское сельское поселение, категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования - обслуживание автотранспорта, расположенной в пределах границ охранной зоны газопровода-отвода к газораспределительной станции "Чебоксары", определенной подпунктом "а" пункта 3 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N1083, в течение 1 (одного) месяца с момента вступления в законную силу решения суда. На ООО "Агромашснаб" возложена обязанность по освобождению части земельного участка площадью 4055 кв.м с кадастровым номером N по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Лапсарское сельское поселение, категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования - обслуживание автотранспорта, расположенной в пределах границ охранной зоны газопровода-отвода к газораспределительной станции "Чебоксары", определенной подпунктом "а" пункта 3 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N1083, от песчаной подушки, щебня, боя строительных материалов и асфальтной крошки в течение 1 (одного) месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Апелляционным определением Верховного Суда Чувашской Республики от 5 апреля 2023 года администрация Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики заменена на правопреемника администрацию Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики. Решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 21 декабря 2022 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ООО "Агромашснаб" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ООО "Агромашснаб" ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, по результатам проведенных прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики в 2020-2021 г.г. проверок по обращениям начальника Чебоксарского линейного производственного управления магистральных газопроводов - филиала ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" о нарушении ООО "Агромашснаб" требований федерального законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов установлено, что принадлежащий ООО "Агромашснаб" на праве собственности земельный участок площадью 4055 кв.м, с кадастровым номером N, категорией земель "земли сельскохозяйственного назначения", видом разрешенного использования "обслуживание автотранспорта", расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Лапсарское сельское поселение, частично попадает в охранную зону газопровода-отвода к газораспределительной станции "Чебоксары" (1 класс опасности, Ду 325 мм, Ру 5, 4 МПа).
Из составленного работниками Чебоксарского ЛПУМГ - филиала ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" совместно со старшим государственным инспектором Волжско-Окского управления Ростехнадзора А.М. Горбатовским акта о нарушении охранной зоны газопровода-отвода на ГРС "Чебоксары" от 18 мая 2022 года видно, что земельный участок с кадастровым номером N огражден металлическим ограждением (забором) зеленого цвета. Внутри огражденного забором периметра, на земельном участке постелена песчаная подушка, разравнен щебень и бой строительных материалов, поверх которых уложен материал черного цвета, предположительно являющийся асфальтной крошкой. Указанными материалами произведена планировка поверхности земли на высоту от 0, 30 м. до 0, 60 м. от первоначальных отметок. Созданная в периметре земельного участка площадка, используется в качестве стоянки сельскохозяйственной техники. Расстояние от крайних характерных точек восточной части металлического ограждения до оси газопровода-отвода на ГРС "Чебоксары" (Ду 325 мм, Ру 5, 4 МПа), составляет 19, 5 м. и 23, 6 м, соответственно, что является нарушение охранной зоны газопровода-отвода, предусмотренной подпунктом "а" пункта 3 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N1083 и пункта "4.1." Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных утв. Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N9. Разрешение ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" на проведение работ по возведению восточной и примыкающей к ней части металлического ограждения (забора), и устройству площадки на земельном участке с кадастровым номером N, непосредственно в охранной зоне газопровода-отвода на ГРС "Чебоксары" ООО "Агромашснаб", не выдавалось.
Кроме того, часть земельного участка с кадастровым номером N, попадающая в охранную зону газопровода-отвода на ГРС "Чебоксары", используется в качестве стоянки сельскохозяйственной техники без письменного разрешения ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород". Замеры произведены линейно-эксплуатационной службой Чебоксарского ЛПУМГ - филиала ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" с использованием рулетки измерительной металлической, заводской N (сертификат калибровки N). Местоположение оси газопровода-отвода на ГРС "Чебоксары" выполнено трассоискателем Metrotrch 9890 DFXT, заводской N (сертификат калибровки N), то есть указанный земельный участок частично попадает в охранную зону газопровода-отвода к газораспределительной станции "Чебоксары" (1 класс опасности, Ду 325 мм, Ру 5, 4 МПа).
