Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев протест первого заместителя прокурора Чувашской Республики Жилина И.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N7 Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 6 февраля 2023 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 марта 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Чебоксары" Чернышова Павла Владимировича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N7 Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 6 февраля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 марта 2023 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Чебоксары" Чернышова Павла Владимировича (далее - Чернышов П.В.) прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.
В протесте, принесенном в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, первый заместитель прокурора Чувашской Республики Жилин И.А, ссылаясь на незаконность судебных решений, просит их отменить и направить настоящее дело на новое рассмотрение мировому судье.
Чернышов П.В, извещенный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении названного выше протеста, возражения на указанный протест не представил.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и проверка доводов протеста позволяет прийти к следующим выводам.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями (пункт 3 статьи 7 Закона о прокуратуре).
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Калининского района г. Чебоксары по поручению прокуратуры республики в октябре 2022 года проведена проверка МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Чебоксары" (далее - МКУ "Управление ЖКХ г. Чебоксары") на предмет соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части создания условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры.
Проведенной проверкой установлено, что надземные пешеходные переходы, расположенные по адресу: г. Чебоксары, Марпосадское шоссе, 57Н и 59Н, находящиеся на балансе МКУ "Управление ЖКХ г. Чебоксары", не соответствуют требованиям, предъявляемым действующим федеральным законодательством в связи с отсутствием беспрепятственного доступа к ним маломобильных групп населения - входная площадка в надземный пешеходный переход на Марпосадском шоссе 59Н с одной стороны не имеет пандуса для маломобильных групп населения. Кроме того, вдоль пандусов не установлены поручни, уклон пандусов не соответствует СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2021", ГОСТ Р 59432-2021. Лифты в надземные пешеходные переходы не функционируют.
В связи с выявленными нарушениями заместителем прокурора района 20 октября 2022 года в адрес директора МКУ "Управление ЖКХ г. Чебоксары" Чернышова П.В. внесено представление об устранение выявленных нарушений.
8 ноября 2022 года должностным лицом Чернышовым П.В. прокуратуре Калининского района г.Чебоксары дан ответ о рассмотрении вышеуказанного представления.
12 декабря 2022 года в отношении директора МКУ "Управление ЖКХ г.Чебоксары" Чернышова П.В. заместителем прокурора Калининского района г.Чебоксары возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку должностным лицом не исполнены законные требования прокурора, указанные в представлении, а именно: не представлены сведения о принятии мер по устранению нарушений и недопущению их впредь, представление рассмотрено без участия представителя прокуратуры и уведомления о времени и месте рассмотрения представления.
Мировой судья, с выводами которого согласился судья районного суда, прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях директора Чернышова П.В.
При этом судебные инстанции исходили из того, что должностным лицом требования статей 7 и 24 Закона о прокуратуре выполнены, и в настоящее время учреждением принимаются меры к разрешению сложившейся ситуации.
Между тем, с такими выводами судебных инстанций согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также жалобы на постановление по такому делу выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу приведенных выше положений пункта 3 статьи 7 Закона о прокуратуре прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов, в том числе некоммерческими организациями.
Следовательно, изложенное в представлении требование о его рассмотрении с участием представителя прокуратуры основано на нормах названного Закона и обязывает лицо, в чей адрес вынесено представление, как уведомить прокурора о времени и месте рассмотрения представления, так и рассмотреть его с участием представителя прокуратуры.
Изложенное не противоречит правовому подходу, выраженному Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от 2 сентября 2019 года N 48-АД19-8, 16 марта 2016 года N 47-АД16-1, 4 апреля 2013 года N 47-АД13-1.
Таким образом, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также положений статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследован судьей городского суда без надлежащей правовой оценки, выполнение должностным лицом требований прокурора, изложенных в представлении, надлежащим образом не выяснено, обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия решения по данному делу, не установлены.
Данные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлиявшими на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, носят фундаментальный, принципиальный характер.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
В соответствии с перечисленными нормами, и учитывая, что за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкцией статьи для должностных лиц предусмотрено административное наказание в виде дисквалификации, срок давности привлечения к административной ответственности таких лиц за совершение указанного правонарушения составляет один год.
Поскольку допущенные нарушения являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на сделанные судьей выводы и исход дела, а на момент рассмотрения протеста в Шестом кассационном суде общей юрисдикции срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек, постановление мирового судьи судебного участка N7 Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 6 февраля 2023 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 марта 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене с возвращением дела на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N7 Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики.
При новом рассмотрении мировому судье надлежит учесть изложенное в настоящем постановлении, принять меры к выяснению всех обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, дать оценку представленным доказательствам, и правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
протест первого заместителя прокурора Чувашской Республики Жилина И.А. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N7 Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 6 февраля 2023 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 марта 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Чебоксары" Чернышова Павла Владимировича, отменить.
Материалы дела направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N7 Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.