Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1420/2021 (УИД: 17RS0017-01-2020-010478-92) по иску Блохиной Елены Васильевны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" о признании незаконными пунктов Положения о порядке и условиях осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва в части, взыскании выплат стимулирующего характера, доплаты за интенсивность работы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Блохиной Елены Васильевны на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 22 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Блохина Елена Васильевна (далее - Блохина Е.В, истец) обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" (далее - ГБУЗ Республики Тыва "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф", ответчик) о признании незаконным Положения о порядке и условиях осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва в части, взыскании выплат стимулирующего характера, доплаты за интенсивность работы, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Блохина Е.В. указала, что с 1 августа 2016 г. по 31 октября 2019 г. она работала в ГБУЗ Республики Тыва "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" в должности заместителя главного врача по гражданской обороне и мобилизационной работе, с 1 ноября 2019 г. по 31 августа 2020 г. в должности заместителя главного врача по организационно-методической работе. Кроме того, с 9 января 2013 г. по 1 сентября 2020 г. работала по совместительству старшим врачом смены, с 1 сентября 2020 г. приказом N переведена на основную должность старшего врача смены.
Обращаясь с иском в суд, Блохина Е.В. ссылалась на то, что в период с 1 января 2019 г. по 1 сентября 2020 г. по должности старшего врача смены ей не выплачивались выплаты стимулирующего характера по итогам выполнения показателей и критериев эффективности. На обращение к ответчику, по какой причине не выплачиваются стимулирующие выплаты по совмещаемой должности, истцу дан ответ, что стимулирующие выплаты осуществляются медицинскому персоналу по основной должности, а также при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника в рамках срочного договора. Сумма недоплаченных выплат стимулирующего характера, выплачиваемых по итогам выполнения показателей и критериев эффективности деятельности, за 2019 год составила 99 868 руб. 44 коп, за 2020 год - 63 256 руб. 24 коп. Общая сумма невыплаченных выплат стимулирующего характера составила 163 124 руб. 66 коп. Кроме этого, в 2020 году по должности старшего врача смены ей не выплачивались доплаты за интенсивность в размере 25% от оклада, в сумме 22 228 руб. 37 коп. За проверкой законности начисления заработной платы она обращалась в прокуратуру г. Кызыла, но ответа не получила.
Блохина Е.В. просила суд признать незаконным пункт 5 части III Положения о порядке и условиях осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам ГБУЗ Республики Тыва "Республиканский центр медицинской помощи и медицины катастроф" от 9 января 2019 г, признать незаконным пункт 5 части III Положения о порядке и условиях осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам ГБУЗ Республики Тыва "Республиканский центр медицинской помощи и медицины катастроф" от 25 декабря 2019 г, взыскать с ответчика в ее пользу 163 124 руб. 68 коп. в счет неоплаченных выплат стимулирующего характера, выплачиваемых по итогам выполнения показателей и критериев эффективной деятельности за 2019, 2020 года, сумму доплаты за интенсивность работы в размере 22 228 руб. 37 коп, компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб, судебные расходы на оплату услуг адвоката в сумме 20 000 руб.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 22 декабря 2022 г. исковые требования Блохиной Е.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Блохина Е.В. просит об отмене решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 октября 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 22 декабря 2022 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель считает, что вывод суда о том, что стимулирующие выплаты не относятся к оплате труда и не являются гарантированной частью заработной платой, прямо противоречит ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации.
Указывает, что нормами Конституции Российской Федерации и Федеральных законов гарантировано право работника на получение справедливой заработной платы без каких - либо ограничений в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, гарантировано право работника на своевременное и в полном объеме получение заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работ, в равном размере по сравнению с другими работниками, которому корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
С учетом изложенного, заявитель полагает, что оспариваемые им пункты 5 частей III Положений о порядке и условиях осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканский центр скорой помощи и медицины катастроф" от 9 января 2019года, от 25 декабря 2019г, предусматривающие выплату стимулирующей надбавки за стаж работы лишь работникам по основному месту работы и основной занимаемой должности и исключающие из перечня получателя указанной надбавки стимулирующего характера лиц, работающих по совместительству, не может быть признано соответствующим выше названным положениям Федеральных законов, поскольку устанавливает для работников муниципальных образовательных учреждений, работающих по совместительству, ограничения на получение стимулирующих выплат, не связанными с их деловыми качествами, не обеспечивает реализацию их права на получение справедливой заработной платы в полном объеме в соответствии с их квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, в равном размере по сравнению с другими работниками, осуществляющими трудовую функцию в этих же учреждениях по основному месту работы и основной занимаемой должности, то есть допускает дискриминацию лиц, работающих по совместительству.
Указывает, что каких - либо особенностей по оплате труда лиц, работающих по совместительству, позволяющих исключить выплаты стимулирующего характера при оплате труда таких работников, ни положениями Трудового кодекса Российской Федерации, ни постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. N197 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры", ни в единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год не содержится.