Данное обстоятельство также подтверждается составленным ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" топографическим планом (М 1:500) участка зон с особыми условиями использования газопровода-отвода на ГРС-1 Чебоксары, локализованного в границах земельного участка с кадастровым номером 21:21:150105:62.
ООО "Агромашснаб" за получением разрешения на производство работ в охранной зоне газопровода не обращалось, разрешение на проведение работ в охранной зоне ответчику не выдавалось.
Также у ответчика ООО "Агромашснаб" отсутствует письменное разрешение организации, эксплуатирующей систему трубопроводного транспорта, на организацию стоянки сельскохозяйственной техники на части земельного участка с кадастровым номером N, попадающей в охранную зону газопровода-отвода на ГРС "Чебоксары".
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 12, ст. 209, ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. 2, ст. 28 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пришел к выводу об обоснованности исковых требований.
С данными выводами суда первой инстанции согласился суд кассационной инстанции.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания не согласится с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы, поскольку они основаны на правильном применении норм права, выводы, сделанные судами, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При этом суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), корреспондирует обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58).
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 263 ГК РФ закреплено право собственника земельного участка возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами.
Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ).
Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) ЗК РФ дополнен главой XIX, регулирующей цели установления зон с особыми условиями использования территории, их виды, порядок и последствия установления, изменения, прекращения существования (статьи 104 - 107 ЗК РФ).
Пунктами 6 и 25 статьи 105 ЗК РФ (в редакции Закона N 342-ФЗ) предусмотрена возможность установления, в частности, охранных зон трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
В силу требований пункта 1 статьи 106 ЗК РФ и абзаца третьего части 2 статьи 8 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) Правительство Российской Федерации должно утвердить положение об охранных зонах трубопроводов и положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
До утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ такого положения с учетом переходных норм, содержащихся в статье 26 Закона N 342-ФЗ, правовой режим и порядок установления охранных зон трубопроводов и минимальных расстояний до промышленных и магистральных трубопроводов определяется Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными заместителем Министра топлива и энергетики России 29 апреля 1992 года и постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 года N 9 (утрачивают силу с 1 января 2022 года в связи с изданием приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 352 и Министерства энергетики Российской Федерации N 785 от 15 сентября 2020 года); Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878; Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 года N 1083; Сводом правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденным приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 года N 108/ГС (далее - СНиП 2.05.06-85*).
Требования об отражении в Государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зонах с особыми условиями использования территорий были установлены после принятия Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 46) и Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакциях, действующих до 01.01.2017 года).
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 года N 252- ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022 года.
Подпунктом 9 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
В письме Министерства энергетики Российской Федерации от 22.05.2017 года N КМ-5452/05 разъяснено, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, а также их информирования необходимо в ЕГРН, помимо охранных зон, отражать минимальные расстояния до объектов системы газоснабжения. Запись о наличии охранных зон в ЕГРН не является записью правообразующей (зона не является установленной с момента внесения о ней сведений в ЕГРН), а является записью правоподтверждающей. Указанная зона считается установленной в силу закона, данные о ней вносятся в ЕГРН с целью информирования, внесение записи направлено на защиту жизни и здоровья граждан, а также обеспечения их безопасности.
Наличие или отсутствие ранее в Государственном кадастре недвижимости сведений о нахождении земельного участка в границах зон с особыми условиями использования территорий не влияет на объективный факт существования такой территории в установленных границах (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 года N 305-КГ14-4322).
Доказательств того, что в зоне минимальных расстояний магистрального газопровода можно возводить какие-либо строения без согласования с газотранспортной организацией, ответчиком не представлено, в материалах дела не содержится.
Учитывая вышеизложенные нормы права и разъяснения, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действовавшим в спорный период законодательством предусмотрено определение охранных зон объектов системы газоснабжения и минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, вне зависимости от внесения в ЕГРН сведений о данных ограничениях.
При этом зоны являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф.
