Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Улановой Е.С, Калиновского А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 февраля 2023 г. по гражданскому делу N 2-3332/2022 по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью "Спортмастер" о признании приказов об отстранении от работы незаконными, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что с 22 сентября 2021 г. работает в должности продавца в ООО "Спортмастер". 23 июня 2021 г. издан приказ N10 "Об усилении мер по предотвращению инфекционных заболеваний, включая коронавирус COVID-19, среди сотрудников компании". Работодателем во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача Республики Татарстан от 11 октября 2021 N7 вынесен приказ N 294-лсп от 27 октября 2021 об отстранении её от работы без сохранения заработной платы в связи с тем, что ею не были представлены документы, подтверждающие вакцинацию от новой коронавирусной инфекции. С данными приказами она не согласна, считает, что руководитель ООО "Спортмастер" вышел за пределы трудовых правоотношений и превысил должностные полномочия, нарушил требования трудового законодательства и конституционные права истца.
На основании изложенного, уточнив исковые требования, ФИО1 окончательно просила признать незаконными и отменить приказы N10 от 23 июня 2021 г. и N294-лсп от 27 октября 2021 г. об отстранении от работы; взыскать заработную плату за время вынужденного прогула с 09 ноября 2021 г. по 01 апреля 2022г, компенсацию за задержку выплаты заработной платы, компенсацию морального вреда в сумме 300 000 рублей.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20 октября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 февраля 2023 г. ФИО1 в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь незаконность и необоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанции, просит апелляционное определение от 16 февраля 2023г. и решение Набережночелнинского городского суда от 20 октября 2022г. отменить с передачей дела на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения, апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 234 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы.
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведённый перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно - противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия, в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н (действовал до 30 декабря 2021 г.), после чего вступил в силу приказ Минздрава России от 6 декабря 2021 г. N 1122н.
Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 г. N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Согласно подпункту 1.6 пункта 1 постановления Главного государственного санитарного врача Республики Татарстан от 11 октября 2021 года N 7 "О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Республике Татарстан" обеспечению проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям против COVID-19 подлежат работники организаций сферы предоставления услуг, в том числе торговли.
В пункте 2 постановления Главного государственного санитарного врача РТ от 11 октября 2021 года N 7 указано на необходимость руководителям организаций независимо от форм собственности, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Татарстан в сферах, установленных пунктом 1 настоящего постановления:
Определить работников, сотрудников, подлежащих обязательной вакцинации против COVID-19 согласно пункту 1 настоящего постановления.(2.1).
В срок до 08 ноября 2021 г. организовать проведение профилактических прививок против COVID-19 первым компонентом вакцины.(2.2).
В срок до 06 декабря 2021 г. организовать проведение профилактических прививок против COVID-19 вторым компонентом вакцины.(2.3).
Оказывать содействие медицинским работникам в проведении вакцинации работников, сотрудников. (2.4).
Отстранить от работы и/или перевести на дистанционный режим работы работников, сотрудников, не имеющих ни одной прививки против COVID-19, с 09 ноября 2021 г, без законченного курса вакцинации - с 07 декабря 2021 г. на период эпидемиологического неблагополучия. (2.5).
Ограничением к проведению профилактической вакцинации является наличие медицинских противопоказаний (пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ).
Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавирусной инфекции. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной. Отводы от прививок производятся по медицинским противопоказаниям.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что основным видом деятельности ООО "Спортмастер" является "Розничная мужской, женской и детской одеждой в специализированных магазинах".
На основании приказа о приёме работника на заботу от 22 сентября 2021 N 2481-кп ФИО1 принята на работу на должность продавца в магазин Торгового центра "Интермакс" в г. Набережные Челны Приволжского филиала ООО "Спортмастер".
Согласно п. 2, 1, 2.2. Должностной инструкции на продавца возлагаются следующие функциональные обязанности: нахождение на рабочем месте в чистом и опрятном виде, ношение форменной рабочей одежды; нахождение в определенной торговой зоне (приветствие покупателей); выполнение соответствующих регламентных работ; поддержание чистоты и порядка в торговом зале и подсобных помещениях; осуществление своевременного приёма товара в торговый зал со вклада магазина, презентация товара в торговом зале ; контроль качества и внешнего вида товара, выставленного в торговом зале, предпродажная подготовка товара, контроль и обеспечение наличия и правильности ценников и штрих-кодов товара.