Указывает, что у ответчика отсутствовали полномочия по установлению вышеуказанных особенностей в оплате труда совместителей, ограничивающих размер их оплаты труда по сравнению с работниками по основному месту работы.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Блохина Е.В, представитель ответчика ГБУЗ Республики Тыва "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф", представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства здравоохранения Республики Тыва, сведений о причинах неявки суду не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что согласно справке о периоде работы от 6 ноября 2020 г. N, выданной ГБУЗ по Республике Тыва "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" Министерства здравоохранения Республики Тыва, истец Блохина Е.В. занимала следующие должности: с 19 декабря 1991 года по 11 августа 2013 года должность дежурного врача педиатра (приказ Скорой медицинской помощи г. Кызыла от 10 декабря 1991 года N); с 12 августа 2013 года по 31 июля 2016 года должность заместителя главного врача по организационно-методической работе (приказ ГБУЗ РТ "Кызылская городская станция скорой медицинской помощи" от 12 августа 2013 года N); с 1 августа 2016 года по 31 октября 2019 года должность заместителя главного врача по гражданской обороне и мобилизационной работе (приказ ГБУЗ РТ "Кызылская городская станция скорой медицинской помощи от 8 августа 2016 года N); с 1 ноября 2019 года по 31 августа 2020 года должность заместителя главного врача по организационно-методической работе (приказ ГБУЗ РТ "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" от 1 ноября 2019 года N); с 1 сентября 2020 года по настоящее время должность старшего врача смены (приказ ГБУЗ РТ "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" от 29 августа 2020 года N); с 1 января 2013 года по настоящее время должность старшего врача по внутреннему совместительству (приказ ГБУЗ РТ "Кызылская городская станция скорой медицинской помощи" от 9 января 2013 года N).
Согласно справке по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права по охране труда Государственной инспекции труда в Республике Тыва от 20 августа 2020 года N, проведенной инспекцией проверкой установлено, что работодателем ГБУЗ РТ "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" с января 2018 года работнику Блохиной Е.В. начисляется и выплачивается оплата труда как за совмещение должностей, без начисления стимулирующих и компенсационных выплат за работу старшим врачом смены.
Из представления заместителя прокурора города Кызыла Х. от 31 августа 2020 года N, адресованного главному врачу ГБУЗ РТ "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф", следует, что проведенной проверкой установлено, что в нарушение ст. 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации лечебным учреждением с Блохиной Е.В. трудовой договор по должности старшего врача смены (по совместительству), не заключался. Изучением расчетных листков установлено, что работодателем с января 2018 года Блохиной Е.В. оплата по совместительству начисляется и выплачивается как за совмещение должностей без начислений стимулирующих и компенсационных выплат пропорционально отработанному времени по должности старшего врача смены. Стимулирующие и компенсационные выплаты также не выплачиваются остальным работникам медицинского учреждения, работающим по совместительству.
Согласно приказу ГБУЗ РТ "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" от 9 января 2019 года N 1 утверждено Положение о порядке и условиях осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам ГБУЗ РТ "Кызылская городская станция скорой медицинской помощи" (далее - Положение N 1), действие указанного приказа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.
Из пункта 5 раздела III указанного Положения N 1 следует, что денежные выплаты осуществляются медицинскому персоналу по основной должности, а также при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника в рамках срочного трудового договора (с занятием штатной должности как основной), пропорционально отработанному времени, с учетом критериев эффективности деятельности.
Согласно приказу ГБУЗ РТ "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" от 25 декабря 2019 года утверждено Положение о порядке и условиях осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам ГБУЗ РТ "Кызылская городская станция скорой медицинской помощи" (далее - Положение N 2).
Из пункта 5 раздела III указанного Положения N 2 следует, что денежные выплаты осуществляются медицинскому персоналу по основной должности, а также при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника в рамках срочного трудового договора (с занятием штатной должности как основной), пропорционально отработанному времени, с учетом критериев эффективности деятельности.
Блохиной Е.В. были оспорены указанные пункты Положений N 1 и N2, указано, что стимулирующие выплаты ей не осуществляются по должности старшего врача смены по совместительству.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований Блохиной Е.В, указав о том, что из пунктов 3 и 5 данных Положений о системе оплаты труда работников видно, что отраслевая система оплаты труда предполагает: оклад, выплаты компенсационного характера и стимулирующие характера; выплаты стимулирующего характера производятся при условии достижения работником учреждения определенных количественных и качественных показателей работы. Из пункта 4 раздела III Положений N 1 и N 2 следует, что денежные выплаты не являются гарантированной заработной платой, а носят стимулирующий характер, рассматриваются единожды в месяц, в соответствии с критериями оценки деятельности каждого медицинского работника за отчетный период. И, поскольку денежные выплаты в виде стимулирующих выплат не относятся к части системы оплаты труда работников ГБУЗ РТ "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф", а являются переменной (необязательной) частью заработной платы и зависят от оценки эффективности деятельности врача по результатам работы за определенный период и наличия финансовых средств, назначаются приказом главного врача, а также, что Положение о порядке и условиях осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам ГБУЗ РТ "Кызылская городская станция скорой медицинской помощи" от 9 января 2019 года утратило силу.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, также сослался на акт N, согласно которому приказом ГБУЗ РТ "Кызылская городская станция скорой медицинской помощи" за период с 1 января 2018 года по 1 апреля 2020 года Министерства здравоохранения Республики Тыва от 10 августа 2020 года, по данным "Расчетной ведомости начисления заработной платы" и расчетного листка Блохиной Е.В. за проверяемый период начислено заработной платы за 2018 год в общей сумме 1 075 089, 98 руб, за 2019 год в общей сумме 1 363 977, 42 руб, за 1 квартал 2020 года на сумму 319 363 руб. 89 коп. В нарушение п. 35 Постановления N в октябре месяце 2018 года по приказу N от 18 октября 2018 года заместителю главного врача по ГО и мобилизационной работе Блохиной Е.В. к должностному окладу начислены персональные повышающие коэффициенты в размере 112 % к должностному окладу; 9 470 руб. в виде двойных начислений повышающих коэффициентов, в результате чего была допущена переплата персонального повышающего коэффициента 10 606, 40 руб. с доплатами компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями в размере 0, 4 - районный коэффициент, и 0, 5 - надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера на общую сумму 20 152, 16 руб, в связи с чем, было выявлено финансовое нарушение 20, 1 тыс. руб. в виде переплаты персонального повышающего коэффициента. В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Блохиной Е.В. в спорный период заработная плата выплачивалась в полном объеме исходя из размера заработной платы, установленной трудовым договором с учетом доплаты за совместительство, в том числе, доплаты компенсационного характера за интенсивность при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных.
