Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, адресВ., при секретаре Назаренко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца Бондаревой Веры Сергеевны на решение Тушинского районного суда адрес от 17 мая 2022 года и дополнительное решение Тушинского районного суда адрес от 15 августа 2022 года, которыми постановлено:
"Административный иск Бондаревой Веры Сергеевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по адрес о признании действий (бездействия) незаконными, - оставить без удовлетворения",
УСТАНОВИЛА:
Бондарева В.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес, в котором просит признать незаконными действия по сокрытию информации в сведениях об основных характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером 50:20:0041103:817 по адресу: фио, адрес, инвентарный номер 179:055-4372, в том числе: о номере земельного участка, в границах которого расположен указанный объект недвижимости; о предыдущих номерах объекта недвижимости с кадастровым номером 50:20:0041103:817- 1) 50-50-96/012/2012-329, внесённого в государственный кадастр недвижимости 08 февраля 2012 года согласно свидетельству о государственной регистрации прав, как ранее учтённый объект под номером 179:055-4372; 2) 50:20:0000000:276118, внесённого в государственный кадастр недвижимости 28 августа 2013 года согласно кадастровому паспортные данные N МО-15/ЗВ-2559704 с указанием предыдущих номеров 50-50-96/012/2012-329 и 179:055-4372, мотивируя свои требования тем, что Управление Росреестра по адрес в своих ответах от 17 ноября 2021 года и от 27 сентября 2021 года скрыло архивную информацию, свидетельствующую о расположении в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0041103:312 и 50:20:0041103:313 дома N11 в д. адрес 151, 2 кв.м, зарегистрированного 08 февраля 2012 года под условным номером 50-50-96/012/2012-329 и ранее учётным номером 179:055-4372. 20 июня 2013 года под тем же условным номером 50-50-96/012/2012-329 и учётным номером 179:055-4372 за Данилиной Л.В. было зарегистрировано 27/100 долей в праве на дом N11 в адрес на основании решения суда от 03 октября 2012 года о признании указанных долей за Данилиной Л.В. без учёта сведений о расположении этого дома в границах не принадлежавшего ей участка 50-20-18-2-2-11 (50:20:0041103:312 и 50:20:0041103:313). В настоящее время объект недвижимости, учтённый под инвентарным номером 179:055-4372, в ситуационном плане земельного участка
зарегистрирован в ЕГРН как жилой дом площадью 151, 2 кв.м, расположенный по адресу: фио, адрес, под якобы присвоенным 04 июля 2012 года кадастровым номером 50:20:0041103:817 без заявления собственника земельного участка, в границах которого дом расположен, с сокрытием сведений об основаниях ранее произведённой регистрации этого дома на земельном участке 50-20-18-2-2-11 (50:20:0041103:312 и 50:20:0041103:313). Кроме того, искажена информация о дате регистрации объекта с инвентарным номером 179:055-4372, она оформлена 08 февраля 2012 года на основании документа на земельный участок 50:20:0041103:312 (50-20-18-2-2-11) и ситуационного плана в кадастровом паспорте на дом, а не 04 июля 2012 года, также искажены технические характеристики объекта под инвентарным номером 179:055-4372, учтённым в описании созданного дома (у дома 2 этажа, а не 1) и дата создания дома - 1998 год вместо 1929 года.
Суд постановилприведенные выше решения, об отмене которых по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав административного истца Бондареву В.С, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения решений суда, постановленных в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства, не имеется.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Как установлено судом первой инстанции, 08 февраля 2012 года было зарегистрировано право собственности фио на жилой дом с кадастровым номером 50:20:0000000:276118, общей площадью 151, 20 кв.м, по адресу: адрес, на основании свидетельства о праве на наследство по закону (л.д. 16).
Решением Одинцовского городского суда адрес от 03 октября 2012 года по иску фио к Администрации адрес, Данилиной Лидии Владимировне об утверждении акта согласования местоположения торцевых границ земельных участков и встречному иску о восстановлении нарушенного права и прекращении права собственности удовлетворены исковые требования Данилиной Л.В, прекращено право собственности фио на жилой дом, расположенный по адресу: адрес, признано, что фио принадлежит 73/100 доли указанного дома, площадью 151, 2 кв.м, Данилиной Л.В. принадлежит 27/100 долей указанного дома площадью 151, 2 кв.м. (л.д. 78 оборот-83).
20 июня 2013 года зарегистрирована общая долевая собственность 27/100 на вышеуказанный объект недвижимости Данилиной Лидии Владимировны на основании решения Одинцовского городского суда адрес от 03 октября 2012 года (л.д. 17).
Решением Одинцовского городского суда адрес от 09 октября 2014 года по иску Данилиной Л.В. к фио был произведен раздел спорного жилого дома и установлены границы принадлежащих Данилиной Л.В. земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером 50:20:0041103:400 и земельного участка площадью 1000 кв.м.с кадастровым номером 50:20:0041103:385 (л.д. 88 оборот-93).
03 декабря 2015 года зарегистрировано право собственности на вышеуказанный земельный адрес Веры Сергеевны на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 12 ноября 2015 года.
Вступившим в законную силу решением Тушинского районного суда адрес от 10 ноября 2020 года по административному делу N 2а-176/20 по административному иску Бондаревой В.С. к Управлению Росреестра по адрес о признании решения незаконным, 26 ноября 2008 года зарегистрировано право собственности фио на земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером 50:20:0041103:312 на основании свидетельства о праве на наследство по закону.