Для обеспечения требования законодательства 23 июня 2021 генеральным директором ООО "Спортмастер" издан приказ N 10 "Об усилении мер по предотвращению инфекционных заболеваний, включая коронавирус COVID-19, среди сотрудников Компании", согласно которому сотрудникам подразделений, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, в которых приняты нормативно-правовые акты, предписывающие работодателям обеспечить профилактическую вакцинацию работников по эпидемиологическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), необходимо пройти указанной вакцинации в срок до 10 июля 2021г. (первая прививка в случае вакцинации двухкомпонентным или однокомпонентным препаратом) и до 10 августа 2021г. (вторая прививка в случае вакцинации двухкомпонентным препаратом). Предоставить Сертификат о вакцинации или документ о медицинских противопоказаниях к ней.
Пунктом 3 приказа рекомендовано всем сотрудникам, работающим на территориях субъектов РФ, где пока не приняты обязывающие нормативно - правовые акты, заранее самостоятельно пройти вакцинацию.
Согласно акту от 22 сентября 2021 г. истец ФИО1 не представила работодателю медицинский документ, подтверждающий проведение профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции 2019- nCoV или наличие медицинских противопоказаний для вакцинации.
Уведомлением N 1 от 15 октября 2021 о необходимости проведения профилактических прививок (вакцинации) работников против новой коронавирусной инфекции все сотрудники, в том числе истец, уведомлялись о принятом постановлении Главного Государственного санитарного врача по Республике Татарстан N 7 от 11 октября 2021г, о сроках проведения вакцинации, о необходимости предоставить документы о проведении вакцинации директорам магазинов, сообщить или предоставить медицинский отвод, а также об отстранении от работы в случае отказа от вакцинации без медицинского отвода без сохранения заработной платы, что подтверждается их подписями в листе ознакомления.
21 октября 2021 г. истец написала заявление - отказ от вакцинации от коронавирусной инфекции.
27 октября 2021 г. истец была предупреждена о предстоящем отстранении от работы с 09 ноября 2021 г. до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы.
Приказом N 294-лсп от 27 октября 2022 истец с 09 ноября 2021г. отстранена от работы до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании приказов ООО "Спортмастер" N10 от 23 июня 2021 и N294-лсп от 27 октября 2021 незаконными, суд первой инстанции, исходил из того, что прививка от коронавируса являлась обязательной, так как в Республике Татарстан вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). ФИО1 доказательств того, что она прошла вакцинацию профилактической прививкой против новой коронавирусной инфекции либо предоставила своему работодателю медицинскую справку о наличии противопоказаний к профилактической прививке против коронавирусной инфекции, не представила. Действия работодателя по отстранению истца от работы без сохранения заработной платы, ввиду её отказа от вакцинации, являются законными и обоснованными.
Поскольку суд отказал в удовлетворении иска об отмене приказов, как производные от данного требования, оставлены без удовлетворения требования о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о том, что судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан полностью проигнорировала апелляционное определение от 15 марта 2022г. Четвертого Апелляционного суда общей юрисдикции, которым решение Верховного суда РТ от 14 декабря 2021 г, подлежат отклонению как несостоятельные.
Доводы заявителя жалобы о том, что ответчик издал приказ, полностью противоречащий Конституции РФ, запретил трудиться согласно заключенному и действующему трудовому договору, лишив денежных средств, требуя в нарушение действующего законодательства предоставить документы, подтверждающие введение в свой организм экспериментальных препаратов генной инженерии по редактированию генома человека, названного вакциной от COVID-19, выводов судов предыдущих инстанций не опровергает и не свидетельствует о нарушении судами норм материального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы заявителя выводы суда первой и апелляционной инстанции мотивированы, основаны на собранных по делу доказательствах и установленных обстоятельствах. Нарушений норм материального и процессуального права судами предыдущих инстанций не допущено.
Таким образом кассационная жалоба ФИО1 подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Е.С. Уланова
А.А. Калиновский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.