И ввиду не установления факта нарушения ответчиком трудового законодательства, судом было отказано в удовлетворении требований Блохиной Е.В. о компенсации морального вреда и возмещения судебных расходов.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 октября 2021 г. оставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергается.
В силу статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Согласно положениям статей 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату (оплату труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников отдельных категорий.
Согласно части 1 статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом.
Из содержания приведенных выше норм права следует, что заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда.
В соответствии с частью 2 статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статьей 148 Трудового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы, с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе, в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
В соответствии с положениями части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частями 5 и 6 статьи 135 ТК РФ установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с частью 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в муниципальных учреждениях коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу части 5 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Правилами статьи 149 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с правилами статьи 151 Трудового кодекса Российской Федерации при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
В соответствии с положениями части 1 статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Работа по совместительству может выполняться работником, как по месту его основной работы, так и у других работодателей (часть 2).
В соответствии с частью 6 статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) помимо особенностей, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год (утвержденными решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2018 года, протокол N 12) (далее - Единые рекомендации), определено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе, в том числе принципов недопущения снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений.
Пунктом 6 Единых рекомендаций предусмотрено, что системы оплаты труда (в том числе, тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) в муниципальных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 указанных Единых рекомендаций установление и изменение (совершенствование) систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются в том числе, с учетом:
а) обеспечения в 2019 году уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2018 году при реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
б) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;
в) обеспечения достигнутого уровня оплаты труда, в том числе по отдельным категориям работников (определяется на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики);
г) обеспечения государственных гарантий по оплате труда.
В соответствии с подпунктами "б" и "ж" пункта 37 Единых рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать, что в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях, снижения внутри региональной дифференциации в оплате труда рекомендуется продолжить работу по совершенствованию систем оплаты труда работников в части увеличения доли выплат по окладам в структуре заработной платы, сбалансировав ее таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями 55 - 60 процентов заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30 процентов структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты преимущественно за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, повышение квалификации, 10 - 15 процентов структуры заработной платы составляли выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда работников.
Повышение оплаты труда работников учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее 4% оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышенной оплаты труда работникам устанавливаются работодателем в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Исходя из положений статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
На основании статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ) к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Медицинская организация является участником обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).
В силу статьи 20 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 1 части 1). Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ средства обязательного медицинского страхования формируются за счет различных источников, в том числе за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 5 статьи 26 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ предусмотрено, что расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения: выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями; выполнения функций органа управления территориального фонда. Данный перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 года N 197 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" установлено, что особенности работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры определяются Министерством труда и социального развития (в настоящее время - Министерство здравоохранения и социального развития) по согласованию с Министерством образования Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Министерство труда и социального развития в своем Постановлении от 30 июня 2003 года N 41, изданном по согласованию с названными в упомянутом Постановлении Правительства Российской Федерации министерствами, определило особенности работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры.
Из пункта 4 Раздела 2 Положения о новой системе оплаты труда работников ГБУЗ РТ "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" от 25 декабря 2019 года следует, что к выплатам компенсационного характера относятся: выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда; выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при совмещении профессий (должностей), увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, сверхурочной работе, работе в ночное время, работе в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Из пункта 4.3 Раздела 2 Положения следует, что размеры доплат при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы работникам по соглашению сторон трудового договора. Размеры указанных доплат устанавливаются в следующих размерах:
- при совмещении профессий (должностей), увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором в размере до 75% от оклада;
- за интенсивность и высокие результаты работы до 100% от оклада (должностного оклада);
- профессиональной квалификационной группе общеотраслевых профессий рабочих за интенсивность и высокие результаты работы не более 50%.
Из пункта 5 Раздела 2 указанного Положения также следует, что выплаты стимулирующего характера производятся при условии достижения работником учреждения количественных и качественных показателей работы.
Из пункта 5.9 Раздела 2 Положения следует, что в пределах фонда оплаты труда в учреждении устанавливаются выплаты стимулирующего характера по критериям эффективности деятельности, выплата которых осуществляется при условии выполнения количественных и качественных показателей деятельности работников учреждения. Осуществление стимулирующих выплат с использованием показателей эффективности деятельности работников учреждения производится на основании положения, принимаемого с учетом мнения представительного органа работников и утвержденного приказом руководителя учреждения. Методика распределения данных стимулирующих выплат производится в соответствии с приказом Минздрава России от 28 июня 2013 года N 421.