03 сентября 2021 года и 18 октября 2021 года административный истец обратился к административному ответчику с заявлениями о разъяснении происхождения объекта недвижимости с кадастровым номером 50:20:0041103:817 по адресу: адрес, инвентарный номер 179:055-4372.
03 сентября 2021 года и 18 октября 2021 года административным ответчиком Управлением Росреестра по Москве истцу даны ответы о происхождении указанного объекта недвижимости (л.л. 9-12).
адрес, расположенным по адресу адрес, адрес Райкомземом был присвоен условный номер N 50-20-18-2-2-11, где 50 - субъект (адрес), 20 - район (Одинцовский), 18 - сельский округ (Назарьевский), 2 - населенный пункт (адрес), 2 - назначение земельного участка (под дом), 11 - номер земельного участка (11).
В связи с принятием Федерального закона N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", при внесении в государственный кадастр недвижимости земельных участков, расположенных по адресу: адрес, р-н Одинцовски адрес, автоматически были присвоены кадастровые номера 50:20:0041103:312, 50:20:0041103:313 с указанием ранее присвоенного условного номера 50-20-18-2-2-11, а также спорному объекту недвижимости по адресу: адрес, имеющему инвентарный номер 179:055-4372 - кадастровым номером 50:20:0041103:817.
В ЕГРН отсутствуют сведения о кадастровом номере земельного участка, в границах которого расположен объект недвижимое с кадастровым номером 50:20:0041103:817, отсутствуют также сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0041103:312, 50:20:0041103:313.
Правообладателями объектов недвижимости с кадастровыми номерами 50:20:0041103:312, 50:20:0041103:313 и кадастровым номером 50:20:0041103:817, проведение кадастровых и межевых работ не осуществлялось, в связи с чем сведения о пределах земельных участков координатах характерных точек границ объекта недвижимости с кадастровым номером 50:20:0041103:817 в ЕГРН отсутствую, а, соответственно, представление сведений об указанных объектах недвижимости не представляется возможным.
Принимая решения об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт сокрытия информации отсутствует, поскольку к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав не относится установление фактического местоположение объекта капитального строительства на земельном участке, в связи с чем не нашел оснований для признания действий Управления Росреестра по адрес незаконными.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу частей 3 и 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии с постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 02 февраля 1993 года N 91 государственное регулирование и координацию вопросов земельных отношений, а также использование земельных ресурсов осуществлял Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации.
В соответствии с Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08 апреля 1996 года, и на основании Указа Президента РФ от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", при ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель каждому объекту недвижимости Райкомземом присваивался условный номер.
24 июля 2007 года вступил в силу Федеральный закон N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", в соответствии с которым орган, по результатам осуществления действий по кадастрированию, вносит в государственный кадастр недвижимости сведения о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, то есть уникальные характеристики объекта недвижимости, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на адрес государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Порядок проведения кадастрового учета определен Приказом Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 года N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости".
Порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров определен Приказом Минэкономразвития РФ от 04 апреля 2011 года N 144 "Об утверждении Порядка кадастрового деления адрес и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Государственный земельный кадастр содержит сведения о земельных участках; территориальных зонах; землях и границах территорий муниципальных образований; землях и границах субъектов Российской Федерации; землях и границах Российской Федерации.
Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.
Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Фактическое местоположение объекта недвижимости определяется в процессе выполнения кадастровых работ при уточнении местоположения границ объекта недвижимости.
В силу пункта 8 части 4 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ, в ЕГРН вносятся основные сведения об объекте недвижимости, включая сведения о кадастровом номере земельного участка, в границах которого расположен объект капитального строительства.
Согласно части 5 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ, местоположение здания на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура такого здания на земельном участке.
Таким образом, исходя из вышеуказанной нормы действующего законодательства, для установления фактического местоположение объекта капитального строительства на земельном участке возможно только в случае наличия координат характерных точек здания.
По результатам проведения кадастровых работ в отношении такого объекта капитального строительства оформляется технический план, который в силу статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ является основанием для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
При этом, следует отметить, что ни Федеральный закон N 218-ФЗ, ни Федеральный закон N 221-ФЗ не предусматривают требования к правообладателям земельных участков, являющихся ранее учтенными объектами недвижимости, к определению местоположения их границ и внесения соответствующих сведений в ЕГРН. В связи с этим данные процедуры осуществляют на усмотрение правообладателей таких объектов.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 января 2017 года N П/0027 "О внесении изменений в положения о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации, утвержденные приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30 мая 2016 года N П/0263" Управление осуществляет функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции в сфере геодезии и картографии, наименований географических объектов, по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров на территории адрес, в том числе организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в 'полном объеме рассмотрение устных и письменных обращений граждан, а также обращений юридических лиц.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, а также учитывая установленные по настоящему административному делу обстоятельства, в соответствии с которыми факт сокрытия Управлением Росреестра по адрес информации, запрашиваемой Бондаревой В.С. отсутствует, оснований для признания незаконными действий административного ответчика не имеется, административные исковые требования Бондаревой В.С. подлежат оставлению без удовлетворения.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилхарактер правоотношений, лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановилрешение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемом решении.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведенных норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тушинского районного суда адрес от 17 мая 2022 года и дополнительное решение Тушинского районного суда адрес от 15 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 16 августа 2023 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.