Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Улановой Е.С, Кириченко А.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Черепкова Ф.С. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 25 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 26 января 2023 года по гражданскому делу N 2-1375/2022 по иску Черепкова Ф.С. к публичному акционерному обществу "Нижнекамскнефтехим" о признании распоряжения об отстранении от работы незаконным, выплате заработной плате, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, объяснения представителя ПАО "Нижнекамскнефтехим" Зиангировой Ф.Н, действующей на основании доверенности от 12 января 2023 года, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черепков Ф.С. обратился в суд с иском к ПАО "Нижнекамскнефтехим" о признании распоряжения N от 8 ноября 2021 года об отстранении его от работы незаконным, распоряжение N от 8 ноября 2021 года "Об отстранении от работы работников, не получивших первый компонент вакцины от новой короновирусной инфекции" незаконным, обязании ответчика допустить его к работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, процентов за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда в размере 200 000 руб. В обоснование истец указал, что истец с июля 2012 года работает у ответчика на должности слесаря - ремонтника. Распоряжениями от 08 ноября 2021 года N, распоряжением N от 8 ноября 2021 года, вынесенными на основании приказа по ПАО "Нижнекамскнефтехим" N от 5 ноября 2021 года истец отстранен от работы на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N157 "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" в связи с отказом работника от профилактических прививок от коронавирусной инфекции без уважительной причины, без сохранения заработной платы с 09 ноября 2021 года Полагает, что указанные распоряжения являются незаконными, поскольку занимаемая им должность не входит в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1998 года N 825.
Свой отказ от вакцинации против новой коронавирусной инфекции предлагаемыми препаратами истец полагает обоснованным, поскольку предлагаемые для вакцинации препараты проходят клинические исследования (испытания), участие граждан в клиническом исследовании является добровольным. С распоряжением N истец ознакомлен 9 ноября 2021 года. В результате отстранения истца от работы он лишен возможности трудиться и получать заработную плату. Кроме этого, истец испытывает нравственные страдания в связи с отстранением его от работы, так как при отсутствии постоянного заработка и средств вынужден занимать деньги, находится в стрессовой ситуации. В связи с вынесением ПАО "Нижнекамскнефтехим" 14 марта 2022 года приказа N, которым отменено действие приказа N от 5 ноября 2021 года с 15 марта 2022 года и допуском его к работе истец требования уточнил, просил признать распоряжение N от 8 ноября 2021 года незаконным, взыскать в пользу истца утраченный заработок за период с 9 ноября 2021 года по 22 марта 2022 года в размере 228 809 руб. 88 коп, взыскать проценты за задержку выплаты заработной платы по день фактического расчета включительно, взыскать компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб.
Решением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 25 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 26 января 2023 года, исковые требования Черепкова Ф.С. к публичному акционерному обществу "Нижнекамскнефтехим" о признании распоряжения об отстранении от работы, выплате заработной плате, компенсации морального вреда удовлетворены частично. Взыскана с публичного акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" в пользу Черепкова Ф.С. заработная плата в размере 10 642 руб. 32 коп, компенсация морального вреда 5 000 руб. В удовлетворении остальных требований отказано. Взыскана с публичного акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" в бюджет муниципального образования "город Нижнекамск Республики Татарстан" государственная пошлина в размере 825 руб. 69 коп.
В кассационной жалобе Черепков Ф.С. просит отменить апелляционное определение, принять новое решение об удовлетворении его исковых требований, ссылается на неправильное применение норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
В возражениях на кассационную жалобу ПАО "Нижнекамскнефтехим" просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя ПАО "Нижнекамскнефтехим" Зиангировой Ф.Н, просившей решение и апелляционное определение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Иные лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что во исполнение постановления главного государственного санитарного врача "Об обязательной вакцинации граждан против новой коронавирусной инфекции" ПАО "Нижнекамскнефтехтим" был издан приказ N от 5 ноября 2021 года о проведении обязательной вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в ПАО "Нижнекамскнефтехтим", постановлено определить работников, подлежащих обязательной вакцинации против COVID-19 и прошедших вакцинацию, работникам, имеющим противопоказания, представить документально подтвержденные противопоказания.