Так, в силу подп. 3 п. 8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.01.2028 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 01.01.2025 года нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
Согласно п. 9 ст. 26 вышеуказанного Федерального закона, в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зон с особыми условиями использования территорий, указанной в п. 8 ст. 26 Федерального закона, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными, если до 01.01.2025 года были приняты нормативно-правовые акты, определяющие их понятие, назначение и технические характеристики. В отношении зон минимальных расстояний до магистральных газопроводов такие нормативно-правовые акты уполномоченными органами приняты, в частности, зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов установлены до 01.01.2025 года и являются действующими в настоящее время на основании Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 года N 9 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов) (п. п. 5.6, 5.13 содержат отдельные общие положения, касающиеся установления зон минимальных расстояний), Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 года N 1083 (п. 22), Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (п. 1 ст. 6), Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 года N 985, п. 26 которого установлена обязательность применения СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы", в числе соответствующих разделов, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 9 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что зоны с особыми условиями использования территорий в виде зоны минимальных расстояний являются установленным и подлежат соблюдению независимо от факта внесения сведений о таких зонах в ЕГРН.
Указанная позиция согласуется с определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2022 года N 306-ЭС22-5534.
На основании изложенного, судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод о том, что ссылка ответчика на отсутствие информации о зоне с особыми условиями использования территорий в ЕГРН не может свидетельствовать о правомерности возведения ограждения и обустройства стоянки транспорта на принадлежащем ему земельном участке, ввиду того, что зоны являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф.
На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как указано выше, безопасная эксплуатация магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) влечет за собой необходимость соблюдения охранных зон трубопроводов и зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов в целях обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф, причинения вреда неопределенному кругу лиц.
С учетом вышеуказанного, судом кассационной инстанции отклоняются доводы кассационной жалобы в части обращения прокурора не в защиту неопределенного круга лиц, а в защиту конкретного лица.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 30 мая 2022 года по делу NА79-10098/2021 были предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, поскольку решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 30 мая 2022 года по делу NА79-10098/2021 было признано незаконным и отменено постановление Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N127 от 12.10.2021 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Агромашснаб" к административной ответственности, предусмотренной ст. 11.20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, как верно указано судом апелляционной инстанции, предметом судебной проверки по указанному делу являлось наличие в действиях ООО "Агромашснаб" состава административного правонарушения и соблюдение порядка привлечения общества к административной ответственности; при этом арбитражным судом не устанавливались обстоятельства, свидетельствующие о необоснованности настоящих исковых требований прокурора.
Доводы кассационной жалобы о неясности резолютивной части решения суда также были предметом проверки суда апелляционной инстанции и аргументированно отклонены, поскольку резолютивная часть решения суда не содержит неясностей, описок и фактических ошибок, могущих привести к затруднениям при исполнении решения.
При этом, как верно указано судом апелляционной инстанции, в случае возникновения соответствующих вопросов заинтересованные лица не лишены возможности обратиться в суд с заявлением о разъяснении судебного акта (ст.202 ГПК РФ), правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям (ч.3 ст.330 ГПК РФ).
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами установлено, на основе оценки представленных в материалы дела доказательств, что спорные строения находятся в охранной зоне газопровода-отвода, их сохранение создает угрозу безопасной эксплуатации газопровода, препятствует локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф, создает угрозу жизни и здоровью людей, а также их имуществу и имуществу юридических лиц.
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, доводы кассационной жалобы, касающиеся доказательственной базы, подлежат отклонению.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком в материалы дела не представлено доказательств, опровергающих нахождение спорных объектов в пределах охранной зоны газопровода-отвода.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции проведена процессуальная замена администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики на администрацию Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики, поскольку в соответствии с решением Собрания депутатов Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики от 28 декабря 2022 года N 07-04 администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики является правопреемником, в том числе администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на их законность и обоснованность либо опровергали выводы судов.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судебных инстанций, отличное от судов толкование положений норм материального права, регулирующих спорные отношения, не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не подтверждает допущенных судами нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 21 декабря 2022 года, апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики от 5 апреля 2023 года по гражданскому делу N 2-56/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Агромашснаб" - без удовлетворения.
Председательствующий Н.А.Назейкина
Судьи А.С.Рипка
Ф.С.Гаиткулова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.