Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Кириченко А.Д, Петровой И.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ивлевой Е.В. на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 5 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 10 февраля 2023 года по гражданскому делу N 2-1715/2022 по иску Ивлевой Е.В. к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Ванкор" о признании незаконным приказа об отстранения от работы, взыскании суммы неполученного заработка за время вынужденного прогула, компенсации за неполученный заработок и компенсации морального вреда, заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, пояснения истца Ивлевой Е.В, поддержавшей жалобу, пояснения представителя ответчика ООО "РН-Ванкор" Щедриной Ю.Н, действующей на основании доверенности, возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Ивлева Е.В. обратилась в Новокуйбышевский городской суд Самарской области с вышеуказанным иском к ООО "РН-Ванкор", указав в обоснование исковых требований, что с 7 июля 2017 года она работает в ООО "PH-Ванкор" в должность специалиста по охране труда цеха добычи нефти и газа N 1 управления добычи нефти и газа. Работа осуществляется вахтовым методом, место производства работ - Красноярский край, Т. район, Т. производственный участок. 17 марта 2021 года ответчик издал приказ N РНВ-246 "О вакцинации от COVID-19". Согласно приказу, руководителям структурных подразделений ответчика указано обеспечить явку работников на прохождение вакцинации в срок до 31 марта 2021 года, работникам общества, осуществляющим деятельность на месторождениях Ванкорского кластера (вахтовикам), предоставить документы, подтверждающие прохождение вакцинации, либо медицинское заключение о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 в срок до 28 мая 2021 года. Приказом N РНВ-865 от 31 августа 2021 года "О внесении изменений в приказ от 17 марта 2021 года N РНВ-246" указано провести необходимые мероприятия по отстранению от работы тех, кто подал уведомление об отказе от прохождения вакцинации.
Кроме того, 23 июля 2021 года ответчик издал приказ N РНВ-730 от "Об организации допуска персонала Общества на месторождения Т. кластера", которым предписано согласование заезда на вахту после предоставления работниками сведений о перенесенном заболевании либо сертификата о прохождении вакцинации либо медицинского заключения о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также результатов ПЦР-тестирования и на наличие антител к коронавирусу SARS-CoV-2 (IgM, IgG), направляемых работодателю перед заездом на место производства работ. В период с 29 марта 2021 года по 13 февраля 2022 года истцом в адрес работодателя предоставлялись сведения о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и медицинские заключения о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации от COVID-19, результаты ПЦР-тестирования и на наличие антител к коронавирусу. После 13 февраля 2022 года последовал период межвахтового отдыха и очередной отпуск. За это время и до выхода на работу уведомления о необходимости прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции либо предоставления медицинского отвода Ивлева Е.В. не получала, организация площадок для проведения вакцинации от COVID-19 ответчиком не организовало, руководство цеха и специалист по табельному учету цеха не выходили с истцом на связь и не уточняли информацию, касающуюся прохождения вакцинации. В связи с чем Ивлева Е.В. решила, что данные ограничительные мероприятия для допуска к работе необязательны, так как на территории Красноярского края наблюдалось улучшение эпидемиологической обстановки, так как в регионе были отменены QR-коды и обязательный масочный режим, а также соблюдение социальной дистанции. После окончания межвахтового отдыха и очередного отпуска 19 апреля 2022 года - дата дороги на вахту, согласно установленного истцу графика работ на 2022 год.
Заезд на вахту осуществлялся на основании результатов ПЦР-теста "отрицательно", антител на спайковый S-белок к SARS-CoV-2 класса IgG "положительно" и антител класса IgM "отрицательно", направленных специалисту по табельному учету Р. 15 апреля 2022 года, что свидетельствовало об отсутствии угрозы возникновения и распространения инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих от Ивлевой Е.В, ее здоровом состоянии и наличии выработанного иммунитета к коронавирусу. Также в день дороги истцом пройден предвахтовый медицинский осмотр непосредственно на месте производства работ с результатом "допущен" к выполнению работ, что также являлось доказательством того, что она здорова. 20 апреля 2022 года истцу предложено предъявить вышеуказанные медицинские документы заместителю начальника цеха Тимину Е.В. в присутствии двух коллег по работе, однако, предоставить медицинские документы Ивлева Е.В. не смогла. По состоянию на 20 апреля 2022 года сроки действия медицинских отводов, направленных ответчику ранее, истекли. Заявление истца об отказе от проведения профилактической прививки против коронавирусной инфекции, имелось в цехе с 4 октября 2021 года.
