Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, Судей Гусева Д.А, Андугановой О.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3107/2022, УИД: 54RS0002-01-2022-003954-69 по иску Осипенко Павла Николаевича к муниципальному казённому учреждению города Новосибирска "Центр управления городским автоэлектротранспортом" о признании отстранения незаконным, взыскании утраченного заработка и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Осипенко Павла Николаевича на решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 7 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 18 апреля 2023 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Осипенко П.Н. обратился в суд с иском к муниципальному казённому учреждению города Новосибирска "Центр управления городским автоэлектротранспортом" (далее - МКУ "ЦУГАЭТ") о признании отстранения от работы незаконным, взыскании утраченного заработка, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Осипенко П.Н. ссылался на то, что с 17 сентября 2010 г. состоит в трудовых отношениях с МКУ "ЦУГАЭТ", работает в должности контролёр-ревизора пассажирского транспорта.
Приказом директора МКУ "ЦУГАЭТ" Осипенко П.Н. был отстранён от работы до предоставления документа о прохождении вакцинации от новой коронавирусной инфекции или медотвода.
В связи с несчастным случаем на производстве, произошедшим 12 ноября 2021 г, Осипенко П.Н. был открыт больничный лист.
С 10 декабря 2021 г. по 24 декабря 2021 г. Осипенко П.Н. продолжал лечение по несчастному случаю на производстве.
27 декабря 2021 г. Осипенко П.Н. прибыл в МКУ "ЦУГАЭТ" для сдачи больничного листа N к оплате, но лист нетрудоспособности не был принят по причине отстранения от работы в связи с непредъявлением документов о прохождении добровольной вакцинации. Осипенко П.Н. неоднократно сообщал работодателю, что медицинские учреждения не дают метотвода пациентам, которые проходят какое - либо другое лечение, поэтому автоматически не допускается к добровольным испытаниям на вакцинацию COVID-19.
28 декабря 2021 г. Осипенко П.Н. позвонил начальнику КРС Ф. и сообщил, что его не допускают к добровольной вакцинации, так как нужно завершить полное лечение по травме и его последствий, но записали на прохождение вакцинации на 10 января 2022 г.
Осипенко П.Н. полагает, что был отстранён от работы незаконно, поскольку был отстранен от работы во время нетрудоспособности. За период незаконного отстранения с 10 декабря 2021 г. по 22 марта 2022 г. не дополучил денежные средства в размере 100 000 рублей. Действиями работодателя ему причинён моральный вред.
Осипенко П.Н. просил суд признать незаконным его отстранение от работы в период с 10 декабря 2021 г. по 22 марта 2022 г, взыскать с МКУ "ЦУГАЭТ" в его пользу неполученный в результате незаконного отстранения от работы заработок в размере 100 000 руб. и компенсацию морального вреда в размере 88 000 руб.
Решением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 7 декабря 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 18 апреля 2023 г, в удовлетворении требований Осипенко П.Н. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Осипенко П.Н. просит отменить решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 7 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 18 апреля 2023 г.
На доводы кассационной жалобы МКУ "ЦУГАЭТ" принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Осипенко П.Н, представитель ответчика МКУ "ЦУГАЭТ" не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении заказного почтового отправления, сформированными официальным сайтом Почты России.
От ответчика МКУ "ЦУГАЭТ" поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях МКУ "ЦУГАЭТ" на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Осипенко П.Н. с 2010 года состоит в трудовых отношениях с МКУ "ЦУГАЭТ" в должности контролёра пассажирского транспорта.
МКУ "ЦУГАЭТ" является муниципальным учреждением, подведомственным Мэрии г. Новосибирска.
И.о. директора МКУ "ЦУГАЭТ" С. 21 октября 2021 г. издан приказ N "О проведении обязательной вакцинации", согласно которому со ссылкой на Постановление Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 12 октября 2021 г. N 001 на руководителей отделов и служб возложены следующие обязанности:
1. Обеспечить явку работников, находящихся в подчинении, на проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции в медицинское учреждение по согласованию со специалистом по охране труда;
1.2 в срок до 21 ноября 2021 г. направить на проведение профилактических прививок первым компонентом, в срок до 21 декабря 2021 г. - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции.
1.3 Отстранить от работы, перевести на дистанционный режим работы с 21 ноября 2021 г. лиц, не имеющих первого компонента прививки против новой коронавирусной инфекции, с 21 декабря 2021 г. - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в п. 2 Постановления Главного государственного санитарного врача по НСО N 001 от 12 октября 2021 г.
1.4 Ознакомить под роспись работников с настоящим приказом и постановлением Главного государственного санитарного врача по НСО N 001 от 12 октября 2021 г. в срок до 26 октября 2021 г.
