Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-11129/2022 по иску Слюсаренко Сергея Александровича к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области о признании незаконным решения об отказе в приеме на службу, возложении обязанности возобновить проведение мероприятий при поступлении на службу, по кассационной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 02 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 07 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, объяснения представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области Баега Е.С, настаивавшего на удовлетворении жалобы, истца Слюсаренко С.А, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Слюсаренко С.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области (далее - УФССП России по Курганской области, Управление), в котором просил признать незаконным решение руководителя УФССП России по Курганской области - главного судебного пристава Курганской области Уваровой И.Л. от 10 июня 2022 года N 45909/22/15513 об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения; обязать ответчика возобновить проведение мероприятий, направленных на поступление истца на службу в органы принудительного исполнения.
В обоснование требований указал, что 11 марта 2022 года им подано заявление и документы в УФССП России по Курганской области для поступления на службу в органы принудительного исполнения, а именно начальнику отдела государственной службы и кадров Перминовой И.Н. Уведомлением от 10 июня 2022 года N 45909/22/15513 ему отказано в приеме на службу в органы принудительного исполнения. Полагает, что оснований для отказа в приеме его на службу в органы принудительного исполнения, предусмотренных Федеральным законом от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" у ответчика не имелось. Предусмотренных частью 4 статьи 19 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" проверочных мероприятий, с учетом результатов которых принимается решение о приеме на службу или об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения, ответчиком не проводилось. 01 июля 2022 года он направил в адрес Управления заявление об отмене решения руководителя Управления Уваровой И.Л. об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения N 45909/22/15512 от 10 июня 2022 года. 10 августа 2022 года он получил от ответчика уведомление N 45909/22/19921 от 29 июля 2022 года на его заявление в УФССП России по Курганской области от 01 июля 2022 года, согласно которому оснований для отмены решения об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения не усматривается.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 02 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 07 февраля 2023 года, исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным решение руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области - главного судебного пристава Курганской области Уваровой И.Л. в виде уведомления о результатах рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации N 45909/22/15512 от 10 июня 2022 года об отказе Слюсаренко С.А. в приеме на федеральную государственную службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
На Управление Федеральной службы судебных приставов по Курганской области возложена обязанность возобновить проведение мероприятий, направленных на поступление Слюсаренко С.А. на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
В кассационной жалобе УФССП России по Курганской области ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
На кассационную жалобу УФССП России по Курганской области поступили письменные возражения Слюсаренко С.А, в которых указано на обоснованность судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 11 марта 2022 года Слюсаренко С.А. обратился в УФССП России по Курганской области с заявлением о поступлении на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность судебного пристава-исполнителя Курганского городского отделения судебных приставов N 4 УФССП России по Курганской области с приложением документов, предусмотренных частью 1 статьи 18 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В ходе проведения проверки достоверности представленных сведений кандидатом Слюсаренко С.А, ответчиком в адрес УФССП России по Челябинской области направлен запрос о предоставлении сведений ИЦ УМВД Челябинской области, о наличии (отсутствии) исполнительных производств в УФССП России по Челябинской области, о наличии (отсутствии) компрометирующих сведений препятствующих прохождению службы, а также служебной характеристики.
Согласно ответу УФССП России по Челябинской области от 20 апреля 2022 года истец ранее проходил федеральную государственную гражданскую службу в УФССП России по Челябинской области в период с января 2012 года по январь 2019 года. В отношении Слюсаренко С.А. на исполнении в структурных подразделениях Управления возбужденных исполнительных производств нет.
Из характеристики Слюсаренко С.А, представленной УФССП России по Челябинской области следует, что истец по складу характера вспыльчив, неуравновешен, при обращении с гражданами и коллегами допускал возникновение конфликтных ситуаций, допускал нарушения субординации по отношении к руководящему составу отдела; на замечания и критику реагировал болезненно, не стремился к урегулированию конфликтов.
Согласно рапорту начальника отдела государственной службы и кадров УФССП России по Курганской области от 10 июня 2022 года о результатах проведения предварительного изучения данных о гражданине, выявлено соответствие Слюсаренко С.А. квалификационным требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судебного пристава-исполнителя. По данным трудовой книжки кандидат замещал должности государственной службы в УФССП России по Челябинской области. В соответствии с частью 4 статьи 37 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении Слюсаренко С.А. получена характеристика с предыдущего места службы. Из указанного рапорта следует, что начальником отдела государственной службы и кадров УФССП России по Курганской области рекомендовано руководителю УФССП России по Курганской области - главному судебному приставу Курганской области принять решение о целесообразности проведения в отношении гражданина второго этапа проверочных мероприятий.
На указанном рапорте содержится резолюция о том, что проведение второго этапа проверочных мероприятий нецелесообразно.