Пунктом 5.10 Раздела 2 Положения предусмотрено, что работникам, выполняющим дежурства по совместительству в учреждении, выплачиваются следующие выплаты стимулирующего и компенсирующего характера:
- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда;
- выплаты за наличие квалификационной категории;
- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет медицинским работникам медицинской организации
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями
-выплаты специалистам с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием за наличие ученых степеней и почетного звания.
Из пунктов 2, 3, 5, 6 Раздела 1 данного Положения следует, что фонд оплаты труда работников учреждения формируется исходя из объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение выполнения Учреждением государственного задания; субсидий, выделяемых Республиканским бюджетом на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг; средств, поступающих от приносящей доход деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования
Система оплаты труда работников учреждения включает в себя: оклады (должностные оклады); выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера.
Размеры окладов (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера осуществляются в пределах фонда оплаты труда. Ответственность за перерасход фонда оплаты труда несет руководитель учреждения.
Размер оплаты труда, включая размер оклада работника учреждения, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера являются обязательными для включения в трудовой договор работника, в котором конкретизированы должностные обязанности, показатели и критерии эффективности деятельности работника, а также меры социальной поддержки.
Оплата труда работников учреждения, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени либо в зависимости от выполненного объема работ. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой из должностей.
Аналогичные положения содержатся в Положении о системе оплаты труда работников ГБУЗ РТ "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф", утвержденного 28 февраля 2020 года.
Из трудового договора от 1 января 2013 года следует, что Блохина Е.В. принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в должности врача выездной скорой помощи, с 1 января 2013 года.
Из приказа ГБУЗ РТ "Кызылская городская станция скорой медицинской помощи" N от 8 августа 2016 года следует, что Блохина Е.В. с 8 августа 2016 года переведена на должность заместителя главного врача по ГО и мобилизационной работе.
Из приказа ГБУЗ РТ "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" N от 1 ноября 2019 года следует, что Блохина Е.В. с 1 ноября 2019 года переведена на должность заместителя главного врача по организационно-методической работе. Тарифная ставка (оклад) 9 470 руб, надбавки: районный коэффициент 1, 400; северная надбавка.; к-т спец. 8; медст.: 10; инт.: 100; проц. для ППК: 1, 12, за кат.: 15.
Из приказа ГБУЗ РТ "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" N от 29 августа 2020 года следует, что Блохина Е.В. с 1 сентября 2020 года переведена на должность старшего врача смены. Тарифная ставка (оклад) 10 891 руб, надбавки: районный коэффициент1, 400; северн. надб.; к-т спец. деж. 8, 00; медст. 10, 00; за кат. 15, 00.
Согласно пункту 4 Дополнительного соглашения от 20 марта 2020 года к трудовому договору от 8 августа 2016 года за выполняемую по настоящему дополнительному соглашению дополнительную работу старшего врача смены, Блохина Е.В. получает дополнительную оплату пропорционально отработанному времени. Действие указанного приказа начинает действовать с января 2020 года.
Из приказа ГБУЗ РТ "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" от 9 января 2020 года N "О тарификации с 1 января 2020 года" следует, что Блохиной Е.В. на основании раздела II п. 4.3 Положения о системе оплаты труда работников ГБУЗ РТ "Кызылская городская станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф" производилась доплата компенсационного характера за интенсивность и высокие результаты работы в размере 100%.
Из приказа ГБУЗ РТ "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" N от 14 января 2019 года следует, что Блохиной Е.В. заместителю главного врача по ГО и МР разрешено совместительство старшим врачом смены с 1 января 2019 года в свободное от работы время. Оплату труда производить согласно табелю учета рабочего времени.
Из приказа ГБУЗ РТ "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" N от 15 января 2018 года следует, что Блохиной Е.В. заместителю главного врача по ГО и МР разрешено совместительство старшим врачом смены с 1 января 2018 года в свободное от работы время. Оплату труда производить согласно табелю учета рабочего времени.
Из приказа ГБУЗ РТ "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" N от января 2020 года следует, что Блохиной Е.В. заместителю главного врача по ГО и МР разрешено совместительство старшим врачом смены с 1 января 2020 года в свободное от работы время. Оплату труда производить согласно табелю учета рабочего времени.
Согласно приказу ГБУЗ РТ "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" N от 9 января 2020 года заместителю главного врача по организационно-методической работе Блохиной Е.В. производить выплату компенсационного характера как работнику, занятому на работе с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам специальной оценки условий труда в размере 0, 08 коэффициента в размере 0, 08; доплата компенсационного характера за интенсивность и высокие результаты - 100%, доплату компенсационного характера за совмещение - 0, 25 (за внештатного специалиста МЗ РТ).
Статьей 285 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором. При установлении лицам, работающим по совместительству с повременной оплатой труда, нормированных заданий оплата труда производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ.
Лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.
Статьей 287 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены гарантии и компенсации лицам, работающим по совместительству.
В соответствии с частью 1 статьи 287 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с получением образования, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы.
Другие гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме (часть 2 статьи 287 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, как верно установили суды, в силу системного толкования вышеприведенных правовых норм, работа по совместительству предполагает выполнение работником другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы как по месту его основной работы (внутреннее совместительство), так и у других работодателей (внешнее совместительство).