После ознакомления с актом о непредоставлении сертификата о вакцинации или справки установленной формы о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации в кабинете руководства истцу зачитали приказ N 589-к от 20 апреля 2022 года об отстранении Ивлевой Е.В. от работы с 20 апреля 2022 года в связи с отказом от вакцинации и непредставлением медицинского отвода на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения. 22 апреля 2022 года Ивлева Е.В. покинула вахту. С 13 мая 2022 года истец допущена к работе в связи с утратой силы подпункта 4.4 Постановления главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 года N 43 "О проведении профилактических прививок отдельных группам граждан по эпидемическим показаниям", предписывающим отстранить от работы или перевести на дистанционный режим работы лиц, не прошедших вакцинацию против новой коронавирусной инфекции. Таким образом, Ивлева Е.В. считает приказ N 589-к от 20 апреля 2022 года об отстранении от работы незаконным, грубо нарушающим нормы трудового законодательства и права истца.
На основании изложенного Ивлева Е.В. просила суд:
признать приказ (распоряжение) об отстранении от работы (о недопущении к работе) N 589-к от 20 апреля 2022 года, вынесенный ООО "РН-Ванкор" в отношении Ивлевой Е.В, незаконным и подлежащим отмене;
взыскать с ответчика в пользу истца средний заработок за время вынужденного прогула по вине работодателя с 20 апреля 2022 года по 12 мая 2022 года исходя из расчета среднечасового заработка в размере 902, 54 руб. за каждый час вынужденного прогула в размере 207 584, 20 руб.;
взыскать с ответчика в пользу истца сумму надбавки за каждый календарный день пребывания в местах производства работ с 20 апреля 2022 года по 22 апреля 2022 года в размере 1 200, 00 руб.;
взыскать с ответчика в пользу истца сумму денежной компенсации за неполученный заработок в размере не ниже 1/150 действующей ключевой ставки ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты (26 апреля 2022 года) по день фактической оплаты долга ответчиком, в соответствии с порядком пункта 5.4 дополнительного соглашения к трудовому договору от 9 января 2018 года;
взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 100 000, 00 руб.
Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 5 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 10 февраля 2023 года, в удовлетворении исковых требований Ивлевой Е.В. отказано.
В кассационной жалобе истцом ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных. Основаниями для отмены судебных актов истец указывает несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также нарушения норм материального и процессуального права, поскольку судами неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам. В кассационной жалобе приводит доводы о том, что в материалах дела находятся исчерпывающие доказательства того, что истец на момент отстранения от работы была здорова, имела антитела IgG и отрицательный ПЦР-тест. Ивлевой Е.В. было реализовано предоставленное ей законом право (отказ от вакцинации), а ответчиком нарушена процедуры отстранения от работы.
Истец Ивлева Е.В. в судебном заседании поддержала кассационную жалобу.
Представитель ответчика ООО "РН-Ванкор" Щедрина Ю.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы.
Представитель третьего лица - Государственной инспекции труда в Красноярском крае в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания третье лицо извещалось надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по доводам жалобы законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Ивлева Е.В. с 7 июля 2017 года на основании трудового договора N от 6 июля 2017 года состоит в трудовых отношениях с ООО "РН-Ванкор", трудоустроена на должность специалиста по охране труда цеха добычи нефти и газа N 1 управления добычи нефти и газа. Свою трудовую деятельность Ивлева Е.В. осуществляет вахтовым методом, регион производства работ - Красноярский край, Т. производственный участок.
На основании приказа ООО "РН-Ванкор" от 17 марта 2021 года N РНВ-246 "О вакцинации от COVID-19", изданного в целях нормализации санитарно-эпидемиологической ситуации и выработки коллективного иммунитета к коронавирусной инфекции у работников ПАО "НК Роснефть", а также во исполнение требований приказа ПАО "НК Роснефть" от 19 февраля 2021 года N 68 "О вакцинации работников ПАО "НК Роснефть" и Обществ Группы от COVID-19, работникам Общества предписано предоставить ответственным лицам подтверждающие прохождение вакцинации документы (прививочный сертификат с отметкой о прохождении двух этапов вакцинации, заверенный печатью медицинской организации, либо информацию из личного кабинета портала Госуслуг), либо медицинского заключения о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 в срок до 28 мая 2021 года - работникам, осуществляющим деятельность на месторождениях Ванкорского кластера.