1.5 Усилить информационно-разъяснительную работу среди сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции, обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок.
1.6 Своевременно предоставить в отдел кадров бумажные копии или на электронную почту cugaet.ok403"mail, ru следующие документы:
действующего QR-кода, подтверждающего прохождение вакцинации против коронавирусной инфекции, или сертификата профилактической прививки от новой коронавирусной инфекции на бумажном носителе, или отрицательного результата лабораторного исследования на наличие коронавирусной инфекции, действительного в течении трех календарных дней со дня проведения исследования, или справки, подтверждающей, что гражданин понес новую коронавирусную инфекцию и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, полученной в медицинской организации, или медицинский отвод от вакцинации против коронавирусной инфекции, подтвержденный справкой медицинской организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь, о наличии противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции.
Осипенко П.Н. от ознакомления с указанным приказом отказался, о чём составлен акт от 8 ноября 2021 г.
12 ноября 2021 г. ответчиком подготовлено уведомление о необходимости Осипенко П.Н. пройти вакцинацию от новой коронавирусной инфекции первым компонентом вакцины в срок до 21 ноября 2021 г, в уведомлении указаны доступные способы записи на вакцинацию, указан срок прохождения вакцинации вторым компонентом до 21 декабря 2021 г, а также о необходимости представить в срок до 21 ноября 2021 г. в отдел кадров бумажные копии или на электронную почту документов, подтверждающих прохождение вакцинации или медицинскую справку о наличии противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции.
От получения данного уведомления Осипенко П.Н. отказался, о чёём составлен акт от 16 ноября 2021 г.
12 ноября 2021 г. с Осипенко П.Н. произошёл несчастный случай на производстве, открыт больничный лист в связи с временной нетрудоспособностью N.
Указанный больничный лист по результатам приёма закрыт 9 декабря 2021 г, показано приступить к работе с 10 декабря 2021 г. В качестве рекомендаций: ортопедический режим, без явки, продолжить физиолечение, консультация "данные изъяты" в плановом порядке.
10 декабря 2021 г. Осипенко П.Н. явился на работу и предоставил больничный лист N. Также представил возражения на приказ и.о. директора МКУ ЦУГАЭТ" от 21 октября 2021 г. N "О проведении обязательной вакцинации", в которых указал, что постановление главного государственного врача не является нормативно-правовым актом на основании которого работодатель имеет право отстранить работника от работы на основании абзаца восьмого части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации; профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных заболеваний, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения; приказом от 21 октября 2021 г. N работодатель превысил свои полномочия; работник не обязан предоставлять работодателю данные из медицинского учреждения; согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных о состоянии здоровья Осипенко П.Н. не давал.
Приказом директора МКУ "ЦУГАЭТ" от 10 декабря 2021 г. N/к Осипенко П.Н. отстранён от работы контролера пассажирского транспорта КРС с 10 декабря 2021 г. до предоставления QR-кода, подтверждающего прохождение вакцинации против коронавирусной инфекции (медицинской справки о наличии противопоказаний) или нормализации эпидемиологической обстановки и отмены постановления Главного государственного врача по Новосибирской области.
С указанным приказом Осипенко П.Н. был ознакомлен 10 декабря 2021 г, что подтверждается расшифровкой аудиозаписи разговора от 10 декабря 2021 г.
10 декабря 2021 г. Осипенко П.Н. открыт листок трудоспособности N, период нетрудоспособности с 10 декабря 2021 г. по 24 декабря 2021 г.
23 января 2022 г. Осипенко П.Н. в адрес начальника КРС Ф. направлено сообщение о прохождении вакцинации первым компонентом прививки 10 января 2022 г.
Приказом N/к от 22 марта 2022 г. в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 18 марта 2022 г. N 002, которым в свою очередь постановление главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 12 октября 2021 г. N 001 признано утратившим силу, Осипенко П.Н. был допущен к работе.
Полный курс вакцинации от коронавирусной инфекции Осипенко П.Н. завершён 1 февраля 2022 г.
Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Осипенко П.Н. требований, исходил из того, что истцом в нарушение требований локальных актов работодателя не были представлены документы, подтверждающие прохождение вакцинации от новой коронавирусной инфекции либо наличие противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции, в связи с чем у работодателя имелись законные основания для отстранения Осипенко П.Н. от работы.
Отклоняя доводы Осипенко П.Н. о том, что он был незаконно отстранён в период временной нетрудоспособности, суд первой инстанции исходил из того, что листок нетрудоспособности с 10 декабря 2021 г. по 24 декабря 2021 г. был выдан ему после вручения приказа об отстранении от работы, следовательно, на момент издания приказа и отстранения Осипенко П.Н. от работы, он являлся трудоспособным.
