Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Тураевой Т.Е, Улановой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Албаковой Л.С. на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 6 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 23 января 2023 года по гражданскому делу
N 2-377/2022 по иску Албаковой Л.С. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Шумерлинский" о взыскании денежной компенсации за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, прохождение ОВВЭК, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Албакова Л.С. обратилась в суд с иском к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Шумерлинский", в обоснование заявленных требований указав, что с 1 октября 1996 года проходила службу в органах внутренних дел на различных должностях, в течение последних десяти лет - в должности дознавателя направления дознания отдела полиции по Красночетайскому району отдела дознания
МО МВД России "Шумерлинский".
Приказом МО МВД России "Шумерлинский" N от 20 сентября 2021 года истец уволена с 4 октября 2021 года в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ
"О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получении пенсии.
В период службы систематически привлекалась к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, была задействована по охране общественного порядка при проведении на территории Красночетайского и Шумерлинского районов Чувашской Республики оперативно-профилактических, праздничных мероприятиях, выборов, в связи с чем за период с 2019 года по
2021 год просила предоставить дополнительные дни отдыха либо выплатить денежную компенсацию. По табелям учета служебного времени за 2019 год и 2020 год сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени ею отработано более 400 часов, за 2021 год - 216 часов, однако компенсация выплачена только за 2021 год. Несмотря на рапорты от 21 июля 2020 года, 4 октября 2020 года, 4 марта 2021 года, от 4 октября
2021 года не возмещенными ни предоставлением дополнительных дней отпуска, ни выплатой денежной компенсации выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2019 и 2020 годах. В рапорте на увольнение из органов внутренних дел она изъявила желание пройти общую военно-врачебную экспертизу для диагностирования состояния здоровья. Однако направление на прохождение военно-врачебной комиссии ответчиком ей не было выдано, дополнительный отпуск для прохождения ВВК не предоставлен. В связи с не предоставлением дополнительных дней отпуска на прохождение военно-врачебной экспертизы, по мнению истца, подлежит выплате компенсация в размере среднемесячного заработка 54 778, 50 рублей, так как она не смогла провести обследование здоровья и вынуждена проходить общую военно-врачебную экспертизу за свой счет. Неправомерными действиями ответчика по невыплате денежной компенсации выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, не предоставлении времени на прохождение военно-врачебной экспертизы истцу также причинен моральный вред.
С учетом изложенного и уточнив требования, Албакова Л.С. просила взыскать с МО МВД России "Шумерлинский" компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в количестве 50 дней (400 часов) в течение 2019-2020 годов в размере 90 037 рублей, компенсацию в размере среднего месячного дохода за не предоставление дополнительного отпуска на прохождение ОВВК за 2021 год перед уходом на пенсию по выслуге лет в размере 54 778, 50 рублей, компенсацию морального вреда 200 000 рублей.
Решением Шумерлинского районного суда Чувашской Республики
от 6 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 23 января 2023 года, в удовлетворении исковых требований Албаковой Л.С. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Шумерлинский" о взыскании денежной компенсации за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, прохождение ОВВЭК, компенсации морального вреда, отказано.
В кассационной жалобе Албакова Л.С. просит отменить решение и апелляционное определение, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылается на неправильное применение норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела. Также просит рассмотреть кассационную жалобу без ее участия.
В возражениях на кассационную жалобу МВД по Чувашской Республике и МО МВД России "Шумерлинский" просят судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, рассмотреть жалобу в отсутствие своих представителей.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1.
статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что
с 1 октября 1996 года по 4 октября 2021 года истец проходила службу в органах внутренних дел на различных должностях, последняя занимаемая ею должность - дознаватель направления дознания отдела полиции по Красночетайскому району ОД МО МВД России "Шумерлинский".
Приказом МО МВД России "Шумерлинский" от 10 июля 2019 года
N л/с Албаковой Л.С. предоставлен основной и дополнительный отпуск за 2019 год с 31 июля 2019 года по 28 сентября 2019 года.