Приказом ООО "РН-Ванкор" от 31 августа 2021 года N РНВ-865 "О внесении изменений в приказ от 17 марта 2021 года N РНВ-246 "О вакцинации от COVID-19", заместителям генерального директора по направлениям деятельности, руководителям структурных подразделений, административно подчиненных генеральному директору предписано в случае отказа от прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции подчиненными работниками ООО "РН-Ванкор", осуществляющими трудовую деятельность вахтовым методом на территории месторождений Ванкорского кластера, обеспечить предоставление подчиненными работниками официального уведомления об отказе в прохождении вакцинации непосредственному руководителю структурного подразделения и/или специалисту по табельному учету.
Заместителю генерального директора по персоналу и социальным программам ООО "РН-Ванкор" указано на необходимость проведения мероприятий по отстранению от работы работников Общества, предоставивших уведомления об отказе от прохождения вакцинации, без сохранения заработной платы.
Приказом ООО "РН-Ванкор" от 23 июля 2021 года N РНВ-730 "Об организации допуска персонала Общества на месторождения Ванкорского кластера", с учетом изменений, внесенных в пункт 1.1 приказом от 3 сентября 2021 года N РНВ-875, с целью минимизации рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 при допуске работников Общества на производственные объекты, утвержден Порядок заезда работников ООО "РН-Ванкор" на месторождения Т. кластера (далее - Порядок заезда работников).
Согласно Порядку заезда работников, вахтовые и офисные работники, перенесшие заболевание, вызванное коронавирусной инфекцией, при наличии медицинского заключения, подтверждающего полное выздоровление в связи с перенесенным заболеванием, вызванным новой коронавирусной инфекцией COVID-19, и наличии результатов тестирования методом ПЦР на РНК SARS-CoV-2 со сроком проведения не более 7 дней и методом ИФА (на наличие антител IgM и IgG), со сроком проведения не более 6 месяцев до даты заезда на месторождения, с отражением следующих результатов: ПЦР на РНК SARS-CoV-2- отрицательно, IgG-положительно, IgM-отрицательно. При наличии IgM, отсутствии IgG и отрицательного результата исследования методом ПЦР работник должен обратиться за консультацией к врачу для получения справки с указанием решения по допуску к работе. Тестирование методом ПЦР на РНК SARS-CoV-2 со сроком проведения не более 7 дней до даты заезда на месторождения проводится перед каждым заездом на вахту. По истечении 6 месяцев с момента выздоровления заезд на вахту осуществляется при наличии сертификата, подтверждающего прохождение полного курса вакцинации от COVID-19.
Кроме того, в Порядке заезда работников указано, что вахтовые работники, прошедшие вакцинацию от новой коронавирусной инфекции COVID-19, при наличии сертификата, подтверждающего прохождение полного курса вакцинации и наличии результатов тестирования методом ПЦР на РНК SARS-CoV- 2 со сроком проведения не более 7 дней и методом ИФА (на наличие антител IgM и IgG) со сроком проведения не более 6 месяцев до даты заезда на месторождения, с отражением следующих результатов: ПЦР на РНК SARS-CoV-2-отрицательно, IgG-положительно, IgM-отрицательно. Работник перед заездом на вахту с учетом сроков и требований, изложенных в пунктах 1.1, 1.2 данного Порядка, проходит тестирование методом ПЦР на РНК SARS-CoV-2, методом ИФА (на наличие антител IgM и IgG) самостоятельно в клиниках по выбору работника по месту жительства. Работник в день получения результатов тестирования информирует своего непосредственного руководителя о результатах тестирования и направляет копии следующих документов (оригинал документов остаются у работника) специалисту по табельному учету своего структурного подразделения. При перенесенном заболевании: медицинское заключение, подтверждающее полное выздоровление, результаты тестирования методом ПЦР на РНК SARS-CoV-2 со сроком не более 7 дней до даты заезда на месторождения, результаты тестирования, результаты тестирования методом ИФА (на наличие антител IgM и IgG) со сроками в соответствии с пунктом 1.1 Порядка, с отражением следующих результатов: ПЦР на РНК SARS-СоV-2-отрицательно, IgG-положительно, IgM-отрицательно. При наличии IgM работник должен обратиться за консультацией к врачу. При прохождении вакцинации - сертификат, подтверждающий прохождение полного курса вакцинации (обязательно наличие QR-кода), результаты тестирования методом ПЦР и РНК SARS-CoV-2 со сроком не более 7 дней до даты заезда на месторождения, результаты тестирования, результаты тестирования методом ИФА (на наличие антител IgM и IgG) со сроками в соответствии с пунктом 1.1 Порядка.