Из представленных материалов видно, что истец Блохина Е.В. работала по внутреннему совместительству старшим врачом смены в соответствии с приказами N от 15 января 2018 года, N от 14 января 2019 года, N от 14 января 2020 года, с нею заключено дополнительное соглашение 6/н от 20 марта 2020 года к трудовому договору N N от 8 августа 2016 года о внутреннем совместительстве, в соответствии с которым Блохина Е.В. обязалась в свободное от основной работы время выполнять дополнительную работу по должности старшего врача смены, поручаемая работнику дополнительная работа осуществляется на период действия трудового договора N N от 8 августа 2016 года, и за выполняемую по дополнительному соглашению работу работник получает дополнительную оплату пропорционально отработанному времени. Дополнительное соглашение вступило в силу с момента его подписания обеими сторонами.
Пунктом 4 Порядка и условий осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам государственных бюджетных учреждений здравоохранения Республики Тыва, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Республики Тыва от 26 января 2018 года N 81, предусмотрено, что право на стимулирующие выплаты имеют медицинские работники, с которыми заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам (эффективные контракты), предусматривающие выполнение обязанностей по обеспечению доступности, повышению качества оказываемой медицинской помощи в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Пунктом 9 Порядка и условий осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам государственных бюджетных учреждений здравоохранения Республики Тыва предусмотрено, что денежные выплаты не являются гарантированной заработной платой и носят стимулирующий характер, рассматриваются по результатам деятельности медицинской организации за отчетный период и в соответствии с показателями и критериями оценки эффективности деятельности медицинского работника по итогам отчетного месяца или квартала и выплачиваются ежемесячно.
Пункт 10 Порядка и условий осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам государственных бюджетных учреждений здравоохранения Республики Тыва предусматривает, что денежные выплаты осуществляются работникам медицинской организации по основной должности, а также при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника в рамках срочного трудового договора (с занятием штатной должности как основной), пропорционально отработанному времени с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности.
Из Приказа Министерства здравоохранения Республики Тыва от 29 июня 2018 года N 781 "О внесении изменения и дополнения в Приложение N2 к приказу Министерства здравоохранения Республики Тыва от 11 декабря 2015 года N1502 "Об утверждении типового положения об оплате труда работников государственных медицинских организациях Республики Тыва" следует, что в расчет Зод не включаются: коэффициент дополнительных услуг, коэффициент сложности, коэффициент качества, премиальные и другие выплаты стимулирующего характера.
Пунктом 3 данного Приказа предусмотрено, что предельный размер стимулирующей выплаты за интенсивность установлен в размере не более 100% к должностному окладу. Данная выплата устанавливается работнику приказом руководителя медицинской организации на месяц или иной срок, но сроком не более одного года. При установлении размера выплаты за интенсивность необходимо учитывать сложность и напряженность выполняемой работником работы, особый режим работы, связанный с обеспечением безаварийной, безотказной и бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения организации, организацию и проведение мероприятий, направленных на улучшение работы, мотивируя тем самым работников к применению в работе новых методов и технологий, которые существенно повышают результативность труда.
Пунктом 5 данного Приказа предусмотрено, что при начислении заработной платы по совместительству руководствоваться требованиями ст. 284 Трудового кодекса Российской Федерации. Продолжительность рабочего времени по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленный для соответствующей категории работников.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 30 октября 2015 года N 494 утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников государственных медицинских организаций Республики Тыва.
Из пункта 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 30 октября 2015 года N 494 "Об отраслевой системе оплаты труда работников государственных медицинских организаций Республики Тыва" следует, что настоящее Положение об отраслевой системе оплаты труда работников государственных медицинских организаций Республики Тыва (далее - Положение) разработано в соответствии с действующим трудовым законодательством с учетом положений Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год (далее - Единые рекомендации), утвержденных протокольным решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2018 г.
Согласно пункту 5 настоящего Положения размеры окладов (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в пределах фондов оплаты труда медицинских организаций. Экономия фонда оплаты труда может быть использована для осуществления выплат социального характера, включая оказание материальной помощи, в соответствии с локальными нормативными актами медицинских организаций о выплатах социального характера или коллективным договором при согласовании с учредителем.
Согласно пункту 11 Положения выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно пункту 12 Положения в соответствии с утвержденным перечнем видов выплат компенсационного характера в медицинских организациях работникам могут осуществляться следующие выплаты компенсационного характера:
- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при совмещении профессий (должностей), увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, сверхурочной работе, работе в ночное время, работе в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Разделом IV указанного Положения предусмотрен Порядок и условия установления выплат стимулирующего характера.
Из пункта 24 Положения следует, что в целях стимулирования работников медицинских организаций к качественному результату труда, а также их поощрения за выполненную работу работникам могут устанавливаться выплаты стимулирующего характера. Размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда.
Пункт 25 Положения предусматривает, что условием выплат стимулирующего характера является достижение работником определенных количественных и качественных показателей работы, которые осуществляются с учетом следующих принципов:
а) объективность - размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда, а также за достижение коллективных результатов труда;
б) предсказуемость - работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда, а также за достижение коллективных результатов труда;
в) адекватность - вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат коллективного труда;
г) своевременность - вознаграждение должно следовать за достижением результатов;
д) прозрачность - правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику.
Пунктом 26 Положения предусмотрено, что решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимаются медицинскими организациями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда.
Согласно пункту 27 Положения рекомендуются следующие выплаты стимулирующего характера: надбавка за квалификационную категорию; надбавка за стаж непрерывной работы, выслугу лет; надбавка за работу в медицинской организации (структурном подразделении), расположенном в сельской местности; персональный повышающий коэффициент к окладу (должностному окладу);
премиальные выплаты по итогам работы; выплаты за интенсивность и высокие результаты работы.