Приказом МО МВД России "Шумерлинский" от 25 октября 2019 года Nл/с предписано выплатить в числе прочих Албаковой Л.С. денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2019 году
за 120 часов. Основанием указан рапорт Албаковой Л.С. от 1 октября
2019 года.
Приказом МО МВД России "Шумерлинский" от 31 июля 2020 года
N л/с Албаковой Л.С. предоставлен основной и дополнительный отпуск за 2020 год с 6 августа 2020 года по 14 октября 2020 года.
Приказом МО МВД России "Шумерлинский" от 10 декабря 2020 года Nл/с предписано выплатить в числе прочих Албаковой Л.С. денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2020 году
за 120 часов. Основанием указан рапорт Албаковой Л.С. от 7 декабря
2020 года.
Приказами МО МВД России "Шумерлинский" от 5 апреля 2021 года Nл/с и от 28 мая 2021 года N Албаковой Л.С. предоставлен основной и дополнительный отпуск за 2021 год с 12 апреля 2021 года по 13 июня
2021 года.
21 июля 2021 года Албаковой Л.С. через организацию почтовой связи направлен рапорт об увольнении со службы по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получении пенсии, в котором изложена просьба направить ее на медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссии. Направление на медицинское освидетельствование (обследование) в военно-врачебной комиссии истцу не выдавалось.
Приказом МО МВД России "Шумерлинский" от 20 сентября 2021 года Nл/с контракт с Албаковой Л.С. расторгнут и она уволена 4 октября
2021 года по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получении пенсии).
Также судом установлено, что 4 октября 2021 года до увольнения со службы из органов внутренних дела Албакова Л.С. обратилась к уполномоченному руководителю с рапортами о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за период с января по декабрь
2019 года в количестве 120 часов, за период с января по декабрь 2020 года в количестве 120 часов, и за период с января по октябрь 2021 года в количестве 216 часов.
Приказом МО МВД России "Шумерлинский" от 15 октября 2021 года Nл/с предписано выплатить Албаковой Л.С. денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2021 год в количестве 120 часов. Основанием указан рапорт Албаковой Л.С. от 4 октября 2021 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Албаковой Л.С. о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, дополнительного отпуска на прохождение военно-врачебной комиссии, компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для их выплаты, пропуском истицей срока обращения в суд с заявленными требованиями о взыскании денежной компенсации.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции. Также указал, что представленные сторонами спора табели учета служебного времени подтверждают выполнение истцом служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни; количество часов выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, подлежащих компенсации составляло: на сентябрь 2019 года (с января по сентябрь 2019 года) - 296 часов (табели за октябрь, ноябрь и декабрь 2019 года истицей не представлены), на ноябрь 2020 года (с января по ноябрь 2020 года) - 342 часа (табель за декабрь
2020 года ответчиком не представлен), на октябрь 2021 года - 216 часов.
Вместе с тем, учитывая, что истцу в 2019 году и в 2020 году за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в установленном порядке предоставлялось дополнительное время отдыха, за некомпенсированное дополнительными днями отдыха время ей выплачена денежная компенсация в предельном размере за 120 часов, Албаковой Л.С. не заявлялось о присоединении дней отдыха в 2019 и 2020 годах к отпускам, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для взыскания дополнительной денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2019 и 2020 года.
Кроме того, судом апелляционной инстанции отмечено, что если сотрудник органов внутренних дел был освобожден от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью в общей сложности более четырех месяцев в течение двенадцати месяцев, он может быть направлен на медицинское освидетельствование (обследование) в военно-врачебную комиссию для решения вопроса о его годности к дальнейшему прохождению службы в органах внутренних дел либо о продолжении лечения (часть 3 статьи 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ).
Поскольку Албакова Л.С. не обращалась с заявлением о предоставлении ей отпуска с последующим увольнением, основной и дополнительные отпуска за год увольнения истицей использованы, направление на медицинское освидетельствование в военно-врачебной комиссии ей не выдавалось, медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией в связи с предстоящим увольнением истица не проходила, требований об изменении основания расторжения контракта в порядке, предусмотренном частью 9 статьи 82 Федерального закона
от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ, не заявлялось, оснований для замены денежной компенсацией времени возможного прохождения медицинского освидетельствования (обследования) в военно-врачебной комиссии не имелось.