На основании данного приказа было вынесено распоряжение N от 8 ноября 2021 года и распоряжение N от 8 ноября 2021 года об отстранении истца от работы без сохранения заработной платы в связи с отказом от вакцинации и отсутствием оснований для освобождения от вакцинации.
Постановлением N от 14 марта 2022 года Главного государственного санитарного врача Республики Татарстан признано утратившим силу постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 11 октября 2021 года N 7 "О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Республике Татарстан".
В связи с выходом данного акта в ПАО "Нижнекамскнефтехим" был издан приказ от 15 марта 2022 года N об утрате приказом N от 5 ноября 2021 года юридической силы, которым предписывалось отстранять от работы лиц при отсутствии подтверждения вакцинации COVID-19 либо о перенесенном заболевании, либо о наличии медицинских противопоказаний вакцинации. Срок 15 марта 2022 года.
Черепков Ф.С, оспаривая приказ работодателя, и считая незаконным отстранение его от работы, ссылается на то, что письменного отказа, который обязателен в силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября1998 года N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", он не давал.
Постановлением N 3 от 14 марта 2022 года Главного государственного санитарного врача Республики Татарстан признано утратившим силу постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 11 октября 2021 года N 7 "О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Республике Татарстан".
В связи с выходом данного акта в ПАО "Нижнекамскнефтехим" был издан приказ от 15 марта 2022 года N об утрате приказом N от 5 ноября 2021 года юридической силы, которым предписывалось отстранять от работы лиц при отсутствии подтверждения о перенесенном заболевании, либо о наличии вакцинации. Срок 15 марта 2022 года.
18 марта 2022 года директором центра по ремонту оборудования издано распоряжение N, котором постановлено начальникам цехов N6514-6567 допустить к работе ранее отстраненных работников, не прошедших и не завершивших курс вакцинации, ревакцинации против новой коронавирусной инфекции.
Распоряжением и.о.начальника цеха N6567 истец допущен к работе 21 марта 2022 года. Этим же распоряжением отменено распоряжение от 8 ноября 2021 года N.
Однако Черепков Ф.С. сведений о прохождении вакцинации либо об имеющихся противопоказаниях к вакцинации против COVID-19 работодателю не представил.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 11, 76 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" и постановления главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 11 октября 2021 года N 7 "О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемиологическим показаниям в Республике Татарстан", установив факт того, что Черепков Ф.С. является работником промышленного предприятия, учитывая его уведомление о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, а также уведомление о последствиях в случае от ее отказа, принимая во внимание, что истец отказался от прохождения вакцинации, не представив при этом работодателю
документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний для прохождения вакцинации, пришел к выводу о правомерности действий работодателя и необоснованности предъявленного иска.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы истца.
Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с абзацами 2, 4 статьи 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, и разрабатывать и проводить санитарно - противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, возложена также на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (абзацы 2, 3).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно- противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно- эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N65 (действовали до 1 сентября 2021 года), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Из пункта 66 СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 (действуют с 1 сентября 2021 года) следует, что решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.
Согласно пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности. Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Вместе с тем, согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 2-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций энергетики.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 года N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 года N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
В связи с продолжающейся угрозой распространения COVID-19 среди населения Республики Татарстан, на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ"Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", пунктов 66, 67 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 (зарегистрировано Минюстом России 15 февраля 2021 года, регистрационный N 62500), приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (в редакции приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 февраля 2021 года N47н "О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям") главным государственным санитарным врачом по Республике Татарстан принято постановление от 11 октября 2021 года N 7 о проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Республике Татарстан.
Пунктом 1 данного постановления главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против COVID-19 с охватом не менее 80% с учетом переболевших за последние 6 месяцев определенным категориям. В число таковых среди прочего попали лица, работающие в организациях транспорта и транспортной инфраструктуры, энергетики, промышленных предприятий, строительства и проектирования, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности (пункт 1.6).