Согласно пункту 32 Положения работникам учреждения могут устанавливаться выплаты стимулирующего характера с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений. Критерии оценки эффективности труда работников устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения.
Согласно пункту 44 Положения размеры стимулирующих выплат заместителей руководителей, главных медицинских сестер и главных бухгалтеров медицинских организаций устанавливаются руководителем медицинской организации.
Приказ Министерства здравоохранения Республики Тыва от 26 января 2018 года N 81 определяет Порядок осуществления стимулирующих выплат работникам государственных бюджетных учреждений здравоохранения Республики Тыва в целях повышения качества оказания медицинской помощи населению, заинтересованности работников в улучшении доступности и качества оказания медицинской помощи и реализации принципа оплаты труда работников, ориентированного на результат. В силу издания приказа Министерства здравоохранения Республики Тыва от 26 января 2018 года N 81 "Об утверждении Порядка и условий осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам государственных бюджетных учреждений здравоохранения Республики Тыва" утратил силу приказ Министерства здравоохранения Республики Тыва от 30 декабря 2016 года N 1615 "О порядке и условиях осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам государственных бюджетных учреждений здравоохранения Республики Тыва, в том числе за выявление злокачественных новообразований на ранних стадиях у жителей Республики Тыва".
Согласно пункту 2 Приказа Министерства здравоохранения Республики Тыва от 26 января 2018 года N 81 в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Республики Тыва, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования (далее - медицинские организации), на основании настоящего Порядка принимается Положение о стимулирующих выплатах, которое утверждается отдельным нормативно-правовым актом либо разделом в Положении об оплате труда.
Согласно пункту 3 Приказа Министерства здравоохранения Республики Тыва от 26 января 2018 года N 81 положение о стимулирующих выплатах должно иметь следующие разделы: общие положения; виды выплат; порядок их установления; порядок начисления и сроки выплат; перечень критериев оценки деятельности специалистов.
В соответствии с пунктом 4 Приказа Министерства здравоохранения Республики Тыва от 26 января 2018 года N 81 право на стимулирующие выплаты имеют медицинские работники, с которыми заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам (эффективные контракты), предусматривающие выполнение обязанностей по обеспечению доступности, повышению качества оказываемой медицинской помощи в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 6 Приказа Министерства здравоохранения Республики Тыва от 26 января 2018 года N81 источником финансирования денежных выплат являются средства обязательного медицинского страхования, перечисленные на расчетный счет медицинской организации, в составе средств оплаты медицинской помощи в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Как следует из пункта 9 Приказа Министерства здравоохранения Республики Тыва от 26 января 2018 года N81 денежные выплаты не являются гарантированной заработной платой и носят стимулирующий характер, рассматриваются по результатам деятельности медицинской организации за отчетный период и в соответствии с показателями и критериями оценки эффективности деятельности медицинского работника по итогам отчетного месяца или квартала и выплачиваются ежемесячно.
Согласно пункту 10 Приказа Министерства здравоохранения Республики Тыва от 26 января 2018 года N 81 денежные выплаты осуществляются работникам медицинской организации по основной должности, а также при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника в рамках срочного трудового договора (с занятием штатной должности как основной), пропорционально отработанному времени с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности.
Согласно пункту 11 Приказа Министерства здравоохранения Республики Тыва от 26 января 2018 года N 81 решения об осуществлении денежных выплат медицинским работникам принимаются комиссией, созданной в медицинской организации. Комиссия крупных медицинских организаций может быть двухуровневой: 1 уровень по структурным подразделениям, 2 уровень - центральная по медицинской организации.
Из пункта 12 Приказа Министерства здравоохранения Республики Тыва от 26 января 2018 года N81 расчет денежных выплат производится на основании результатов деятельности медицинской организации за месяц (по актам взаиморасчетов со страховой медицинской организацией с результатами экспертиз) с учетом оценки деятельности медицинской организации, проводимой Минздравом Республики Тыва по итогам квартала, статистических показателей состояния здоровья населения и деятельности медицинской организации, результатов проверок по контролю качества медицинской помощи, проводимых врачебными комиссиями, контрольными и надзорными органами.
Согласно пункту 13 Приказа Министерства здравоохранения Республики Тыва от 26 января 2018 года N 81 размеры и условия выплат стимулирующего характера определяются с учетом показателей и критериев оценки эффективности труда сотрудников учреждения. При разработке показателей (критериев) на каждого специалиста необходимо руководствоваться федеральными и региональными нормативными актами.
Из пункта 14 Приказа Министерства здравоохранения Республики Тыва от 26 января 2018 года N81 размер стимулирующих выплат устанавливается в абсолютном значении (в рублях) по итогам деятельности медицинской организации за отчетный период и итоговой оценке деятельности специалиста по балльной системе.
Истцом оспариваются пункты 5 раздела III Положений о порядке и условиях осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" от 9 января 2019 года и 25 декабря 2019 года, предусматривающие выплаты стимулирующего характера медицинскому персоналу только по основной должности.
При этом пунктами 1, 3, 4 раздела III Положений о порядке и условиях осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" от 9 января 2019 года и 25 декабря 2019 года предусмотрено, что на получение денежной выплаты имеют право медицинский персонал, с которыми заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, предусматривающие выполнение обязанностей по обеспечению доступности, повышению качества оказываемой медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС.