При наличии IgM работник должен обратиться за консультацией к врачу.
Порядком заезда работников также предусмотрено, что при заезде на месторождение у работника в обязательном порядке при себе должны находиться оригиналы документов, которые ранее были предоставлены работником специалисту по табельному учету.
С вышеуказанными приказами и Порядком заезда работников Ивлева Е.В. ознакомлена, что следует из искового заявления и не оспаривалось истцом в ходе судебного разбирательства.
Ивлева Е.В. работает вахтовым методом, а для работающих вахтовым методом на территории Красноярского края была предписана обязательная вакцинация от COVID-19 в срок до 15 декабря 2021 года.
В период с 29 марта 2021 года по 13 февраля 2022 года истецом в адрес ответчика предоставлялись сведения о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекцией и медицинские заключения о наличии противопоказаний к вакцинации от COVID-19.
В период с 13 февраля 2022 года по 18 апреля 2022 года Ивлева Е.В. находилась на межвахтовом отдыхе и в ежегодном очередном отпуске, первый рабочий день на вахте - 19 апреля 2022 года.
14 апреля 2022 года истцом пройдено ПЦР-исследование на коронавирус и исследование крови методом ИФА. Результат на новую коронавирусную инфекцию - отрицательный.
19 апреля 2022 года Ивлевой Е.В. непосредственно перед началом осуществления трудовой деятельности на месторождениях Ванкорского кластера пройден медицинский осмотр, истец допущена к работе вахтовым методом.
В нарушение нормативно-правовых актов, норм и правил внутреннего распорядка, установленных ответчиком, Ивлева Е.В. не представила работодателю сертификат о прохождении вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 либо документ, подтверждающий наличие медицинских противопоказаний к вакцинации.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления акта от 20 апреля 2022 года. Акт составлен заместителем начальника цеха добычи нефти и газа N 1 управления добычи нефти и газа ООО "РН-Ванкор" Д. в присутствии специалиста цеха Р. и начальника участка добычи нефти и газа Б.
Ивлева Е.В. отказалась от подписи в акте, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами и не оспаривалось истцом.
На основании приказа от 20 апреля 2022 года N 589-к в связи с отказом от вакцинации и непредставлением медицинского отвода Ивлева Е.В. отстранена от работы с 20 апреля 2022 года на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения. Ивлева Е.В. также отказалась от подписи в приказе, о чём имеется соответствующая отметка.
Приказом ООО "PH-Ванкор" от 13 мая 2022 года Ивлева Е.В. допущена к работе с 13 мая 2022 года в связи с устранением причин, повлекших отстранение от работы, а именно, в связи с отменой подпункта 4.4 постановления Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 14 октября 2021 года N 52, предписывающим отстранить от работы или перевести на дистанционный режим работы лиц, не прошедших вакцинацию против новой коронавирусной инфекции.
Ивлева Е.В, считая приказ об отстранении от работы незаконным, обратилась с настоящим иском в суд.
По существу разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что новая коронавирусная инфекция (COVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, внесена в календарь профилактических прививок, обязательное проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции работающим вахтовым методом на основании трудового договора прямо предусмотрено постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 года N 43 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (с учетом изменений, внесенных постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 14 октября 2021 года N 52), в связи с чем отказ от такой прививки либо непредставление работодателю документа, подтверждающего наличие медицинских противопоказаний к вакцинации, влечет обязанность работодателя по отстранению работника от работы на основании абзаца восьмого части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157 "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
В связи с отсутствием правовых оснований для удовлетворения основного требования истца о признании незаконным и подлежащим отмене приказа об отстранении от работы, суд первой инстанции отказал в удовлетворении производных требований, в том числе о взыскании заработной платы, которая работнику не начисляется по правилам статья 76 Трудового кодекса Российской Федерации.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы Новокуйбышевского городского суда Самарской области, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам второму и четвертому пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац четвертый пункта 2 статьи 50; выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац пятый подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65 (действовали до 1 сентября 2021 года), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 (действуют с 1 сентября 2021 года).