Также суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что после открытия 10 декабря 2021 г. Осипенко П.Н. нового листка нетрудоспособности, он, действуя разумно и добросовестно, мог обратиться в медицинскую организацию для получения медицинского отвода от вакцинации против новой коронавирусной инфекции, и в случае выдачи такой справки, мог представить её работодателю.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы Осипенко П.Н. и материалам дела не имеется.
Статьёй 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьёй 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создаёт угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно- эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Статьёй 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 18 марта 2020 г. N 72-п "О введении режима повышенной готовности на территории Новосибирской области" на территории Новосибирской области с 14:00 часов 18 марта 2020 г. был введён режим повышенной готовности.
Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учётом складывающейся эпидемиологической ситуации (пункт 66 СанПиН 3.3686-21).
Внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на федеральном уровне на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе на отдельных объектах, - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации (пункт 67 СанПиН 3.3686-21).
Во исполнение указанных норм права в связи с сохранением на территории Новосибирской области высокого риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в целях усиления мероприятий по предупреждению заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) населения Новосибирской области Главным государственным санитарным врачом по Новосибирской области было вынесено Постановление от 12 октября 2021 г. N 001 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Новосибирской области по эпидемическим показаниям".
В соответствии с подпунктами 1.1 и 1.2 пункта 1 указанного постановления Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области, постановлено обеспечить с 12 октября 2021 г. проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам в возрасте от 18 лет и старше, подлежащим обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям - выполняющим работы и (или) оказывающим услуги населению, в том числе в сфере транспорта общего пользования, такси, а также государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы, муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы, работникам органов власти и местного самоуправлении и подведомственных им организаций.
Пунктом 2 постановления Главного государственного врача по Новосибирской области от 12 октября 2021 г. N 001 установлено, что пункт 1 данного постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с пунктами 3.4, 3.5, 3.21, 3.22, 3.26, 3.35 временных Методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19"; лиц, перенесших в последние 6 месяцев заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтверждённое медицинскими документами и/или QR-кодом.
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесён ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечёт отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утверждён Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утверждён приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в том числе приоритету 2-го уровня относятся работники организаций транспорта и энергетики.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесённой в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно учли, если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Установив, что Осипенко П.Н. работает контролёром пассажирского транспорта в МКУ "ЦУГАЭТ", основным видом деятельности организации является деятельность вспомогательная прочая, связанная с автомобильным транспортом, МКУ "ЦУГАЭТ" является подведомственным органу местного самоуправления Мэрии г. Новосибирска, в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 12 октября 2021 г. N 001 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Новосибирской области по эпидемическим показаниям" Осипенко П.Н. подлежит обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции, от прохождения обязательной вакцинации отказался, а также отказался от предоставления информации о проведении вакцинации либо о наличии у него медицинских противопоказаний, суды пришли к правильному выводу о наличии у работодателя правовых оснований для отстранения истца от работы без сохранения заработной платы.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для отстранения Осипенко П.Н, аналогичны доводам ранее заявлявшимся истцом при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, они являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций и обоснованно отклонены.
Вакцинация направлена исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Согласно абзацу 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 г. N 1867-О).
С учётом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы истца Осипенко П.Н. о том, что он не мог быть отстранён от работы, основаны на неверном толковании и применении положений действующего законодательства.
Поскольку отстранение от работы является не правом, а обязанностью работодателя, что вытекает из статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, работодатель вправе запрашивать у работников, для которых вакцинация является обязательной в силу Перечня и нормативного правового акта главного санитарного врача, сведения о прохождении/непрохождении ими вакцинации.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с изложенными в решении выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, о незаконных действиях ответчика по отстранению истца от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, не влекут отмену судебных актов, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определённым категориям работников.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отстранение истца от работы, ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для её проведения, носило законный характер, поскольку трудовая деятельность истца подразумевает контакты с неограниченным кругом сотрудников и граждан, а потому отказ от вакцинации со стороны истца носил риск распространения новой коронавирусной инфекцией.
Доводы кассационной жалобы о том, что Осипенко П.Н. не могут быть отстранён от работы с 10 декабря 2021 г, поскольку с 10 декабря 2021 г. находился на больничном, также не влекут отмену обжалуемых судебных актов, поскольку судами первой и апелляционной инстанций достоверно установлено и материалами дела подтверждается, что листок нетрудоспособности 10 декабря 2021 г. был получен Осипенко П.Н. после вручения приказа об отстранении от работы.
Иные доводы кассационной жалобы заявителя также не свидетельствуют о наличии оснований, установленных в статье 379.7 ГПК РФ, для отмены принятых по делу судебных постановлений судом кассационной инстанции.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 7 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 18 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Осипенко Павла Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.