Согласно уведомлению от 10 июня 2022 года N 45909/22/15512, по результатам рассмотрения документов, представленных Слюсаренко С.А. для поступления на службу, принято решение об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения.
01 июля 2022 года истцом направлено ответчику заявление об отмене решения ответчика N 45909/22/15512 от 10 июня 2022 года о возобновлении процедуры поступления на службу в органы принудительного исполнения, которое ответчиком получено 06 июля 2022 года и оставлено без удовлетворения.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 18, 19 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктами 3, 6, 8, 9 Порядка проведения в отношении гражданина, поступающего на службу в органы принудительного исполнения, мероприятий, направленных на выявление наличия либо отсутствия оснований, препятствующих его поступлению на службу в органы принудительного исполнения, утвержденного приказом ФССП России от 13 марта 2020 года N 190, установив отсутствие доказательств наличия обстоятельств, препятствующих прохождению истцом службы в органах принудительного исполнения, соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судебного пристава-исполнителя, а также установив нарушение проведения процедуры первого этапа Порядка проведения в отношении гражданина, поступающего на службу в органы принудительного исполнения, мероприятий, направленных на выявление наличия либо отсутствия оснований, препятствующих его поступлению на службу в органы принудительного исполнения, в частности то, что собеседование с истцом в установленном порядке руководителем подразделения, о работе в котором написано заявление, не проводилось, пришел к выводу о незаконности решения об отказе в приеме Слюсаренко С.А. на службу и возложении на ответчика обязанности по возобновлению проведения мероприятий, направленных на поступление истца на службу в органы принудительного исполнения.
Суд первой инстанции указал, что Федеральный закон от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не содержит положений, которые бы позволяли принимать решение об отказе гражданину в приеме на службу в органы принудительного исполнения исключительно на основании характеристики с предыдущего места службы, без проведения проверки в порядке, установленном статьей 19 названного Закона.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика об объективности причин отказа истцу в поступлении на службу, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 11, 64 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 18, 19 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктами 3, 6, 8, 9 Порядка проведения в отношении гражданина, поступающего на службу в органы принудительного исполнения, мероприятий, направленных на выявление наличия либо отсутствия оснований, препятствующих его поступлению на службу в органы принудительного исполнения, утвержденного приказом ФССП России от 13 марта 2020 года N 190, исходил из того, что согласно рапорту начальника отдела государственной службы и кадров УФССП России по Курганской области от 10 июня 2022 года о результатах проведения предварительного изучения данных о гражданине, рекомендовано принять решение о целесообразности проведения в отношении Слюсаренко С.А. второго этапа проверочных мероприятий, с указанием на соответствие истца квалификационным требованиям, предъявляемым к кандидату; собеседование с истцом в установленном порядке руководителем подразделения, о работе в котором написано заявление, не проводилось; в уведомлении N 45909/22/15512 от 10 июня 2022 года не указаны мотивы, по которым Слюсаренко С.А. отказано в принятии на службу в органы принудительного исполнения, равно как ответчиком не представлено доказательств обоснованности принятого им в отношении истца решения об отказе в приеме на службу, что не позволяет проверить правомерность такого решения и с определенностью и достоверностью сделать вывод об отсутствии со стороны нанимателя дискриминационных действий в отношении истца; в ходе проведения предварительной проверки, помимо представленных истцом документов, УФССП России по Курганской области были запрошены иные сведения в ИЦ УМВД по Челябинской области, о
наличии (отсутствии) исполнительных производств в УФССП России по Челябинской области, о наличии (отсутствии) компрометирующих сведений, препятствующих прохождению службы, а также служебная характеристика, ссылка на которые в уведомлении об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения отсутствует; предоставленная характеристика противоречит характеристике, предоставленной истцом в ходе рассмотрения дела, и является предметом обжалования путем предъявления самостоятельного иска.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, и приведённому в судебных актах правовому регулированию спорных отношений.
Судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора применены в системной взаимосвязи и совокупности нормативные положения, подлежащие применению к спорным отношениям, дана с их учетом надлежащая оценка обстоятельствам дела, касающимся необоснованности отказа в приеме на службу в органы принудительного исполнения.
В судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также оценка доводам истца и возражениям ответчика, которые отклонены как необоснованные.
Доводы кассационной жалобы о том, что 10 июня 2022 года было принято решение об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения, поскольку поступившие материалы, характеризующие личные и деловые качества истца, свидетельствовали о их несоответствии принципам службы в органах принудительного исполнения, а также противоречили нормам служебной и профессиональной этики; право истца на доступ к службе в органах принудительного исполнения не нарушено; отказ в приеме на службу в органы принудительного исполнения вынесен по объективным причинам, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений, поскольку направлены на оспаривание правильности выводов судов об установленных им обстоятельствах и правильности применения судами норм материального права.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу норм статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.
При рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 02 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 07 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.