Согласно пункту 1.2 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее Федеральный закон от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации.
На основании пунктов 1 и 1.2 постановления Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 года N 43 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" необходимо обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции к 15 сентября 2021 года, в том числе работающим вахтовым методом на основании трудового договора.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 14 октября 2021 года N 52 в постановление Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 года N 43 внесены изменения, с учетом которых необходимо обеспечить проведение профилактических прививок к 15 декабря 2021 года.
Пункт 1 постановления Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 года N 43 не распространяется на лиц, имеющих документально подтвержденные противопоказания к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с инструкциями по медицинскому применению иммунобиологических лекарственных препаратов, предназначенных для профилактики новой коронавирусной инфекции, временными методическими рекомендациями Министерства здравоохранения РФ "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19.
Согласно пункту 4.4 постановления Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 года N 43 в редакции от 14 октября 2021 года, юридическим лицам на территории Красноярского края в сферах, установленных пунктом 1 постановления, предписано отстранить от работы или перевести на дистанционный режим работы лиц, не прошедших вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) к установленному в настоящем постановлении сроку.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю предписано обеспечить проведение профилактических прививок с охватом не менее 80 % от общей численности к 15 января 2022 года.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 года N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 года N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Установив, что Ивлева Е.В. работает вахтовым методом на основании трудового договора, в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 года N 43 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (с учетом изменений, внесенных постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 14 октября 2021 года N 52), подлежит обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции, от прохождения обязательной вакцинации отказалась, не представила информацию о проведении вакцинации либо о наличии у истца медицинских противопоказаний, суды пришли к правильному выводу о том, что у работодателя имелись правовые основания для отстранения истца от работы без сохранения заработной платы.
Доводы кассационной жалобы о том, что в материалах дела находятся исчерпывающие доказательства того, что истец на момент отстранения от работы была здорова, имела антитела IgG и отрицательный ПЦР-тест, Ивлева Е.В. реализовала предоставленное ей законом право (отказ от вакцинации), а ответчиком нарушена процедуры отстранения от работы, -аналогичны доводам ранее заявлявшимся истцом при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, они являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций и обоснованно отклонены.
Так, на сновании Порядка заезда работников доступ к рабочему месту осуществляется при предъявлении QR-кода вакцинированного или переболевшего, справки о болезни либо отрицательного ПЦР-теста.
Однако Ивлева Е.В. не представила работодателю документы, подтверждающие прохождение профилактических прививок, не представила QR-код, подтверждающий прививку или перенесенное заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), не представила справки о болезни либо отрицательного ПЦР-теста. Истец отказалась от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
При издании приказа N 589-к от 20 апреля 2022 года работодатель не располагал сведениями о наличии у истца противопоказаний для вакцинации.
Ответчик по состоянию на 20 апреля 2022 года не располагал сведениями о наличии у истца противопоказаний к вакцинации.
Следовательно, у ответчика имелись предусмотренные законом основания для отстранения истца от работы.
Вакцинация направлена исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Согласно абзацу 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 года N 1867-О).
Поскольку отстранение от работы является не правом, а обязанностью работодателя, что следует из статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, работодатель вправе запрашивать у работников, для которых вакцинация является обязательной в силу Перечня и нормативного правового акта главного санитарного врача, сведения о прохождении либо непрохождении ими вакцинации.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с изложенными в решении выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, о незаконных действиях ответчика по отстранению истца от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, не влекут отмену судебных актов, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отстранение истца от работы, ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения, носило законный характер, поскольку трудовая деятельность истца подразумевает контакты с неограниченным кругом сотрудников и граждан, а потому отказ от вакцинации со стороны истца носил риск распространения новой коронавирусной инфекцией.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 5 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 10 февраля 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Ивлевой Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи И.И. Петрова
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.