Денежные выплаты стимулирующего характера устанавливаются работникам индивидуально с учетом объема (выполнение объема по оплаченным счетам) и качества выполненной работы по критериям оценки эффективности деятельности.
Как верно установили суды, денежные выплаты не являются гарантированной заработной платой, а носят стимулирующий характер, вопрос об их выплате рассматривается единожды в месяц, в соответствии с критерием оценки деятельности каждого медицинского работника за отчетный период.
Судами первой и апелляционной инстанций подробно проанализированы Положения о порядке и условиях осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" от 9 января 2019 года и 25 декабря 2019 года, действующие в учреждении в спорный период, предусматривающие стимулирующие выплаты медицинскому персоналу по основной должности, которые не являются гарантированной заработной платой, определяются в соответствии с критериями оценки деятельности каждого медицинского работника за отчетный период.
Согласно пунктам 1, 2, 3 Раздела II Положений о порядке и условиях осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" от 9 января 2019 года и 25 декабря 2019 года источником финансирования денежных выплат являются средства обязательного медицинского страхования, перечисленные на расчетный счет учреждения, в составе средств оплаты медицинской помощи в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Средства, предназначенные для осуществления стимулирующих выплат, входят в состав тарифов (стоимости медицинской помощи), утвержденных Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Тыва в части средств на заработную плату.
Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Положения, предписано осуществлять в пределах средств, предусмотренных на оплату труда в плане финансово-хозяйственной деятельности ГБУЗ РТ "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" на соответствующий финансовый год.
Тарифы на оплату медицинской помощи, установленные Тарифным соглашением по оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на территории Республики Тыва, включают финансовое обеспечение денежных выплат стимулирующего характера в части расходов на заработную плату врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации.
Согласно пунктам 4, 5, 13 Раздела IV Положений о порядке и условиях осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" от 9 января 2019 года и 25 декабря 2019 года размеры и условия выплат стимулирующего характера определяются с учетом показателей и критериев оценки эффективности труда сотрудников учреждения.
Размер стимулирующих выплат устанавливается в абсолютном значении (в рублях) по итогам деятельности учреждения за отчетный период и итоговой оценке деятельности специалиста по бальной системе.
Денежные выплаты с учетом критериев качества оцениваются комиссией ежемесячно, и выплачиваются по приказу главного врача после выплаты основной заработной платы за месяц в сроки, установленные главным врачом учреждения.
Таким образом, на основании вышеуказанных региональных, локальных нормативных актов, условий заключенного сторонами трудового договора, суды пришли к правильному выводу о том, что выплата работнику надбавок стимулирующего характера (за качество и высокие результаты работы с учетом выполнения установленных критериев) по результатам его труда есть право, а не обязанность работодателя, и зависит, в частности, от наличия выделенных средств обязательного медицинского страхования в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования, количественных и качественных показателей работы каждого работника, основанных на учете конечных результатов, определяемых с учетом балльной оценки, в соответствии с утвержденными показателями эффективности для оценки деятельности.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает верным вывод судов о том, что спорные стимулирующие выплаты имеют характер дополнительного материального стимулирования и не являются гарантированными выплатами обязательного характера, предусмотренными системой оплаты труда данного работодателя, не носят систематический и регулярный характер, а их размер определяется решением соответствующей комиссии.
Поэтому пункт 5 Раздела III Положения о порядке и условиях осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканский центр медицинской помощи и медицины катастроф" от 9 января 2019 года, пункт 5 части III Положения о порядке и условиях осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканский центр медицинской помощи и медицины катастроф" от 25 декабря 2019 года не противоречат ни региональным правовым актам, ни нормам Трудового кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного, суды пришли к правомерному и обоснованному выводу о наличии оснований для отказа истцу в удовлетворении его требований о взыскании стимулирующих выплат за качество выполняемых работ за работу по совместительству и других заявленных истцом требований.
Судами подробно проанализированы Положения об оплате труда в учреждении, действующие в спорный период, предусматривающие стимулирующие выплаты - за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, выплаты за интенсивность и высокие результаты труда, выплаты за качество выполняемых работ. При этом выплаты конкретному работнику устанавливаются ежемесячно, оценка работы производится в баллах по итогам работы.
Таким образом, выплаты стимулирующего характера работнику учреждения осуществляются по решению руководителя учреждения с учетом критериев оценки результативности и качества труда работника, оцениваемых комиссией ежемесячно.
На основании вышеуказанных локальных нормативных актов ответчика, условий заключенного сторонами трудового договора, суды пришли к правильному выводу о том, что выплата работнику надбавок стимулирующего характера (за качество и высокие результаты работы с учетом выполнения установленных критериев) по результатам его труда есть право, а не обязанность работодателя, и зависит, в частности, от показателей работы каждого работника, основанных на учете конечных результатов, определяемых с учетом балльной оценки, в соответствии с утвержденными показателями эффективности для оценки деятельности, то есть, вопреки доводам жалобы, не является постоянной величиной.
Выплата стимулирующих выплат работникам по основной должности в размере по усмотрению работодателя с соблюдением действующего в организации порядка не нарушает права истца на гарантированное вознаграждение за труд в рамках статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного в совокупности, является верным вывод судов о том, что спорные стимулирующие выплаты имеют характер дополнительного материального стимулирования и не являются гарантированными выплатами обязательного характера, предусмотренными системой оплаты труда данного работодателя, не носят систематический и регулярный характер, а их размер определяется решением соответствующей комиссии.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Правительству Российской Федерации в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики предписано обеспечить повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Правительством Российской Федерации была принята Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р). В приложении N 4 к указанной Программе утверждена динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах. Указанные значения носят индикативный характер и могут быть уточнены в "дорожных картах" по мере реализации Программы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 N 2599-р утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по изменениям в отраслях социальной сферы, направленным на повышение эффективности здравоохранения.