При этом статьи 56, 58 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ не предусматривают такой разновидности дополнительного отпуска прохождения военно-врачебной экспертизы или военно-врачебной комиссии, действующим законодательством установлен иной порядок освобождения от исполнения служебных обязанностей в связи с направлением и прохождением медицинского освидетельствования (обследования) в военно-врачебной комиссии.
Так как при увольнении из органов внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, направление на медицинское освидетельствование в военно-врачебную комиссию не является обязательным, прохождение медицинского освидетельствования в этом случае является собственной инициативой сотрудника, в отсутствие доказательств пройденного медицинского освидетельствования или обследования оснований для денежной компенсации времени прохождения не имелось.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия находит выводы нижестоящих судебных инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам данного гражданского дела.
В силу части 2 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ) нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.
Согласно части 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября
2011 года N342-ФЗ в редакции, действовавшей до 13 августа 2019 года, сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Федеральным законом от 2 августа 2019 года N318-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части 6 статьи 53 Федерального закона
от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ слова "ежегодному оплачиваемому отпуску" заменены словами "основному или дополнительному отпуску" (подпункт "г" пункта 16 статьи 1).
В силу части 10 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и - порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно Порядку привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утвержденному приказом МВД России
от 19 октября 2012 года N 961 и действовавшему до 3 апреля 2018 года, сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время.
Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха (пункт 9); компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации, и вид компенсации (пункт 10); для предоставления дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудник должен подать рапорт, согласованный с непосредственным руководителем (начальником), на имя руководителя (начальника) подразделения МВД России, которым осуществляется предоставление дней отдыха (пункт 10); по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 года N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (пункт 18).
Согласно Порядку обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденному приказом МВД России от 31 января 2013 года N65, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (пункт 56); в приказе руководителя указывается количество дней, за которые выплачивается денежная компенсация (пункт 57); количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (пункт 58); размер денежной компенсации за каждый день определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на день выплаты, на среднемесячное число календарных дней. Среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12 (пункт 59).
Аналогичные положения о предоставлении дней отдыха и выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни предусмотрены Порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 1 февраля 2018 года N50 (пункты 285, 293), в редакции, действовавшей на день увольнения истца.
Согласно пункту 275 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2018 года N50, сотрудники привлекаются к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании правового акта Министра, заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, а также правового акта руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющего право назначения сотрудников на должности. Указанный правовой акт доводится до сведения сотрудника под расписку. Руководитель (начальник), привлекший сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, несет дисциплинарную ответственность за законность и обоснованность такого привлечения.
Согласно пунктам 277, 278, 280, 281, 282 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2018 года N50, в целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в органах, организациях, подразделениях МВД России составляются табели учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в которых указывается время начала и окончания выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, количество отработанных часов, дата предоставления дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха либо номер приказа о присоединении дополнительных дней отдыха к отпуску или о выплате денежной компенсации (пункт 277); табели ведутся ежемесячно и открываются
за 2 - 3 дня до начала учетного периода на основании табелей за прошлый месяц (пункт 278); сотрудники, ответственные за ведение табеля, определяются приказом руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России. Указанные сотрудники несут ответственность за правильность и полноту заполнения табеля (пункт 280); выписка из правового акта (его копия), указанного в пункте 275 настоящего Порядка, рапорт с резолюцией руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, указанный в пункте 276 настоящего Порядка, передаются сотруднику, ответственному за ведение табеля (пункт 281); заполненный табель по окончании учетного периода передается в кадровое подразделение (пункт 282).
Частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Мотивы принятия судебных постановлений в полной мере отражены в судебных постановлениях в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним процессуальным законом, не согласиться с ними судебная коллегия оснований не находит.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.
Несогласие истца с толкованием нижестоящими судами норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также с оценкой представленных по делу доказательств, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильных по существу судебных постановлений.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы Албаковой Л.С.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики
от 6 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 23 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Албаковой Л.С. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Т.Е.Тураева
Е.С.Уланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.