Руководителям организаций независимо от форм собственности, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Татарстан в сферах, установленных пунктом 1 настоящего постановления предписано определить работников, сотрудников, подлежащих обязательной вакцинации против COVID-19 согласно пункту 1 настоящего постановления. В срок до 8 ноября 2021 года организовать проведение профилактических прививок против COVID-19 первым компонентом вакцины. В срок до 6 декабря 2021 года организовать проведение профилактических прививок против COVID-19 вторым компонентом вакцины. Отстранить от работы и/или перевести на дистанционный режим работы работников, сотрудников, не имеющих ни одной прививки против COVID-19, с 9 ноября 2021 года, без законченного курса вакцинации - с 7 декабря 2021 года на период эпидемиологического неблагополучия (пункты 2, 2.1, 2.3, 2.5).
Из смысла действующих норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусной инфекции COVID-19 Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусной инфекции COVID-19 отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, работа, которых связана с высоким риском заболевания новой короновирусной инфекцией, вакцинация является обязательной.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания. Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов. Если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной. Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 года N1867-0).
Ранее отмечалось, что во исполнение предписаний главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан ПАО "Нижнекамскнефтехим" издал приказ N от 5 ноября 2021 года о вакцинации работников. В тот же день на основании пункта 2.1 постановления главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 11 октября 2021 года N 7 "О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Республике Татарстан" ПАО "Нижнекамскнефтехим" утвердил список работников, подлежащих вакцинации от новой короновирусной инфекции COVID-19, в числе которых поименован истец Черепков Ф.С.
Из представленных документов, в том числе трудового договора и дополнительного соглашения к этому договору, заключенных между ПАО "Нижнекамскнефтехим" и Черепковым Ф.С, должностной инструкцией последнего, Положением о ПАО "Нижнекамскнефтехим" следует, что вид деятельности указанной организации предусмотрен постановлением главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 11 октября 2021 года N 7 "О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемиологическим показаниям в Республике Татарстан", а характер работы истца, трудовая деятельность которого протекает в одном помещении с множеством других работников, с которыми он находится в контакте в течение рабочего времени, безусловно создает риск распространения новой короновирусной инфекции.
Таким образом, действия ПАО "Нижнекамскнефтехим" по отстранению от работы без сохранения заработной платыЧерепкова Ф.С, отказавшегося от вакцинации против новой короновирусной инфекции без уважительных причин и не имеющего ни одной прививки против COVID-19 ни на дату издания оспариваемого приказа работодателя, ни на день обращения в суд с настоящим иском, судами признаны правомерными.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец необоснованно отстранен от работы с 9 ноября 2021 года, поскольку он имел возможность вакцинироваться в срок до 6 декабря 2021 года, и мог быть отстранен только с 7 декабря 2021 года, являются необоснованными, поскольку в постановлении от 11 октября 2021 года N 7 о проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Республике Татарстан, главным государственным санитарным врачом по Республике Татарстан в пунктах 2, 2.1, 2.3, 2.5 определены сроки организации работодателями проведения профилактических прививок против COVID-19 первым компонентом вакцины и вторым компонентом вакцины, а также сроки отстранения от работы сотрудников, не имеющих ни одной прививки против COVID-19, с 9 ноября 2021 года, без законченного курса вакцинации - с 7 декабря 2021 года на период эпидемиологического неблагополучия.
Вопреки доводам кассационной жалобы, главный государственный санитарный врач по Республике Татарстан, действуя в пределах своей компетенции, установилпрофилактические меры, направленные на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции на территории Республики Татарстан.
Работодателем соблюден как порядок отстранения истца от работы, так и выполнены предписания главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан, являвшиеся для организации ответчика обязательными.
Доводы жалобы Черепкова Ф.С. о том, что обязательная вакцинация ограничивает истца в правах на труд, на добровольное вакцинирование, отстранение его от работы в отсутствие вакцинации против COVID-19 является дискриминацией, также являются необоснованными, так как профилактические прививки в любом случае проводятся при наличии информированного добровольного согласия гражданина на такое медицинское вмешательство. Тем самым, работники сами принимают решение о своей вакцинации и имеют право от нее отказаться. Однако положения статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации обязывают работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника в определенных случаях, которые могут быть предусмотрены, в том числе, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.
Несогласие истца с толкованием судом норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также с оценкой представленных по делу доказательств, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильных судебных постановлений.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 25 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 26 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Черепкова Ф.С. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Е.С.Уланова
А.Д.Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.