С учетом изложенного, судами верно указано, что поскольку ответчиком в спорный период осуществлялась реализация мероприятий, в целях обеспечения исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р по повышению оплаты труда медицинских работников, истцу выплачивались причитающиеся ему денежные средства в размере, определенном трудовым договором, в редакции дополнительных соглашений к нему, и в порядке, установленном локальным актом работодателя, регулирующим вопросы оплаты труда работников, отсутствуют основания полагать о нарушении трудовых прав истца ответчиком, и, следовательно, о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Установленная судами система назначения и выплаты стимулирующего вознаграждения, установленная внутренними нормативными актами ответчика, не ухудшает положение работника по сравнению с трудовым законодательством. Спорная выплата, как верно установилсуд апелляционной инстанции, является поощрением и не носит постоянный и безусловный характер, начисляется непосредственно работающим на дату принятия решения о ее выплате работникам.
Стимулирующие выплаты, как следует из Положения о стимулирующих выплатах, назначаются приказом на определенный срок и в определенном размере, при этом у работодателя отсутствует безусловная обязанность ежемесячно либо непрерывно устанавливать стимулирующие выплаты, носящие поощрительный характер.
Отсутствие приказа о назначении стимулирующих выплат на определенный срок не является ни лишением, ни снижением выплат, поскольку они носят назначаемый, а не установленный характер.
Ни трудовым договором, ни локальными нормативными актами не предусмотрена обязанность работодателя по выплате истцу ежемесячно в составе заработной платы обязательных стимулирующих выплат за интенсивность и высокие результаты работы и за высокое качество работы в требуемом размере.
Размер стимулирующей выплаты зависит не только от результатов труда, но и от выделенных и распределенных денежных средств.
Поскольку выплаты стимулирующего характера не носят обязательного гарантированного характера, при отсутствии приказа о назначении данных выплат, суд правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения истцу стимулирующих выплат, и взыскания их в судебном порядке.
Доводы жалобы о допущенной ответчиком в отношении истца дискриминации, выразившейся в лишении ее стимулирующих выплат в отличие от других сотрудников, не могут быть признаны обоснованными, поскольку прерогатива выбора способа и порядка материального стимулирования работника, включая определение размера таких выплат, принадлежит работодателю.
Поскольку работодателем не принималось каких-либо решений о выплате истцу стимулирующих надбавок в заявленном им размере, решение о выплате истцу стимулирующих выплат в требуемой сумме не принималось, приказ главного врача не издавался, оснований для присуждения данных выплат истцу не имеется.
Поскольку в отношении истца приказ о выплате стимулирующей выплаты не издавался, данные выплаты не относятся к обязательной части заработной платы, основания для взыскания с ответчика в пользу истца указанных выплат отсутствуют.
Расчет истца в части размера требуемых выплат, как верно указано судом, не основан на Положении о стимулировании труда работников Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва "Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф".
При этом суд на основании объяснений сторон, тщательного анализа представленных письменных доказательств, правильно определив юридически значимые обстоятельства, установив их достаточно полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дав им надлежащую правовую оценку, учитывая, что допустимых доказательств того, что условия оплаты труда истца ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не добыто, пришел к выводу о том, что истцом в ходе рассмотрения спора по существу не было представлено достаточных и достоверных доказательств факта наличия у ответчика обязанности по выплате истцу стимулирующих выплат в размерах, указанных в исковом заявлении за требуемый истцом период.
Ссылки заявителя в жалобе на судебную практику, в частности, на апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 06 апреля 2016 года N 2-АПГ16-2, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемого решения суда. Вопреки мнению кассатора, в данном судебном акте Верховный Суд Российской Федерации, оставляя без изменения решение суда, признал правильными выводы суда первой инстанции, который, разрешая требования истца, работавшей 2015 году в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5" по совместительству в должности учителя с нагрузкой 15 часов в неделю учебной (преподавательской) работы без начисления выплат за стаж работы, проанализировав нормы Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующие вопросы установления и выплаты заработной платы, оплаты труда лиц, работающих по совместительству, пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт в той части, в которой определение права на получение выплат стимулирующего характера за стаж работы им ставится в зависимость от осуществления трудовой функции исключительно по основному месту работы и основной занимаемой должности, не соответствует ст. ст. 3, 22, 129, 132, 285, 287 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку снижает размер оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, работающих по совместительству, путем исключения из системы оплаты труда для данной категории лиц одной из ее составляющих (стимулирующая выплата за стаж работы), не обеспечивает равной оплаты за труд равной ценности, допускает дискриминацию в оплате труда лиц, работающих по совместительству, не связанную с деловыми качествами работников и результатами их труда.
По настоящему делу истец Блохина Е.В. просит взыскать стимулирующие выплаты не за стаж работы, а стимулирующие выплаты, связанные с деловыми качествами работников и результатами их труда, не носящими обязательный характер.
В целом доводы заявителя кассационной жалобы полностью повторяют позицию, изложенную заявителем в апелляционной инстанции, оценка доводам которой дана судами первой и апелляционной инстанций в полном объеме.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 22 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Блохиной Елены Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.